Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
جمال الدين المز
хафиза Абу-ль-Хаджаджа Джамалу д-Дина звали Юсуф ибн аз-Закий Абду-р-Рахман ибн Юсуф ибн Абду-ль-Малик ибн Юсуф ибн Али ибн Аби-з-Захр аль-Халяби аль-Миззи. Он родился в городе Халяб (Алеппо) в 654 году по хиджре, но вырос и провёл жизнь в юго-западном районе современного Дамаска, который называется «Аль-Мизза».
С детства Хафиз аль-Миззи проявлял огромные способности в изучении исламских наук. Еще в малолетнем возрасте он заучил наизусть Коран, приобрел необходимые знания в фикхе (исламской юриспруденции) и принялся за изучение хадисов Посланника Аллаха ﷺ. В поисках знаний он объездил многие города Шама, такие как Дамаск, Алеппо, Хама, Ба’лябакка, а также обучался в Мекке, Медине и Египте. За многие годы обучения он прочитал и выслушал множество книг у самых авторитетных ученых своего времени. Но основной наукой, в которую углубился Хафиз аль-Миззи, была наука хадисов, а также наука, изучающая приемлемость и слабость передатчиков хадисов (аль-джарх ва-т-та’диль). Его смело можно назвать знаменосцем науки джарх ва-т-та’диль, так как его знания и работы в этой области шариата внесли значительный вклад в ее развитие и стали примером подражания для многих других ученых.
Его учителя:
Среди его шейхов и учителей были такие выдающиеся ученые, как имам Ан-Навави, Аль-Мунзири, Аль-Йильдани, Ахмад ибн Аби-ль-Хейр, Муслим ибн Аллян и Аль-Фахр ибну-ль-Бухари. Также, Хафиз аль-Миззи провел большой промежуток своей жизни рядом с шейху-ль-Ислямом Ибн Таймией, от которого он получил много пользы. Он прочитал со своим шейхами большие и малые книги, как шесть самых авторитетных сборников хадисов (кутубу-с-ситта), «Муснад», «Му’джам аль-Кабир», «Тарих аль-Хатыб», «Мустахрадж аля Муслим», «Даляиль» и многие другие книги.
Ибн Насыру-д-Дин передал от Абу АбдиЛляха Аз-Захаби, что он сказал: «Самых знающих людей, которых я видел, было четверо: Ибн Дакик аль-‘Ид, Ад-Димьяты, Ибн Таймия и Аль-Миззи. Ибн Дакик аль-Ид — лучший из них в понимании хадиса, Ад-Димяты лучше всех из них знал про родословные, Ибн Таймия больше всех из них знал матны (тексты) книг, а Аль-Миззи лучше всех знал о положении передатчиков хадисов».
Стоит также упомянуть, что о нем была написана книга шейхом Абу Саидом Аль-Аляи, которая называется «Сильуан ат-тааззи би-ль-хафиз Аби-ль-хаджадж аль-Миззи».
Его труды:
Среди его многочисленных работ, безусловно, принесших огромную пользу мусульманам, особенно можно выделить следующие: «Тахзибу-ль-камаль фи асмаи-р-риджаль» в 12 томах.
«Аль-Атраф» в 8 томах, которые являются предельно полезными в области хадисоведения. Ибн Тулюн сказал о них: «Известно, что мухаддисы после него зависели от двух этих книг».
Можно упомянуть и такие труды, как «Аль-Мунтака мина-ль-ахадис» и «Мухтасар тахзиб-аль-камаль». Это лишь малая часть его трудов и произведений.
Кроме написания книг шейх также занимался обучением студентов в медресе в Дамаске. Так он стал заведующим в медресе «Ад-Дар аль-Ашрафия», где много лет преподавал и читал хадисы Посланника Аллаха ﷺ. Ему приходилось преподавать и в других медресе и мечетях.
Приводит Ас-Субки в книге «Табакату-ш-шафийати-ль-кубра»: «Наш шейх Аль-Миззи был удивительным явлением своего времени. Чтец мог целый день читать ему хадисы с разными цепочками и преданиями, и он разъяснял ему имена передатчиков. Он не спал и не отвлекался, объясняя моменты разногласий, уточняя непонятные имена передатчиков и определяя непонятные хадисы, и не отвлекался, когда в нем нуждались другие. Однажды студенты во время чтения ему заметили, что он начал засыпать, и когда один из них ошибся, то он сразу же проснулся, как будто кто-то его разбудил, и исправил студента…»
Хафиз Аль-Миззи покинул этот мир 1 числа месяца сафар 742 года в 88 летнем возрасте. Ибн Касир, который был мужем его дочери, описал предсмертный миг Аль-Миззи в своей книге «Аль-Бидая ва-н-нихая» и упомянул, что шейх покинул этот мир в субботу после совершения обеденного намаза, читая «аят аль-Курсий».
Заупокойный намаз за него совершили в одной из мечетей Дамаска, после чего он был похоронен рядом с могилой шейху-ль-Исляма Ибн Таймии, да смилуется Аллах над ними обоими.