Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
موسى الخجاوي الحنبلي
Шарафуддин Абу ан-Наджа Муса ибн Ахмад ибн Муса ибн Салим ибн Иса ибн Салим аль-Хаджави (аль-Хаджауи) аль-Макдиси затем ас-Салихи ад-Димашкы аль-Ханбали.
аль-Хаджауи — принадлежность к Хаджа, есть также версия Хадджа и Хидджа — одна из деревень Наблуса. Про тех, кого относят к ней, говорят Хадджи или Хаджави, так же как про жителя мекки можно сказать Макки и Маккави. И сказали некоторые: аль-Хиджави.
аль-Макдиси — принадлежность к Иерусалиму, на арабском «Кудс».
ас-Салихи — принадлежность к поселку ас-Салихия возле Дамаска.
О дате его рождения писал Мухаммад ибн Али ибн Ахмад ибн Тулюн ас-Салихи (ум. 953 г.х.) в «Захаир аль-каср фи тараджим нубаля аль-аср»: «Родился он с очень большой долей вероятности в 895 году». См. Хашия «ан-На’т аль-акмаль», с. 123.
Он родился и провел юность в деревне Хаджа или Хадджа (тер. совр. Палестины), в ней он выучил Коран, получил начальные знания в разных науках, занялся фикхом и полностью посвятил себя ему. Затем переехал в Дамаск (тер. совр. Сирии) и остановился в школе им. имама, шейх уль-Ислама Абу Умара Мухаммада ибн Ахмада аль-Макдиси аль-Ханбали. Учился у ученых своего времени, а в фикхе более всего у Шихабуддина аш-Шувейки, пока полностью не окреп в нем. На этой базе он вырос до того, что стал исключительным явлением своего времени в знании мазхаба имама Ахмада.
• Его шейхи
1. Имам, выдающийся ученый Шихабуддин Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад аш-Шувейки ан-Набульси, затем ад-Димашкы ас-Салихи, муфтий ханбалитов в Дамаске. У него есть книга «ат-Таудых фи аль-джам’ байна аль-Мукни’ уа ат-Танкых», она есть в изданном варианте в наше время.
2. Абу Хафс Наджмуддин Умар ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Муфлих ар-Рамини, затем ас-Салихи ад-Димашкы аль-Ханбали. Сказал о нем шейх Мухаммад Камалюддин ибн Мухаммад аль-Газзи аль-‘Амири аш-Шафии, автор «ан-На’т аль-акмаль»: «Море знаний, выдающийся знаток, специалист, глубокий в понимании, доблестный правовед, шейх уль-Ислам». См. «Ан-На’т аль-акмаль», с. 94.
3. Выдающийся ученый Абу аль-Баракат Мухиббуддин Ахмад ибн Мухаммад аль-‘Укейли, хатыб Мекки. Сказал о нем автор «ан-На’т аль-акмаль»: «Хранитель иснадов, долгожитель, хатыб Запретной мечети». См. «Ан-На’т аль-акмаль», с. 182.
4. Ас-Сеййид Камалюддин Мухаммад ибн Хамза аль-Хусейни, муфтий дамасского представительства Министерства юстиции. Получил от него иджазы с иснадами к различным книгам и сборникам после прочтения ему их.
• Его ученики:
У него было очень много учеников и не счесть тех, кто брал от него пользу при жизни, поскольку долгое время он преподавал в Школе (медресе) им. Шейха Абу Умара, в Омеядской соборной мечети в Дамаске и Музаффаритской соборной мечети в ас-Салихии. Отдельно среди его учеников можно упомянуть следующие имена:
1. Имам Шихабуддин Ахмад аль-Уафаи аль-Ханбали. Писал о нем хафиз Наджмуддин Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газзи аль-‘Амири аш-Шафии: «Сейчас он — муфтий ханбалитов в Дамаске».(4)
2. Его сын — Яхья ибн Муса аль-Хаджави. Описал его автор «ан-На’т аль-акмаль» словами: «Имам, преуспевший в науках, хранитель иснадов, мухаддис, специалист в наследственном праве, правовед».(5)
3. Шейх, хранитель иснадов Ибрахим ибн Мухаммад аль-Ахдаб ас-Салихи.
4. Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад аш-Шувейки.
5. Абу ан-Нурейн Усман ибн Мухаммад ибн Ибрахим, известный как Абу Джадда, один из ученых Неджда.
6. Абу Бакр ибн Зейтун ас-Салихи.
7. Кады Шамсуддин ибн Тариф.
8. Кады Шамсуддин ар-Руджейхи.
9. Мухаммад аль-Мардави.
10. Ахмад ибн Мухаммад ибн Мушарраф, который после обучения у имама аль-Хаджави стал судьей в селении Ушейкыр (тер. совр. КСА) и одним из шейхов Неджда, преуспевших в преподавании.
11. Замиль ибн Султан, судья эр-Рияда.
12. Шамсуддин Мухаммад ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Хумейдан ан-Неджди. Семь лет неуклонно посещал уроки имама, прослушал два раза его объяснение собственной книги «аль-Икна’» и получил разрешение преподавать фикх мазхаба, и давать фатву по нему.
• Его деятельность
1. Преподавание в ханбалитской школе (медресе) им. Шейха Абу Умара.
2. Преподавание в Омеядской соборной мечети в Дамаске.
3. Преподавание в Музаффаритской соборной мечети в ас-Салихии.
4. Выполнение обязанностей имама в Музаффаритской соборной мечети после Шихабуддина аль-Мардави, известного как Ибн ад-Диуан.
5. Выдача фатв.
6. Написание трудов.
• Его труды
1. «Аль-Икна’ ли талиб аль-интифа’». Матн в ханбалитском фикхе. Книга издана в четырех больших томах. В ней автор собрал огромное количество вопросов с их правовыми положениями, выбирая из них только те постановления, переданные от имама Ахмада и муджтахидов его мазхаба, которые по правилам мазхаба должны считаться самыми весомыми.
2. «Зад аль-мустакни фи-хтисар аль-Мукни’». — Матн, по которому широко распространено изучение ханбалитского фикха учащимися среднего уровня. Отличается большим количеством раскрытых вопросов при максимальной краткости использованных выражений.
3. «Шарх манзума аль-адаб». Объяснение поэмы об исламской культуре поведения, которую написал выдающийся ученый шейх Мухаммад ибн Абдулькави аль-Мардави аль-Ханбали.
4. «Манзума аль-кабаир». Поэма о больших грехах.
5. «Хауаши ат-Танкых». Примечания к книге имама Аляуддина аль-Мардави «Танкых аль-мушби’».
6. «Хашия ‘аля аль-Фуру’». Примечания к многотомной книге имама Ибн Муфлиха «аль-Фуру’».
7. «Шарх аль-муфрадат». Объяснение вопросов в которых главное мнение ханбалитского мазхаба противоречит главным мнениям трех остальных мазхабов.
8. «Гариб люга аль-Икна’». Объяснение сложных для понимания слов в книге «аль-Икна’».
9. «Манзума аль-адаб аш-шар’ия». Поэма с изложением правил и правовых положений, связанных с исламской культурой поведения.
Умер в 968 г.х., да помилует его Аллах.
Писал о нем хафиз Наджмуддин Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газзи аль-‘Амири аш-Шафии (ум. 984 г.х.): «Выдающийся ученый, муфтий. Сказал отец нашего шейха: «Он был ученым, поступавшим в соответствии со знаниями, был крайне аскетичным, стал самым авторитетным шейхом среди господ-ханбалитов, и к нему перешло главенство в фатве». См. «Аль-Кауакиб ас-саира», 3/215.
Писал о нем биограф и правовед шейх Абу аль-Фалях Абдульхай ибн Ахмад ибн Мухаммад аль-‘Акри аль-Ханбали, известный как Ибн аль-‘Имад аль-Ханбали (ум. 1089 г.х.): «Имам, выдающийся ученый, муфтий ханбалитов в Дамаске и шейх уль-Ислам в нем. Был имамом, специалистом, знатоком усуль аль-фикха, правоведом, мухаддисом, остерегающимся сомнительного». См. «Шазарат аз-захаб» 8/327.
Сказал о нем выдающийся правовед шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути аль-Ханбали (ум. 1051 г.х.): «Шейх, имам, выдающийся ученый, опора, пример для подражания, обладатель глубокого понимания». См. «Ар-Рауд аль-мурби’» 1/25.
Сказал о нем шейх Мухаммад Камалюддин ибн Мухаммад аль-Газзи аль-‘Амири аш-Шафии, муфтий шафиитов Дамаска, биограф (ум. 1214 г.х.): «Имам, выдающийся ученый, предводитель в религии, море знаний, выдающийся знаток, обладатель глубокого понимания, шейх уль-Ислам, муфтий ханбалитов в Дамаске, тот, на кого опираются в фикхе на землях Шама (Леванта)… Автор трудов, с которыми пускались всадники вскачь, и принимали их люди с расположением эпоха за эпохой… Автор превосходных уточнений, прекрасных тонкостей, принятых с расположением исследований, охваченных чистосердечием постановлений». См. «Ан-На’т аль-акмаль», с. 124.
Сказал о нем имам Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини аль-Ханбали (ум. 1188 г.х.): «Печать исследователей-уточнителей шейх Муса аль-Хаджави». См. «Гиза аль-альбаб шарх манзума аль-адаб» 1/10.
Писал о нем шейх Абдулькадир ибн Бадран ад-Димашкы аль-Ханбали (ум. 1346 г.х.): «Оставшийся из муджтахидов, на него опираются в мазхабе Ахмада на землях Шама (Леванта)… В целом он из ученых-столпов и из величайших ученых». См. «Аль-Мадхаль», с. 441.