Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
سفيان الثوري
Cуфьян ибн Са’ид ибн Масрукъ ас-Саури — Куфиец, таби-таби’ин (последователь последователей), который родился в 97 году по хиджре.
Он был имамом своего времени, надежным и правдивым, которому в хадисах не было равных в его время.
Имам аз-Захаби в «ас-Сияр» передал, что Шу’ба, Ибн Уяйна, Абу Асым, Яхья ибн Ма’ин и др. говорили: «Суфьян ас-Саури — это амир правоверных в хадисах!»
А Башар аль-Хафи говорил: «Суфьян ас-Саури в свое время был как Абу бакр и Умар в свое время».
Имам Ахмад говорил: «Ибн Уяйна мне говорил: «Ты вряд ли увидишь подобного Суфьяну ас-Саури до самой смерти!»
Имам аль-Аджлюни говорил: «Он был надежным передатчиком в хадисах, аскетом, факъихом и приверженцем Сунны. И был из людей, говоривших строже всех перед правителем». См. «Тарих ас-сикъат» 162.
Но вместе с этим он никогда не выступал против правителей по причине их грехов и порочности и не призывал к этому! Имам аз-Захаби сказал в «ас-Сияр» о нем: «Когда перед Суфьяном упоминали о правителях, он не считал дозволенным выходить против них вообще!»
Однако несмотря на величие и достоинство этого имама, некоторые ученые обвиняли его в том, что он занимался тадлисом. Имам ас-Суюты в «ат-Тадриб» писал, что аль-Хатыб говорил: «А’маш и Суфьян ас-Саури занимались тадлисом». Но сам ас-Суюты сказал: «Тадлис — это не ложь, а разновидность подтасовки». См. «Тадриб ар-рауи» 1/260.
И несмотря на это хадисы от Суфьяна ас-Саури передавали и аль-Бухари и Муслим в своих Сахихах.
Описание его поведения имамами:
Абдур-Рахман Ибн Махди говорил: «Когда мы были у него, то он словно стоял уже перед расчетом».
Абу Нуайм говорил: «Если Суфьяну напоминали о смерти, то не было от него пользы после этого в течении нескольких дней».
Наиболее известные и мудрые высказывания Суфьяна ас-Саури:
«Нововведения более любимы для Иблиса, чем грехи, поскольку за грех можно раскаяться, а за нововведение нет!»См. «Шарх усуль-И’тикъад» 238.
«Тот, кто услышал ересь, не должен рассказывать ее своим собеседникам и подбрасывать ее в их сердца!» аль-Багъауи в «Шарх ас-Сунна» 1/227.
«Даже, если бы я застал ‘Али ибн Аби Талиба, я бы не вышел вместе с ним (в сражении)». аль-Халляль в «ас-Сунна» 99.
«Плачь бывает десяти видов. Девять из них не ради Аллаха и лишь один — ради Него. И если человек плачет ради Аллаха хотя бы один раз в году, то и этого много!» Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 7/11.
«Зухд (аскетизм) — это отсутствие больших надежд, а не употребление плохой пищи и ношение шерстяной одежды». Уаки’ в «аз-Зухд» 1/222.
«Люди спят, а когда они умирают, то просыпаются». См. «аль-Мау’изату аль-муминин» 231.
«Понимание смысла хадисов и их толкование важнее, чем их простое заучивание!» См. «аль-Адабу-шшар’ия» 2/119.
«Ангелы являются хранителями небес, а знатоки хадисов являются хранителями земли». См. «Шарафу асхабиль-хадис» 85.
«Иснад — это оружие верующего! И если у него не будет этого оружия, то с помощью чего он будет сражаться?!»См. «Файдуль-Къадир» 1/433.
«Три качества из терпения: не говорить о своём несчастье, о своей боли и не восхвалять себя». См. «аль-Хилья», 6/389
«Если раб совершает какой-либо акт поклонения в тайне, сатана нашептывает ему до тех пор, пока не добьется от него того, что он расскажет о своём добром деле другим людям. А когда человек поведает о нём, то из сокрытого дела оно превращается в известное (публичное)». См. «Тальбису Иблис», с.180.
«Было сказано: «Прибегайте к Аллаху от искушения невежественного аскета ( ’абид джахиль) и нечестивого ученого ( ’алим фаджир). Поистине их искушение является искушением для каждого искушенного». См. Ахлакъ аль-уляма лиль-Аджурри 64
«Если ты полюбишь человека ради Аллаха, а затем он внесет новшество в Ислам, и ты не начнешь его ненавидеть, значит ты не любил его ради Аллаха». См. «Аль-Хилья» 7/34.
«Я не знаю ничего лучше из поклонения, чем обучение людей знаниям». «Джами баян иль Ильм», 120.
«Если ты увидишь молодого человека, который позволяет себе говорить перед шейхами, даже если он достиг какого-то уровня знания, то отчайся в том, что в нем есть благо! Поистине, он не скромный!» аль-Байхакъи в «аль-Мадхаль» 388.
«Мы не перестаем учиться, пока находим тех, кто нас обучает!» См. «Тазкиратуль-хуфаз» 3/940.
«Нет такого заблуждения, чтобы оно не было приукрашено!» См. «аль-Худжда фи баяниль-махаджа» 2/484.
«Если тебе удастся почесать свою голову именно так, как это делали саляфы, то сделай это». См. «Заммуль-калям» 1/181.
Скончался этот великий имам в 161 году по хиджре, и Ибн Махди говорил, что скончался он от болезни живота. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пятеро являются шахидами: умерший от чумы, умерший от болезней живота, утонувший, погибший под обломками (здания) и павший на пути Аллаха». аль-Бухари 654, Муслим 1914.
Да помилует Аллах этого великого имама, простит ему его грехи, сделает его шахидом и введет в Райские сады!
Имам Абу Зур’а говорил: «Если ты увидишь куфийца, который порочит Суфьяна ас-Саури, то не сомневайся в том, что он рафидит!» См. «ат-Табакъат аль-Ханабиля» 1/199.