Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
حمزه بن عبد المطلب
Дядя посланника Аллаха ﷺ по справедливости получивший имя Асадуллах — Лев Аллаха! После того как он принял Ислам, мусульмане почувствовали себя сильней. Это случилось на шестой год пророчества.
Мухаммад ибн Каб аль‐Курази сказал: «Абу Джахль сказал кое-что о посланнике Аллаха (обругал его), и это дошло до Хамзы. Рассердившись, он вошел в Масджидуль‐Харам и разбил голову Абу Джахля в кровь (своим) луком». См. «Сиффатус-саффа» стр. 165.
Мубаракфури следующим образом описал это: «Поводом для обращения в Ислам одного из самых могущественных курайшитов, Хамзы, да будет доволен им Аллах, послужило следующее событие: однажды Абу Джахль, проходивший рядом с холмом Сафа, увидел посланника Аллаха ﷺ и принялся оскорблять его, а по другим сообщениям, он взял в руки камень и ударил Пророка ﷺ по голове так сильно, что у него потекла кровь, после чего удалился в дом собраний курайшитов, находившийся неподалеку от Каабы, и остался там.
За всем этим наблюдала из своего жилища вольноотпущенница Абдуллы ибн Джуд‘ана, дом которой также находился у холма Сафа, а когда через некоторое время после этого с охоты вернулся Хамза с луком через плечо, она обо всем рассказала ему.
Выслушав ее, Хамза немедленно отправился к Абу Джахлю и закричал на него: «Ты оскорбляешь сына моего брата, а ведь и я тоже исповедую его религию!», и он ударил его луком по голове, разбив ее до крови. На помощь Хамзе поспешили хашимиты, а Абу Джахля были готовы защищать махзумиты, но он сказал: «Оставьте Хамзу, ибо я действительно жестоко оскорбил сына его брата!»
Таким образом, получилось так, что Хамза принял Ислам, не пожелав стерпеть оскорбления, нанесенного его родственнику, и сказал то, что он говорить не намеревался, но потом Аллах раскрыл его сердце для Ислама.
Хамза был самым сильным и могучим из курайшитов, за что его и стали называть «львом Аллаха». Он принял Ислам в месяц зуль-хиджа шестого года с начала осуществления Мухаммадом ﷺ его пророческой миссии». См. Глава «Хамза принимает Ислам».
Как передал Йазид ибн Руман: «После того как посланник Аллаха вошел в Медину, первый флаг который он вручил, был флаг, который он отдал Хамзе». См. «Сиффатус-саффа» стр. 165.
Хамза ибн ’Абдуль-мутталиб, да будет доволен им Аллах, погиб в битве при Ухуде.
Среди многих мусульман бытует мнение о том, что Хинд — жена Абу Суфьяна, велела эфиопскому рабу по имени Уахши убить Хамзу. И что якобы, когда тот это сделал во время сражения при Ухуде, она съела его печень. На самом деле эта история недостоверна.
Во-первых, раб Уахши принадлежал не Хинд, а Джубайру ибн Мут’иму.
Во-вторых, послал его убить Хамзу именно Джубайр, обещав Уахши освободить его за это, поскольку Хамза в битве при Бадре убил Ту‘айму ибн ‘Ади дядю Джубайра.
Сообщается, что ‘Убайдуллах ибн ‘Ади как-то попросил Уахши: «Не расскажешь ли ты мне о том, как был убит Хамза?» Тот сказал: «Да. В битве при Бадре Хамза убил Ту‘айму ибн ‘Ади ибн аль-Хийара, после чего мой хозяин Джубайр бин Мут‘им сказал мне: «Если ты убьешь Хамзу за моего дядю, то получишь свободу». И в год сражения при Ухуде люди выступили из Мекки, а я отправился на эту битву вместе с ними. Когда они выстроились в ряд, вышел Сиба’ и закричал: «Примет ли кто-нибудь вызов?» К нему вышел Хамза ибн ‘Абдуль-Мутталиб и сказал: «О Сиба’, о сын Умм Анмар, которая делает обрезание женщинам, как смеешь ты сопротивляться Аллаху и Его посланнику?» А потом он напал на него и убил, будто его и не было. Я же прятался за камнем, подстерегая Хамзу, а когда он приблизился ко мне, бросил в него свое копье, которое вошло в его тело в нижней части живота и вышло меж его ягодиц, из-за чего он и умер. Когда же люди стали возвращаться (в Мекку), я вернулся вместе с ними и жил там до тех пор, пока Ислам не распространился. Тогда я перебрался в Таиф, а потом его жители решили направить посланцев к посланнику Аллаха ﷺ и мне сказали: «Он не причиняет вреда посланцам». Тогда я отправился вместе с ними к посланнику Аллаха ﷺ и явился к нему. Увидев меня, он спросил: «Так это ты Уахши?!» Я ответил: «Да». Он спросил: «Это ты убил Хамзу?» Я ответил: «Да, дело было так, как тебе рассказали». Тогда он сказал: «Можешь ли ты сделать так, чтобы я больше не видел твоего лица?» И я ушел, а когда посланник Аллаха ﷺ умер и появился лжепророк Мусайлима, я сказал себе: «Я обязательно отправлюсь к Мусайлиме! Может быть, мне удастся убить его и так рассчитаться за (грех) смерти Хамзы». После этого я отправился вместе с людьми сражаться с Мусайлимой, и во время сражения, случилось то, что случилось: я неожиданно увидел стоявшего в проломе в стены человека с растрепанными волосами, который был похож на верблюда пепельного цвета. И я бросил в него свое копье, которое вошло ему в грудь и вышло между лопаток, после чего на него бросился один человек из числа ансаров и ударил его мечом по голове«. аль-Бухари 4072.
Таким образом, не было никакой связи у Хинд с Хамзой, чтобы она заказала убить его и тем более съела его печень, или как еще рассказывают, сделала себе ожерелье из ушей и носов убитых мусульман и т.п.
Однако, к сожалению, в наше время, когда мусульмане упоминают Хинд, то она напоминает им то, что она якобы съела печень Хамзы, тогда как она этого не делала даже до принятия ею Ислама. Но зато мало кто из мусульман знает, что «Хинд была одной из лучших женщин курайшитов и самой умной из них, у которой были красивые стихи». См. «Тарих аль-Ислям» 2/108.
Мало кто знает, что когда она приняла Ислам, ее Ислам был прекрасным! ‘Аиша рассказывала: «Однажды к Пророку ﷺ пришла Хинд бинт ‘Утба и сказала ему: „О посланник Аллаха, прежде не было на земле семьи, которой я желала бы познать унижение так же сильно, как твоей семье, а сегодня нет такой семьи на земле, которой я желала бы такой же славы, как твоей семье!“ На это Пророк ﷺ сказал ей: „Клянусь Тем, в Чьей Руке душа моя, и еще!“» аль-Бухари 3825.
Слово «айдан» (еще) ученые поняли по разному. Одни сказали, что смысл этих слов в том, что к иману Хинд и ее любви к Пророку ﷺ еще прибавится иман и любовь.
А другие сказали, что слово «айдан» значит (я тоже), т.е. я тоже люблю вашу семью сильно. См. «Умдатуль-Къари» 16/391.
Как бы ни было, в этих словах Пророк ﷺ подтвердил правоту ее слов, как сказал имам Ибн ат-Тин! См. «Фатхуль-Бари» 7/179.