Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

جعفر ابن أبي طالب الطيار‎

Джа’фар ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, сын Абу Талиба, двоюродный брат Пророка ﷺ

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах даровал Джа’фару два крыла обагрённых кровью, с которыми он летает (в Раю) вместе с ангелами». Этот хадис передали ад-Даракъутни в «аль-Афрад» и аль-Хаким 3/40. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1792, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1226.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я видел, как Джа’фар летал по Раю с ангелами». Хадис передал Тирмизи в «Сунан» 3763, и шейх Альбани назвал его достоверным в «Сахих ат-Тирмизи». В связи с этим его стали именовать Джа’фар ат-Таййар (Летучий Джа’фар).

Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Вчера я заходил в Рай и осмотрел его, и оказалось, что там Джа’фар летает с ангелами, а Хамза лежит облокотившись на ложе“». Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1466, Ибн ‘Ади 1/198, 4/366 и аль-Хаким 3/196. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3363.

Передают со слов Ша’би о том, что когда Ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, обращался с салямом к ‘Абдулле ибн Джа’фару, он говорил: «Ассаляму ‘алейка о сын двукрылого!» Этот хадис передали аль-Бухари 3709, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 64/44/2, аль-Хаким 3/41 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1474.

Речь идет о Джа’фаре ибн Абу Талибе, да будет доволен им Аллах, родном брате повелителя правоверных ’Али, да будет доволен им Аллах. Джа’фар пал смертью мученика на поле боя при Муте на земле Сирии, будучи во главе войска Посланника Аллахаﷺ в 8 году хиджры.

Достоинства Джа’фара ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что касается тебя о Джа’фар, то ты внешностью похож на меня, твой характер похож на мой характер и ты от меня и с моего древа. Что касается тебя о ‘Али, то ты мой зять и отец двух моих внуков , я от тебя, а ты от меня. Что касается тебя о Зайд, то ты − мой вольноотпущенник, от меня и близок ко мне и самый любимый для меня из людей». Этот хадис передали Ахмад 5/204, аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 1/1/19-20, аль-Хаким 3/217 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 378 со слов Усамы ибн Зайда. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1348, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1550.

Передают со слов Ауна ибн Аби Джухайфы о том, что его отец сказал: «Когда посланник Аллаха ﷺ вернулся после покорения Хайбара, ему сообщили, что приехал Джа’фар от Наджаши, и Пророк ﷺ сказал: “Я не знаю, чему я больше радуюсь: приезду Джа’фара или открытию Хайбара”, и он поцеловал его между глаз». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль Кабир» 2/108.

Передают со слов Ауна ибн Аби Джухайфы о том, что его отец сказал: «Когда Джа’фар прибыл после переселения в Эфиопию, его встретил Пророк ﷺ. Он обнял его и поцеловал между глаз и сказал: “Я не знаю, чему я больше радуюсь: открытию Хайбара или приезду Джа’фара”». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль Кабир» 2/108. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2657.

Битва при Муте

Битва при Муте /араб. غزوة مؤتة‎/ — сражение, произошедшее в августе—сентябре 629 года к востоку от южной оконечности Мёртвого моря между отрядом мусульман и объединённым войском византийцев и арабских христианских племён, находившихся на службе у Византийской империи.

Мубаракфури, да помилует его Аллах, в своей книге «Жизнеописание посланника Аллаха» писал:

«Ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха ﷺ отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн Амр аль‐Гассани убил аль‐Хариса ибн Умайра, да будет доволен им Аллах, которому было поручено доставить послание Пророка ﷺ правителю Бусры. Это было равносильно объявлению войны, а посланник Аллаха ﷺ который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль‐Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харрисе, и, сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует ‘Абдуллах ибн Рауаха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.

Пророк ﷺ велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль‐Харис ибн Умайр, да будет доволен им Аллах, призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!» После этого армия двинулась в путь. Пророк же ﷺ проводил воинов да Санийат аль‐Вида, попрощался с ними и вернулся в Медину.

Когда мусульмане подошли к Ма‘ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий во главе стотысячного войска находится в Ма‘ане, а, кроме того, к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к посланнику Аллаха ﷺ с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами. ’Абдулла ибн Рауаха, да будет доволен им Аллах, стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!» Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, Ибн Рауаха говорит правду!», после чего они двинулись вперед, дошли до Муты и стали готовиться к бою.

Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.

Зайд ибн Хариса, да будет доволен им Аллах, взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа‘фар ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил ’Абдуллах ибн Рауаха, да будет доволен им Аллах, который через некоторое время также пал на поле брани.

После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе командира!», и они выбрали командиром Халида ибн аль‐Уалида, да будет доволен им Аллах. Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль‐Уалид, да будет доволен им Аллах, ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается посланника Аллаха ﷺ то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль‐Уалид, которого он назвал «мечом Аллаха».

К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид, да будет доволен им Аллах, перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Халид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Муте и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось, в конце концов, склонить чашу весов на свою сторону». [Конец цитаты от Мубаракфури].

Таким был Джа’фар, да будет доволен им Аллах! Такими были сподвижники!

Другой историк, Ибн Хишам писал: «Рассказал мне ’Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Умм Иссы из племени Хуза’а, со слов Умм Джа’фара, дочери Мухаммада ибн Джа’фара, со слов своей бабушки Асмы бинт Умайса. Асма рассказывала: «Когда погибли Джа’фар и его спутники, я пришла к Посланнику Аллаха. Перед этим я выделала сорок кож, замесила тесто, тщательно вымыла детей, смазала их маслом, почистила. Пророк ﷺ сказал: «Приведи мне детей Джа’фара». Я их привела к нему. Он их понюхал и прослезился. Я спросила: «О Посланник Аллаха! Ты мне дорог, как отец и мать! Почему ты плачешь? Может, что‐то случилось с Джа’фаром и его спутниками?» Ответил: «Они погибли сегодня». Я начала громко плакать. Ко мне прибежали люди. Пророк ﷺ сказал: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джа’фара — они переживают потерю своего хозяина!» [Конец цитаты Ибн Хишама].

В этом отрывке есть одно важное указание современным мусульманам. Мусульманам, которые привыкли накрывать столы, готовить еду, и собирать людей по четвергам, когда скончается кто‐то из близких. Посланник Аллаха ﷺ повелел: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара — они переживают потерю своего хозяина!». Пищу следует приготавливать не семье, которая понесла утрату, а для семьи, которая понесла утрату. Ведь их так и так постигло горе, и оно лишь увеличится и ляжет еще более тяжким бременем, если они вынуждены будут кормить сборище людей, третьего, седьмого числа, каждый четверг, потом еще на сороковой день.