Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

أبي بن كعب

Убайй ибн Ка‘б, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ

Абу Мунзир Убай ибн Ка‘б ибн Кайс аль-Ансари ан-Наджари, да будет доволен им Аллах, — господин чтецов Корана. Участвовал во время клятвы при ‘Акабе, в битве при Бадре и во всех других битвах вместе с Посланником Аллаха ﷺ. Он первый, кто собрал Коран во времена Пророка ﷺ а затем прочитал его Пророку ﷺ. Учёные разногласят относительно даты его смерти, которая предположительно произошла в период между 19 и 32 годами по мусульманскому летоисчислению. Однако как сообщил Абу Ну‘айм, что по более правильному мнению, он скончался в 30 году по мусульманскому летоисчислению во времена правления ‘Усмана ибн ‘Аффана, поскольку в это время Зирр ибн Хубейш видел его живым. См. «Усду аль-Габа фи ма‘рифати ас-сахаба» Ибн аль-Асир 1/57-59; «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 1/390.

Достоинства Убайй ибн Ка‘ба, да будет доволен им Аллах

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал Убайю Ибн Ка‘бу: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах велел мне прочитать тебе (следующий аят): „Не расставались те, которые не уверовали из (числа) людей Писания…“.  Тогда (Убай, да будет доволен им Аллах) спросил: „И Он назвал тебе моё имя?“ (Пророк ﷺ) сказал: „Да“, — и (услышав это, Убай, да будет доволен им Аллах) заплакал». аль-Бухари 3809, Муслим 799.

Пророк ﷺ сказал: «Лучшим чтецом книги Аллаха из них является Убай ибн Ка‘б». См. ат-Тирмизи 3790, Ибн Маджах 154. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным, см. «Сахих аль-Джами‘ ас-сагъир» 895, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1224..

‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Убай ибн Ка‘б является господином мусульман». См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 1/392..

Хадисы, передаваемые от Убайй ибн Ка’ба

Сообщается, что Убай ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах сказал «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обрадуй членов этой общины величием, этой религией, высоким положением и обладанием силой на этой земле! И тому из них, кто совершит деяния, (предназначенные) для будущей жизни (с намерением извлечь пользу) в жизни земной, не будет доли в будущей жизни».
Этот хадис передали Ахмад (5/134), Ибн Хиббан в своём «Сахихе» (405), аль-Хаким (4/318), и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (6833). Аль-Хаким сказал: «Иснад хадиса достоверный».

В другой версии (этого хадиса, которую приводит) аль-Байхакъи (сообщается, что) Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обрадуй членов этой общины лёгкостью, величием, возвышением религии, обладанием силой в городах и победой (от Аллаха). И тому из них, кто совершит деяния, (предназначенные) для будущей жизни (с намерением извлечь пользу) в земной жизни, не будет доли в будущей жизни».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (23, 1332), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (2825), «Ахкамуль-джанаиз» (70).

Убай ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ спросил меня: „О Абуль-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха, является величайшим?“ Я сказал: „Это аят, в котором сказано: „Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь““. После этого Пророк ﷺ хлопнул меня рукой по груди и сказал: „Да будешь ты счастлив в знании, о Абуль-Мунзир!“». Муслим 810.

от Убай ибн Ка’ба, да будет доволен им Аллах. В хадисе сказано: «Если человек будет читать аят «аль-Курси» утром, то не повредит ему шайтан, и будет защищён этот человек от шайтанов (дьяволов) до самого вечера, а если он прочтет аят «аль-Курси» вечером, то будет защищен от шайтанов до самого утра«.
ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра», 6/239; ат-Табарани в «аль-Кабир», 541; Ибн Хиббан, 784. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надежными. Хафиз аль-Мунзири назвал иснад хадиса хорошим, а шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Маджма’у-ззауаид», 17012; «Сахих ат-таргъиб», 662.

От Убаййи ибн Ка’ба сообщается, что однажды запасы его фиников уменьшались, и как-то ночью он решил их посторожить. Тогда он увидел кого-то подобного совершеннолетнему юноше, с которым он поздоровался и спросил: «Кто ты, джин или человек?!» Тот ответил: «Джин». Убай сказал: «Протяни мне свою руку». Когда он протянул ему свою руку, он обнаружил, что его рука подобна лапе собаки с собачей шерстью. Убай спросил: «Так созданы джины?!» Он сказал: «Джины знают, что нет среди них сильнее меня». Убай спросил: «Что тебя привело?» Он сказал: «До нас дошло, что ты любишь делать садакъа, поэтому мы пришли, чтобы взять у тебя еды». Убай спросил: «Что нас защищает от вас?» Джин ответил: «Аят аль-Курсий из суры „аль-Бакъара“. Кто прочитает этот аят утром, тот будет защищен от нас до вечера, а тот, кто прочитает его вечером, будет защищен от нас до утра». Когда рассвело, Убай пришел к Пророку ﷺ и все ему рассказал, на что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Он сказал истину, хоть он и скверный!»
ан-Насаи в «ас-Сунан аль-Кубра» 6/239, ат-Табарани в «аль-Кабир» 541, Ибн Хиббан 784. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надежными. Хафиз аль-Мунзири назвал иснад хадиса хорошим, а шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Маджма’у-з-заваид» 17012, «Сахих ат-таргъиб» 662.

Убайй ибн Ка’б рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не ругайте ветер. Если вы увидели в нём то, что вам неприятно, то скажите: «О Аллах, мы испрашиваем у Тебя добра этого ветра, добра, которого он несёт с собой, и добра, которого ему велено творить, и прибегаем к Тебе от зла этого ветра, зла, которое он несёт с собой, и зла, которое ему приказано творить». Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным. Ат-Тирмизи, (2253).

Передают со слов Ибн Шихаба о том, что ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба ибн Мас’уд рассказывал: «Однажды Ибн ‘Аббас поспорил с аль-Хурром ибн Къайс ибн Хисн аль-Фазáри насчет товарища Мусы, и когда мимо них проходил Убай ибн Ка’б, Ибн ‘Аббас позвал его, и сказал: “Поистине, мы поспорили с этим моим товарищем относительно товарища Мусы, с которым он хотел встретиться и просил указать дорогу к нему. Слышал ли ты, чтобы Пророк ﷺ упоминал об этом?” Убай сказал: “Да, я слышал как Пророк ﷺ рассказывал об этом и говорил: “Когда Муса был в собрании сынов Исраиля, к нему подошёл человек и спросил: “Знаешь ли ты кого-нибудь, кто знает больше тебя?” Муса ответил: “Нет”. Тогда Аллах внушил ему откровение: “Это не так! (Есть) Наш раб Хадир”. (Муса) попросил показать ему путь к нему, и Аллах сделал для него знамением рыбу. И (Мусе) было сказано: “Когда ты потеряешь рыбу, то вернись, и поистине, ты встретишь его”. Муса, да благословит его Аллах и приветствует, следил за рыбой у моря. Затем слуга Мусы сказал ему: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Я забыл о рыбе, и только сатана заставил меня забыть о ней»[1]. Муса сказал: «Это – то, чего мы желали!» Они вдвоем вернулись назад по своим следам»[2]. И они нашли Хадира, а потом с ними произошло всё, о чём рассказал Аллах в Своей Книге”».
Этот хадис передали аль-Бухари 78, Муслим 2380, ат-Тирмизи 3149, Ибн Хиббан 102, 6220. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4357.
____________________________________________
[1] Сура «аль-Кахф», 18:63
[2] Сура «аль-Кахф», 18:64

Передается он со слов Убай ибн Ка’ба, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если вы услышите, как кто-то гордится своим происхождением подобно тому, как это было во времена невежества (джахилия), то скажите ему, чтобы укусил за член своего отца! И не говорите это в переносном смысле!». Этот хадис приводят имам Ахмад 5/136, аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 2/427, ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» 8864 и многие другие. Среди имамов, подтвердивших достоверность этого хадиса — Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 1/405, шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 269. Также этот хадис считали достоверным шейх Мукъбиль, шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут.
____________________________________________
Убай ибн Ка’б слышал, как один человек сказал: «О, род такой-то!» Ему сказали, [сказав открытым текстом]: «Иди схватись за половой орган своего отца зубами!» И тогда человек сказал ему: «О, Абу Мунзир! Ты никогда не был мерзким в своих словах!» Он сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: „Тому, кто взывает невежественными зовами [имея ввиду национализм], скажите, чтобы схватился за половой орган своего отца зубами, и скажите ему прямо“». («Сахиха», 269). «Сильсиля ахадис ас-сахиха» 409.

Сообщается от Убайя ибн Кяаба, да будет доволен им Аллах, что он рассказывал: «Однажды я сказал: „Посланник Аллаха, я много молюсь о благословении за тебя, так какую часть от моих молитв я должен посвящать просьбам о ниспослании тебе благословения?“ Пророк ﷺ ответил: „Сколько пожелаешь“. Я спросил: „Четверть?“ Он сказал: „Сколько пожелаешь, и если прибавишь, то это будет только благом для тебя“. Я спросил: „Половину?“ Он ответил: „Сколько пожелаешь, и если прибавишь, то это будет благом для тебя“. Я сказал: „Тогда я сделаю все мои молитвы только за тебя“, — и Пророк ﷺ ответил: „В таком случае, это лишит тебя твоих забот, и будут прощены твои грехи“». Этот хадис передали Ахмад 5/136, ат-Тирмизи 2457, аль-Байхакъи 1/446 и в «Шу’аб аль-Иман» 1579, ‘Абд ибн Хумайд в своём «Муснаде» 170, Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» 8706, аль-Хаким 2/421.
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим в «Сахих ат-Тирмизи» 2457, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7863 и в «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5281, и хорошим достоверным в «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1670.

Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды Пророк ﷺ сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: «О Убай, когда был ниспослан этот аят?». Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же Посланник Аллаха ﷺ закончил хутбу, Убай сказал мне: «Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!». Затем я подошел к Посланнику Аллаха ﷺ и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!».
Ахмад, 5/274; Ибн Маджах, 1111; ат-Таялиси, 2365. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, аль-Бусайри, имам ас-Синди, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. см. «ат-Таргъиб», 1/257; «Тамамуль-минна», 338.

Убай ибн Ка’б рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ совершал молитву уитр и произносил мольбу къунут до поясного поклона». ан-Насаи 1/218, Ибн Маджах 1/359. Достоверность подтвердили хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Сообщается, что Са‘ид ибн Джубайр сказал:
— (Однажды) я сказал Ибн ‘Аббасу, да будет доволен ими обоими Аллах:
— Науф аль-Бикалий утверждает, что Муса, (который сопровождал аль-Хадира), не тот Муса, (который был Пророком) сынов Исраиля, а это другой Муса. Ибн ‘Аббас сказал:
— Соврал враг Аллаха! Убайй ибн Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сообщил нам о том, что Пророк ﷺ сказал:
— (Однажды) Пророка Мусу, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?» − и он ответил: «Самым знающим являюсь я», однако Аллах выразил ему порицание за то, что не вернул обладание знанием к Аллаху. И Аллах ниспослал ему в откровении: «Поистине, у места слияния двух морей (живёт) один из рабов Моих, который знает больше, чем ты!» (Муса) спросил: «О Господь мой, как мне найти его?» − и ему было сказано: «Положи в корзину рыбу (и отправляйся в путь, а раб этот) будет там, где ты потеряешь её». И он отправился в путь вместе со своим молодым (слугой) по имени Йуша‘ ибн Нун, который нёс рыбу в корзине. Добравшись до одной скалы, они склонили свои головы и заснули, а рыба выбралась из корзины и двинулась по направлению к морю будто по тоннелю. (Узнав об этом,) Муса и его слуга были удивлены, а потом они (снова) двинулись в путь (и шли) остаток ночи и (весь) день. Когда настало утро, Муса велел своему слуге: «Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути», а до того, как он миновал то место, куда ему было велено (идти), Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал ему: «Дело в том, что, когда мы остановились у скалы, я позабыл о рыбе». (Услышав это,) Муса воскликнул: «Этого-то мы и желали!» − и они вернулись назад по своим следам, когда же добрались до той скалы, (увидели) человека, облачённого в одежды (или же он сказал: человека, облачившегося в свои одежды). Муса поприветствовал его, а аль-Хадир спросил: «Откуда в твоей стране знают о (таком) приветствии?» (В ответ ему Муса) сказал: «Я — Муса». Он спросил: «Муса (из числа) израильтян?» − и (Муса) ответил: «Да», (а затем) спросил (его): «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?» Он ответил: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной, о Муса, ведь я обладаю знанием, которое было дано мне Аллахом и которое неведомо тебе, ты же обладаешь (иным) знанием, (также) дарованным тебе Им и неведомым мне». (На это Муса) сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления». И (Муса с аль-Хадиром) отправились в путь по берегу моря, (поскольку) у них не было корабля, (а вскоре неподалёку) от них проплывал какой-то корабль, и они попросили (моряков) взять их на борт. Аль-Хадир был известен (этим людям), и они взяли их, не потребовав никакой платы. (Через некоторое время) прилетел воробей, который сел на борт корабля и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. (Увидев это,) аль-Хадир сказал: «О Муса, знание (, полученное) тобой и мной, уменьшило знание Аллаха настолько же, насколько (та малость воды, что уместилась в) клюве этого воробья, уменьшила море!«А потом аль-Хадир подошёл к одной из досок корабля и выломал её (из борта). Муса сказал: «(Эти) люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты специально сделал пробоину, чтобы потопить тех, кто на корабле?» (Аль-Хадир) сказал: «Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?» (Муса) сказал: «Не укоряй меня за то, что я забыл», и (так) Муса проявил забывчивость в первый (раз во время этого путешествия). Они снова двинулись в путь и (через некоторое время) увидели мальчика, игравшего с другими детьми. Аль-Хадир схватил его за голову сверху и оторвал её своими руками, а Муса воскликнул: «Неужели ты убил невинного человека, который никого не убивал?!» (В ответ ему аль-Хадир) сказал: «Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?» И они (вновь) отправились в путь, а когда явились к жителям одного селения, попросили, чтобы они их накормили, но те отказались оказать им гостеприимство. (В этом селении) они увидели готовую рухнуть стену, которую (аль-Хадир) выпрямил своими руками, а Муса сказал ему: «При желании ты мог бы получить за это плату», (на что аль-Хадир) ответил: «Это (значит, что) мы должны расстаться». А затем Пророк ﷺ сказал: «Да помилует Аллах Мусу! Поистине, хотелось бы нам, чтобы он проявил (больше) терпения, и тогда нам (больше) поведали бы о них!». аль-Бухари 122 (Глава 44).

Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сказал: «Жил (в Медине) один человек, и я не знаю никого другого, кто жил бы от мечети дальше, чем он, но (тем не менее) он не пропускал ни одной (общей) молитвы. Однажды кто-то сказал ему (или: … я сказал ему): „Купил бы ты себе осла, чтобы ездить на нём в темноте и (не ходить) по раскалённой земле!“, — на что он (дал такой ответ): „Будь мой дом рядом с мечетью, это не радовало бы меня! Поистине, я хочу, чтобы записывалось мне то, что я хожу в мечеть и возвращаюсь (обратно к себе домой)!“ И тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Аллах собрал для тебя всё это!“» Муслим 663. (глава 50)

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал): «Поистине, (будет) тебе то, на что ты надеялся!».

Убай ибн Ка‘б, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, еда потомка Адама была сравнена с ближней жизнью: он добавляет в нее приправы и соль, но взгляни, во что она превращается!». Этот хадис передал ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Зауаид уль-Муснад», (5/136). Он является хорошим (хасан).