Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

مسلم بن الحجاج

Муслим ибн аль-­Хаджжадж, да смилуется над ним Аллах

выдающийся хадисовед, великий учёный, , автор «Сахих Муслим»

Муслим ибн аль-­Хаджжадж ибн Муслим, Абу аль-­Хусайн аль-­Кушайри ан-Нишапури (ан-­Найсабури) — выдающийся хадисовед и великий имам. Родился в Нишапуре в 204 году по мусульманскому летоисчислению.

Начал изучать хадисы в детстве и много путешествовал по Ираку, Хиджазу, Шаму и Египту.

Его учителя:
Обучался у таких выдающихся учёных, как ‘Али ибн аль-­Джа‘д, Яхья ибн Ма‘ин, Исхак ибн Рахавайхи, Ахмад ибн Ханбаль, Абу Бакр ибн Абу Шейба, Абу ‘Абдуллах аль-­Бухари, Абу Ахмад аль-­Фарра.

Его ученики:
Были имамы Абу ‘Иса ат-­Тирмизи, Ибрахим ибн Абу Талиб, Ибн Абу Хатим и Абу ‘Авана аль-­Исфарайини, аль-­Хусайн ибн Мухаммад аль-­Каббани, Абу Бакр аль-­Джаруди и др.

Его труды:
1. «‘Иляль аль-хадис» — о недостатках хадисов
2. «Тамйиз» — об ошибках в тексте и иснаде хадисов
3. «аль-­Куна ва-ль-ас­ма» — о передатчиках, известных по куньям
4. «Табакат» — о поколениях передатчиков хадисов
5. «аль-­Мунфаридат ва-ль-вахдан» — о малоизвестных передатчиках) и др.

Наибольшую известность получил его сборник «Аль-­Муснад ас-­Сахих», более известен как «ас-­Сахих Муслима», который считается вторым по значимости сборником хадисов после «Сахиха» аль-­Бухари.

В предисловии к своему комментарию к «Сахиху» имам ан-­Навави пишет: «Благодаря этому труду он заслужил наилучшие похвалы и оставил о себе память до самого Дня воскресения». См. «аль-Минхадж шарх Сахих Муслим» ан-Навави 1/53.

Умер в возрасте 55 лет в воскресенье 25 раджаба 261 года по мусульманскому летоисчислению в Нишапуре, где и был похоронен.

Слова похвалы в адрес имама Муслима, да смилуется над ним Аллах

Ахмад ибн Саляма сказал: «Я видел, как Абу Зур‘а и Абу Хатим в своё время предпочитали Муслима ибн аль-­Хаджаджа над остальными учёными в познании достоверности хадисов». См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 12/557–580 с сокращением.