Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

يحيى العمراني الشافعي‎‎‎

Яхъя аль-­‘Имрани аш-­Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах

выдающийся учёный, имам, аскет

Яхья Ибн Аби аль-Хайр Ибн Салим Ибн Саид Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Муса Ибн Имран аль-Имрани аль-Йамани – имам, аскет, знаток фикха и основ фикха, грамматики. Аль-Имрани его называют по имени Имрана ибн Рабиа. Также его называют аль-Хамави, что является отношением к городу, в котором он родился. Его также узнают по его прозвищу Абу-ль Хусейн, а шафиитские ученые Ан-Навави и Ибн Кады Шухба называли его Абу-ль Хайр.

Имам аль-Имрани родился в городе Маснаа Сейр, который наше время находится близ Йеменского города Ибб, в 489 году по хиджре. Он родился в Йемене, жил в Йемене и умер в Йемене, не выезжая из него никуда, кроме Мекки и Медины для требования знаний и хаджа.
Время, в котором еду довелось жить было временем фитн и волнений, временем пробуждения разных сект и течений. Особенно активны в это время были зайдиты, исмаилиты, батыниты и другие, боровшиеся за то, чтобы взять власть в Йемене в свои руки.

Не смотря на это положение шейх аль-Имрани посвятил свою жизнь приобретению знаний и их распространению, объезжая все города Йемена в поисках исламских наук. Его больше тянуло к изучению шафиитского фикха, а также наук арабского языка и акиды.

Его шейхи
Первым его учителем и шейхом на пути знаний стал его дядя Абу-ль Фаттух ибн Усман ибн Ас’ад. С ним он прошел книгу «Кафи-ль фараид фи-ль маварис».

После этого он поехал в крепость Зу-ль Хуфр, где прошел книгу «Ат-Танбих» имама аш-Ширази, а также обучался у шейха факиха Абдуллаха ибн Ахмада аль-Хамдани, с которым прочитал книгу «Аль-Мухаззаб», выучив ее, и «Ал-Люмма’» того же Абу Исхака аш-Ширази. Также он прочитал книги «Аль-Муляххас» , «Иршад Ибн Абдавейх» и еще раз книгу «Кафи-ль фараид».

Далее он поехал в Ахазу (тогда поселение находилось к северу от сегодняшнего города Ибб, теперь же на его месте находятся поля), где обучался у шейха Зейда ибн аль-Хасана аль-Файиши. У него он еще раз прочитал книгу «Аль-Мухаззаб», некоторые сноски Абу Исхака аш-Ширази по науке усу-ль аль-фикх, книгу по арабской лексике «Гарибу-ль хадис» Абу Убейда, книгу «Мухтасару-ль Айн» аль-Хавафи, «Низаму-ль гариб» ар-Руб’и, книгу «Ат-табсира фи усулю д-ин» Абу-ль Фаттуха. Также он прочитал у своего друга Умара ибн Исмаиля аль-Хауляни две книги: «Аль-Кафи» и «Аль-Джумаль».

Когда в 512 году факих Зейд ибн Абдуллах аль-Яфии прибыл из Мекки в город аль-Джанад, к нему пришла группа факихов, среди которых был и имам аль-Имрани. У него он прочел книгу «Ан-Нукат» Абу Исхака аш-Ширази, в которой приводятся вопросы разногласия между двумя имамами: аш-Шафии и Абу Ханифой. Также он слушал уроки по книге «Аль-Минхадж» Кады ат-Тайиба ат-Табари, изучил книгу «Ат-Таалик фи-ль хиляф» аш-Ширази и еще раз прочитал книгу «Ат-Табсира фи усуль ад-дин» Абу-ль Фаттуха, и много других книг. Имам аль-Имрани пробыл рядом с шейхом аль-Яфии, пока тот не покинул этот мир в 514 году по хиджре.

После этого он переехал севернее, в город Сахфана и стал обучаться у шейха кады Муслима ибн Аби Бакра ибн Ахмада ас-Сааби. С ним он прочел книгу «Аль-хуруф ас-саб’а фи р-радд аля-ль муътазиля уа гайрихим мин ахли з-зайги уа-ль бид’а».

В 517 году он переехал в город Зу Ашрак, в котором слушал уроки по книге «Аль-Джами’» имама Ат-Тирмизи у шейха Салима ибн Абдуллаха. В этом городе он также прочел такие книги, как «Аль-Маджму’» имама аль-Мухамили, «Аш-Шамиль», «аль-Фуру’», «аль-Удда» и многие другие книги.

В 521 году имам аль-Имрани, да помилует его Аллах, посетил, совершая хадж Мекку и Медину. В Мекке он встретил факиха и проповедника Мухаммада ибн Ахмада Аль-Усмани ад-Дибаджи, провел с ним встречи и диспуты на темы фикха и акиды. ад-Дибаджи был ашаритом и имам аль-Имрани победил его в диспуте, отстояв вероубеждение праведных предшественников так, что лицо ад-Дибаджи покрылось потом.

После этого имам вернулся в свой родной город, где пробыл много времени приобретая знания, но в основном обучая других и составляя свои труды по исламским наукам до 549 года по хиджре. Однако войны и фитна в его родных местах не прекращались, из-за чего он был вынужден перебираться из одного города в другой. Перебравшись в город Зу Ашрак он оставался в нем в течение семи лет, во время которых занимался обучением, распространением знаний и составлением произведений. В частности, в 555 году по хиджре он брал уроки по книгам «Сахих аль-Бухари» и «Сунан Абу Дауд» у шейха аль-Хафиза Али ибн Абу Бакра аль-Хамдани.

Его труды
1. «Аз-Заваид аля-ль мухаззаб». Книга по шафиитскому фихку, являющаяся дополнением к книге «Аль-Мухаззаб» имама аш-Ширази. Шейх писал ее в течение четырех лет с 517 по 520 год включительно. Состоит она их двух томов.
2. «Аль-Баян». Одна из самых авторитетных книг шафиитской школы фикха. В основном книга является толкованием книги «Аль-Мухаззаб», на которую после него написал известное толкование «аль-Маджу’» имам Ан-Навави, однако в книгу также вошли цитаты из произведения «аз-Заваид» и других книг. Имам приступил к написанию книги «Аль-Баян» в 528 году и завершил ее в 533 году. «Аль-Баян» был фундаментальным трудом, ставшим основной книгой по изучению шафиитского мазхаба в различные года, а также пользующимся огромным авторитетом в наши дни. Книга состоит из 10 томов.
3. «Аль-Мушкиль». Книга о проблемных вопросах произведения «Аль-Мухаззаб», написанная по просьбе его ученика.
4. «Аль-интисар фи р-радд аля-ль кадария». Книга, являющаяся опровержением на убеждения мутазилитов и других приверженцев догматической философии в вопросах вероубеждения. Этот труд четко разъясняет позицию праведных предшественников в вопросах акиды и доказывает заблуждение противоположных позиций.
5. «Рисаля фи-ль муътакад аля мазхаби ахли-ль хадис». Разъясняет вероубеждение праведных предшественников. Считается основой книги «аль-Интисар».
6. «Аль-Мухтасар фи р-рад аля-ль аш’арийа уа-ль кадарийа фи масъаляти-ль калям».
7. «Аль-Фатуа».
8. «Манакыбу ш-Шафии».
9. «Макасыду л-люммаъ».
10. «Гараибу-ль уасыт».

После смены правителей в Йемене смуты начали набирать все большие обороты. Имам аль-Имрани вновь должен был покинуть свой дом, переезжая из одного города в другой. В итоге он остановился в городе Зу С-сифаль, в котором провел остаток жизни и умер в 558 году хиджры.

Слова похвалы в адрес Яхъи аль-­‘Имрани, да смилуется над ним Аллах

Сказал Ибн аль-Каййим: «Он – факих шафиитов в землях Йемена» см. «Иджтима аль-джуюш аль-Ислямия»

Сказал о нём Кады Ибн Шахба: «Шейх шафиитов в землях Йемена, автор «Аль-Баян», и других известных книг.., он был имамом, аскетом, благим, известным, слава о нём распространилась далеко. Был знающим о фикхе и основах фикха, и каляме, и грамматике, и остальном, и был самым знающим на земле о трудах Абу Исхака аш-Ширази в фикхе и усуле, и разногласиях, и знал «Аль-Мухаззаб» наизусть и было упомянуто что он читал его один раз каждую ночь» см. «Табакат аш шафиия», 7-336

Сказал о нём имам ас-Субки: «Яхья Ибн Аби аль-Хейр Ибн Салим Ибн Саид Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Муса Ибн Имран аль-Имрани аль-Йамани, благородный шейх, Абу аль Хусейн, шейх шафиитов в землях Йемена, автор «Аль-Баян», и других очень известных трудов.. он был имамом, аскетом, благим, известным, слава о нём распространилась далеко. Был знающим о фикхе и основах фикха, и каляме, и грамматике, и остальном, и был самым знающим на земле о трудах Абу Исхака аш-Ширази в фикхе и усуле, и разногласиях, и знал «Аль-Мухаззаб» наизусть и было упомянуто что он читал его один раз каждую ночь» см. «Ат-Табакат аш Шафиия», 7-336

Сказал о нём имам Ибн Касир: «Яхья Ибн Аби аль-Хейр аль-Имрани аль-Йамани, автор «Аль-Баян», и «Зауаид аль-Мухаззаб». Он был искусным в науках имамом, и его книги указывают на его огромные достоинства, и важные пользы, и обширные знания, и обладание многими искусствами в науках» см. «Табакат аш шафиииин», 2-203

Сказал о нём аль-Хусейни аш Шафии: «Он был шейхом шафиитов в землях Йемена» см. «Табакат аш Шафиия», 1-210

Сказал о нём имам ан-Навави: «Он распространил знания в землях Йемена» см. «Тахзиб аль-Асма уаль люгат», 1-868

Сказал о нём аз Захаби: «Факих, шейх шафиитов в Йемене, Абу аль-Хейр ибн Аби аль Хейр аль-Имрани аш Шафии, автор книги «Аль-Баян» в шафиитском мазхабе.. автор полезных трудов, среди которых: «Гаиб аль-уасыт лиль Газали». Он распространил знание в Йемене, и путешествовали к нему люди, обучаясь у него фикху» см. «Тарих аль-Ислям», 38-277, «Ас-сияр», 20-377

И его книга «Аль-Баян» – одна из опор в шафиитском мазхабе, и цитировали из нее и учитывали его мнения такие шафииты как ан Навави, ар Рафии, Кады Ибн Джамаа, и многин другие шафииты.