Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
مالك بن أنس
Абу ‘Абдуллах Малик ибн Анас ибн Малик аль-Мадани — великий имам, знаток хадисов, правовед этой общины, основатель и эпоним одной из четырёх религиозно-правовых школ. Более известен как «Имам дар аль-хиджра», то есть «имам Дома переселения».
Он родился в 93 году по мусульманскому летоисчислению в Медине.
Сообщается, что мать носила его в утробе три года. Он составил свод хадисов «Китаб аль-Муватта». Ещё до написания «Сахиха» аль-Бухари, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и говорил, что «никогда не появлялась на земле книга, которая была бы ближе к Корану, чем книга Малика».
Его перу принадлежат также и другие книги.
Имам Малик скончался утром 14-го числа месяца раби‘ аль-авваль 179 г.х.. Погребальную молитву над ним возглавил правитель Медины ‘Абдуллах ибн Мухаммад аль-Хашими. Малик ибн Анас похоронен на кладбище аль-Баки‘.
См. «Тазкирату аль-Хуффаз» аз-Захаби, 1/154–157; «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 8/48–135.
Имам аш-Шафи‘и сказал: «Если упоминают учёных, то Малик — это звезда».
Он сказал также: «Если бы не Малик и Ибн ‘Уяйна, то ушло бы знание Хиджаза».
Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: «Малик является учёным жителей Хиджаза и доводом своего времени».
Асад ибн аль-Фурат сказал: «Если ты желаешь Аллаха и Последнюю обитель, то тебе следует держаться за Малика ибн Анаса»
См. «Тазкирату аль-Хуффаз» аз-Захаби, 1/154–157; «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 8/48–135.
Джа’фар ибн ‘Абдуллах рассказывал: «Мы находились у Малика ибн Анаса, когда к нему пришел какой-то человек и спросил: «О Абу Абдуллах! Милостивый возвысился на Троне. А как Он возвысился?» Этот вопрос вызвал у Малика столь сильный гнев, как ничто другое. Он посмотрел на землю и стал разгребать ее палкой, которая была у него в руке, продолжая это делать до тех пор, пока на нём не появилась испарина, после чего, подняв голову и бросив палку, он сказал: «Спрашивать «как» неразумно! То, что Он возвысился (на Троне) известно! Вера в это обязательна! А задавать вопросы об этом – ересь (бид’а)! И я думаю, что ты приверженец нововведений!», – после чего он велел выгнать этого человека».
См. Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 6/325-326.