Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
سَعِيد بن زَيْد
Его полное имя: Са‘ид ибн Зейд ибн ‘Амр ибн Нуфайль ибн ‘Абд аль-‘Узза ибн Зиях ибн ‘Абдуллах ибн Курт ибн Ризах ибн ‘Ади ибн Ка‘б ибн Луай. Отцом Са‘ида был Зейд ибн ‘Амр, который был ханифом. Сам Саид ибн Зайд одним из первых принял ислам в 613 году, когда ему не было ещё и двадцати лет и участвовал в собраниях мусульман в доме аль-Аркама.
Передал имам ат-Тирмизи, со слов Са’ида ибн Зайда, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «10 человек (будут) в раю. Абу Бакр в раю, ’Умар в раю, ’Усман, ’Али, Зубайр, Тальха, ’Абдур-Рахман (ибн ’Ауф), Абу ’Убайда, Са’д ибн Аби Ваккас». Хумейд (рассказчик этого предания) сказал: «Са’ид ибн Зайд перечислив этих 9 человек, на 10 смолк. Люди (сказали): «О Абуль Авар! Скажи ради Аллаха, кто 10‐ый?» Са’ид ответил: «Тот, о ком вы меня спрашиваете ради Аллаха, Абуль Авар».
Шейх Альбани сказал: «Хадис достоверный». См. «Сунан» 3748, «Сахих Абу Дауд» 4649; «Сахих Тирмизи» 3748.
Передают со слов ‘Урвы бин аз-Зубайра, что (в своё время) Арва бинт Аус начала тяжбу против Са‘ида бин Зайда бин ‘Амра бин Нуфайля, да будет доволен им Аллах, (подав на него жалобу) Марвану бин аль-Хакаму и утверждая, что (Са‘ид) захватил часть её земли. (В ответ на вопросы Марвана об этом) Са‘ид сказал: «Как же мог я захватить часть её земли после того, что я слышал от посланника Аллаха ﷺ?!» (Марван) спросил: «А что ты слышал от посланника Аллаха ﷺ?» – (и Са‘ид) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: “(В День воскресения) вокруг шеи несправедливо захватившего пядь (чужой) земли обовьют (собранное) с семи земель”», и Марван сказал ему: «После этого я уже не потребую от тебя (никаких) доказательств». (Тогда) Са‘ид воскликнул: «О Аллах, если она лгала, лиши её зрения и погуби её на её земле!»
(‘Урва) сказал: «И она (действительно) не умерла, пока не ослепла, а однажды, когда (эта женщина) шла по своей земле, она упала в яму и испустила дух» Аль-Бухари; Муслим.
Муслим приводит другую версию (этого хадиса), передаваемую со слов Мухаммада бин Зайда бин ‘Абдуллаха бин ‘Умара и по смыслу (соответствующую тому, что передал ‘Урва бин аз-Зубайр. В этой версии со слов Мухаммада бин Зайда сообщается, что) он видел, как эта лишившаяся зрения (женщина передвигалась по улицам), держась за стены, и что однажды она проходила мимо колодца, находившегося на том участке, из-за которого она вела тяжбу, (упала туда) и (этот колодец) стал для неё могилой.
Передают со слов Рабаха ибн ‘Абдур-Рахмана ибн Абу Суфйана ибн Хувайтиба, что его бабушка со слов своего отца передала, что тот сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Не совершил омовение тот, кто при этом не помянул имя Аллаха”».
Этот хадис передали ат-Тирмизи (25) и текст принадлежит ему, а также Ибн Маджах (398) и аль-Байхакъи (1/43). Ат-Тирмизи сказал: «Мухаммад ибн Исма’иль (аль-Бухари) сказал: “Лучшее в этой главе хадис Рабаха ибн ‘Абдур-Рахмана со слов его бабушки от её отца”». Ат-Тирмизи сказал: «Её отец — это Са’ид ибн Зайд ибн ’Амр ибн Нуфайль».
Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 204, «Тахридж мишкат аль-масабих» 385, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7573.
Хафиз ‘Абдуль-‘Азым (аль-Мунзири) сказал: «В этой главе существует множество хадисов, но все они не свободны от недостатков. По мнению аль-Хасана, Исхакъа ибн ар-Рахавайха и последователей захиритской правовой школы, произнесение этих слов во время омовения является обязательным. Они даже считали, что если человек не сделает этого намеренно, то ему надо будет совершить омовение заново, и об этом передаётся в одной из версии от имама Ахмада. Нет сомнения в том, что хадисы, которые приводятся относительно этого, даже если они не свободны от недостатков, многочисленные их версии, передаваемые разными путями, поддерживают друг друга, в результате чего они приобретают силу, а Аллах знает об этом лучше».