Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

معاذ بن جبل

Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ

Му’аз ибн Джабаль ибн ’Амр ибн Аус аль-Ансари аль-Хазраджи, да будет доволен им Аллах. В возрасте 18 лет принял ислам, был в числе тех семидесяти сподвижников, которые присутствовали при второй присяге при ’Акабе, участвовал в битвах при Бадр и Ухуде и тех битвах, которые были после. Пророк послал его в Йемен, для того, чтобы он обучал, призывал и был судьей, проводив его и сделав за него ду’а. Вернулся он в то время, когда халифом был уже Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Умар поставил его управлять Шамом после Абу ’Убейды, умер он в местности Амуаз от чумы в 18-м году хиджры в возрасте 34-х лет, да будет доволен им Аллах! См. «Танбихуль-афхам би-шархи ’умдатуль-ахкам». По другим данным: «скончался в возрасте 38 лет». См. «Усду аль-Габа фи ма‘рифати ас-сахаба», ибн аль-Асир 4/142-145.

Достоинства Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах

Передают со слов Му’аза ибн Джабаля, что Посланник Аллаха ﷺ взял его за руку и затем сказал: «О Му’аз! Клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя». См. аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 690, Абу Дауд 1522, Абу Ну’айм в «Хильяту аулияъ» 1/241. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7969, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1596.

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Самым знающим в этой общине в вопросах дозволенного и запретного является Му‘аз ибн Джабаль». См. ат-Тирмизи 3790, Ибн Маджах 154. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным, см. «Сахих аль-Джами‘ ас-сагъир» 895, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1224.

Также  Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Учитесь чтению Корана у четверых: ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, Салима — вольноотпущенника Абу Хузейфы, Убайя ибн Ка‘ба и Му‘аза ибн Джабаля». аль-Бухари 3808.

От Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передано: «Когда Посланник Аллаха ‎ﷺ отправил Му‘аза, да будет доволен им Аллах, в Йемен, то сказал ему: «Поистине, ты приедешь к народу из людей Писания, поэтому пусть будет первым, к чему ты призовешь их, — поклонение Аллаху».

По другой версии: «так призови их, чтобы они засвидетельствовали, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха».

По другой версии: «…, чтобы они поклонялись одному лишь Всевышнему Аллаху и не придавали Ему ничего в сотоварищи».

Затем он сказал: «Если они подчинятся тебе в этом (по другой версии: „если они истинно познают Аллаха“), тогда сообщи им, что Аллах предписал им выполнять ежедневно пять обязательных молитв.

Если они подчинятся тебе в этом, то сообщи им, что Аллах предписал им выплачивать обязательную милостыню, которая берётся от состоятельных их людей и отдаётся местным беднякам и нуждающимся.

Если они подчинятся тебе в этом, ни в коем случае (не собирай в качестве закята) всё лучшее из имущества!

И остерегайся мольбы притеснённого, поскольку между ней и Аллахом нет преград» Данный хадис передали аль-Бухари, № 1458, 7372, 1496, и Муслим, № 19.

В хадисе указывается на достоинства Му‘аза, да будет доволен им Аллах, ведь Пророк ‎ﷺ избрал его в качестве своего доверенного лица и осведомителя исламского призыва.

Хадисы, передаваемые от Му‘аза ибн Джабаля

Му’аз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка ﷺ  верхом на осле, и он спросил меня: «О Му’аз, знаешь ли ты, в чём состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чём обязанность Аллаха перед рабами?». Я ответил: «Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше». Пророк ﷺ  сказал: «Обязанность рабов пред Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего в сотоварищи, а обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего». Я спросил: «О Посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?». Пророк ﷺ ответил: «Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся». Этот хадис приводится в «ас-Сахихах» аль-Бухари, 13/300 и Муслима, 30.

Сообщается, что Му’аз, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я был в поездке с Пророком и однажды утром, когда мы двигались, я находился рядом с ним и попросил: „О Посланник Аллаха, расскажи мне о деле, которое позволит мне войти в рай и удалит меня от огня“. (В ответ Пророк ﷺ) сказал: „Ты спросил меня о великом (деле, однако), поистине, оно (станет) лёгким для того, кому Аллах облегчит его: поклоняйся Аллаху и не ничего не придавай Ему в сотоварищи, совершай молитву, выплачивай закят, постись во время рамадана и совершай хаджж к Дому“. А потом (Пророк ﷺ ) сказал: „Не указать ли тебе на врата блага? Пост является щитом, садакъа гасит собой грех подобно тому, как вода гасит собой огонь, и (ещё) — молитва человека среди ночи“, — после чего прочитал (такие аяты): „они отстраняются боками своими от лож“, до слов „за то, что они делали“. [„Земной поклон“, 16 −17]. Потом (Пророк ﷺ) спросил: „Не указать ли тебе на главное во всем этом деле, его столпе и его вершине?“. Я сказал: „Конечно, о Посланник Аллаха!“, — и он сказал: „Главным в этом деле является ислам, столпом его служит молитва, а вершина его — джихад“. Затем он сказал: „Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?“. Я сказал: „Конечно, о Пророк Аллаха!“, — и тогда он дотронулся до своего языка и сказал: „Придерживай вот это!“. Я спросил: „О Пророк Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?“, — и (Пророк ﷺ) воскликнул: „Да лишится тебя твоя мать о Му’аз! А разве будут ввергать людей лицами; или (он сказал:) носами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!“». Этот хадис передали ат-Тирмизи, 2616, который сказал: «Хороший достоверный хадис»; Ахмад, 5/237; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 11394; Ибн Маджах, 3973. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир», 5136; «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб», 2866; «Мишкат аль-масабих», 29; «Сильсиля ас-сахиха», 1122.
_____________________________________________
Хафиз Ибн Раджаб, упомянув хадис: «Главным в этом деле является ислам, столпом его служит молитва, а вершина его — джихад», сказал: «Однако джихад не является основой и столпом Ислама, на котором он построен, и это по двум причинам. Одна из них – джихад фард кифая по мнению большинства учёных, а не фард ‘айн, в отличии от столпов Ислама. Другая причина – джихад не будет совершаться непрерывно до Судного дня, когда спустится ‘Иса, мир ему, не останется в то время ни одной религии, кроме Ислама, и тогда война снимет с себя ношу и не будет нужды в джихаде. Что же касается столпов Ислама, то они обязательны для каждого верующего до тех пор, пока не придёт веление Аллаха (конец света)». См. «Джами’уль-‘улюми валь-хикам» 82.

Передают со слов Му’аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха ﷺ взял его за руку и сказал: «О Му’аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и наказываю тебе, о Му’аз, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе».
/Аллахумма, а‘ин-ни ‘аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя/
Этот хадис приводят Ахмад 5/244-245 и 247, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 690, Абу Дауд 1522, ан-Насаи 3/53, «Сунан аль-Кубра» 1226, «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 109, Ибн Хиббан 2020, Абу Ну’айм в «Хильяту аулияъ» 1/241, аль-Хаким 1/273, 3/273, Ибн Хузайма 728. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7969, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1596.

Однажды, когда Пророк ﷺ ехал верхом, а позади него в седле сидел Му’аз, Пророк ﷺ сказал: «О Му’аз ибн Джабаль!» (Му’аз) отозвался: «Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» (Пророк ﷺ снова) сказал: «О Му’аз!» − (и Му’аз снова) отозвался: «Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» − (повторив это) трижды. (Тогда Пророк ﷺ) сказал: «Аллах запретит огню касаться любого человека, который засвидетельствует, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад − посланник Аллаха, искренне (веруя в это) сердцем своим». (Му’аз) спросил: «О Посланник Аллаха, не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?» Он сказал: «Тогда они (только на это) и будут надеяться».[1]
И Му’аз сообщил (людям) об этом (разговоре) лишь незадолго до своей смерти, считая (дальнейшее молчание) грехом (сокрыти знания)[2].
Этот хадис передали аль-Бухари 128 и Муслим 32.
_____________________________________________
[1] То есть будут надеяться, что этого окажется достаточно для     того, чтобы попасть в рай, и перестанут выполнять свои религиозные обязанности.
[2] В Коране сказано: «Вы  непременно  будете разъяснять (Писание) людям и не станете скрывать его». (Али ‘Имран, 3:187)

Му‘аз ибн Джабаль рассказывал ему (Абу ат-Туфайлю ‘Амир ибн Василя): «В год (похода на) Табук мы выступили (из Медины) вместе с посланником Аллаха ﷺ который объединял молитвы (в пути) и совершал полуденную молитву вместе с послеполуденной, а закатную — с вечерней. Однажды он отложил молитву, потом вышел (из своего шатра) и совершил полуденную молитву вместе с послеполуденной, а потом вошёл (в шатёр). Потом он (снова) вышел, совершил закатную молитву вместе с вечерней, а потом сказал: „Если захочет Аллах Всевышний, вы достигнете (находящегося в) Табуке источника завтра, но не раньше того времени, когда будет уже светло, так пусть же тот из вас, кто подойдёт к этому источнику (первым), не прикасается к воде, пока (туда) не приду я!“ Когда мы подошли к этому источнику, оказалось, что нас опередили два человека, а из источника текло очень мало воды. Посланник Аллаха ﷺ спросил их: „Прикасались ли вы к этой воде?“ Они сказали: „Да“ и Пророк ﷺ отчитал их, сказав им то, что было угодно Аллаху. Потом (люди) стали понемногу зачёрпывать (оттуда воду) руками, пока (какое-то количество её) не набралось (в сосуде). Посланник Аллаха ﷺ омыл (этой водой) руки и лицо и вылил её в источник, из которого стало течь много воды (или:вода из него стала течь в изобилии), и (все) люди смогли напиться, после чего (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: „О Му‘аз, если проживёшь ты достаточно долго, то увидишь здесь множество садов“». Этот хадис передал Муслим [5947] 10 (Книга 43, глава 3).

Передают со слов Му’аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за плохим деянием соверши благое, которое сотрёт собой дурное! И в отношениях с людьми придерживайся благонравия». Этот хадис передали Ахмад 5/153, ад-Дарими 2791, аль-Хаким 1/121, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 8026 и ат-Тирмизи 1987 со слов Абу Зарра, Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Байхакъи со слов Му’аза ибн Джабаля и Ибн ‘Асакир со слов Анаса.
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 97, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 2655 и 3160, «Мишкат аль-масабих» 5083.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты хочешь стать искусителем о Му’аз?![1] Если ты совершаешь молитву с людьми (в качестве имама), читай «Клянусь солнцем и его утренним сиянием!»[2], или «Славь имя Господа твоего Всевышнего»[3], или «Клянусь ночью, когда она покрывает землю!»[4], или «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее»[5]». Этот хадис передал Ибн Маджах 986 со слов Джабира.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 92.
_____________________________________________
[1] В хадисе речь идёт о случае, когда сподвижник пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, будучи имамом у людей удлинил молитву. Не выдержав это, один человек отошёл в сторону и завершил молитву индивидуально. Когда Му’азу сказали об этом, он сказал: «Он лицемер». Узнав об этом, этот человек отправился к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказал ему об этом, после чего пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и высказал Му’азу это порицание.
[2] Сура № 91 «аш-Шамс».
[3] Сура № 87 «аль-А’ля».
[4] Сура № 92 «аль-Лейль».
[5] Сура № 96 «аль-‘Алякъ».

Сообщается, что Му’аз ибн Джабаль сказал: «Посланник Аллаха ﷺ  сказал: „Остерегайтесь трех поступков, которые навлекают проклятие: испражнение в источники воды, на прохожей части дороги, (где ходят люди) и в тени“». Этот хадис передали Абу Дауд 26, Ибн Маджах 328, аль-Байхакъи 1/97, Ибн Хиббан 1415, аль-Хаким 1/273, который сказал: «Достоверный хадис», и с ним согласился аз-Захаби.
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим/хасан/«. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 112.
_______________________________________________________
Аль-Мунави сказал: «„и в тени“ — где собираются люди для дозволенного и т.п., всякое место, которое они выбирают для решения своих житейских вопросов, которые дозволены (шариатом)». См. «Файдуль-къадир» 1/136-137.

Посланник Аллаха ﷺ сказал Му’азу: «О Му’аз, не научить ли тебя одной мольбе, с которой будешь взывать, будь у тебя долг, (огромный, как) гора Ухуд, Аллах (поможет тебе) отдать его? Говори, о Му’аз: ﴾О Аллах, Обладатель власти, Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и лишаешь власти, кого пожелаешь, делаешь могущественным, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Руке Твоей благо, поистине, Ты всё можешь![1]﴿ Милостивый и Милосердный в мире дольнем и мире вечном, Ты даруешь (блага обоих миров), кому пожелаешь, и лишаешь их, кого пожелаешь, так окажи мне такую милость, которая избавит меня от необходимости в милости кого бы то ни было, кроме Тебя!»»

/Аллахумма, Малика-ль-мульки, туъти-ль-мулька ман ташау, ва танзи’уль-мулька мим-ман ташау, ва ту’иззу ман ташау, ва тузиллю ман ташау. Би-йадика-ль-хайру, инна-ка ‘аля кули шайъин къадирун. Рахману-д-дунйа ва-ль-ахырати ва Рахима-хума, ту’тыхума ман ташау ва тамна’у минхума ман ташау, ирхам-ни рахматан тугъни-ни би-ха ‘ан рахмати ман сива-кя!/

Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам ас-Сагъир» 558. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «ат-Таргъиб» 3/55, «Дурруль-мансур» 3/498, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1821. Со слов Анаса ибн Малика
_____________________________________________________
[1] Сура «Али ‘Имран» 26-27.

Сообщается, что Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда Посланник Аллаха ﷺ направлял его в Йемен, вместе с ним вышел Посланник Аллаха ﷺ давая ему наставления. Му’аз ехал верхом, а Посланник Аллаха ﷺ шёл рядом с его верховым животным. Когда же они расставались, он сказал: „О Му’аз, вероятно после этого года ты меня уже не застанешь (в живых), и вероятно будешь проходить мимо этой моей мечети или моей могилы“. Тогда Му’аз стал плакать, скорбя из-за расставания с Посланником Аллаха ﷺ. Затем (Пророк ﷺ) повернулся лицом в сторону Медины и сказал: „Поистине, самые близкие ко мне люди — это богобоязненные, кто бы они ни были и где бы они ни были“».

Этот хадис передали Ахмад (5/235), Ибн Хиббан (647), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (20/121), Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» (212).
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (2012), «Та’ликъат аль-хисан ‘аля Сахих Ибн Хиббан» 646, «Зыляль аль-Джанна фи тахридж ас-Сунна» (212), «Сахих Фикъху-с-Сира» (485), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (5155).

Сообщается, что Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал «Пророк ﷺ говорил:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ فِعْلَ الخَيْرَاتِ، وَتَرْكَ المُنْكَرَاتِ، وَحُبَّ المَسَاكِينِ، وَأَنْ تَغْفِرَ لِي وَتَرْحَمَنِي، وَإِذَا أَرَدْتَ فِتْنَةً فِي قَوْمٍ فَتَوَفَّنِي غَيْرَ مَفْتُونٍ، وَأَسْأَلُكَ حُبَّكَ وَحُبَّ مَنْ يُحِبُّكَ، وَحُبَّ عَمَلٍ يُقَرِّبُ إِلَى حُبِّكَ

„О Аллах, я прошу у Тебя совершения благого, оставления порицаемого, любви к нуждающимся, и чтобы Ты простил меня и помиловал. И если Ты пожелаешь подвергнуть испытанию людей, то умертви меня неискушённым, прошу у Тебя Твоей любви и любви тех, кто любит Тебя, и любви к делам, которые приближают к Твоей любви“».

Ахмад (5/243), ат-Тирмизи (3235), Ибн Аби ‘Асым «ас-Сунна» (465, 471). Достоверность этого хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн аль-‘Араби, шейх аль-Албани, Шу’айб аль-Арнаут. См. «Ахкамуль-Къуран» (4/73), «Сахих ат-Тирмизи» (3235), «Тахридж Шарху-с-Сунна» (4/37).

Наиболее известные асары, передаваемые от Му‘аза ибн Джабаля

Язид ибн ’Амир рассказывал: «Когда  Му’аз ибн Джабаль находился при смерти, ему сказали: «О Абу ’Абд ир-Рахман! Оставь нам завет!». Он сказал: «Усадите меня», а затем сказал: «Поистине, знание и вера на своем месте, и кто стремится к ним, тот найдет их» — повторив это трижды — «Ищите знание у четверых: у ’Уэймира Абу ад-Дарда, у Сальмана аль-Фариси, у ’Абдуллах ибн Мас’уда, у ’Абдуллах ибн Саляма, который был иудеем и принял Ислам. Я слышал как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, он1 (будет) в числе тех десяти, (которые войдут) в Рай»»2. Этот хадис передал ат-Тирмизм, 3804 и сказал: «Хадис хороший, редкий». Его же передал Ахмад 5/242. Хадис хороший.

1. Речь идет о ’Абдуллах ибн Салям.
2. Возможно речь идет о десяти иудеях принявших Ислам.

Сказал Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, своему товарищу: «Садись с нами, поверим часок» См.: «аль-Мусаннаф» (30363) Ибн Аби Шейбы, аль-Бухари (1/10) в форме му’аллякъ. Сказал Ибн Хаджар: «Это сообщение достоверное (как слова сподвижника)». См.: «Тагъликъ-ут-та’ликъ» (2/21). См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.57).

Хадисы требующие разъяснения, которые переданы от Му‘аза ибн Джабаля