Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
عبد الرحمن بن عوف
Его имя: ’Абдуррахман ибн ’Ауф аль-Кураши, одним из первых принял Ислам. Он участвовал на собраниях в доме аль-Аркама и дважды эмигрировал в Эфиопию и Медину.
Как передал Зухри: «’Абдуррахман ибн ’Ауф во времена посланника Аллаха ﷺ пожертвовал 4000 дирхамов в качестве милостыни. Затем 40 000 дирхамов, затем 40 000 динаров. Затем он снабдил армию на пути Аллаха 500 лошадьми, затем 500 верблюдами. Джа’фар ибн Буркан передал, что ибн ’Ауф освободил 30 000 рабов». См. «Сыффатус-саффа » стр 156.
Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «После того как ’Абдур-Рахман ибн ’Ауф прибыл в Медину, посланник Аллаха ﷺ сделал его побратимом ансара Са’да ибн ар-Раби’. [Са’д отвел ’Абдур-Рахмана к себе домой. Дома он попросил подать еду, и они вместе поели]. Затем Са’д обратился к ’Абдур-Рахману: «Брат мой! Я самый богатый человек в Медине. (В другой версии хадиса сказано: „Я самый богатый среди ансаров“). Выбери половину моего имущества и забери ее себе. (В другой версии хадиса сказано: „Пойдем ко мне в сад, я поделю его с тобой пополам!“). К тому же у меня две жены, [а ты — мой брат по вере, однако у тебя нет ни одной]. Выбирай ту из них, которая тебе больше нравится, назови мне ее имя, и я разведусь с ней [ради тебя], [а как только истечет положенный для нее выжидательный срок, женись на ней]».
’Абдур-Рахман сказал: «Нет, клянусь Аллахом. Да ниспошлет Аллах тебе благословение в твоей семье и твоем имуществе! Покажите, где у вас тут рынок». Ему подсказали, где находится рынок. ’Абдур-Рахман пошел на рынок, что-то купил, что-то продал и выручил небольшую прибыль. [Каждое следующее утро он поступал так же] и возвращался с небольшим количеством творога и масла, [которое ему удавалось заработать]. [Все это он относил людям, в доме которых тогда жил]. Так продолжалось ровно столько, сколько было угодно Аллаху. И вот однажды, ’Абдур-Рахман явился умащенный шафраном (в другой версии хадиса сказано: «…и халюком»). Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Что с тобой?» ’Абдур-Рахман ответил: «О Посланник Аллаха! Я женился на женщине [из числа ансаров]». Посланник Аллаха ﷺ спросил: «А что ты подарил ей в качестве брачного дара?» ’Абдур-Рахман ответил: «Немного золота весом в один нават». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «[Да ниспошлет Аллах тебе благословение!] Устрой угощение, и заколи хотя бы одного барана». [Он разрешил сделать как минимум это]. ’Абдур-Рахман сказал: «После этого благословения Пророка ﷺ поднимая любой камень, я надеялся найти [под ним] [золото или серебро]». [После смерти ’Абдур-Рахмана каждой из его жен досталось по сто тысяч динаров]». Этот хадис передали аль-Бухари (4/232, 7/89, 9/95 и 190-192), ан-Насаи 2/93, Ибн Са’д 3/2/77, аль-Бейхаки 7/258, Ахмад (3/165, 190, 204, 226 и 271) и Абу аль-Хасан ат-Туси в «аль-Мухтасар» 1/110/1.
Хадис о том, что ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф войдёт в рай ползком, приводится в книге Абдуррахмана Рафа’ат аль-Баша «Картинки из жизни сподвижников»:
Однажды в Медину прибыл очередной караван Абдуррахмана ибн Ауфа, в котором было семьсот вьючных животных…
Да, именно так. Там было семьсот вьючных животных, которые привезли продовольствие, а также другие товары, необходимые людям.
Верблюдов было так много, что когда караван вступил на территорию Медины, то земля в городе задрожала под их копытами. Аиша воскликнула: «Что означают эти сотрясения и шум?» Ей сказали: «Это караван Абдуррахмана ибн Ауфа, в котором семьсот верблюдов привезли пшеницу, муку и другое продовольствие».
Аиша, да будет доволен ею Аллах, воскликнула:
— Да будет благословение Аллаха в том, чем Он наградил его в этом мире, и да будет награда его более великой в ином мире. Я слышала, как Посланник Аллаха говорил: «Наградой Абдуррахману ибн Ауфу будет то, что он попадёт в Рай».
Ещё до того, как верблюды каравана опустились на землю, гонец передал Абдуррахману ибн Ауфу слова матери правоверных, содержащие радостную весть о том, что он попадёт в Рай. Едва это счастливое известие достигло его ушей, как он, окрылённый, помчался к Аише и сразу же спросил её:
— О мать правоверных, неужели ты слышала это от самого Посланника Аллаха?!
— Да, — ответила она.
Абдуррахмана обуяла радость, и он воскликнул:
— О если бы я мог, то вошёл бы в Рай и стоя… Я торжественно свидетельствую, о мать правоверных, что весь этот караван со всем грузом, вьюками и поклажей я жертвую во имя Аллаха.
Однако, эта история является недостоверной, а более того, выдуманной, по причине чего имам Ибн аль-Джаузи поместил её в своей книге с выдуманными хадисами «аль-Мауду’ат». maudoo’
Данный хадис передал имам Ахмад 6/115, а от него Ибн аль-Джаузи в «аль-Мауду’ат» 2/13, а также Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 10/124, аль-Баззар 3/209/2586 — Кашф, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1/89-90, от него Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 1/98.
Хафиз Ибн Касир сказал: «В его иснаде присутствует ‘Умара ибн Зазан ас-Сайдаляни, который является слабым (передатчиком)». См. «аль-Бидая ва-н-нихая» 7/171.
Хафиз ас-Сахави сказал: «‘Умару ибн Зазана назвали слабым ан-Насаи, ад-Даракъутни и Ахмад». См. «аль-Аджвиба аль-мурдыя» 2/579.
Имам аш-Шаукани сказал: «В его иснаде присутствует ‘Умара, который передаёт отвергаемые (хадисы)». См. «аль-Фаваид аль-маджму’а» 401.
Шейх аль-Албани сказал: «Ложь!» См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 6590.
Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Отвергаемый, ложный хадис». См. «Тахкъикъ аль-Муснад» 24886.
Хафиз ас-Сахави сказал: «Нет ничего достоверного о том, что ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф (да будет доволен им Аллах) войдёт в Рай ползком или на четвереньках, как это говорил хафиз Абуль-Хасан аль-Хайсами и его шейх аль-‘Иракъи, который возразил на слова аль-Хакима, что иснад его достоверный. Более того, их опередил в оценке некоторых хадисов об этом как ложные в „аль-Мауду’ат“ Ибн аль-Джаузи. Он передал от имама Ахмада ибн Ханбаля: „Это отвергаемый хадис“, несмотря на то, что сам Ахмад привел его в своем „аль-Муснаде“. И наш шейх (Ибн Хаджар) в „Къауль аль-мусаддад“ сказал: „Я считаю, что не следует удлинять слова об этом хадисе. Нам достаточно свидетельства имама Ахмада, что это ложный хадис“». См. «аль-Аджвиба аль-мурдыя» 582.
Аллах же знает об этом лучше всех!
Передают со слов Ибрахима ибн ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа, (передавшего) от своего отца, (который) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Поистине Аллах и Его ангелы благословляют (стоящих в) первом ряду”». Этот хадис передал Ибн Маджах, 999. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Передают со слов ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа о том, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил: «Я — Милостивый/ар-Рахман/ и Я сотворил родственные связи/ар-рахиму/, образовав это слово от Своего имени, и Я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, Я отделю! [то есть: удалю от милости Своей]». Этот хадис передали Ахмад 1/191, 194, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 53, Абу Дауд 1694, ат-Тирмизи 1907, Ибн Хиббан 443. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 38, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4314, «Сахих ат-Таргъиб уа-т-тархиб» 2528, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 4958, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 520.
Передают со слов ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас проявит небрежность во время молитвы и он не будет знать, один или два рак’ата он совершил, пусть исходит из того, что был совершён один рак’ат. Если он не будет знать, три или четыре рак’ата он совершил, пусть исходит из того, что было совершено три рак’ата, и совершит два земных поклона до того, как обратится со словами приветствия/таслим/». Этот хадис передали Ахмад 1/190, ат-Тирмизи 398. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 622.
Сообщается, что Ибрахим бин ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф сказал: «(Однажды, когда) ‘Абдур-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, постился и ему принесли еду (для разговения), он сказал: «После того, как убили Мус’аба ибн ‘Умайра,[1] да будет доволен им Аллах, который был лучше меня, не нашлось для него иного савана, кроме плаща, (да и то,) когда покрывали им его голову, обнажались ноги, а когда покрывали ноги, оставалась неприкрытой голова! А потом было даровано нам из благ этого мира то, что было даровано, и мы стали бояться, что воздаяние за наши благие дела пришло к нам слишком рано!»[2], — и (, сказав это,) он стал плакать так сильно, что даже отказался от еды». Это сообщение передал аль-Бухари 1275.
[1] Мус’аб ибн ‘Умайр, да будет доволен им Аллах, погиб в битве при Ухуде. Его убил ‘Абдуллах бин Кутайба, принявший Мус’аба, да будет доволен им Аллах, за пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[2] В результате военных побед мусульман, одержанных ими в ходе войн за пределами Аравии, им достались несметные богатства, в связи с чем ‘Абдур-Рахман, да будет доволен им Аллах, и указывает, что он стал опасаться того, что вся награда за их благие дела досталась им уже в этом мире, а в в мире вечном на их долю ничего не останется.