Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
يونس بن ميسرة
Абу ‘Убайд, Юнус ибн Майсара ибн Хальбас аль-Джубляни аль-Химьяри, Абу Хальбас являлся последоветелем сподвижников/таби’ий/. Был слепым, учёным Дамаска.
Он прожил долгую жизнь и передавал хадисы от Му’авии, ‘Абдуллы ибн ‘Амра, Василя ибн аль-Аскъа’а, Ибн ‘Умара, Абу Муслима аль-Хауляни, ас-Сунабихи и др.
От него передавали хадисы ‘Амр ибн Вакъид, Марван ибн Джанах, аль-Ауза’и, Са’ид ибн ‘Абдуль-‘Азиз и др.
Абу ‘Убайд и Абу Хассан аз-Зияди сказали: «Он дожил до ста двадцати лет. Он читал Коран в мечети и вёл полезные речи об аскетизме и мудрости». Достойным доверия его считали аль-‘Иджли и ад-Даракъутни.
Аль-Хайсам ибн ‘Имран сказал: «Однажды я сидел рядом с Абу Хальбасом и во время заката солнца он стал взывать с мольбой: “О Аллах, даруй нам шахаду на твоём пути …”. А я стал говорить: “Откуда он получит шахаду когда он слепой!?” И когда аббасиды вошли в Дамаск, его убили. До меня дошло о том, что когда его убийцам сообщили о его праведности, они стали плакать, и случилось это в сто тридцать втором году». См. «Сияру а’лями ан-нубаляъ (5/230).
Юнус ибн Майсара рассказывал: “Однажды, когда мы с Абу Са’идом аз-Зуракы – сподвижником пророка (мир ему и благословение Аллаха), вышли купить животного для Жертвоприношения, он указал на одного барана с черными пятнами на голове, который был не сильно большой и не маленький телом, и сказал: «Возьми мне его, ибо он похож на барана, которого приносил в жертву пророк ﷺ»”. Ибн Маджах 3129. Достоверность хадиса подтвердили имамы аз-Захаби, аль-Бусайри и аль-Альбани.
Юнус ибн Майсара ибн Хальбас рассказывал: «(Однажды) мы вошли к Язиду ибн Асваду (находящемуся при смерти) и к нему зашёл Уасиля. Когда он (Язид) посмотрел на него, то протянул ему свою руку и взяв её, протер ею свои лицо и грудь, (поступил он так) потому что (Уасиля) давал присягу этой рукой Посланнику Аллаха ﷺ. Тот спросил: «О Язид! Какие у тебя мысли об Аллахе?» Он ответил: «Хорошие», (на что Уасиля) сказал: «Тогда радуйся. Я слышал как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Всевышний Аллах говорит: “Я в мыслях раба обо Мне, если он думает хорошее, то увидит добро, а если думает плохое, то увидит это зло”». («ас-Сахиха», 1663).
Славный таби’ин Юнус бин Майсара, да смилуется над ним Аллах, обычно он обращался к Аллаху с такой мольбой:
«О Аллах! Я прошу у Тебя решительность с мягкостью…
Силу в набожности…
Веру и твёрдую убеждённость…
Бодрость в верном руководстве…
Благочестие в прямоте…
И заработок из дозволенного (халяль)».
См. «Аль-Якин» (стр. 16), Ибн Абу ад-Дуньи.
Сказал Юнус ибн Майсара аль-Джубляний:
«Набожность в этом мире проявляется не в оставлении того, что дозволено, и даже не в потере имущества, однако набожность в этом мире — это когда то, что в руке Аллаха, надёжней для тебя чем то, что в твоих руках. Это когда твоё состояние во время испытаний подобно твоему состоянию в их отсутствии. Это когда восхваляющий тебя и порицающий тебя в том, что является истиной, одинаковы». См. كتاب الزهد لابن أبي الدنيا (١٠٧)