Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
شمس الدين الذهبي
Шамсуддин Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман ибн Каймаз ибн ‘Абдуллах ат-Туркмани аль-Фарики ад-Димашки аш-Шафи‘и аз-Захаби — имам мухаддисов, большой хафиз, выдающийся ученый при том, что был известным биографом, написавшим десятки томов про различных ученых их жизнь, их достоинства и отзывы о них. Родился в Дамаске в 673 году хижры.
• Его шейхи:
Обучался более чем у 1300 шейхов в Сирии, Палестине, Египте и Хиджазе. Среди его учителей были такие имамы, как Джамалюддин аль-Миззи, Такиюуддин Ибн Таймийя, Ибн Дакик аль-‘Ид, Бадруддин Ибн Джама‘а, аль-Касим ибн Мухаммад аль-Бирзали, Камалюддин Ибн аз-Замлякани, Бурхануддин аль-Фазари.
• Его труды:
«Тарих аль-ислям» (по истории ислама)
«Сияр а‘лям ан-нубаля» (биографии мусульманских учёных и государственных деятелей со времён сподвижников)
«Тазкира аль-хуффаз» (сведения о знатоках Корана и хадисов)
«Мизан аль-и‘тидаль фи накд ар-риджаль» (сведения о передатчиках хадисов),
«Тадридж асма ас-сахаба» (указатель имён сподвижников)
«аль-‘Улувв ли-ль-‘Али аль-Гаффар» (вероучительный трактат)
«Кабаир» (сборник хадисов о тяжких грехах)
«аль-Мугни фи-д-ду‘афа» (сведения о слабых передатчиках)
«аль-Му’джам аль-мухтасс биль-мухаддисин» с. 97, когда подошел к повествованию о себе, в биографии №113, написал: «аз-Захаби. Автор. Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман ибн Каймаз ибн шейх Абдуллах ат-Туркмани аль-Фарикы затем ад-Димашкы аш-Шафии. Чтец, мухаддис, составитель этого «Му’джама». Родился в 673 году.»
Затем упомянул, кто из шейхов и где дал ему иджазы, от кого он выслушал материалы, передаваемые по иснадам, и написал:
«У него есть сочинения, говорят что полезные. Группа (людей или ученых) уважают и хвалят его, а он лучше знает о своих недостатках в знаниях и делах. И к Аллаху обращение за помощью, нет силы кроме как от Него. Если сохранит Он мой иман, то это будет успехом для меня».
Упомянул он себя также в собственной книге «Зейль диуан ад-дуафа уа аль-матрукин», которая представляет собой справочник имен слабых передатчиков. Подойдя к 345 имени в списке, он записал: «Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман аль-Фарикы. Имел скверную память, не был точен и богобоязнен. Да проявит Всевышний Аллах к нему снисходительность». См. «Зейль диуан ад-дуафа», с. 56.
И что касается славы, которая ходила среди ученых о его памяти, то передано, что хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии пил воду Зам-зам с намерением, чтобы Аллах дал ему такую же память, как у имама аз-Захаби. Пишет хафиз ас-Суюты аш-Шафии в биографии хафиза Ибн Хаджара: «Передается, что он пил воду Зам-зама, чтобы достичь уровня аз-Захаби в памяти. И он достиг его, и превзошел». См. «Зейль табакат аль-хуффаз», с. 251.
Всего у него около ста трудов по хадисоведению, вероучению и истории.
В 741 или 743 году хижры аз-Захаби потерял зрение, но не прекратил активную преподавательскую деятельность.
• Его ученики:
Среди его учеников такие выдающиеся богословы, как ‘Абдульваххаб ас-Субки, Ибн Касир ад-Димашки, Саляхуддин ас-Сафади, Ибн Раджаб аль-Ханбали.
Умер в Дамаске в 748 году хижры.