Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

ابن بطة العكبري‎‎

Имам Ибн Батта аль-’Укбари, да смилуется над ним Аллах

мусульманский ученый, мухаддис, факих

Имам Ибн Батта, полное имя — Абу Абдуллах ’Убайдуллах ибн Мухаммад ибн Хамдан аль-’Укбари аль-Ханбали Ибн Батта.

Он родился в 304 году по хиджре и скончался в 387г. Был шейхом Ирака своего времени. Имам аль-Багъдади в «Тарих аль-Багъдад» рассказывал со слов Абу Хамида ад-Дауали, что Ибн Батта после возвращения с путешествия (вероятно требование знания) пребывал дома в течении сорока лет. Его никогда не видели, чтобы он кушал (так как соблюдал пост всегда), кроме двух праздников. Он всегда изменял порицаемое, стоило ему о нем узнать или услышать. Он был суров по отношению к нововведениям и приверженцам нововведений. Написал много трудов, известнейшим из которых является его труд, именуемый «аль-Ибана аль-кубра», посвященный вероубеждению ахлю-сСунна.

Но несмотря на его великое достоинство, он был слаб в хадисах и допускал ошибки в них. Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Яхья аль-Му’аллими в биографии Ибн Батты привел слова имам аз-Захаби, сказавшего о нем в «аль-Мизан» следующее: «Он был имамом, однако допускал ошибки в хадисах. Но, несмотря на его слабость в хадисах, он был имамом Сунны и имамом в фикъхе». Потом шейх аль-Му’аллими заключил: «Несмотря на достоинство, знание, аскетизм и праведность Ибн Батты, он допускал множество ошибок в хадисах. И то сообщение, в котором он уединился, не принимается». См. «ат-Танкиль» 1/346-347.

Слова похвалы в адрес ибн Батта, да смилуется над ним Аллах

Его ученик аль-Атикъи сказал о нем: «И он был праведным человеком… и его ду’а обычно принималось». См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 12/106.

Сказал Имам аз-Захаби: «Он был Имамом в Сунне, Имамом в Фикхе, и человеком чье ду’а принималось (или: на чье дуа отвечалось)…». См. «Мизан аль-Иттидаль», 3/15

Абу Са’д ас-Сам’ани сказал: «Он был выдающимся Имамом…». См. «аль-Ансаб», ас-Сам’ани, 1/368

См. также «Тарих Димашкъ», 38/108, «Тарих Мадинат ас-Салям» 12/102, «Табакъат аль-Ханабиля», 3/260 и 3/258, «Тарих Багдад», 12/102.