Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

جابر بن عبدالله

Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ

Джабир ибн ‘Абдуллах ибн ‘Амр — Абу ‘Абдуллах аль-Ансари аль-Хазраджи — выдающийся сподвижник и сын сподвижника, да будет доволен Аллах им и его отцом. Был самым юным участником второй присяги в Акабе и пережил всех, кто присутствовал там. См. «Усду аль-Габа фи ма‘рифати ас-сахаба», ибн аль-Асир 1/294; «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 3/189.

В конце жизни он лишился зрения. См. «Усду аль-Габа фи ма‘рифати ас-сахаба», ибн аль-Асир 1/295

Большинство историков упомянуло, что Джабир ибн ‘Абдуллах умер в Медине в 78 году хижры. См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 3/194.

Достоинства Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах

Джабир ибн ‘Абдуллах участвовал в походе на Хамра-аль-Асад и в последующих битвах. Он принимал участие в 17 походах вместе с Пророком ﷺ. Его отец погиб в сражении при Ухуде. См. «Усду аль-Габа фи ма‘рифати ас-сахаба», ибн аль-Асир 1/294.

Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха было передано 1540 хадисов. См. «Сияр а’ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 3/194.

Хадисы, передаваемые от Джабира ибн ‘Абдуллаха,
да будет доволен им Аллах

Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Поистине, члены моей общины будут подвергнуты наказанию за грехи, и будут пребывать в Аду столько, сколько пожелает Аллах. Затем многобожники станут их упрекать, говоря: «Мы не видим, чтобы то, в чем вы противоречили нам из вашей убежденности и веры, помогло вам!» После этого не останется никого из единобожников в Аду, кого бы Аллах оттуда не вывел». Затем посланник Аллаха ﷺ прочитал аят: «Неверные непременно пожелают быть мусульманами». (аль-Хиджр 15: 2).
Этот хадис приводят ат-Табарани в «аль-Аусат» 5142 и Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 10/217. Имам ас-Суюты сказал, что иснад хадиса достоверный. См. «ад-Дурруль-мансур» 5/63.

Со слов Джабира ибн ‘Абдуллах сообщается, что посланник Аллаха ﷺ, говорил: «Поистине, самые лучшие слова — это Книга Аллаха, а лучший путь — это путь Мухаммада. Худшие же деяния — это нововведения, каждое нововведение — это новшество/бид’а/, каждое новшество — заблуждение, а всякое заблуждение в Огне! Наступит для вас этот Час внезапно, и я был отправлен (к людям) с этим Часом вот так. Этот Час наступит для вас утром или вечером. Я ближе ко всякому верующему, чем он сам. Тот, кто оставит (после себя) какое-либо имущество, то оно принадлежит его семье. Тот, кто оставит (после себя) долг или детей, то возвращайте это ко мне и я его выплачу, так как являюсь попечителем верующих!»
Этот хадис передали Ахмад 3/310, Муслим 867, ад-Дарими 212, Абу Дауд 2954, ан-Насаи 3/188, в «Сунан аль-Кубра» 1786, 5892, Ибн Хузайма 1785 и Ибн Маджах 2416.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1353.
______________________________________________________
В версии этого хадиса которую приводит имам Муслим, сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к людям с проповедями, глаза его краснели, голос становился громким и он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает других о приближении (вражеской) армии словами: «Враг придёт к вам утром!», — или: «Враг придёт к вам вечером!» И (Посланик Аллаха ﷺ) говорил: «Я был направлен (к людям) в то время, когда Час этот стал близок (к ним) как (близки) два этих!», — соединяя между собой указательный и средний пальцы. И он говорил: «А затем, поистине, наилучшие слова (заключает в себе) Книга Аллаха, лучшее руководство — это руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, худшими из дел являются дела новоизобретённые, а всякое нововведение есть заблуждение!» И он говорил также: «Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа, и если кто-нибудь оставит после себя какое-нибудь имущество, то (оно пойдёт) его семье, тот же, кто оставит после себя долг или неимущих близких, то это — мне, и я должен буду (позаботиться об этом)!»» См. «Сады праведных» имама ан-Навави № 170.

Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал: «Когда в день битвы при Ухуде погиб ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн Харам, Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «О, Джабир, не сообщить ли мне тебе, что сказал Великий и Всемогущий Аллах твоему отцу?» Я сказал: «Да, конечно (сообщи)». (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «Аллах не разговаривал ни с кем кроме как за покрывалом, а с твоим отцом разговаривал напрямую (без посредника) и сказал (Всевышний Аллах): «О, раб мой, говори что хочешь — Я дарую тебе (это)». (‘Абдуллах) сказал: «О, мой Господь, оживи меня, чтобы я был убит ради Тебя во второй раз». (Всевышний Аллах) сказал: «Но Я уже обещал, что они (ушедшие из этого мира) уже туда не вернутся». (Тогда ‘Абдуллах) сказал: «О, Господь мой, тогда сообщи (тем, которые ещё живые, что со мной все в порядке)», и Великий и Всемогущий Аллах ниспослал этот аят: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха (Али ‘Имран, 3:169)» до конца этого аята.
Этот хадис передали ат-Тирмизи 3010, Ибн Маджах 190, 2800, Ибн Хиббан 7022. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Ибн Маджах» 158, 2276, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7905, «ан-Насиха» 248, «Тахридж Китабу-с-сунна» 602, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 6198, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1361.

Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: “Я участвовал вместе с посланником Аллаха ﷺ  в одном из военных походов. Во время одного из переездов мой верблюд обессилел и начал отставать, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подъехал ко мне и спросил: «Джабир?» Я ответил: “Да”. Он спросил: «В чем дело?» Я ответил: “Мой верблюд идет медленно, потому что он обессилел. Вот я и отстал”. Тогда он спешился и стал подгонять его своей тростью с изогнутой ручкой, а потом сказал: «Садись». Я снова сел верхом, и верблюд побежал так резво, что мне пришлось удерживать его, чтобы он не обходил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Потом он спросил: «Ты женился?» Я ответил: “Да”. Он спросил: «Она была девушкой или уже побывала замужем?» Я ответил: “Она уже была замужем”. Он снова спросил: «Почему же не на девушке, с которой ты мог бы забавляться, и она забавлялась бы с тобой?» Я ответил: “Дело в том, что у меня есть сестры, и я хотел жениться на женщине, которая стала бы заботиться о них, причесывать их и присматривать за ними”. Он сказал: «Когда вернешься домой, то вступи с ней в близость, вступи с ней в близость»
Хадис передали аль-Бухари №2097;№5246, и Муслим №715
В версии Муслима сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что торопит тебя, Джабир?» и Джабир (да будет Аллах доволен им и его отцом) ответил: “О, посланник Аллаха! Поистине я недавно женился” Он спросил: «Она была девушкой или уже побывала замужем?» Джабир ответил: “Она уже была замужем”. Он снова спросил: «Почему же не на девушке, с которой ты мог бы забавляться, и она забавлялась бы с тобой?». Когда же они подступили к Медине и собрались войти в нее пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помедлите, чтобы войти в город ночью, дабы женщина с растрепанными волосами успела причесаться, а женщина, муж которой долго отсутствовал, успела побрить волосы на теле». Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Джабиру (да будет доволен им Аллах) «Когда вернешься домой, то вступи с ней в близость, вступи с ней в близость»
_____________
В хадисе использовано арабское слово «кайс» (ум, разум), и оно было переведено как: «вступи с ней в близость», в соответствии комментариям ученых к этому хадису. Ибн аль-Асир «ан-Нихая» 4/217 и ан-Науауи «Шарх ан-Науауи» 5/204.
Дословный же перевод слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) таков: «Когда вернешься домой, то поступи разумно, то поступи разумно!»

Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, рассказывал: «Как-то во время проповеди /хутбы/ Пророк ﷺ, упомянул об одном человеке из числа своих сподвижников, которого после кончины завернули в плохой и недостаточно длинный саван и похоронили ночью. Затем Пророк ﷺ, запретил хоронить покойного ночью, пока по нему не совершат заупокойную молитву, если только человек не будет вынужден поступить так. И пророк ﷺ, также сказал: «Если кто-нибудь из вас будет заворачивать в саван своего брата, пусть подберёт для него хороший саван»».
Этот хадис передали Ахмад 3/295, Муслим 943, Абу Дауд 3148, ан-Насаи 4/33, аль-Хаким 1/369 со слов Джабира.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 844, «Ахкамуль-джанаиз» 58.

со слов Джабира передаеться, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Если будете варить мясо, сделайте в нём по больше бульона, ибо так он увеличится и достанется ещё соседям». Этот хадис передал Ахмад 3/377. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 677, «Сильсиля ас-сахиха» 1368.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Пророк ﷺ, спросил: «Есть ли у вас ковры?» Я сказал: «Откуда же у нас ковры?» Он сказал: «Поистине, скоро у вас будут ковры». (А потом) я говорил (своей жене): «Убери с глаз моих свои ковры!» − а она отвечала (мне): «Разве Пророк ﷺ, не говорил: «Поистине, будут у вас ковры»?» − и я оставлял её в покое.
Этот хадис передали аль-Бухари 3631, Муслим 2083, Абу Дауд 4145 и ат-Тирмизи 2774.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1320, «Мухтасар Муслим» 1351.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, смерть вселяет страх! И поэтому, когда увидите похоронную процессию — вставайте».
Этот хадис передали Ахмад 3/319, Муслим 960, Абу Дауд 3174, ан-Насаи 4/45, Ибн Маджах 1543 со слов Джабира ибн ‘Абдуллах. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1966, «Мишкат аль-масабих» 1649, «Мухтасар Муслим» 472.
_____________
Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал: «(Однажды) мимо (нас) прошла похоронная процессия, при которой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и мы встали вместе с ним. Мы спросили: «О посланник Аллаха, это (же похоронная процессия) иудеев?!» Он ответил: «Поистине, смерть вселяет страх …»».

Со слов Джабира ибн ‘Абдуллах сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Разве вам не известно, что я проклял того, кто выжигает клеймо на лице животного или бьет его в лицо?!»
Этот хадис передал Абу Дауд 2564 .
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1326, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1549, «Ирвауль-гъалиль» 2186.
_________________________________________________
Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, о том, что однажды мимо Пророка ﷺ, прошел осел с заклейменным лицом и он сказал: «Разве вам не известно, что я проклял того, кто выжигает клеймо на лице животного или бьет его в лицо?!» И он запретил это.

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Моя община/умма/ — «аль-гъурруль-мухаджжалуна»[1]».
Этот хадис передали Саммувйах и ад-Дыяъ аль-Макъдиси со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1395.
____________________________
[1] То есть отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах (из-за следов омовения). См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» № 110

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк ﷺ, сказал: «Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их «гъурран мухаджжалина» из-за следов омовения, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это».
Этот хадис передали Малик 60, Ахмад 2/400, аль-Бухари 136, Муслим 246, Ибн Маджах 4306.

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Идите впереди меня, а мою спину предоставьте ангелам».
Этот хадис передали Ибн Са’д в «ат-Табакъат» и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 7/117 со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1389, «ас-Сильсиля сахиха» 1557.
_____________________________________________________
Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Обычно, когда посланник Аллаха ﷺ, выходил из своего дома, мы шли впереди него, а тыл его предоставляли ангелам».
Этот хадис передали аль-Хаким 4/281 и Ибн Хиббан 6312, а имам аз-Захаби и шейх аль-Албани назвали его достоверным. См. «ас-Сильсиля сахиха» 4/79.

Джабир ибн ‘Абдуллах аль-Ансари, передал хадисы под следующими номерами в Сахихе Муслима: 41, 53, 75, 90, 91, 98, 137, 156, 163, 207, 210, 224, 255, 292, 335, 337, 380, 393, 398,415,423, 426, 448, 449, 460,474, 477, 494, 508, 603, 604, 659, 667, 676, 677, 701, 706, 709, 714, 731, 732, 733, 734, 744, 746, 747, 774, 775, 806, 817, 836, 841, 850, 854, 862, 866, 890, 915, 922, 923, 929, 932, 933, 934, 935, 939, 941, 964, 969, 977, 981, 987, 988, 1001, 1002, 1005, 1120, 1128, 1139, 1182, 1228, 1229, 1257,1266, 1276, 1282, 1285, 1293, 1294, 1309, 1315, 1316, 1323, 1324, 1327, 1333, 1338, 1339, 1352, 1359, 1364, 1365, 1367, 1368, 1392, 1397, 1405, 1410, 1412, 1425, 1436, 1446, 1451, 1465, 1469, 1480, 1482, 1493, 1494, 1495, 1496, 1503, 1507, 1533, 1537, 1546, 1547, 1551, 1552, 1556, 1567, 1602, 1605, 1660, 1715, 1718, 1741, 1824, 1832, 1837, 1850, 1853, 1900, 1960, 1964, 1969, 1983, 2012, 2057, 2064, 2082, 2099, 2178

Наиболее известные асары, передаваемые от Джабира ибн ‘Абдуллаха,
да будет доволен им Аллах

Сказал Джабир Ибн ’АбдуЛлах, когда было спрошено у него: «Что разделяло у вас между куфром и иманом из деяний во времена Посланника Аллаха?», и он ответил: «Молитва».
См. «Тазыму кодри ас-соля», 893, и шейх Альбани и шейх Абдуллах ас-Саад сказали, что иснад его — хасан

Сообщается, что когда Джабира, да будет доволен им Аллах, спросили о смехе в молитве, он сказал: «Следует повторить молитву, и не повторять омовение».
аль-Байхакъи 1/144, ад-Даракъутни 1172. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если ты соблюдаешь пост, то пусть постится и твой слух, и твое зрение, и твой язык, воздерживаясь ото лжи и всего запретного. Не обижай своего соседа! Будь серьезным и спокойным! Пусть не будут равны дни, когда ты соблюдаешь пост, и дни, когда ты его не соблюдаешь!»
См. «Лятаиф аль-Ма‘ариф», стр. 292. Предания праведных предшественников 

Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал, что когда ‘Абдуллах ибн Рауаха, да будет доволен ими Аллах пришёл к иудеям Хайбара, он сказал им следующее: «О иудеи! Поистине, вы — самые ненавистные для меня из творений, вы убивали пророков Всевышнего Аллаха и возводили ложь на Аллаха, однако моя ненависть к вам не побудит меня проявить в отношении вас несправедливость!»
Ахмад 3/367, ад-Даракъутни 2/133, аль-Байхакъи 4/123. Достоверность подтвердили шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. «Гъаятуль-марам» 459, «Тахридж аль-Муснад» 14953.

Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:«Когда войдёшь к твоей семье, поприветствуй их, произнеся благословенные и благие слова приветствия от Аллаха».
См. «Сахих аль-адаб аль-муфрад», 833