Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
إسحاق بن راهويه
Абу Йа’куб Исхак ибн Ибрахим ибн Махлад (больше известный как Ибн Рахавейх) – выдающийся знаток хадисов и мусульманского права. Говорят, что его отец получил прозвище Рахавейх (перс. «найденный на дороге»), потому что родился по пути в Мекку. Когда эмир Хорасана ‘Абдаллах ибн Иахир спросил ученого, не возражает ли он против того, чтобы его звали Ибн Рахавейхом, он ответил: «Знай же, повелитель, что мой отец родился в пути и за это жители Мерва нарекли его Рахавейхом. Отцу не нравилось, когда его называли так, а мне всё равно».
Ибн Рахавейх родился в 161 г. х. и много путешествовал в поисках знаний. Он обучался у богословов Хиджаза, Ирака, Йемена и Сирии, слышал хадисы от Суфйана ибн ‘Уйайны и его современников. Он застал ‘Абдаллаха ибн аль-Мубарака и слышал хадисы из его уст, но не решался пересказывать их, поскольку тогда был слишком молод. Ад-Даракутни упомянул его в числе улемов, рассказывающих от имени имама аш-Шафи’и, а аль-Байхаки относил его к ученикам последнего. Согласно его собственному признанию, он знал наизусть семьдесят тысяч хадисов, легко запоминал то, что слышал, и никогда не забывал то, что сумел запомнить. Среди его учеников – имамы аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи и многие известные богословы.
Благодаря глубоким познаниям и глубокой набожности Ибн Рахавейх заслужил похвалу современников. Передают, что Вахб ибн Джарир говорил: «Да воздаст Аллах добром от имени Ислама Искаху ибн Рахавейху, Садаке ибн аль-Фадлу и Йа’муру [ибн Бишру]! Они возродили сунну на Востоке». Имам Ибн Хузайма говорил: «Клянусь Аллахом, если бы Исхак жил среди табиев, то они признали бы его память, знания и понимание религии».
Ибн Рахавейх скончался в Нишапуре в 243 г. х. Согласно аль-Хакиму, к тому времени он закопал книги со своими записями. Так поступали и некоторые другие имамы (например, ‘Абдаллах ибн аль-Мубарак и Мухаммад ибн Йахйа), которые считали допустимым пересказывать только хадисы, услышанные непосредственно из уст ученых. Они опасались, что, если их записи попадут в руки неблагонадежных людей, те могут исказить их смысл и привнести новшества в религию. Да смилуется над ними Всевышний Аллах!
См. аз-Захаби. Сийар. Т. 11. С. 358-383; Ибн Халликан. Вафайат. Т. 1. С. 199-200.