Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
ثابت البناني
Абу Мухаммад Сабит ибн Аслям аль-Бунани аль-Басри — известный табиин, отличавшийся глубокими познаниями и любовью к поклонению. Он родился в период правления Му‘авийи ибн Абу Суфйана и принадлежал к вольноотпущенникам бану са‘д ибн луайй ибн галиб — рода, больше известного как бунана.
Сабит аль-Бунани считается передатчиком, заслуживающим доверия. Он слышал хадисы от Анаса ибн Малика, ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, ‘Умара ибн Абу Салямы, да будет доволен всеми ими Аллах, и от других.
Абу Хатим ар-Рази, говорил: «Самые надёжные ученики Анаса ибн Малика — аз-Зухри, потом Сабит, а потом Катада». Как отмечают знатоки хадисов, многие недостоверные истории, рассказанные со слов Сабита, были выдуманы другими передатчиками, ссылавшимися на него.
Бакр аль-Музани, говорил: «Желающий взглянуть на того, кто поклоняется больше других, пусть посмотрит на Сабита аль-Бунани, ибо мы не встречали никого, кто поклонялся бы больше него, а желающий взглянуть на того, кто обладает наилучшей памятью среди людей своего времени, пусть посмотрит на Катаду».
Сабит аль-Бунани скончался в 127 году по мусульманскому летоисчислению.
См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 5/220–224 с сокращением.
Сказал Сабит аль-Бунани, да помилует его Аллах: «Я сопровождал Анаса ибн Малика на протяжении сорока лет и не видел, чтобы кто-то поклонялся Аллаху больше, чем он». См. «Сияр а’лям ан-нубаля», 5/222, аз-Захаби.
Передал Сабит от Анаса (ибн Малик), да будет доволен им Аллах, что некий человек сказал: «О, Посланник Аллаха, где мой отец?» И ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «В адском Огне». Когда этот человек повернулся и стал уходить, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, и мой отец и твой отец в адском Огне». Этот хадис передали Ахмад 3/268, Муслим 203, Абу Авана 1/99, Абу Дауд 4718, аль-Джауракъани 1/233, Абу Я’ля 3516, Ибн Хиббан 578 и аль-Байхакъи 7/190.
Имам ан-Навави сказал: «В этих (словах указание на то,) что тот, кто умер в неверии — в адском огне, и не принесет ему пользу родство с приближенными (к Аллаху). Так же в нем указание на то, что кто умер на фитре (или в промежутке между посланиями) на том, на чем были арабы из поклонения идолам, он из обитателей Ада, и это не является привлечением к ответственности до достижения призыва, ведь, поистине, до этих дошел призыв Ибрахима и других из числа пророков, мир им и благословение Аллаха». См. «Шарх Сахих Муслим» 3/79.
Сабит аль-Бунани рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) завершал чтение всего Корана, он собирал своих детей и членов семьи и обращался к Аллаху с мольбой”. Са’ид ибн Мансур 1/140, Ибн ад-Дураис в “Фадаиль аль-Къуран” 78. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность иснада.
- Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто прочитал весь Коран, заслужил мольбу, на которую будет дарован ответ”. Один из передатчиков этого асара сказал: “Когда ‘Абдуллах (Ибн Мас’уд) прочитывал весь Коран, он собирал членов своей семьи и начинал взывать к Аллаху с мольбой, а они говорили «Амин»”. Ибн ад-Дурис в “Фадаиль аль-Къуран” 76, Абу ‘Убайд в “Фадаиль аль-Къуран” 108.
- Аль-Хакам ибн ‘Утайба рассказывал: “Однажды Муджахид и ‘Абда ибн Аби Любаба послали за мной, и когда я пришёл, они сказали: “Мы послали за тобой по той причине, что хотели завершить чтение Корана, а было сказано, что поистине, мольба после завершения Корана не отвергается”. Абу ‘Убайд в “Фадаиль аль-Къуран” 103, Ибн ад-Дураис в “Фадаиль аль-Къуран” 1/75, аль-Фарьяби в “Фадаиль аль-къуран” 88. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “аль-Азкар” 119, “Натаидж аль-афкар” 3/177.
- И имам аль-Бухари говорил: “При каждом завершении прочтения Корана мольба не отвергается”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 2066.
- Муджахид говорил: “Во время завершения чтения всего Корана они (сподвижники) собирались вместе и говорили: “Нисходит милость!” Ибн Аби Дауд в “аль-Масахиф”. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “ат-Тибьян фи адаб хамалят аль-Къуран” 74, “Натаидж аль-афкар” 3/177.
Передают, что Сабит аль-Бунани и Сумама рассказывали, что Анас ибн Малик сказал: «Когда скончался Пророк ﷺ, Коран был собран только у четырех людей: Абу ад-Дарды, Му’аза ибн Джабаля, Зейда ибн Сабита и Абу Зейда, наследниками которого были мы». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 59.
Сабита аль-Бунани, который спросил Анаса: “Считалось ли кровопускание порицаемым при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” На что Анас ответил: “Нет, если только оно не ослабляло человека”. аль-Бухари 1940.
- Также Анас рассказывал: “Сначала совершать кровопускание постящемуся считалось нежелательным, и однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо Джа‘фара ибн Абу Талиба, которому совершали кровопускание во время поста, то сказал: «Эти двое нарушили свой пост». Однако затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил совершать кровопускание постящемуся”, и поэтому Анас совершал кровопускание во время поста. ад-Даракъутни 2/182. Достоверность подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Байхакъи и ан-Науауи.
- Также, когда Абу Са’ида аль-Худри спросили: “Можно ли постящемуся совершать кровопускание?” Он ответил: “Да, нет в этом никаких проблем”. Ибн Хузайма 3/235. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
- Исходя из всего сказанного, и объединив все мнения можно сделать следующий вывод: Кровопускание во время поста не запрещено категорически и оно не делает пост недействительным. Однако, если кровопускание может ослабить постящегося, то совершать его нежелательно, а если оно может вынудить постящегося прервать пост из-за ослабления организма, то это запретно. Об этом сказал имам аш-Шаукани. См. “Найлюль-Аутар” 4/515.
- Тоже самое относится и к сдачи крови, если в этом есть необходимость и это не приведет к ослаблению организма, то тогда это дозволено. В противном случае нет. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/114.