Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

حذيفة بن اليمان

Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ

Хузейфа бин Хисль (или Хусейль) бин Джабир бин Амр бин Рабиа бин Джарва бин аль-Харис бин Мазен бин Къатыа бин Абс, аль-‘Абси из ансаров.

Хузейфа ибн аль-­Яман ибн Джабир аль-‘Абси, да будет доволен им Аллах, принял ислам вместе со своим отцом. Он хотел участвовать в битве при Бадре, однако многобожники не позволили ему сделать это.
Как он, так и его отец были участниками битвы при Ухуде, в которой мусульмане убили его отца, не зная о том, что он принял ислам. Хузейфа простил это мусульманам и не стал брать выкуп за отца.
Хузейфа ибн аль-­Яман передал очень много хадисов от Пророка ﷺ. Он говорил: «Пророк ﷺ рассказал мне то, что было, и то, что будет до Судного часа». Его называли «хранителем секретов Пророка», потому что Посланник Аллаха ﷺ по секрету рассказал ему имена тех лицемеров, которые хотели причинить вред Пророку ﷺ после его возвращения из Табука [говорят, что в этом списке было 12 человек]. Хузейфа участвовал в битве при Хандаке, а также в последующих битвах и в открытии Ирака. ‘Умар ибн аль-­Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сделал его амиром над некоторыми городами, где он и оставался править, пока не скончался в 36 году хиджры. См. «Танбихуль-афхам шарх ‘умдатуль-ахкам» шейха ‘Усеймина, стр. 36.

Его мать — женщина из числа ансаров, из племени аль-Аус из бану ‘Абдуль Ахшаль, и ее звали ар-Рабаб бинт Каъб бин ‘Абдуль Ахшаль. См. «аль-Истиаб фи маърифатиль-асхаб», 1/98-99.

Его отец — Хисль совершил убийство, бежал в Медину и вступил в союз с бану ‘Абдуль Ахшаль, и народ прозвал его аль-Яман, т.к. он вступил в союз с племенем, ведущим свой род из Йемена. Он женился на матери Хузейфы, и Хузейфа родился в Медине. Хузейфа и его отец приняли ислам. Они хотели присутствовать в битве при Бадре, но многобожники помешали им, затем они участвовали в битве при Ухуде, и аль-Яман (отец Хузейфы) был убит в этой битве.

Аль-Хафиз аз-Захаби, да помилует его Аллах, сказал: «аль-Яман и его сын Хузейфа участвовали в битве при Ухуде, и в тот день аль-Яман пал шахидом. Группа сахабов убила его по ошибке, потому что армию было плохо видно за щитами, люди покрывали свои лица, и если у них не было явных знаков отличия, брат мог убить своего брата и даже не почувствовать. Когда они напали на аль-Ямана в тот день, Хузейфа кричал: «Мой отец! Мой отец! О люди!», но они убили его по ошибке.

Хузейфа передал от Пророка ﷺ, и от ‘Умара много хадисов. От него передавали Джабер, Джундуб, ‘Абдулла бин Язид, Абу ат-Туфейль и другие сподвижники. Среди табиинов от него передавал его сын Биляль, Рибъи бин Харраш, Зейд бин Вагб, Зирр бин Хубейш, Абу Ваиль и другие. Аль-Аджли сказал: «Умар назначил его правителем над аль-Мадаином, и он оставался там вплоть до своей смерти, случившейся после убийства Усмана и после присяги Али через 40 дней». И это произошло в 36-ом году. См. «аль-Исаба фи тамйиз ас-сахаба», 2/44, «ат-Тагзиб», 2/193.

Что касается значения имени Хузейфа в арабском языке, то Ибн Дурейд сказал в «Джамгаратуль-люга», 1/256: «Что касается того, что они нарекали Хузейфой, то это уменьшительная форма от слова “хизфа حذفة” — кусочек, который удаляют из мяса или еще чего-нибудь, или же уменьшительная форма от “хазафа حذفة ”, и “аль-хазаф” — разновидность маленьких диких уток». См. также «аль-Иштикъакъ» Ибн Дурейда, 82/118.

Достоинства Хузайфы ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах

Хузейфа — хранитель тайн посланника Аллаха ﷺ, касающихся мунафиков (лицемеров). Никто, кроме Хузейфы, о них не знал. Так как сам Посланник ﷺ, сообщил ему о них. Хузайфа говорил: «Поистине, лицемерие было во времена Пророка ﷺ, а что касается сегодняшнего дня, то есть только неверие после веры!» аль-Бухари 7114.

Смысл его слов в том, что о большом лицемерии в людях можно было знать только на основании откровения от Аллаха во времена Пророка ﷺ. И в этих словах Хузайфы нет довода убеждению мурджиитов, которые говорят, что лицемерия уже нет вовсе. Лицемерие было, есть и будет, однако невозможно узнать о большом лицемерии после смерти Пророка ﷺ, когда прекратились ниспосылаться откровения.

Къады ‘Ийяд говоря о лицемерах сказал: «На них в мире этом распространяется хукм (положение) мусульман за их открытое произнесение свидетельства языком. И не сделал Аллах так, что человек может узнать сокровенные вещи (т.е. о лицемерии в сердце), и не велено им расследовать это, более того Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил это и сказал (тому, кто убил произнесшего свидетельство): “Разве ты рассек его сердце?!” (чтобы узнать искренне он произнес шахаду или нет)». См. «аш-Шифа» 2/17.

Хузейфа — тот, кого посланник Аллаха ﷺ, послал в ночь аль-Ахзаб разузнать сведения о врагах, и он завоевал ад-Дейнавар. И его достоинства долго можно перечислять«. См «Сияр аълям ан-нубаля», 2/362-364.

Муслим привёл хадис под номером 1788, от Хузейфы, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я был с Посланником Аллаха ﷺ, в ночь битвы при аль-Ахзаб, и был сильный холодный ветер, и Посланник Аллаха ﷺ, сказал:

أَلَا رَجُلٌ يَأْتِينِي بِخَبَرِ الْقَوْمِ جَعَلَهُ اللَّهُ مَعِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ

“Не пойдёт ли кто-нибудь, чтобы узнать про тех людей, да сделает его Аллах рядом со мной в Судный день?”, и мы молчали, и никто из нас не отвечал ему. Он спросил так трижды, а затем добавил:

قُمْ يَا حُذَيْفَةُ فَأْتِنَا بِخَبَرِ الْقَوْمِ

“Встань, Хузейфа, и достань нам сведения о них”.

Я не нашёл другого выхода, кроме как пойти, т.к. он назвал меня по имени, и я встал. Он сказал:

اذْهَبْ فَأْتِنِي بِخَبَرِ الْقَوْمِ وَلَا تَذْعَرْهُمْ عَلَيَّ

“Ступай и возвращайся со сведениями о них, и никому ничего не причиняй, пока не вернёшься ко мне”.

И когда я отошел от него, то стал идти, и мне было жарко, пока я не вернулся…». (хадис приведен сокрашенно)

В этом проявляется достоинство Хузейфы, да будет доволен им Аллах, т.к. Пророк ﷺ, выбрал его для этого важного трудного дела, когда мусульмане были в страхе и испытывали сильный холод.

Также виден карамат Хузейфы, да будет доволен им Аллах, т.к. он не чувствовал холода, который ощущали остальные люди, и ему ничем не повредил тот сильный ветер. Аллах избавил его от этих мучений из-за бараката его ответа на повеление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, того, что он отправился туда, куда сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и из-за дуа пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за него. И эта милость и отсутствие холода продолжались до тех пор, пока он не вернулся к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Когда же он вернулся, то вернулся и холод, который чувствовали люди, и это — одно из чудес посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. См. «Шарх ан-Навави аля Муслим» 12/146.

Хузейфа — тот, кто спрашивал о зле, чтобы защититься от него и уберечь этим самым свою религию.

Аль-Бухари (3606) и Муслим (1847) привели от Хузейфы, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Люди спрашивали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о благе, а я спрашивал его о зле, боясь, что оно меня постигнет».

Хузейфа — тот, кто больше всех людей знал о фитнах (смутах), которые будут происходить до Судного дня.

Муслим привёл хадис под номером 2891, от Хузейфы, в котором говорится: «Клянусь Аллахом, я больше других людей знаю о фитнах, которые будут между мной и Часом. И как может быть по-другому, если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил мне об этом то, чего не рассказал другим. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, когда разговаривал на собрании, на котором я был, о фитнах, и он сказал, перечисляя фитны:

مِنْهُنَّ ثَلَاثٌ لَا يَكَدْنَ يَذَرْنَ شَيْئًا ، وَمِنْهُنَّ فِتَنٌ كَرِيَاحِ الصَّيْفِ مِنْهَا صِغَارٌ وَمِنْهَا كِبَارٌ

«Среди них есть три, которые почти не будут заметны. Среди них есть фитны, подобные летнему ветру, из них — маленькие и большие». Хузейфа сказал: «И все те люди ушли, кроме меня».

Хадисы, передаваемые от Хузайфы бин аль-Ямана

Сообщается, что Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Достоинство знания превосходит достоинство поклонения, а лучшим проявлением вашей религии является набожность”».
Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 3960 и аль-Баззар в «Кашф аль-астар» 139 с хорошим иснадом.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 68, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4214.

Сообщается, что Хаммам сказал:
— (Однажды), когда мы находились с Хузайфой, да будет доволен им Аллах, ему сказали: «Один человек возводит хадис к ‘Усману». И тогда Хузайфа сказал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Сплетник/къаттат/ не войдёт в рай”». Этот хадис передали Ахмад 5/382, 389, 397, 402, 404, аль-Бухари 6056, Муслим 105, Абу Дауд 4871, ат-Тирмизи 2026. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7672, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2821.

В версии Муслима сказано: «…наммам» — «клеветник, сплетник», что означает то же самое, что и «къаттат». Говорят, что разница в них в том, что «наммам» — это тот, кто приходит с каким-то рассказом и передаёт его (другим), а «къаттат» — выслушивает то, о чём он сам не знает, и затем передаёт услышанное. См. «Фатхуль-Бари» 10/532.

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ обратился к нам с проповедью и рассказал нам обо всём, что будет происходить до самого Судного дня. Кто запомнил сказанное им, тот запомнил, а кто забыл, тот забыл. И, видя что-то из предсказанного им, которое я забыл (со временем), я вспоминаю само предсказание подобно тому, как вспоминает человек знакомого человека, которого он встретил после долгой разлуки». аль-Бухари 6604, Муслим 2891.

Сообщается, что Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Поистине, я лучше самого Даджаля знаю, что у него будет. Будут у него две текущих реки, одна из которых представится глазу чистой водой, а другая — пылающим огнём. Пусть же тот, кто доживёт до этого, подойдёт к реке, которая представится ему огнём, закроет глаза, наклонит голову и напьётся из неё, ибо, поистине, (там будет) прохладная вода. И, поистине, у Даджаля не будет одного глаза, который будет прикрыт грубой кожей. Меж глаз его будет (написано слово) «кафир»/неверный/, и (это слово) прочтёт каждый грамотный или неграмотный верующий». аль-Бухари 3450, Муслим 2934, Ахмад 5/386, 404.

Также сообщается, что Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “У Даджаля не будет левого глаза, он будет волосатым и будут у него Рай и Огонь, но Огонь его (окажется) Раем, а Рай — Огнём”». Ахмад 5/383, Муслим 2934.

Сообщается, что Хузайфа ибн аль-Яман сказал:
— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам будет исчезать подобно тому, как исчезают ворсинки (с новой) одежды, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока люди не перестанут знать о посте, молитве, паломничестве и о садакъе, а Книга Великого и Всемогущего Аллаха исчезнет за одну ночь и на земле не останется из неё ни одного аята. И останутся разные группы людей, (в числе которых будут) старик и старуха, которые будут говорить: “Мы застали своих отцов на этих словах: “Ля иляха илля-Ллах”, и мы говорим это”».
Сыля (ибн Зуфар) спросил его: «Чем поможет им это “Ля иляха илля-Ллах”, если они не будут знать ни о молитве, ни о посте, ни о паломничестве, ни о садакъе?» Но Хузайфа отвернулся от него. Затем тот повторил свой вопрос трижды, но Хузайфа каждый раз отворачивался от него, а потом на третий раз повернулся к нему и трижды сказал: «О Сыля, оно спасёт их от Огня!»
Этот хадис передали Ибн Маджах 4049 и аль-Хаким 4/473, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима», и с ним согласился аз-Захаби. Хафиз аль-Бусыри и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность хадиса. См. «аз-Заваид» 1/247, «Фатхуль-Бари» 13/19.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 3289, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 8077, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 87, «Сыфатуль-фатва» 28.

  • Шейх аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, в примечании к этому хадису в книге «Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха» (1/130-132) сказал:
    — В этом хадисе содержится очень важная польза, касающаяся фикъха. Она заключается в том, что свидетельство «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха/Ля иляха илля-Ллах/» спасёт от Ада того, кто произнёс его, даже если он не выполнял никакие другие из пяти столпов Ислама, как, например, молитва и другие…
  • Хафиз Ибн Касир в комментарии к этому хадису сказал:
    – В этом указание на то, что знание будет отнято у людей в конце времён. Эти люди будут говорить: «Ля иляха илля-Ллах», говоря эти слова в качестве поклонения Аллаху Всевышнему, и они помогут им, даже если у них не будет помимо этого никаких благих деяний и полезного знания. А слова (Хузайфы): «Оно спасёт их от Огня» понимаются как то, что «ля иляха илля-Ллах» запретит им вхождение в Ад вообще, по причине того, что обязанности не были возложены на них, так как к ним не обращались с ними. Но также смысл этих слов может быть в том, что «ля иляха илля-Ллах» защитит их от Огня после вхождения в него, и на это указывает смысл слов Всевышнего в хадисе аль-Къудси: «Я непременно выведу из Огня того, кто сказал в своей жизни ля иляха илля-Ллах!». См. «ан-Нихая филь-фитан» 18-19.
  • Именно поэтому этот же хадис и слова Хузайфы использовал имам Ибн Къудама на то, что «ля иляха илля-Ллах» спасёт не совершающего молитву. См. «аль-Мугъни» 2/442.

Передают со слов Абу Къилябы о том, что Абу ‘Абдуллах (Хузайфа ибн аль-Яман) сказал Абу Мас’уду (или: Абу Мас’уд сказал Абу ‘Абдуллаху) (да будет доволен ими Аллах): «Что ты слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (говорил относительно выражения) “заявляли”?» Он сказал: «(Это —) плохая опора (для) мужчины». Этот хадис передал аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (762).

Также этот хадис передали Ахмад (5/401), Абу Дауд (4972), Ибн Аби Шейба (8/636-637), аль-Къуда’и в «Муснад аш-Шихаб» (1334, 1335), Ибн Аби ‘Асым в «аль-Ахад валь-масани» (2798), ат-Тахави в «Шарх аль-Мушкиль» (185).

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» (586), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (2846), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (866).

  • Имам аль-Багауи сказал:
    «Поистине, это выражение “заявляли” было порицаемо по той причине, что в основном оно используется в сообщениях, которые не имеют цепи передатчиков и которые не достоверны. Это всего лишь вещи, слетающие с языка. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уподобил слова человека “заявлял”, которыми он желает достичь цели в разговоре, с опорой (средством передвижения), посредством чего человек добирается до нужного ему места. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел удостоверяться в том, что человек говорит, проявляя осмотрительность в этом, и не передавая, кроме как от надежных людей». См. «Шарху-с-Сунна» (12/362).
  • имам Абу Сулейман аль-Хаттаби в своём труде «Ма’алим ас-сунан» пишет: «Когда человек хочет отправиться куда-либо, он садится на своё верховое животное и едет, пока не достигнет цели. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает слово “заявляли”, которое человек предпосылает свои словам, используя его в качестве средства достижения цели, с верховым животным. Дело в том, что слово“заявляли” используется лишь тогда, когда дело касается безосновательных и бездоказательных сообщений, то есть того, что передаётся как сплетня, Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, порицал такие разговоры и приказывал убеждаться в достоверности того, что передаётся другим». Так говорит аль-Хаттаби, а Аллах знает об этом лучше. См. «аль-Азкар» имама ан-Навави (изд. на рус. яз.), стр. 650.

Сообщается, что Хузайфа (ибн аль-Яман), да будет доволен им Аллах, сказал:«(Однажды, когда) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел, он встретил меня, а я при этом был в состоянии большого осквернения. (Тогда) я резко свернул с его дороги, пошёл искупался, а потом пришёл, и он сказал (мне): “Что с тобой?” Я ответил: “Я был в состоянии большого осквернения”. И тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, мусульманин никогда не оскверняется!”» Этот хадис передал Ибн Маджах, 535. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.

Передают со слов Хузайфы о том, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил его и протянул ему (руку,) но (Хузайфа) сказал: «Я нахожусь в состоянии большого осквернения». И (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, мусульманин (никогда) не бывает нечистым». Этот хадис передал Абу Дауд (230). Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис» См. «Сахих Аби Дауд» (225), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1933), «Ирвауль-гъалиль» (1/193)

Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, мы пребывали во зле, а потом Аллах даровал нам это благо, в котором мы сейчас находимся, но придёт ли после этого блага зло?” Он сказал: “Да”. Тогда я спросил: “А придёт ли после этого зла благо?” Он сказал: “Да”. Я (опять) спросил: “А придёт ли после этого блага опять зло?” Он сказал: “Да”. Я спросил: “В чём же это будет заключаться?” Он сказал: “После меня будут правители, которые не станут придерживаться моего руководства, не будут следовать моей Сунны, и среди них будут люди, сердца которых будут подобны сердцам шайтанов в человеческом обличии”. (Хузайфа) сказал: “Я спросил: О посланник Аллаха, а что мне делать, если я это застану?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Слушайся и повинуйся своему правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество! Слушайся и подчиняйся!”» Муслим 1847

Сообщается, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды, когда) мы находи­лись у ‘Умара (ибн аль-Хаттаба), он спросил: “Кто из вас слышал, что Посланник Аллаха ﷺ говорил об испытаниях?” Люди стали говорить: “Мы слышали его (слова)”. (‘Умар) сказал: “Наверное, вы имеете в виду (его слова) о бедствии, (имеющем отношение) к семье, имуществу или соседу человека”, и они сказали: “Да”. Тогда он сказал: “Это искупается молит­вой, постом и садакой. А кто слышал, что Пророк ﷺ говорил о (бедствии), которое будет бушевать, подобно бушующему морю?”»

Хузайфа сказал: «Тут люди умолкли, а я сказал: “Я”. (‘Умар) ска­зал: “Ты? Твой отец (достоин похвалы)!”»

(После этого) Хузайфа сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: “Сердца будут подвергаться искушениям (одному за другим), подобно (тростниковой) циновке, (которую плетут, присоединяя) сте­бель к стеблю, и в том сердце, которое погрузится в них, появится чёрная точка. Что же касается сердца, которое сочтёт их неприятными для себя, то в нём появится белая точка, (и через некоторое время) возникнут два (вида) сердец: (одни будут) белыми и подобными гладкому камню, и ни одно искушение не повредит (такому сердцу), пока существуют небеса и земля; (другие же будут) чёрными и (окрашенными в) пепельный/асваду мурбадд/ цвет, подобно перевёрнутому/муджаххийан/ кувшину, и (такое сердце) не будет знать одобряемого (шариатом) или отвергать порицаемого, а будет только погружаться в свои желания”».

Хузайфа сказал: «И я сказал (‘Умару): “Тебя отделяет от (таких иску­шений) запертая дверь, которая вот-вот сломается”. (Умар) сказал: “Так она сломается, да лишишься ты своего отца? Если она и откроется, то, может быть, (закроется снова)”. Я сказал: “Нет, она (может только) сломаться”, и я сказал ему, что этой дверью является человек, который будет убит или умрёт своей смертью, и это — слова, в которых нет никакой ошибки».

Абу Халид сказал: «Я спросил Са‘да: “О Абу Малик, что такое асваду мурбадд?” Он сказал: “Ярко-белое на чёрном”. Я спросил: “А что такое муджаххийан?” Он сказал: “Опрокинутый”».  Муслим 144.

Сообщается, что Хузайфа ибн аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и вторую. Он сообщил нам о том, что “амана” была ниспослана в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали об этом из Корана и узнали из Сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удалёна эта “амана”, сказав: “Заснёт человек ненадолго, и будет взята эта “амана” из сердца его, после чего останется от него только лёгкий след. Потом снова заснёт он на короткое время, и будет взята эта “амана” из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголёк и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет”, — и говоря это, он взял камешек и уронил его себе на ногу, после чего сказал: “А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдёт до того, что) будут даже говорить: “Есть среди людей такого-то племени надёжный человек!”. И о человеке будут говорить: “Не найти более стойкого, более деликатного и более разумного, чем он!”, — несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!”».
Хузайфа сказал: «И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его религия, если же он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель, а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то!». аль-Бухари, 6497; Муслим, 143.

Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!». Этот хадис передали Ахмад 5/388, аль-Багъави 4514 и ат-Тирмизи 2169, сказавший: «Хороший хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7070, «Тахридж мишкатуль-масабих» 5140, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2313.

Хузайфа рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, боюсь я для вас человека, который читает Коран, и красота его (Корана) отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом, и обвиняет его в многобожии (ширк)». Хузайфа спросил: «О Пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!» Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет».
аль-Бухари в «ат-Тарих» 297, Ибн Хиббан 81. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хайсами, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. также «Сильсиля ас-сахиха» 3201.

Сообщается, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Следуйте за теми двумя, которые будут после меня: Абу Бакром и ‘Умаром”». Этот хадис передали Ахмад (2/382), ат-Тирмизи (3662), Ибн Маджах (97), аль-Байхакъи (5/212).
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1142), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1233), «ат-Тахавия» (675).

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды), когда мы сидели у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Я не знаю, сколько я (еще) останусь среди вас. Так следуйте за теми двумя, кто придет после меня” и он указал на Абу Бакра с ‘Умаром». Этот хадис передал ат-Тирмизи (3663). Шейх аль-Албани в «Сахих Ибн Маджах» (80) назвал хадис достоверным.

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Когда нам доводилось есть вместе с посланником Аллаха ﷺ мы (никогда ничего не брали первыми), пока Посланник Аллаха ﷺ не (начинал есть и не брал что-нибудь. Как-то раз,) когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка (, спешившая так), будто её подгоняли, (сразу подошла к еде) и протянула к ней руку, но Посланник Аллаха ﷺ схватил её за руку. Потом явился какой-то бедуин, (также) будто подгоняемый кем-то, и Посланник Аллаха ﷺ схватил за руку и его, сказав: «Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы (с её помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы (с его помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его! Клянусь Тем, в длани которого душа моя, поистине, рука (шайтана была) в моей руке, когда я держал за руки этих двоих!», — после чего (Пророк ﷺ) помянул имя Аллаха Всевышнего и приступил к еде. Муслим 2017

Передают со слов Хузайфы и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
— Аллах Всеблагой и Всевышний соберёт людей, и верующие останутся стоять до тех пор, пока не будет приближен к ним рай, и тогда они придут к Адаму, да пребудут с ним благословения Аллаха, и скажут: «О отец наш, попроси, чтобы рай открыли для нас!» (В ответ им) он скажет: «А разве не грех отца вашего стал единственной причиной вашего изгнали из рая?! Это не в моих силах, идите же к сыну моему Ибрахиму, любимейшему другу Аллаха!» И они придут к Ибрахиму, который скажет: «Это не в моих силах, ибо, поистине, не был я столь близок (к Аллаху)! Отправляйтесь к Мусе, с которым Аллах говорил непосредственно!» Тогда они придут к Мусе, который скажет: «Это не в моих силах, идите к Исе, слову Аллаха и духу Его!» — (однако) и Иса скажет: «Это не в моих силах!», — и тогда они придут к Мухаммаду ﷺ который встанет, и ему будет позволено. И будут посланы вверенное людям /амана/ и родственные связи, которые встанут справа и слева по обеим сторонам Сирата, а (потом) первый из вас пройдёт по нему подобно молнии.
Я спросил: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, что значит „подобно молнии“?» Он ответил: «Разве не видели вы, как она появляется и исчезает в мгновение ока?»
А потом Пророк ﷺ сказал:
— (Следующие) пронесутся подобно ветру, (следующие) — подобно птицам, и тех, кто пробежит (по Сирату) быстрее всего, будут влечь за собой дела их. Что же касается вашего Пророка ﷺ то он будет стоять на Сирате, повторяя слова: «Господь мой, спаси, спаси!», — и (так будет продолжаться до тех пор, пока не дойдёт очередь до тех) рабов (Аллаха, дела которых) будут слабыми, и пока не придёт человек, который окажется в состоянии передвигаться (по Сирату) только ползком. А по обоим сторонам Сирата (будут стоять) крюки, которым будет велено хватать тех, относительно кого они получат веление, и тот, кого (они лишь) оцарапают, спасётся, а сваленные в кучу (окажутся) в аду!
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал):
— И клянусть Тем, в чьей длани душа Абу Хурайры, семьдесят лет нужно для того, чтобы достичь дна ада! Муслим 195

Сообщается, что Хузайфа бин аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Укладываясь ночью в постель, Пророк ﷺ ложился щекой на (правую) руку и говорил: “О Аллах, с именем Твоим я умираю и возвращаюсь к жизни! /Аллахумма, би-сми-кя амуту ва ахйа!/” — когда же он просыпался, то говорил: “Хвала Аллаху, Который вернул нас к жизни после того, как упокоил нас, и к Нему [мы вернёмся] после воскрешения /Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ахйана ба‘да ма аматана ва илейхи-н-нушур/”» аль-Бухари 6314

Хузайфа бин аль-Яман, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда вставал на ночную молитву, то чистил свой рот сиваком. аль_Бухари 889 и Муслим 255

Со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ  сказал: «Нет затворничества, кроме как в трёх мечетях: Заповедной мечети в Мекке, пророческой мечети в Медине и мечети аль-Акъса».
ат-Тахауи в «Шарх Мушкиль аль-асар» 7/201, аль-Има’или в «аль-Му’джам» 2/720, аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 4/316, аль-Факихи в «Ахбару Макка» 1334.
Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислям Ибн Таймия, имам аз-Захаби, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль, и др. См. «Шарх аль-‘Умда» 3/593, «ас-Сияр» 15/81, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2786, «Идах ад-даляля» 15.

Что же касается понимания данного хадиса, то учёные разногласили относительно этого. Некоторые учёные склонились к мнению, что затворничество не совершается ни в какой мечети, кроме трёх упомянутых главных мечетях. Но большинство учёных считало, что затворничество совершается в любой соборной мечети, в которой совершается пятикратная обязательная молитва. А что касается обсуждаемого хадиса, то они пояснили его тем, что затворничество в этих трёх мечетях полноценнее и за это больше награды. См. «Фикъх аль-и’тикаф» 114-123, «Идах ад-даляля фи тахридж уа тахкыкъ хадис: “Ля и’тикафа илля филь-масаджид ас-саляса”» 15, «аль-Инсаф фи ахкам аль-и’тикаф» 31-41.

Абу Хурайра и Хузайфа, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Аллах сделал так, что жившие до нас не догадались избрать для себя пятницу. У иудеев была суббота, а у христиан — воскресенье, а нам Всевышний Аллах внушил, чтобы мы избрали пятницу. И Он сделал так, что за пятницей следует суббота и воскресенье, и в Судный день они также будут следовать за нами. Мы последние в этом мире, но мы будем первыми в Судный день, когда будет вершиться суд над творениями». Передали Муслим в «ас-Сахих» (1936, 1937). Ибн Маджах в «ас-Сунан» (1083) ан-Насаи в «ас-Сунан» (1368).

К сожалению данного хадиса нет в «Мухтасар Сахих Муслима», не известно почему аль-Мунзири упустил его и также шейх аль-Альбани не привёл его туда.

В «Сахихе» Муслима (522) пришло от Хузайфы ибн аль-Ямана, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нам было дано преимущество над [другими] людьми в трех вещах: нам были установлены ряды [в молитве], как у ангелов, и вся земля сделана для нас местом для поклонения, и сделана для нас земля [или же пыль, песок] средством для очищения, если мы не найдем воду». Далее он упомянул что-то еще.  См. «Танбихуль-афхам шарх ’Умдатуль-ахкам» шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина, да смилуется над ним Аллах!

Наиболее известные асары, передаваемые от Хузайфы ибн аль-Ямана

Ибн Абу Хатим передал, что Хузейфа, да будет доволен им Аллах, увидев на руке мужчины шнурок, который он надел, чтобы избавится от лихорадки, сорвал его и прочитал следующий аят: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» Сура «Йусуф» аят 106.

Сообщается, что Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Первым, что вы утратите из вашей религии, будет смиренность, а последним — молитва. И женщины будут совершать молитву даже во время месячных. Поистине, основы Ислама будут разрушаться одна за другой, и вы последуете по следам тех, кто был до вас пядь за пядью, не отходя от их пути. Так дело дойдёт до того, что из многочисленных групп останутся только две. Одна из них скажет: «Откуда взяли те, кто был до нас, что количество молитв пять?! Ведь Аллах говорит: «Совершай молитву в обоих концах дня и в некоторые часы ночи» (Худ, 11: 114). И они не будут совершать, кроме двух или трёх молитв. А другая группа скажет: «Воистину, мы — верующие в Аллаха подобно степени веры ангелов! И нет среди нас ни неверных, ни лицемеров». Воистину, Аллах обязательно соберёт этих людей вместе с лжепророком Даджалем.
Ибн Джарир ат-Табари в «Тахзиб аль-асар» (1006), аль-Халляль в «ас-Сунна» (1292, 1293), Ибн Батта в «аль-Ибана» (8). Имам аз-Захаби в «ат-Тальхыс» подтвердил достоверность этого асара.

Сообщается, что Зайд ибн Вахб сказал:
«(Однажды, когда) Хузайфа (ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах,) увидел какого-то человека, который не доводил до конца [1] поясные и земные поклоны, он сказал (ему): “Ты не совершил молитву, а если бы ты умер, [2] то умер бы не будучи на фитре [3], (на) которой Аллах сотворил Мухаммада ﷺ”». Этот хадис передал аль-Бухари 791. См. также хадисы № 389 и 808. Также этот хадис передали Ахмад (5/384, 396), ан-Насаи (3/58), Ибн Хиббан (1894), ‘Абду-р-Раззакъ (3732), Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (4/174, 5/24).

  1. То есть, не совершал их должным образом, соблюдая паузу.
  2. То есть, если бы ты умер в этом состоянии. См. «Тухфатуль-Бари» Закарьи аль-Ансари (2/499).
  3. То есть, не на религии, или Сунне, как об этом говорится в хадисе: «Пять вещей относятся к фитре …». См. «Тухфатуль-Бари» Закарьи аль-Ансари (2/499).

Сказал имам Ибн Аби Шейба: «Рассказал мне ’Умар Ибн Аюб от Джа’фара Ибн Буркъана, от Маймуна Ибн Махрана, что он сказал:

صَلَّى حُذَيْفَةُ الْمَغْرِبَ فِي جَمَاعَةٍ ، فَلَمَّا سَلَّمَ الإِمَامُ قَامَ رَجُلٌ إِلَى جَنْبِهِ، فَأَرَادَ أَنْ يُصَلِّيَ الرَّكْعَتَيْنِ، فَجَذَبَهُ حُذَيْفَةُ، فَقَالَ: اجْلِسْ، لاَ عَلَيْك أَنْ تُؤَخِّرَ هَاتَيْنِ الرَّكْعَتَيْنِ، انْتَظِرْ قَلِيلاً.

«Помолился Хузайфа магриб в джама’ате, и когда имам дал таслим, около Хузайфы встал человек и захотел сделать сунна-намаз, и Хузайфа потянул его к себе и сказал: “Сядь. Тебе следует оттянуть эти два ракаата, подожди некоторое время”». См: «Мусаннаф» Ибн Аби Шейба, 6439.
Закарья аль-Бакистани назвал это сообщение достоверным. См. «Ма сахха мин асар сахаба филь-фикъх» (1/427).
Исследователь «Мусаннафа» Ибн Аби Шейбы Мухаммад ‘Аввама промолчал относительно его степени.
Но Са’д аш-Шасри признал его иснад прерванным.

Однажды Хузайфа ибн аль-Яман прибыл к ‘Усману и сообщил ему о том, что люди впали в разногласия относительно чтения Корана и эти разногласия приняли столь серьёзные масштабы, что были основания опасаться, что люди впадут в неверие из-за этого.
Сказав это, он потребовал, чтобы ‘Усман велел людям читать Коран только одним способом, для чего требовалось собрать Коран воедино ещё раз и сделать новый, единый для всех, список. Эта история приводится в «Сахихе» аль-Бухари 4987.

Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал:

عن حذيفة قال: بحسب المرء من العلم ان يخشى الله عز وجل وبحسبه من الكذب ان يقول: استغفر الله واتوب اليه ثم يعود

«Достаточно знания для человека того, что он боится Аллаха. И достаточно лжи для него, когда он говорит: “Я ищу прощения Аллаха и раскаиваюсь перед Ним”, и все же возвращается к совершению этого».
См. كتاب العلم للحافظ ابي خيثمة زهير بن حرب النسائي ( ١٤ )

Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал:

عن حذيفة قال: إذا كان يوم القيامة جمع الناس في صعيد واحد فيقال: يا محمد فيقول: لبيك وسعديك والخير بين يديك والشر ليس إليك تباركت وتعاليت والمهدي من هديت ومنك وإليك ولا ملجأ منك إلا إليك تباركت وتعاليت سبحان رب البيت قال عند ذلك يشفعني

«Когда наступит День воскресения, и люди соберутся на одной возвышенности, будет сказано: “О Мухаммад!” Он ответит: “Вот я перед Тобой, все благое у Тебя и зло не исходит от Тебя, Благословен Ты и Возвышен! Праведным путём пошёл тот, кого Ты наставил, он принадлежит Тебе и к Тебе возвращается, и нет прибежища от Тебя, кроме как у Тебя, Благословен Ты и Возвышен, Свят Господь Каабы!” И Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “И тогда он станет обращаться с заступничеством”». См. شرح أصول اعتقاد أهل السنة والجماعة للامام اللالكائي ٢٠٨٦ ( ١١١٠/٦ )

Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал:

عن حذيفة قال: ليتق أحدكم أن يكون يهوديا أو نصرانيا وهو لايشعر وتلا ومن يتولهم منكم فإنه منهم

Пусть каждый из вас опасается того, чтобы стать иудеем или христианином, не замечая этого, после чего он прочитал аят: «А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них» (5:51). См. الدر المنثور في التفسير بالمأثور لسيوطي ( ١٠٠/٣ )

Хузайфа, да будет доволен им Аллах, говорил:
«Воистину, настоящее заблуждение — это считать благим то, что ты раньше считал порицаемым, и считать порицаемым то, что ты раньше считал благим. Остерегайся же хамелеонства в религии, ибо, поистине, религия Аллаха одна!». См. Ибн Батта в «аль-Ибана» 571, 572

В ас-Сахихе приводится (асар) от Хузейфы, да будет доволен им Аллах, который сказал:
«О, собрание чтецов! Идите прямо! Если вы будете идти прямо, то опередите далеким опережением. А если будете отклоняться направо или налево, то заблудитесь далеким заблуждением». Аль-Бухари 7282
Также (сообщается) от Мухаммада ибн Уаддаха, что он (Хузейфа) входил в мечеть, вставал над кружками и произносил этот асар.

Почему седьмая сура Корана названа «аль-А’раф» (преграды, ограды)?!

Всевышний Аллах сказал в этой суре: «Между ними [обитателями Рая и обитателями Ада] будет изгородь, а на оградах [аль-а′раф] будут люди, которые распознают каждого из них по их признакам [и обитателей Рая, и обитателей Ада]. Они [люди на преграде] воззовут к обитателям Рая: “Мир вам!”. Они пока не войдут в Рай, хотя будут желать этого. Когда же их взоры обратятся к обитателям Огня, они скажут: “Господь наш! Не помещай нас с людьми несправедливыми!”». (аяты 46-47).

Ибн Джарир сказал: «Слово “аль-А′раф” — это множественное число слова “′урф”. Арабы называют словом “′урф” всё, что возвышается над землей. И даже гребень петуха назвали словом “′урф”, так как он возвышается (над его головой)».

Аш-Ша′би передал, что однажды Хузайфу, да будет доволен им Аллах, спросили о том, кто такие люди, сидящие на оградах (асхаб аль-а′раф), и он ответил: «Это — люди, у которых было одинаковое количество благих и дурных поступков. Их дурные поступки не позволили им войти в Рай, а их благие поступки позволили им спастись от Огня. И вот они остановятся на этой преграде, пока Аллах не рассудит их».

В другой версии пришло, что Аш-Ша′би рассказывал: «Однажды меня попросил зайти ′Абд уль-Хамид ибн ′Абд ур-Рахман, у которого уже находился Абу аз-Зинад ′Абдуллах ибн Закуан. Когда я пришёл к ним, они вспоминали людей, сидящих на оградах, (асхаб аль-а′раф). Тогда я сказал им: «Если вы хотите, я расскажу вам то, что сказал Хузейфа». Они сказали: «Говори!». Тогда я сказал: «Однажды Хузейфа упомянул людей, сидящих на оградах, (асхаб аль-а′раф) и сказал: «Это — люди, которым их благие дела помогли преодолеть Ад, но их дурные дела не позволили войти в Рай. Когда же их взоры обратятся к обитателям Огня, они скажут: “Господь наш! Не помещай нас с людьми несправедливыми!”. И когда они будут в таком положении, твой Господь взглянет на них и скажет им: “Ступайте и входите в Рай, ибо, поистине, Я уже простил вам!”». См. «Тафсир ат-Табари», (12/452-453); «Тафсир Ибн Касир», (4/36).

Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Какое бы не было спиртное (вино) сильным, оно не может опьянить умы мужчин сильнее, чем искушение во время смуты». См. «Хильят аль-авлия» (1/274).

Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Любое поклонение, которое не совершалось сподвижниками Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отвергаемо и потому, не поклоняйтесь Аллаху иначе (поклоняйтесь только так, как это делали сподвижники). Поистине, первое (поколение) не оставило нужды в добавлении последующими чего-либо». См. «Аль-Итисам» (1/106) аш-Шатиби.

Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Лицемеры, которые существуют среди вас сегодня, хуже чем лицемеры, которые были во время Посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Мы спросили: «Почему это так о Абу Абдуллах?»
Сказал: «Потому что те, скрывали свое лицемерие, а нынешние обнародовали его (лицемерие)». См. «аз-Зухд» Ваки’а (468) также аль-Бухари (7113).

Слова Хузайфы о том, что для правомочности джихада недостаточно одного лишь искреннего намерения, и указание на то, что не всё, что именуется джихадом, является таковым на самом деле.

Язид ибн Шари́к рассказывал: «Как-то Хузайфа спросил Абу Мусу (да будет доволен ими Аллах): “Что ты скажешь о человеке, который вышел сражаться со своим мечом, стремясь к Лику Аллаха, после чего был убит, он войдет в Рай?”
Абу Муса ему ответил: “Да”.
Но Хузайфа возразил, сказав: “Нет! Однако, если он вышел со своим мечом, желая тем самым Лика Аллаха и соответствуя тому, что повелел Аллах, после чего был убит, тогда он войдёт в Рай!”» Са’ид ибн Мансур (2546). Сообщение достоверное. См. «аль-‘Атикъ» (33/316).

В другой версии со слов сына Хузайфы — Абу ‘Убайды, сообщается: «Однажды один человек пришёл к Абу Мусе аль-Аш’ари, с которым в это время был Хузайфа (да будет доволен ими Аллах) и спросил: «Что ты скажешь о человеке, который взял свой меч и сражался, пока не был убит, он в Раю?»
Абу Муса аль-Аш’ари ответил: «Да».
На это Хузайфа возразил: «Спроси его ещё раз, что бы ты понял, что он имеет в виду».
Тогда Абу Муса уточнил у того человека: «Как ты сказал?»
Тот повторил свой вопрос точно так же, как задавал его в первый раз, на что Абу Муса ответил ему так же.
На это Хузайфа вновь сказал: «Спроси его ещё раз, что бы ты понял правильно, что он имеет в виду».
Абу Муса вновь уточнил у того человека вопрос и тот опять повторил его точно так же, и Абу Муса сказал: «У меня нет другого ответа на этот вопрос».
Тогда Хузайфа сказал: «Войдёт в Ад тот, кто поступает так-то и так. А что касается того, кто сражался своим мечом на пути Аллаха, соответствуя при этом истине, то тому и уготован Рай!»
После этого Абу Муса сказал: «Он прав«».В другой версии этого асара сказано, что Хузайфа сказал Абу Мусе: «Не торопись! Поистине, если твой друг (задавший вопрос) будет махать своим мечом, станет соответствовать в этом истине, после чего будет убит, тогда он в Раю. А если он не будет соответствовать в этом истине и Аллах не направит его к ней, тогда он в Аду!»
Затем Хузайфа сказал: «Клянусь Аллахом, в Руке которого моя душа, войдут в Ад многие из тех, кто будет поступать так, как ты упомянул в вопросе!» ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» (9565), Ибн Уаддах в «аль-Бида’» (83). Сообщение хорошее. См. «аль-‘Атикъ» (33/316).

  • Также и от аль-Хасана аль-Басри сообщается: «Однажды один человек пришёл к Абу Мусе аль-Аш’ари, когда с ним находился Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), и спросил его: «Что ты скажешь о человеке, который вышел со своим мечом, проявляя гнев ради Всевышнего Аллаха, и сражался, пока не был убит. Куда он попадёт?»
    Абу Муса ответил: «В Рай!»
    Тогда Ибн Мас’уд сказал: «О муфтий, уточни у своего товарища, этот человек сражался в соответствии с Сунной или нововведением?!»
    И аль-Хасан аль-Басри сказал: «И вот, люди подняли свои мечи в соответствии с нововведением!» Ибн Уадах в «аль-Бида’» (1/80).В этих асарах содержится ясное указание на то, что сподвижники не считали любое сражение узаконенным джихадом лишь по причине наличия искреннего намерения!
  • Мухаммад ибн Сирин сказал: «Они (сподвижники и таби’ины) говорили: “Сражение на пути Аллаха лучше, чем отсиживаться, однако лучше отсиживаться, чем сражаться в заблуждении! А тот, у кого что-то вызывает сомнение, пусть заменит это тем, что сомнения у него не вызывает”». Ибн Аби Шейба (11/110).
  • Хумайд ибн Хиляль рассказывал: «Однажды хариджиты пришли к Мутарифу ибн ‘Абдуллаху призывать его к их мнению, и он сказал им: “О люди, воистину, если бы у меня было две души, то я отправил бы с вами одну из них, а другую бы придержал. И если то, к чему вы призываете, было бы истинной, то я послал бы с вами и вторую душу, а если это является заблуждением, то погибла бы одна душа, но я сохранил бы вторую. Однако у меня всего лишь одна душа, и я не хочу подвергать её искушению!”» Ибн Са’д в «ат-Табакъат» (9/143).
  • Также Мутарриф ибн ‘Абдуллах говорил: «Для меня любимей, чтобы Аллах (в Судный День) спросил меня: “Почему ты не убил такого-то?”, чем Он спросит меня: “Зачем ты убил такого-то?!”» Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (2/204).
  • Со слов Айюба ас-Сахтияни сообщается, что Мутарриф ибн ‘Абдуллах говорил: «Опираться на надёжный договор и отсиживаться, для меня предпочтительней, чем желать достоинства совершения джихада, будучи обманутым». Ибн Са’д в «ат-Табакъат» (9/143).

Толкование хадиса: «Обычно люди спрашивали Посланника Аллаха о благом, я же спрашивал его о дурном, опасаясь, что это постигнет меня…»

Сообщается, что Хузайфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал:

حَدَّثَنِى مُحَمَّدُ بْنُ الْمُثَنَّى حَدَّثَنَا الْوَلِيدُ بْنُ مُسْلِمٍ حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ يَزِيدَ بْنِ جَابِرٍ حَدَّثَنِى بُسْرُ بْنُ عُبَيْدِ اللَّهِ الْحَضْرَمِىُّ أَنَّهُ سَمِعَ أَبَا إِدْرِيسَ الْخَوْلاَنِىَّ يَقُولُ: سَمِعْتُ حُذَيْفَةَ بْنَ الْيَمَانِ يَقُولُ:
كَانَ النَّاسُ يَسْأَلُونَ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- عَنِ الْخَيْرِ وَكُنْتُ أَسْأَلُهُ عَنِ الشَّرِّ مَخَافَةَ أَنْ يُدْرِكَنِى فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّا كُنَّا فِى جَاهِلِيَّةٍ وَشَرٍّ فَجَاءَنَا اللَّهُ بِهَذَا الْخَيْرِ فَهَلْ بَعْدَ هَذَا الْخَيْرِ شَرٌّ؟ قَالَ: » نَعَمْ » . فَقُلْتُ: هَلْ بَعْدَ ذَلِكَ الشَّرِّ مِنْ خَيْرٍ؟ قَالَ: » نَعَمْ وَفِيهِ دَخَنٌ «. قُلْتُ: وَمَا دَخَنُهُ ؟ قَالَ: » قَوْمٌ يَسْتَنُّونَ بِغَيْرِ سُنَّتِى وَيَهْدُونَ بِغَيْرِ هَدْيِى تَعْرِفُ مِنْهُمْ وَتُنْكِرُ «. فَقُلْتُ: هَلْ بَعْدَ ذَلِكَ الْخَيْرِ مِنْ شَرٍّ ؟ قَالَ: » نَعَمْ دُعَاةٌ عَلَى أَبْوَابِ جَهَنَّمَ مَنْ أَجَابَهُمْ إِلَيْهَا قَذَفُوهُ فِيهَا «. فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ صِفْهُمْ لَنَا. قَالَ: » نَعَمْ قَوْمٌ مِنْ جِلْدَتِنَا وَيَتَكَلَّمُونَ بِأَلْسِنَتِنَا «. قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ فَمَا تَرَى إِنْ أَدْرَكَنِى ذَلِكَ ؟ قَالَ: » تَلْزَمُ جَمَاعَةَ الْمُسْلِمِينَ وَإِمَامَهُمْ «. فَقُلْتُ: فَإِنْ لَمْ تَكُنْ لَهُمْ جَمَاعَةٌ وَلاَ إِمَامٌ ؟ قَالَ: » فَاعْتَزِلْ تِلْكَ الْفِرَقَ كُلَّهَا وَلَوْ أَنْ تَعَضَّ عَلَى أَصْلِ شَجَرَةٍ حَتَّى يُدْرِكَكَ الْمَوْتُ وَأَنْتَ عَلَى ذَلِكَ «.

“Обычно люди спрашивали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о благом, я же спрашивал его о дурном, опасаясь, что это постигнет меня. (Однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам это благо [1], но придёт ли после этого блага зло?” Он сказал: “Да”. Тогда я спросил: “А придёт ли после этого зла благо?” Он сказал: “Да, но к нему будет примешано и зло”. Я спросил: “В чём же это будет заключаться?” Он сказал: “(Появятся) люди, которые не будут придерживаться моей сунны, станут руководить (другими) не так, как это делаю я, а вы увидите (их дела) и не одобрите их”. Я спросил: “А придёт ли после этого блага (другое) зло?” Он сказал: “Да(, и этим злом станут) призывающие (людей) к вратам ада, и тот, кто ответит (на их призывы), будет брошен ими (в ад)”. Я попросил: “О посланник Аллаха, опиши их нам”. Он сказал: “Хорошо! (Эти) люди будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке”. Я спросил: ” О посланник Аллаха, что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?» Он сказал: «Не расставайся с группой мусульман [2] и их предводителем». Я спросил: «А если не будет (среди людей) ни группы мусульман, ни их предводителя?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Тогда сторонись всех этих групп, даже если (придётся тебе для этого) вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придёт к тебе смерть!»».

Этот хадис передали аль-Бухари 3606, Муслим 1847, Абу Дауд 4244.
____________________________________________________

В версии хадиса, которую приводит имам Ибн Маджах сказано: «И для тебя лучше умереть, чем последовать за кем-либо из них!» См. «Фатхуль-Бари» 14/322.

Имам аль-Бухари назвал главу в своем «Сахихе», в которой привел этот хадис, следующим образом: «Как обстоит дело, когда не будет аль-джама’а?»

Хафиз Ибн Хаджар сказал в отношении этих слов: «Т.е. что следует делать мусульманину в такое время, когда разногласия, и когда нет единства вокруг одного халифа». См. «Фатхуль-Бари» 14/321.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: «В этой главе упоминается о том, что следует делать мусульманину во время разногласий и фитны, если не будет или если он не найдет аль-джама’а, которые собрались вокруг халифа? Если начнутся разногласия и не будет халифа, то что следует делать мусульманину пока не будет единства вокруг халифа? Хадис данной главы разъяснил это, что в таком случае ему следует остерегаться всех людей, даже если ему придется держаться за корень дерева, пока его не застигнет смерть! И поступить так для него лучше, чем войти в группу, у которой нет правителя, остерегаясь их, чтобы избежать порчи обстановки, противоречивых страстей по причине различных взглядов». См «‘Умдатуль-къари» 24/288.

Имам аль-Байдави сказал: «Смысл хадиса в том, что если на земле не будет халифа, то тебе следует уединяться и проявлять терпение в это тяжелое время!»

Имам ат-Табари сказал: «В этом хадисе указание на то, что когда у людей не будет правителя и люди разделяться на партии — не следовать ни за кем из них и отстраняться от всех, если есть такая возможность, чтобы не попасть во зло!» См. «Фатхуль-Бари» 14/323.

Имам Ибн Батталь сказал: «Если у мусульман не будет правителя, и они разделятся на группы, то ваджибом является отстраняться от всех их, следуя тому, что повелел пророк, да благословит его Аллах и приветствует!» См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 10/36.

Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби в отношении слов: «отстраняйся от всех этих групп» сказал: «Это указывает на веление уединяться во время смут, и это веление носит обязательный характер, так как невозможно будет спасти свою религию кроме как таким способом! И это отстранение от групп будет поклонением из-за отказа входить в ряды тех, чье правление не полноценное по причине разрозненности«.См. «аль-Муфхим» 4/58.

Шейх аль-Албани об этом хадисе сказал: «В этом хадисе указание на то, что если мусульманин застанет такое положение, упомянутое в хадисе, то он не должен входить в какую-либо партию и быть с каким-либо джама’атом или группой до тех пор, пока не будет аль-джама’а во главе с правителем, которому дали присягу!» См. «ад-Да’ва иля-Ллах» 98.

Шейх Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури сказал: «Т.е. остерегайся тех, кто будет призывать на себя правление. И в этом хадисе указание на обязательность (ваджиб) отстраняться от всяких течении и политических групп». См. «Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим» 3/260.

Обратите внимание на этот великий хадис и слова ученых к нему, о мусульмане! И это не единственный хадис на подобные случаи:
‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидевший в кругу своих сподвижников, упомянул о фитне и сказал: «Когда вы увидите, что люди нарушают свои договора, утратили доверие и стали такими» после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сплел пальцы. Тогда ‘Абдуллах встал, подошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «Что же мне делать в такое время?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пребывай в своем доме, придерживай свой язык, совершай то, что знаешь и оставь то, что порицаешь. И придерживайся того, что связано с тобой, оставив всеобщие дела!» Ахмад 2/212, Абу Дауд 4342, Ибн Маджах 3957, аль-Хаким 4/525. Достоверность этого хадиса подтвердили аль-Хаким, аль-Мунзири, аль-‘Иракъи, аз-Захаби, аль-Мунави, Ахмад Шакир, аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут.

О мусульмане! Обратите внимание на эти веления посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время смут и в частности на веление оставить всеобщие дела!

Имам аль-Мунави в комментарии к одной из версий этого хадиса сказал: «Слова: «Когда ты увидишь людей» т.е. когда ты застанешь их.
«договора которых придут в расстройство» т.е. будут запутаны и придут в беспорядок, ослабнет их религиозность и надежность (в выполнении своих обязанностей, перед Аллахом и перед людьми).
Договор — это клятва, безопасность, долг (ответственность), охрана и забота того, что нельзя нарушать.
«Утратят надежность», верность — противоположность предательству.
«после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сплел пальцы», то есть люди смешаются, и придет в замешательство их религия, так, что невозможно будет отличить надежного от предателя, праведного от нечестивца.
«Пребывай в своем доме», т.е. отдались от всех людей и скройся от них, кроме тех случаев, когда в этом есть необходимость.
«придерживай свой язык», т.е. оберегай его и следи за ним, и пусть с него не сходит, ничего кроме того, что принесет тебе пользу. Или же (смысл этих слов): Удерживай свой язык от того, что тебя не касается.
Язык был выделен среди прочих органов, потому что все органы подчиняются ему, если он будет правильным, то и все остальные органы будут в порядке, если же он искривиться, то и все органы искривятся.
«совершай то, что знаешь» из положений религии. То есть, совершай то, относительно чего у тебя есть знание, что это истина, из того, что принесет тебе пользу в мирской и в последней жизни.
«оставь то, что порицаешь» из того, что совершают люди, противоречащее шариату, и посмотри своим сердцем на то, как Аллах управляет ими. Поистине, Он распределил между людьми благие нравственные качества, также как распределил между ними их пропитание (удел), и если бы Он пожелал, то сотворил бы их по одному образу и подобию. И посему будь бдителен к тому, как Всевышний управляет между ними, и если ты увидишь ослушание Аллаху, которое Он отвел от тебя стороной, то воздай хвалу Аллаху. Мягко, с терпением и спокойствием призывай к благому и удерживай от порицаемого, и если от тебя примут наставление, то воздай хвалу Аллаху, а если же ты не делаешь этого, то проси у Него прощения, за это упущение «и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (31:17).
«заботься прежде всего о себе», занимайся тем, что касается тебя и держись своей религии, оставь людей и не следуй за ними.
«оставив всеобщие дела», т.е. оставь всех людей. И если наиболее вероятно, что твое порицание не изменит порицаемое из-за того, что оно охватило всех, или же по причине господства совершающего это порицаемое, или ты боишься за себя, то ты из тех, кто может оставить изменение порицаемого, и выражая порицание только сердцем! И в этом облегчение в обязательности изменения порицаемого во времена, когда увеличится число наихудших людей и уменьшится число благочестивых!» См. «Файдуль-Къадир» 626.

Шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби в комментарии к хадису: «Тот, кто выйдет из повиновения (правителя мусульман) и общины (аль-джама’а) и умрет, тот умрет смертью джахилии!» (Муслим 1848), сказал: «Это касается того, когда у мусульман есть аль-джама’а и правитель и он, имея возможность быть с ними, несмотря на это оставил их. А что касается того случая, когда у мусульман нет единства, более того в их рядах беспорядок и анархия, то он не обязан делать ничего. Наоборот, пусть пребывает в своем доме и занимается самим собой, оставив всеобщие дела!» См. «Шарх Сунан ан-Насаи» 32/118.

  1. Имеется в виду то, что Аллах направил к людям пророка, да благословит его Аллах и приветствует , с истинной религией.
  2. Имеются в виду приверженцы Корана и сунны.