Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
عمر بن عبد العزيز
‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз ибн Марван ибн аль-Хакам аль-Кураши аль-Умави — табиин, имам, муджтахид, авторитетный знаток хадисов, праведный халиф из династии Омейядов. Родился в 63 году по мусульманскому летоисчислению в Медине и вырос в этом же городе, где обучился Корану и религиозным наукам. Он рассказывал хадисы со слов сподвижников и табиинов. При халифе аль-Валиде ибн ‘Абдульмалике был назначен наместником Медины, Таифа, а позднее всего Хиджаза. Потом переехал в Дамаск, где был приближён к халифу Сулейману ибн ‘Абдульмалику. После его смерти стал халифом и за неполные два с половиной года своего правления сумел осуществить важные реформы.
‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз умер в 101 году по мусульманскому летоисчислению. См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 5/114-148 с сокращением; «ат-Табакат аль-Кубра» Ибн Са‘д, 5/254.
Малик ибн Анас и Суфьян ибн ‘Уяйна сказали: «‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз является имамом». См. «Тахзиб ат-Тахзиб» ибн Хаджр 4/300.
Суфьян ас-Саури и аш-Шафи‘и сказали: «Халифов — пять, а это: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али и ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз». См. «Тарих Димашк» ибн ‘Асакир 48/128.
Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн сказал: «Разве не знаешь ты, что в каждом народе есть выдающийся человек… и что выдающийся представитель Бану Умайя — ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз, и что в Судный день он один будет воскрешён как отдельная община». См. «Хильяту аль-Аулия» Абу Ну‘айм 5/254.
‘Умар ибн Абдуль‘азиз, да помилует его Аллах, сказал:
«О вы, скрытно делающие грехи! Знайте, что перед Аллахом будет позорящий спрос! Сказал Аллах: «Клянусь твоим Господом, мы всех их спросим о том, что они совершали!» (аль-Хаджр, 92). Из книги имама Ибн Аби Дунья «Аль-Ихляс».
Хумайд сказал: «Когда ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза (табиин) назначили правителем, он заплакал и сказал: “О Абу Къиляба, ты боишься за меня?” Я спросил: “На сколько сильно любишь деньги?” Он ответил: “Я их не люблю”. Я сказал: “Тогда не бойся, поистине, Всемогущий и Великий Аллах поможет тебе”». Ахмад в «аз-Зухд» 1736
‘Умар ибн Абдуль‘азиз, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы люди каждый раз, когда какое-то дело казалось им сложным, оставляли бы его, ни религия, ни мирская жизнь не существовали бы»
Когда халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз хоронил своего сына ‘Абдуль-Малика, один человек сказал ему, когда он ещё находился в могиле своего сына: «Да воздаст тебе Аллах наилучшим, о повелитель правоверных!», делая при этом жест левой рукой. ‘Умар сказал ему: «О раб Аллах, когда говоришь, то делай жест не левой рукой, а правой рукой (так как Сунна делать всё благое правой рукой)». Тот человек сказал: «Свят Аллах! Я не видел более удивительного дня, чем сегодняшний! Он хоронит самого близкого для себя человека, и при этом ему есть дело до моей правой или левой руки!» На это ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз сказал: «Смерть ‘Абдуль-Малика не даёт права отвлечься от наставления мусульман». См. «Сира ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз» 304, «Ансаб аль-ашраф» 3/59.
Имам аль-Бухари поместил в своей книге «ас-Сахих» главу «о том, как будет забрано знание», и сказал в ней: — ‘Умар ибн ‘Абдуль ‘Азиз написал Абу Бакру ибн Хазму: «Посмотри, что есть из хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и запиши это. Поистине, я боюсь, что исчезнут занятия по религиозному знанию и уйдут из жизни ученые. Не принимай ничего, кроме хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Распространяйте знания и собирайтесь, для того чтобы обучать того, кто не знает, ибо, поистине, знание не умрет, пока не станет тайным». См. «Сахих аль-Бухари», 1/49
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз говорил: «Величайшей из приближающих к Аллаху обязанностей тела является молитва, как сказал Аллах: «Соверши земной поклон и приблизься» (аль-‘Алякъ 96: 19).
Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона». Муслим 482. См. «Джами’уль-‘улюми валь-хикам» 435.
‘Умар ибн Абдуль‘азиз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не видел убеждённости похожую на сомнение, кроме как убеждённость людей в смерти, к которой они не готовятся». Тафсир аль-Куртуби (10/160).
‘Умар ибн Абдуль‘азиз, да смилуется над ним Аллах, в своих проповедях говорил: «О люди, поистине, вы не созданы попусту и вас не оставят просто так. Впереди вас ожидает Судный День, в который Аллах соберет вас всех для суда. Несчастен и пропал тот, кого Всевышний выведет из своей милости, которая объемлет все и из Своего Рая, шириной в небеса и земли. Завтра в безопасности будет тот, кто сегодня боится и оберегается от Всевышнего, продавая малое за большое, преходящее на вечное, неудачу на счастье. Неужели вы не думаете, что вы не обречены на смерть гибель, и за вами придут и вас не сменят другие люди? Разве не вы ежедневно провожаете идущего к Всевышнему Аллаху, срок которого здесь уже окончился, и прервались его надежды. Вы кладете его на поверхность сырую землю, где нет ни подушки и никаких других удобств, неспособного хоть к чему-то, покинувшего любимых и ждущего Расчета». Благодатный дождь прекрасных слов, Ибн Каййим
До ‘Умара ибн Абдуль‘азиза, да смилуется над ним Аллах, дошло, что его сын купил перстень стоимостью в одну тысячу дирхамов. Он сразу же написал сыну приказ: «До меня дошло, что ты купил перстень за одну тысячу дирхамов… Продай его, а на вырученные деньги накорми одну тысячу голодных, и взамен купи себе железный перстень за один дирхам, и напиши на нем: «Да смилостивится Аллах над тем, кто знает своё место!». Из тафсира Корана Аль-Куртуби.
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз обычно собирал факыхов, и они начинали вспоминать о смерти и Судном Дне, после чего они плакали так, словно были на похоронах. См. «ат-Тазкира» 1/125, «аль-‘Акыба» стр. 40
Хумайда, вольноотпущенница ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза передала, что он говорил ей: Не оставляй моих дочерей спать на спине. Воистину, шайтан желает их, пока они спят в таком положении. См. «Мусаннаф» Ибн Аби Шейба 17513
Хишам сказал: «Ибн Сирин считал порицаемым, чтобы женщина лежала на спине
Примечание: таково мнение некоторых табиинов, и на сообщение ‘Умара опирался имам Ахмад, как это передал аль-Каусадж в «Масаиль аль-имам Ахмад уа Исхакъ» (3571).
См. «Мусаннаф» Ибн Аби Шейба 17513
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз сказал:
«Я считаю, что наилучшее поклонение — это остережение от запрещенных действий и выполнение обязательных предписаний». См. Ибн Аби-Ддунья в «аль-Уара’» 6
Передал Имам аз-Захаби да смилуется над ним Аллах: «Один из собравшихся у Умара ибн Абдуль Азиза ученый по имени Салим ибн ‘Абдуллах сказал: «Если ты желаешь спасения, то соблюдай пост по отношению к мирским соблазнам. И пусть твоим ифтаром будет смерть». См. «Сийяр Алям ан-Нубаля» 8/428