Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

أبو موسى الأشعري‎‎

Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, один из ученых сподвижников

Абу Муса ’Абдуллах ибн Кайс аль-Аш’ари аль-Кахтани, да будет доволен им Аллах, прибыл в Мекку и принял Ислам, затем вернулся к своему народу, после чего привел с собой 50 человек в Медину, когда Пророк открыл Хайбар. У него был очень красивый голос, когда он читал Коран. Пророк отправил его править Йеменом. После смерти Пророка он вернулся в Медину и участвовал в военных походах, связанных с открытием Шама. Потом ’Умар поставил его управлять Басрой. Затем он стал причиной открытия Ахуаза [территория между Афганистаном и Ираном] и Асбахана [территория нынешнего Ирана]. Потом ’Усман, да будет доволен им Аллах, снял его с правления городом Басра и поставил его амиром над городом Куфой, где он обучал религии ее жителей. Он умер там в 44 году хиджры, да будет доволен им Аллах. См. «Танбихуль-афхам шарх ’умдатуль-ахкам» шейха ’Усаймина.

Достоинства Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах

Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «О Аллах, прости ‘Абдуллаху бин Кайсу (Абу Муса) грех его и введи его в День воскрешения через почетный вход!»« аль-Бухари 4323, Муслим 2498.

Хадисы, передаваемые от Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах

Абу Муса аль-Аш’ари рассказывал: «После завершения битвы при Хунайне пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал в Аутас войска под началом Абу ‘Амира, который сразился с Дурайдом ибн ас-Симма, и Дурайд был убит, а Аллах нанес поражение его сторонникам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал вместе с Абу ‘Амиром и меня. Через некоторое время один человек из племени джушам ранил Абу ‘Амира в колено стрелой, которая застряла в его ноге. Я подбежал к нему и спросил: “О дядя, кто в тебя стрелял?” Тогда он указал на одного человека и сказал: “Вон мой убийца, который стрелял в меня”. Я сразу бросился за ним и стал настигать его. Заметив меня, он пустился бежать, я же гнался за ним и повторял: «Неужели ты не устыдишься? Неужели не остановишься?» И он действительно остановился, после чего каждый из нас нанес другому по одному удару мечом, и я убил его, а потом сказал Абу ‘Амиру: «Аллах убил твоего убийцу». Он сказал: «Вытащи эту стрелу», и когда я вытащил ее, из раны стала сочиться кровь. Затем он сказал: «О сын моего брата, поприветствуй пророка (мир ему и благословение Аллаха) от меня и скажи ему: “Попроси Аллаха простить меня!” Потом Абу ‘Амир назначил меня амиром вместо себя и через короткое время умер. Я же вернулся назад и зашел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), который находился у себя дома. Он сидел на кровати, покрытой тонкой материей и представлявшей собой раму с натянутыми на нее веревками, которые оставили следы на его спине и боках. Я рассказал ему о том, что случилось с нами и с Абу ‘Амиром, и передал ему, что он сказал: «Скажи ему: “Попроси Аллаха простить меня!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел принести ему воды и совершил омовение, после чего поднял руки к небу и сказал: «О Аллах, прости ‘Убайда Абу ‘Амира!», и руки его были подняты так высоко, что я увидел белизну его подмышек. Потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах, возвысь его в День воскрешения над многими Твоими созданиями из числа людей!» Я попросил: «Попроси прощения и для меня!» Тогда он сказал: «О Аллах, прости ‘Абдуллаху бин Кайсу (Абу Мусе) грех его и введи его в День воскрешения через почетный вход!»« аль-Бухари 4323, Муслим 2498.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Из этого (хадиса) извлекается – желательность совершения очищения для того, кто желает обратиться к Аллаху с мольбой и поднятие при этом рук». См. “Фатхуль-Бари” 7/639.

Сообщается, что Абу ‘Али, человек из племени бану Кахиль, сказал: «(Однажды) Абу Муса аль-Аш’ари обратился к нам с проповедью и сказал: «О люди, остерегайтесь этого ширка, ибо, поистине, он незаметнее ползущего муравья!». Тогда к нему подошли ‘Абдуллах ибн Хазан и Къайс ибн аль-Мудариб и сказали: «Клянёмся Аллахом, либо ты сообщишь нам откуда у тебя сказанное тобою, либо мы отправимся к ‘Умару, получив на это разрешения или не получая его!». (Абу Муса) сказал: «Напротив, я сообщу откуда у меня сказанное мною! Однажды посланник Аллаха обратился к нам с проповедью и сказал: “О люди, остерегайтесь этого ширка, ибо, поистине, он незаметнее ползущего муравья!”. И тот, на кого была воля Аллаха, сказал ему: “О посланник Аллаха, как же мы сможем его остерегаться, если он незаметнее ползущего муравья?”. Он тогда сказал: “Говорите: О Аллах, поистине, мы прибегаем к Твоей защите от того, чтобы придавать Тебе кого-то в сотоварищи зная это, и просим у Тебя прощения за то, о чём мы не ведаем”» [«Аллахумма инна на’узубика мин ан нушрика бика шайан на’лямуху, уа настагъфирука лима ля на‘лямуху»]. Этот хадис передали Ахмад 4/403 и ат-Табарани и его передатчики до Абу ‘Али те, на которых опираются в «ас-Сахихе». А Абу ‘Али назвал надёжным Ибн Хиббан и я (аль-Мунзири) не видел никого, кто сделал бы ему отвод (джарх). Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в силу существования других подкрепляющих хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 36.

Сообщается, что Абу Муса (аль-Аш’ари) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Если какая-либо женщина надушится благовониями, а затем пройдёт мимо людей для того, чтобы они почувствовали запах ее (благовоний), то она – прелюбодейка».
Этот хадис передали Ахмад 4/418, Абу Дауд 4173, ат-Тирмизи 2786, ан-Насаи 8/153, Ибн Хузайма 1589, аль-Хаким 2/396.
Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2701, «Сахих Ибн Хузайма» 1681

  • Ибн Хузайма в своем «Сахихе» (3/91), в отношении этого хадиса сказал: «Женщину, умастившуюся благовонием, чтобы этот запах почуяли мужчины, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал прелюбодейкой. Однако этот поступок не влечет наказания плетьми или забивание камнями. Если бы сравнение в именовании прелюбодейкой было бы в равнозначности греха, то надушившуюся было бы обязательно наказать так же, как и истинную прелюбодейку. Однако причина, влекущая наказание – это именно половой акт в половой орган, поэтому нельзя выносить решение о наказании того, кто назван прелюбодеем без совершения прелюбодеяния!»
  • Имам аль-Мунави сказал: «Если женщина умастится благовониями и пройдет мимо сообщества мужчин, то она вызывает тем самым у мужчин страсть своим благовонием, после чего те начинают бросать на нее взоры. А каждый, кто смотрит на нее, совершает прелюбодеяние своим зрением. По этой причине она тоже несет ответственность за этот грех, ибо она побудила его к этому. Следовательно, она причина совершения прелюбодеяния глазами, а значит и сама прелюбодейка».
    См. «Файдуль-Кадир» 5/27.

Абу Муса аль-Аш’ари сказал: «Посланник Аллаха ﷺ рассказывал нам: “Поистине, перед Судным днем будет аль-хардж!” Его спросили: “А что такое аль-хардж?” Он ответил: “Убийства!” Ему сказали: “О посланник Аллаха, но ведь мы в год убиваем столько-то и столько многобожников”. Он сказал: “Поистине, это не убийство вами многобожников, а убийство вами друг друга! И дело дойдет до того, что человек будет убивать своего соседа, брата и дядю!”. Его спросили: “И мы будем в своем уме в то время?!”, на что Пророк ﷺ, сказал: “Поистине, разум покинет людей того времени, и останется лишь сор из числа людей, большинство из которых будут считать, что они на чем-то важном, тогда как на самом деле они будут ни на чем!”»
Затем Абу Муса сказал: «Клянусь Аллахом, я не нахожу для вас и себя выхода из этого положения, если нас застанет то время, кроме как выйти из этого так же, как мы вошли — не пролив ни чьей крови и не взяв чужого имущества!»
Ахмад 4/391, Ибн Маджах 3959, Ибн Хиббан 1870, шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1682.

Ибн Хаджар также сказал: «Аль-Кирмани сказал: “аль-Хардж” — это бедствия/фитан/. Однако это упущение того, что передал аль-Бухари (в своём “Сахихе” № 7065 со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах!): “Аль-Хардж” — на языке эфиопов означает убийство». См. «Фатхуль-Бари» (1/182).

От Абу Муса аль-Аш’ари передается, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Мои последователи будут помилованы. Они не будут наказаны в будущей жизни, но наказание постигнет их в мирской жизни. Это будут убийства, беспокойства и землетрясения». Этот хадис передали Ахмад (4/410) и Абу Дауд (4278), а шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (959).

В другой версии: Абу Бурда рассказывал, что однажды он стоял на базаре и от удивления ударил одной рукой по другой. Один из жителей Медины, чей отец был сподвижником Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Чему ты удивляешься, Абу Бурда?» Он ответил: «Я удивляюсь людям, которые исповедуют одну религию, веруют в одного Пророка, призывают к одной истине, опираются на одни доводы, сражаются с одним врагом и несмотря на это считают дозволенным убивать друг друга». Он сказал: «Не удивляйся этому! Мой отец рассказывал, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ, сказал: “Мои последователи будут помилованы. В будущей жизни они не будут призваны к расчету и не будут наказаны, ибо их наказанием будут убийства, землетрясения и искушения”». Этот хадис передали аль-Бухари в «Тарихе» и аль-Хаким (4/283), а аз-Захаби и шейх аль-Албани назвали его достоверным.

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Кто возлюбил свою мирскую жизнь, навредил жизни своей вечной, а кто возлюбил жизнь вечную, тот навредил жизни мирской. Так отдавайте же предпочтение тому, что останется перед тем, что исчезнет». Этот хадис передал Ахмад (4/412). Ибн Аби ад-Дунья в «аз-Зухд» (8), Ибн Хиббан (709), Ибн Абу ‘Асым в «аз-Зухд» (162). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (3247), «Сахих аль-Маварид» (2093), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (5107), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (3287).

Сообщается, что Абу Муса (аль-Аш’ари) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, сказал: “Всякий глаз прелюбодействует ”». Этот хадис передали Ахмад (4/418) и аль-Баззар (3034). См. «Маджма’у-з-заваид» (6/259). Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад отличный», 4/418.

Шейх аль-Мубаракфури сказал: «“Всякий глаз прелюбодействует” — то есть, всякий глаз, который взирает на постороннюю женщину со страстью — прелюбодействует». См. «Тухфатуль-ахвази» (2/1730).

От Абу Мусы аль-Аш’арий, который сказал, что посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Перед наступлением Конца света будут периоды испытаний/фитан/, подобные мрачной ночи. Человек, который ещё утром был верующим, к вечеру станет неверным, а человек, который ещё вечером был верующим, к утру окажется неверным. Вот тогда сидящий будет лучше того, кто стоит; стоящий будет лучше того, кто идёт; а идущий будет лучше того, кто бежит. (Когда наступят такие времена), то поломайте свои луки, разорвите свои тетивы и разбейте свои мечи о камень. А если к вам ворвутся в дом, то ведите себя так, как ведут себя лучшие из потомков Адама». См. «Сунан» ибн Маджа 3961, Ахмад (4/416), Абу Дауд (4259), шейх аль-Альбаний подтвердил достоверность хадиса, См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (2049), «Ирвауль-гъалиль» (8/102), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (4/248).

  • Т.е. каждый кто будет в этой фитне, будет как часть тёмной ночи. «Проснется мужчина (в этой фитне) верующим, а встретит вечер неверным» — сказал ан-Науауи: «смысл этого — разъяснение великой опасности, и предостережение от неё, и отстранение от этой беды. И зло будет по причине встречи с этой фитной. И тот, кто удалится от неё, тот будет обрекшим благо». «и ломайте свои мечи о камни» — сказал ан-Науауи: «смысл этого — разбивание, разламывание мече о камни явно, как оно есть, чтобы закрыть для себя дверь участия в этой фитне. И так же есть и переносный смысл, а это — оставление сражения. Однако более верное — первое».
    «Как лучший из рода Адама» — это как Хабийль, который убил Набиля. И здесь имеется в виду проявления терпения перед смертью, и это лучше чем создавать движения в направление разжигания фитны.
  • Из «Маджму’уль фатауа» шейха ибн База: Хадис № 3961 из «Сунан» ибн Маджа: «И эта фитна, в которой не понятно будет и будут похожи для верующего, как истина, так и ложь. И узаконено отдаление от этой фитны, и запрещено влезать (входить) туда.А если же станет ясным где истина, и будет понятно кто на истине, а кто на лжи, и кто чинит несправедливость и тот, кому её причиняют, то обязательным является помощь притесненному и устранение притесняющего. И сражение с явным неверным, врагом. И помощь тому, кого притесняют злотворящие. И этот смысл в словах Всевышнего Аллаха, суре ат-Тауба, в 41 аяте: «Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». Так же в словах Всевышнего, в суре ас-Сафф, в 10 аяте: «О те, которые уверовали! Указать ли вам на торговлю, которая спасет вас от мучительных страданий? Затем в 11-13 аят Всевышний разъясняет нам это: «Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Он простит вам ваши грехи, введет вас в Райские сады, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это — великое преуспеяние. Будет еще то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!». В этих аятах обещание от Аллаха Всевышнего для тех, кто сражается на Его пути, помогает истине….(глава 18, стр. 214 — 215 «Маджму’уль фатауа» шейха ибн База.
  • Из книги «’Аун аль-Ма’бууд шарх сунан аби Дауд». Автор: Мухамад шамсульХакк аль-‘Азыйм Абаадий (умер в 1329 г.х). Хадис № 4251: От Абу Муса аль-Аш’арий… (и до конца хадиса) Шарх:«Поистине признаком Судного Часа»т.е. одним из его проявлений, предшествующих ему. Этот признак — фитна, большая, как темная ночь или её часть. И будет каждая часть из этой фитны, как часть темной ночи, со своей темнотой и силой. Сказал ат-Тайибий, да помилует его Аллах: «Имеется в виду её неясность, неопределённость, ужас, всеобщность и непрерывность» (конец цитаты).«а проснется неверным»здесь подразумевается, что люди утром и вечером будут меняться их сердца. И это не ограничивается определённым промежутком времени, а будет зависеть от их положения, от колебание их слов и дел между разрушением и безопасностью, между одобряемым и порицаемым, между сунной и бид’а, между иманом и куфром.«И тот, кто сидит (в это время) будет лучше того, кто стоит, а тот, кто стоит будет лучше того, кто идёт, а тот, кто идёт, будет лучше того, кто бежит»как бы не отдалялся человек от этой фитны и от её сторонников и от сближения с ними, это лучше. И если он всё же смешается с ними, и увидит дела их, то пусть сломает свой лук, и порвёт тетиву, и сломает свой меч о камень!

Передают, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он сопровождал Пророка ﷺ, в путешествии. Вдруг люди стали громко возвеличивать Аллаха, и тогда Посланник Аллаха ﷺ,  сказал: «О люди! Успокойтесь, потому что вы обращаетесь не к отсутствующему и глухому, а взываете ко Всеслышащему и Близкому, который находится рядом с вами». В это время Абу Муса находился позади него и повторял: «Нет силы и могущества, кроме как от Аллаха!» (Ляя хайля валяя куввата илля билляяхи). Он ﷺ, услышал это и сказал: «‘Абдуллах ибн Кейс! Не указать ли тебе на одну из райских сокровищниц?» Он сказал: «Конечно, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Говори: “Нет силы и могущества, кроме как от Аллаха!”»
Этот хадис передали аль-Бухари 6409 и Муслим 2704, а в версии ан-Насаи говорится: «Нет силы и могущества, кроме как от Аллаха! Нет спасения от Аллаха, кроме как у самого Аллаха!» (Ляя хайля валяя куввата илля билляяхи! Валяя мальджаа мин аллаахи илля илейхи). См. «Булуг аль-Марам» 1548, Ибн Хаджар аль-Аскалани.

  • Шейх аль-Мубаракфури сказал, что это был поход на Хайбар. См. «Миннатуль-мун’им» 4/244.
  • Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя говорил: “Поистине, повышение голосов с помощью узаконенного зикра не дозволено, кроме как в тех местах, где узаконила это Сунна, как азан, тальбия (при паломничестве) и тому подобном. Сунной для поминающих Аллаха и обращающихся к Нему с мольбой состоит в том, чтобы не повышать голоса сильно. Всевышний Аллах сказал: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников» (Преграды, 55).
    О пророке Закарии Аллах сказал: «Вот он воззвал к своему Господу тихо». (Марьям, 3).
    Также Всевышний сказал: «И поминай Господа с покорностью и страхом про себя, и не вслух». (Преграды, 205)”. См. “аль-Истикама” 1/322.

Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я пришел к Пророку ﷺ и он использовал свежий сивак. Кончик сивака находился на [внутреннем] краю его языка и были слышны звуки: «У’, у’». При этом сивак находился у него во рту, [и казалось] как-будто бы он хотел вырвать [т.е. стошнить]». аль-Бухари 241. См. «Танбихуль-афхам шарх ’Умдатуль-ахкам» №20, шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина, да смилуется над ним Аллах!

Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сотворил Адама из горсти, собранной со всей земли, и поэтому потомки Адама появились (на свет) в соответствии с породой земли. Среди них есть красные, белые, чёрные и с иными оттенками. И среди них есть мягкие, грубые, скверные и благие». Ахмад 4/400, Абу Дауд 4693, ат-Тирмизи 2955. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 1759.

Передают, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что некий мужчина спросил Посланника Аллаха ﷺ, о временах намаза. Он ему ничего не ответил, а когда начала заниматься заря и люди еще почти не узнавали друг друга, он велел объявить о начале рассветного намаза (фаджр). Когда солнце прошло зенит, он велел объявить о начале полуденного намаза (зухр). Кое-кто говорил, что еще полдень, но ему было виднее. Когда солнце находилось высоко в небе, он велел объявить о начале послеполуденного намаза (аср). После заката солнца он велел объявить о начале закатного намаза (магъриб). А когда исчезла вечерняя заря, он велел объявить о начале вечернего намаза (иша). На следующий день он отложил рассветный намаз (фаджр) почти до восхода солнца. Кое-кто даже говорил, что солнце уже взошло или почти взошло. Затем он отложил полуденный намаз (зухр) и совершил его незадолго до того времени, когда в прошлый раз совершил послеполуденный намаз (аср). Затем он отложил послеполуденный намаз (аср) почти до заката солнца. Кое-кто даже говорил, что солнце уже покраснело. Затем он отложил закатный намаз (магъриб) и совершил его незадолго до исчезновения вечерней зари. Затем он отложил вечерний намаз (иша) до истечения первой трети ночи. На утро он позвал того, кто задал ему вопрос, и сказал: «Времена намазов — в промежутках между этими временами». Муслим, 614.

Сообщается, что Абу Муса ‘Абдуллах бин Кайс аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк ﷺ, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и будет Он протягивать руку Свою днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит». Муслим, 2759.

Передается от Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым». аль-Бухари, 2996.

Передается от Абу Мусы, что (однажды) Пророк ﷺ, сказал: “Каждый мусульманин должен давать милостыню”. (Один человек) спросил: “Скажи мне, а если у него ничего не найдётся (для этого)?” Он сказал: “Пусть потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст милостыню”. (Человек) спросил: “О посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?” Он сказал: “Тогда пусть поможет оказавшемуся в затруднительном положении”. (Человек) спросил: “А если он не сможет (сделать этого)?” Он сказал: “(Тогда пусть) побуждает к одобряемому”. (Человек) спросил: “(Скажи мне), а если он не (сумеет) сделать (и этого)?” Он сказал: “(Тогда пусть) воздерживается от совершения дурного, и это станет милостыней”. аль-Бухари, 1445; Муслим, 1008.

Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды ночью в Медине сгорел дом вместе с жившими в нем людьми, и когда Посланнику Аллаха ﷺ, сообщили о том, что с ними случилось, он сказал: «Поистине, этот огонь – враг вам, и поэтому когда будете ложиться спать, гасите его». аль-Бухари 6294, Муслим 2016.

  • Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Смысл запрета – в опасении возгорания… Веление гасить огонь связано со сном, потому что во время сна отсутствует внимание к огню, из чего извлекается, что запрет вступает в силу и в других подобных обстоятельствах, когда отсутствует внимание к огню”. См. «Фатх аль-Бари» 11/85.
  • Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “В этих хадисах содержится указание на то, что если человек ночует в доме один, то он должен потушить огонь, или предпринять меры безопасности от возгорания. Если же в доме группа людей, то это предписание должен выполнить кто-нибудь из них, и станет обязательным это для того, кто ляжет спать последним. Проявляющий небрежность в этом идет в противоречие Сунне”. См. “аль-Муфхим” 5/280.

Наиболее известные асары, передаваемые от Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах

‘Амр ибн Саляма рассказывал: «Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть. И однажды к нам подошел Абу Муса aль-Аш’ари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу ‘Абдур-Рахман?» Мы ответили: «Нет». Тогда он присел с нами и ждал, пока тот не вышел из дома. А когда он появился, все мы подошли к нему, и Абу Муса сказал: «О Абу ‘Абдур-Рахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое!» Он спросил: «Что же это?» Абу Муса ответил: «Увидишь сам. Но я видел там людей, которые усаживаются кружками в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кружке есть человек, который говорит: «Скажите сто раз «Аллаху Акбар!», и они по сто раз произносят эти слова. А потом он говорит: «Скажите сто раз «Ля иляха илля-Ллях», и они сто раз повторяют эти слова. А потом он говорит: «Скажите сто раз: “Субхана-Ллах”, и они по сто раз произносят и это». Ибн Мас’уд спросил: «И что же ты сказал им?!» Он ответил: «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом». Он спросил: «Почему же ты не велел им посчитать их дурные поступки и не поручился за то, что ничто из их благих дел не пропадет и так?!» А потом мы с ним пошли к мечети, и он подошел к одному из таких кружков, остановился рядом с ним и спросил находившихся там людей: «Чем же вы занимаетесь?!» Они ответили: «О Абу ‘Абдур-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова “Аллаху Акбар”, “Ля иляха илля ллах”, “Субхана Аллах” и “аль-хамду ли-Ллях”. Ибн Мас’уд сказал: “Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ничто из них не пропадет. Горе вам! О Умма Мухаммада! Как скоро вы устремились к гибели, тогда как сподвижники его еще среди вас, одежда его еще не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, либо уже принесли более верную религию, чем религия Мухаммада, либо открываете двери к заблуждению!” В ответ эти люди сказали: “Клянемся Аллахом, о Абу ‘Абдур-Рахман, мы не желали ничего, кроме блага!” Тогда он воскликнул: “Но сколько таких, кто желает блага, но не обретает его! Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил нам: “Появятся люди, которые будут читать Коран, но он не пройдет ниже их глоток”. Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас являются таковыми!” Потом Ибн Мас’уд отошел от них». ‘Амр ибн Салама сказал: «И мы видели большинство из них сражавшимися на стороне хариджитов в день битвы при Нахрауане».
ад-Дарими 1/68, ат-Табарани 8628. Хафиз аль-Хайсами, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

  • Из числа некоторых великих польз из этой истории:
    1. Не делать ничего, пока не узнаешь у обладающего знанием, даже если ты сам обладаешь какими-то знаниями! Ведь сподвижник Абу Муса, увидевший то, что ему не понравилось, не предпринял ничего, пока не спросил у более знающего — Ибн Мас’уда, и сказал: «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом».
    2. Порицание совершения группового тасбиха, да еще при помощи камней.
    3. Указание на то, что не все к чему стремится человек и чего желает — является благим, как и не каждый, кто желает достичь благого, может это сделать!
    4. Предостережение от хариджитов!
    5. Указание на то, что заблуждение начинается с малого. Ведь эти люди начали с группового тасбиха в мечети, а закончили тем, что были убиты будучи хариджитами! да упасет от этого Аллах!
    Истину говорил имам аль-Барбахари: «Остерегайтесь малых нововведений в делах, ибо поистине, малое нововведение растет, пока не станет большим! Ведь каждое нововведение, внесенное в эту умму, в начале своем было маленьким и похожим на истину, и был обольщен тот, кто вошел в это нововведение, после чего не смог выйти из него. И это нововведение стало большим, и превратилось в религию, которую стали исповедовать». См. «Шарху-Ссунна» 61.
    6. Порицал ли Ибн Мас’уд зикр? | Ринат Абу Мухаммад
  • Немного дополнение по передатчикам данного хадиса.
    аль-Хаким ибну Мубарак от ’Амра ибну Яхьи, который слышал что его отец передавал от своего отца, кототорый сказал: » Мы сидели около двери ’АбдуЛлаха ибну Мас’уда…» (до конца хадиса).
    Сказал шейх Альбаний в «сильсиляту ас-сахиха», под № 2005:
    «Этот иснад сахих (достоверный), кроме только то, что в некоторых книгах есть опечатка в отношение ’Амра ибну Яхьи, там пишут ’Умар, я думаю это просто ошибка. Это ’Амр ибну Яхья ибну ’Амр ибну Саляма ибну аль-Харис аль-Хамданий, так привёл ибну аби Хатим в книге: “аль=джарх уа та’диль” (3/1/269), и он привёл там, что от него передавали многие достойные доверия, из них ибну ’Уейна. Так же передаётся, что ибну Ма’ийн сказал о нём: “Он салих”.
    Так же он передал о его отце (4/2/176): “Яхья ибну ’Амр ибну Саляма аль-Хамданий, говорят так же аль-Киндий, он передавал от своего отца.
    Так же от него передавали Шу’ба, ас-Саурий, аль-Мас’удий, Кайс ибну Раби’ и его сын — ’Амр ибну Яхья”.
    Не передаётся о нём ничего из джарха и та’диля, однако нам достаточно того, что передавал от него Шу’ба, т.к. он тщательно выбирал тех, от кого передавал ! Как это известно из его биографии.
    И не далеко то, что он мог быть из надёжных передатчиков (т.е.Яхья ибну ’Амр) у ибну Хиббана, как об этом рассказал аль-’Иджлий в “ثقات ”, он сказал там: “Куфий, надёжный (ثقة)”.
    Что же касается ’Амра ибну Саляма, то о его, надёжности передаётся в “ат-тахзийб”, от ибну Са’да и ибну Хиббана (5/172), так же аль-’Иджлий удостоверил его надёжность в “ثقات ” (это книга ибну Хиббана) (364/1263), он сказал там: “Куфий, таби’ий, надёжный”….
    Так же у этого хадиса есть другие цепочки, как например в “Муснад” с добавкой, и иснад его джейд (1/404).
    Так же пришло это в хадисе от некоторых сахабов, кот. привел имам Муслим в “сахих” (3/109-117)…»

Аль-Мусайиб ибн Рафи’ рассказывал: «Абу Муса аль-Аш’ари повелевал своим дочерям собственноручно закалывать своих жертвенных животных». ‘Абдур-Раззакъ 4/389. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. «Фатхуль-Бари» 10/19.

  • Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Единогласны ученые в том, что закалывание совершенное детьми или женщинами, является дозволенным». См. «аль-Иджма’» 43.
  • Ка’б ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды одна женщина зарезала овцу с помощью камня, и спросила об этом Пророка ﷺ, и он повелел ей это есть». аль-Бухари 5504.
  • Ибрахим ан-Наха’и относительно жертвоприношения совершенного женщинами или детьми сказал: «Нет в этом никаких проблем, если они способны зарезать животное, и произнесут имя Аллаха». Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. «Фатхуль-Бари» 9/575.

Тарикъ ибн Шихаб рассказывал: “Мы часто беседовали в кругу Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, но в один из дней он сказал нам: «Вы не заслуживаете упрёка за то, что будете отдаляться от меня, ибо эта чума поразила членов моей семьи. И кто желает из вас удалиться (опасаясь заразиться), пусть удаляется. Однако остерегайтесь двух вещей:
Чтобы люди говорили: «Человек покинул данное место и остался здоровым, а другой остался и заболел. И если бы я оставался сидеть там так же, как семья такого-то, то я заразился бы так же, как и семья такого-то».
И чтобы говорил тот, кто остался и заболел: «Если бы я ушёл так же, как ушла семья такого-то, то остался бы здоровым так же, как и его семья».

Как мы видим из этого асара, сподвижник Абу Муса, пребывавший в среде бушующей чумы, не отрицал наличие такого явления, как заражение, однако порицал неправильные убеждения, которые могут иметь место при эпидемиях и заражении, сказав: “Остерегайтесь двух вещей: Чтобы люди говорили: «Человек покинул данное место и остался здоровым, а другой остался и заболел. И если бы я оставался сидеть там так же, как семья такого-то, то я заразился бы так же, как и семья такого-то». И чтобы говорил тот, кто остался и заболел: «Если бы я ушёл так же, как ушла семья такого-то, то остался бы здоровым так же, как и его семья»”.

Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари и Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Пьяница; человек, порывающий родственные связи; и человек, верящий в колдовство, в Рай не войдут». Ахмад 3/14, 3/83, 4/399, аль-Хаким 4/146, Ибн Хиббан 5346, 6137. Хадис хороший. См. “Сахих ат-Таргъиб” 3050, “Гъаятуль-марам” 291, “Тахридж аль-Муснад” 19569.

  • Внешне этот хадис понимается так, что верить в наличие колдовства запрещено, хотя в действительности колдовство – это установленный факт Кораном и Сунной, и верить в него необходимо. Однако в данном хадисе речь идёт о том, кто верит, что колдовство действует непременно и влияет на вещи само по себе без воли Аллаха и Его установления. Тогда как в Коране сказано: «Они (люди) обучались у них (Харута и Марута) тому (колдовству), как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха» (2: 102).
  • Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Среди некоторых людей распространено следующее выражение: “Поистине, такой-то заболел по причине того, что его заразил такой-то!” Каково положение такого высказывания?»
    Шейх ответил: “Если он связывает это лишь с причиной, говоря: «Заболел по причине», то нет в этом проблем. Но если он связывает это именно с самой заразой, говоря: «Зараза его поразила», то это не дозволено, потому что заражение – это причина”. Сл. “Шарх Фатх аль-Маджид” № 62.