Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

سليمان بن سحمان النجدي

Сулейман ибн Сахман ан-­Нажди, да смилуется над ним Аллах

выдающийся учёный Нежда, имам своего времени, прибежище достоинства и больших познаний

Сулейман Ибн Сахман Ибн Муслих Ибн Хамдан ан Наджди — шейх, имам, алляма, мухаддис, факих, защитник таухида и Сунны. Родился в 1266 году хиджры, в селе ас-Сака, в религиозной семье, его отец был хафизом и преподавателем Корана, заботившимся о верной акыде и обучении своих сыновей, и шейх Сулейман выучил Коран в раннем возрасте, а затем когда ему исполнилось 14 лет, отец начал его обучать базовым знаниям. Затем его отец совершил хиджру в Рияд, взяв с собой Сулеймана и его брата Мухаммада, во времена, когда имамом мусульман был имам Фейсал ибн ат-Турки, да смилуется над ним Аллах. И имамом ученых ахли Сунна в то время был шейх ‘Абдурахман ибн Хасан, внук шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль Ваххаба, автор известного шарха «Фатх аль-маджид», и шейх Сулейман начал неотлучно учиться и брать знание у него, вплоть до его смерти, и также от его сына, шейха ‘Абдульлатыфа ибн ‘Абдурахмана.

Затем, после смерти своего шейха, он переехал в аль-Афлядж, к имаму Хамду ибн ‘Атику, и неотлучно учился и брал знания у него 17 лет, вплоть до его смерти в 1301 году.

Затем шейх вернулся в Рияд, и требовал знания от шейха Абдуллаха ибн ‘Абдульлатыфа, и его почерк был очень красивый, и это заметил правитель мусульман, ‘Абдуллах ибн Фейсал ат-Турки, да смилуется над ним Аллах, и попросил стать его писцом, и шейх Сулейман согласился, и проработал в этой работе 2 года, а затем же уединился для работы с рукописями имамов и написания книг.

Затем, когда поднял знамя единобожия, и начал завоевывать Наджд имам ‘Абдульазиз ас-Сауд, поддержал его шейх Сулейман ибн Сахман, и встал в один ряд с ним, призывая поддержать его, и опровергая врагов религии своим пером, и разьясняя заблуждения нововведенцев и мушриков, защищая Шариат и таухид от их бреда и козней.

Шейх ослеп в 1331 году, в возрасте 67 лет, и послал его король Абдульазиз в Бахрейн для лечения, однако зрение не вернулось к нему, и тогда он сосредоточился на написании книг, тахкыке посланий, и опровержении приверженцам нововведений.

• Его шейхи
Шейх брал знания от больших шейхов своего времени, среди которых:

— ‘Абдур-Рахман ибн Хасан
— ‘Абдуль Латыф ибн ‘Абдур Рахман
— Хамд ибн Атик
— Хамд ибн Фарис
— ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль Латыф ‘Абдур-Рахман ибн Хасан

• Его труды:
Шейх написал огромное количество книг, и прославился прежде всего своими опровержениями на людей нововведения и зиндычества, разьясняя их отклонения, и опровергая их клевету в адрес саляфитского призыва в Наджде, и призывая людей к следованию единобожию и Сунне.

Количество даже изданных книг, не говоря уже о рукописях, очень велико, и упомянем некоторые труды шейха.

«Кашф аш шубухат алляти аврадаха Абдуль Карим аль Багдади фи хилль забихати кафаратиль бауади»

«Табрияту аш шейхейн аль имамейн мин тазвири ахлиль казиб уаль мейн»

В этом послании шейх разьяснил сомнение которое сеют некоторые о том, что имам ас-Сан’ани отказался от своего послания, в котором хвалит шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Ваххаба

«Кашф аш шубхатейн»

Опровержение заблужденным, которые оправдывают могилопоклонников по невежеству

«Минхадж ахлиль хакк уаль иттиба фи мухоляфати ахлиль джахли уаль ибтида»

Опровержение на тех кто последовал манхаджу хавариджей, и вышел против правителя мусульман, вынося такфир мусульманам не по праву.

«Родд аля таликат Мухаммад Ращид Ридо»

В этом послании шейх Сулейман опроверг Мухаммада Рашида Ридо и его невежественные примечания, которые он делал на полях посланий недждийских имамов, печатая их в своём издательстве, которые никто не просил его делать, в вопросах оправдания по невежеству, наказания вероосттупника, и т.д, и разьяснил его отклонения

«Куфр дауляти аль-атрак»

Разьяснение неверия Османской Империи и ее вероотступничества
Также известен шейх, что он одним из первых постарался собрать послания и ответы предшествующих имамов Неджда, и из его усилий в этом:

«аль-Масаиль уа ар-Расаиль ан надждия»

Одно из самых больших собраний посланий и ответов недждийских имамов

«Уюн ар-расаиль уаль аджбива уаль масаиль»

Послания и ответы его шейха, ‘Абдуль Латыфа ибн ‘Абдур Рахмана ибн Хасана

«аль-Хадия ас-сунния»

Сборник из нескольких посланий имамов ахли Сунна из Наджда

«Ар-рисаля фи уджуби бараати мин ат-тагут»

Послание о виде тагутов, связанных с устранением Шариата

Шейх также был очень талантливым поэтом, и его прекрасные касыды известны среди требующих знаний и ученых, и сборник его стихов и касыд напечатан

• Его ученики:
Шейх ‘Абдуллах аль Анкари
Шейх ‘Умар ибн Хасан
Шейх Сулейман ибн Хамдан
Шейх ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль Латыф
Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль Латыф
Шейх ‘Абдур Рахман ибн аль-Косим
И многие другие известные ученые

• Его смерть
В последние годы жизни шейху стало тяжело выходить из дома, однако он не прекращал активно писать, разьясняя положения религии и опровергая нововведенцев, пока Всевышний Аллах не забрал его к себе в возрасте 83 лет, в 1349 году, в ар-Рияде.

И не оставил шейх аскет после себя ничего, кроме маленького жилища, и 14 реалов, и многочисленных полезных трудов.

Да смилуется над ним Аллах и вознаградит за его усилия в защиту Ислама и мусульман!

См. «Ад-дурар ас сания», «Машахир уляма ан Наджд», «Уляма ан Наджд хиляля самания курун», «Гурбатуль Ислям», и др.

Слова похвалы в адрес Сулеймана ибн Сахмана, да смилуется над ним Аллах

Сказал о нём шейх Абдурахман Ибн Косим: «Он — благородный имам, богобоязненный поклоняющийся аскет, приносивший пользу ученикам, подавлявший нововведенцев, раскрывавший сомнения сеющих сомнения и подрывающих религию, защищавший основы религии, автор известных книг, и обладатель передаваемых достоинств, очень красноречивый, очень остроумный, достоверный, довод в том, что передает, возвышавший знамёна прямого пути, энергичный, бодрый — шейх Сулейман Ибн Сахман» См. «Ад-дурар ас-сания», 23-432

Сказал о нём имам Махмуд Шукри аль-Алуси: «Он — имам своего времени, прибежище достоинства и больших познаний, воплощённое совершенство, единственный и уникальный, обладатель превосходных трудов и блестящих книг. И он настолько известен, что нет нужды обращать на него внимание». См. «Ад-дурар ас-сания», 23-444

Сказал о нём шейх ‘Абдурахман ибн ‘Абдульлатыф ибн ‘Абдуллах аль аш Шейх: «Он известнейший большой учёный, автор книг и опровержений, который подчинил свое перо помощи Исламу и защите таухида, шейх Сулейман Ибн Сахман». См. «Машахир уляма ан Наджд», 2-93

Сказал о нём шейх ибн Баз: «Шейх, алляма, Сулейман ибн Сахман.. из числа имамов прямого пути и помощников таухида». См. «Маджму аль-фатауа», 3-199, 7-64

Сказал о нём шейх Хамуд ат Тувейджри: «Шейх, алляма, выверенный исследователь, Сулейман Ибн Сахман». См. «Гурбатуль Ислам», 2-932

Сказал о нём его ученик, алляма Сулейман ибн Хамдан: «Он — шейх, благородный достойный имам, алим, большой ученый, продолжатель дела людей прямого пути, собравший в себе самые различные достоинства, пример для наставляющих, обладатель достоинств и заслуг, и тот, кого не останавливало порицание порицающих в разъяснении истины, обнаженный меч Аллаха против тех, кто враждует с Шариатом Посланника ﷺ, распутывающий трудности, изгоняющий проблемы, подавляющий мушриков и нововведенцев, богобоязненный поклоняющийся аскет муджахид, обладатель обильного пера, лучший своего времени, и превзошедший сотоварищей — шейх Сулейман Ибн Сахман». См. «Уляма ан-Наджд хиляля самания курун», 2-245

Сказал о нём шейх Абдуллах аль Бассам: «Он — алим, автор книг, и язык, защищавший саляфитский призыв, Сулейман Ибн Муслих Ибн Хамдан Ибн Сахман». См. «Уляма ан Наджд хиляля самания курун», 2-239