Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
سفيان بن عيينة
Абу Мухаммад Суфьян ибн ‘Уяйна ибн Маймун аль-Хилали аль-Куфи аль-Макки — «Это большой имам, хафиз своего века, шейх уль ислам, изучал хадисы, ещё будучи подростком и даже юношей, встретил больших учёных, получил от них обширное знание, достиг больших высот, собирал хадисы и составлял их сборники, прожил долгую жизнь, собирал вокруг себя толпы людей, обладал своей, короткой цепочкой передачи хадисов, к нему приезжали за знаниями люди из разных мест, и он “соединял внуков с дедами” [то есть получал и передавал знания так долго, что получал их от дедов, а обучал им их внуков]». См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 8/454, имама аз-Захаби.
Родился в Куфе в 107 году по мусульманскому летоисчислению, жил в Мекке. Умер в 198 г.х.
Рассказывал имам Суфьян ибн ‘Уяйна: «Я вошел в Куфу, когда мне еще не исполнилось 20 лет, и сказал Абу Ханифа своим товарищам и жителям Куфы: «К вам пришел хафиз (хранитель) знаний Амра ибн Динара». Люди пришли ко мне и стали спрашивать. Таким образом, первым, кто сделал меня мухаддисом, был Абу Ханифа».
См. Абу Я’ля аль-Халили «аль-Иршад иля ма’рифа ‘уляма аль-хадис» 1/369.
Имам аш-Шафи‘и сказал: «Если бы не было Малика (ибн Анаса) и Суфьяна ибн ‘Уяйны, исчезло бы знание из Хиджаза».
Имам Ахмад сказал про него: «Я не знал никого более знающего Сунну, чем Суфьян ибн ‘Уяйна». См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 8/454—475 с сокращением.
Имам Ахмад говорил: «Я не видел никого, кто давал бы фетвы так же прекрасно, как это делал Суфьян ибн ‘Уяйна. Для него очень легко было сказать: “Я не знаю, спроси у учёных”». См. «Масаиль» Абу Дауд, 1787.
Суфьян бну ‘Уяйна, да помилует его Аллах, сказал:
«Толкование (тафсир) всего того, чем Аллах описал Сам Себя в Своей Книге – это чтение этого и молчание об этом». См. «акыдату саляф» ас-Сабуни, 68 с. «аль-Асмау уа Сыфат», 2/158
Суфьян бну ‘Уяйна, да помилует его Аллах, сказал:
«Поистине, джахмиты хотели отрицать, что Аллах разговаривал с Мусой, и что Он над Троном. Я считаю, что они должны принести покаяние, либо они раскаются, либо удар по их шеям». См. аз-Захаби в «аль-‘Улюу» 159, №434
Суфьян бну ‘Уяйна, да помилует его Аллах, сказал:
«Раньше если человек встречал того, кто выше его в знаниях, это было днём трофеев» (т.е большой радостью, что он сможет узнать новое). См. «аль-Адаб аш-шарийя», 2/54
Ну’айм ибн Хаммад сказал: “Я сказал ‘Абдур-Рахману ибн Махди: «Как ты узнаешь лжеца?»
Он сказал: «Так же, как врач узнает сумашедшего»”. Сияр а’лям ан-Нубаля 9/197
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Адский огонь был создан в качестве милосердия, — устрашая Его рабов, чтобы они оставляли (грехи)». См. Ибн Абу ад-Дунья в «Сыфату-н-Нар», 142.
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Тому, кто знает самого себя, не повредит восхваление». См. «Фатхуль-Бари», 10/478.
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, говорил:
«Не каждый, кто знает о плохом и хорошем является обладающим разумом. Поистине, обладающий разумом — это тот, кто, увидев хорошее, следует этому, а увидев плохое, избегает его!» См. «аль-Хилья» 8/339.
Сказал Суфьян ибн ’Уяйна, да помилует его Аллах:
«Много жен — это не из любви к этой дунья. ’Али, да будет доволен им Аллах, был самым аскетичным из сподвижников, а у него было четыре жены и девятнадцать наложниц!» См. «ат-Тайсир», 1/288.
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, говорил:
«Самое высокое положение из людей перед Аллахом занимают те, кто стоит между Ним и Его рабами, а это пророки и ученые». См. «Тазкирату-ссами’» 36.
Сообщил аль-Хумайди, сказавший: «Я слышал, как Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: «Вера — это слова и деяния, она увеличивается и уменьшается». Тогда его брат Ибрахим ибн ‘Уяйна сказал: «О Абу Мухаммад, ты сказал она уменьшается?!» Он сказал: «Замолчи, дитя! Да, она уменьшается, и может уменьшиться так, что от нее ничего не останется». Это сообщение с достоверным иснадом приводят аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 232 и Ибн Батта в «аль-Ибана аль-Кубра» 817.
Однажды спросили Суфьяна ибн ‘Уяйну о душевном беспокойстве, у которого нет понятной причины, на что он ответил : «Причина его — грех, который ты хотел совершить и не смог, за что и воздалось тебе…». После того, как шейхуль-Ислям ибн Таймия привел эти слова, он добавил: «Поистине у грехов есть воздаяния, у скрытых — скрытые, а у явных — явные…». См. Фатауа, 14/111.
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, говорил:
«Больше всех спешат дать фатуа те, кто меньше всех обладает знанием!» См. «Джами’уль-баяниль-‘ильм», 1588.
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, говорил:
«Не переставайте делать дуа /мольбу/ и не позволяйте своим домыслам остановить вас от его совершения. Ведь поистине, Аллах ответил на мольбу Иблиса, в то время как он является самым зловещим из творений».
«Иблис сказал: «Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня,когда они будут воскрешены». Он сказал: «Воистину, ты — один из тех, кому предоставлена отсрочка.» (Сура 15 «аль-Хиджр», 36- 37). См. «Шу’аб аль-Иман», 1107.
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Человек должен совершать дела, о которых у него есть знания, и оставлять дела, о которых он не знает». См. «ас-Сияр», 8/468.
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Если мой день будет похож на день глупца, а ночь — на ночь невежды, то что же мне делать с тем знанием, что я записал?!».
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Если бы обладатели знания постигали его ради награды, уготованной им Аллахом, то люди питали бы к ним уважение. Но они постигали его ради приобретения мирских благ и потеряли уважение людей». См. Абу Малик Дыйауддин ибн Раджаб Шихабуддин, «Уникальное пособие для ищущих знание». /исп. vpn/
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, в толковании слов Всевышнего Аллаха: «Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам…» (Сура аль-Анам, аят 38), сказал: «Среди них (людей) есть такие, у которых нрав обычных хищных животных. Бывают такие, нравы которых как у собак, свиней и ослов. Есть те, которые держатся важно в своих одеяниях, подобно тому, как важничает павлин своими перьями, глупые, как ослы, или такие, которые жертвуют собой, подобно петуху. Бывают такие, которые привыкают к людям, как приручаются голуби, либо злобные, как верблюды, а также те, которые являются полным аналогом овец, и есть подобные волкам или лисам, увиливающие своей хитростью». См. Ибн аль-Къайим «ад-Да’а уа дауа», 158.
Когда у Суфьяна ибн ‘Уяйны спросили, дозволена ли была милостыня какому-нибудь пророку до нашего Пророка ﷺ, он ответил: «Разве вы не слышали аят: «Отмерь нам меру сполна и окажи нам милость. Воистину, Аллах вознаграждает творящих добро» (Сура Йусуф, аят 88). См. «Тафсир ибн Касир», сура Йусуф.
Абу Хусейма сообщил нам: Суфьян ибн ‘Уяйна передал нам от Зайда ибн Аслам от ‘Аты ибн Ясара, который сказал: “Нет вещи, помещаемой в другую вещь, более прекрасной, чем когда мягкость помещается в знание”.
Суфьян ибн ‘Уяйна, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Клянусь Аллахом, хоть мы сами и не являемся праведниками, но мы любим праведников». См. «ат-Туюрийят» 241.