Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
أم سلمة هند بنت أبي أمية
Мать верующих Умму Саляма Хинд бинт Аби Умайя Хузейфа бну аль-Мугыра аль-Кураши аль-Махзумийя, да будет доволен ею Аллах. Одна из первых приняла Ислам вместе со своим мужем Абу Саляма. Абу Саляма был сыном тети Пророка ﷺ и был его молочным братом. Он умер после битвы Ухуд, да будет доволен им Аллах. Умму Саляма очень сильно его любила и когда он умер, она сказала: «Инна ли Лляхи уа инна иляйхи раджи’ун! Аллахумма аджурни фи мусыбати уа хлюф ли хайран минха! /Поистине все мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах, награди меня за мое несчастье и замени мне лучшим/» веря в слова Пророка ﷺ, который сказал: «Кто скажет подобные слова при несчастье, тому Всевышний Аллах воздаст наилучшим и вознаградит его». И Всевышний Аллах заменил ей ее мужа на посланником Аллаха ﷺ. Пророк ﷺ посватался к ней после того, как прошла ее ’идда и женился на ней в 4-м году хиджры. Она была из людей, обладающих полным разумом, правильным мнением и правдивой верой. Она умерла в Медине в 62-м году хиджры и была последней из жен Пророка ﷺ, да будет доволен Аллах ими всеми. См. «Танбихуль-афхам шарх ‘умдатуль-ахкам» шейха ‘Усеймина, с. 83.
Ибн аль-Джаузи упомянул, что Умму Саляма передала 378 хадисов от Пророка ﷺ. См. «Талькых фухум ахли аль-асар» ибн аль-Джаузи, с. 264.
Сообщается, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Однажды ночью Пророк ﷺ, проснулся и воскликнул: “Преславен Аллах! /Cубхана-Ллах!/ Какие бедствия /фитны/ были ниспосланы сегодня ночью и какие сокровищницы открыты! Разбудите обитательниц комнат, ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнажённой в мире ином!”» Этот хадис передали Ахмад 6/297, аль-Бухари 115, ат-Тирмизи 2196. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3599.
Передают, что Умм Саляма рассказала Посланнику Аллаха ﷺ, о церкви, которую она видела в Эфиопии, и об иконах, которые были в ней. Он сказал: «Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем эти изображения. В День Воскресения такие люди окажутся наихудшими творениями пред Аллахом». Этот хадис передали Ахмад 6/51, аль-Бухари 427, Муслим 528.
- Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Они (одновременно) попали в две смуты: смуту могил и смуту изображений (искушение могилами и искушение изображениями)».
Зейнаб сказала: «Я слышала, как Умм Саляма рассказывала, что к Посланнику Аллаха ﷺ пришла женщина и сказала: “О Посланник Аллаха, у моей дочери скончался муж, а у нее больные глаза. Может ли она помазать их сурьмой?”. Пророк ﷺ ответил: “Нет”. Она повторила свой вопрос два или три раза, но он всякий раз говорил: “Нет”. Затем он ﷺ сказал: “Она должна выждать четыре месяца и десять дней. Во времена невежества каждая из вас выжидала год, а затем бросала навоз”». аль-Бухари, (9/484, 490), (10/157); Муслим, (2/1123-1126).
- Из этого хадиса можно сделать следующие выводы:
— Женщине не разрешается находиться в трауре по кому-либо, кроме мужа, более трех дней.
— Траур по мужу следует держать в течение четырех месяцев и десяти дней.
— При трауре не разрешается использовать сурьму. Имам ан-Навави сказал: «Это свидетельствует о том, что использование сурьмы запрещается для женщины, находящейся в трауре, независимо от того, нуждается она в ней или нет». См. книгу Ибн Хаджара «Фатх аль-Бари» (9/448)
— Во времена невежества женщина находилась в трауре в течение одного года. Она уединялась в маленьком доме и отказывалась от всех удовольствий, причиняя себе страдания. Она не купалась, не подстригала ногтей, носила скверную одежду и, в конце концов, в таком безобразном виде выходила к людям. А когда она в конце года собиралась выйти из траура, то бросала навоз, что означало, что она становилась свободной.
Говорят также, что этот поступок означал то, что долгое выжидание и проявленное терпение было для вдовы столь же ничтожным, что и навоз, по сравнению с потерей мужа. См. книгу Ибн Хаджара аль-’Аскалани «Фатх аль-Бари», (9/490).- Ученые сподвижники Пророка ﷺ, такие как ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Аиша, Умм Саляма и другие, были единодушны в том, что траур обязателен для женщины, у которой скончался муж. Нет ни одного сообщения о том, что кто-либо из сподвижников не разделял этого мнения, и поэтому оно является единым для всей мусульманской общины. См. книгу Ибн Къудамы аль-Макъдиси «аль-Мугъни», (7/517), а также книгу «Бадаи’ ас-санаи’», (3/209).
- Если женщина после кончины своего мужа вышла из траура раньше времени по причине того, что не знала о повелении Аллаха, то это прощается ей. Если же она пошла на это сознательно, то тем самым совершила грех. Она не может восполнить упущенные дни траура по истечении срока, потому что предписанное Аллахом можно совершать только в отведенное для этого время. См. книгу Ибн Хазма «аль-Мцхалля» (10/281).
- Имам Малик разрешал использовать сурьму при необходимости. Он передал рассказ о том, что Умм Саляма посоветовала женщине, у которой скончался муж и у которой болели глаза, чтобы она использовала легко удаляемую сурьму ночью и смывала ее днем.
Он также передал рассказ о том, что Салим ибн ‘Абдуллах и Сулейман ибн Ясар разрешали использовать сурьму и в трауре, если существовала опасность для зрения. См. «аль-Мууатте» (2/599).
Кроме того, сообщается, что у Сафиййи бинт Абу ‘Убейд заболели глаза, когда она держала траур по своему мужу ‘Абдуллаху ибн ‘Умару. Ее глаза чуть было не нагнаивались, но она все равно не использовала сурьму. Иснад этого рассказа достоверный.- Хадис Умм Салямы — это ясный довод на запретность использования сурьмы в трауре, даже при болезнях глаз.
Тем не менее лечить глаза разрешается и даже необходимо, но не сурьмой.
Сообщается, что Зейнаб бинт Умм Саляма рассказала, что её мать (Умм Саляма) сказала: «(Однажды, когда) я лежала вместе с Посланником Аллаха ﷺ, (укрывшись) хамилей*, у меня начались месячные. Я потихоньку покинула (его), взяв с собой одежду, предназначенную для подобных случаев и надела её, (а когда вернулась, Посланник Аллаха ﷺ) спросил: “Что с тобой, у тебя начались месячные?” Я ответила: “Да”, и тогда я легла вместе с ним под (ту же) хамилю».
«И она (Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах,) вместе с Посланником Аллаха ﷺ, часто купались из-за полового осквернения, (набирая воду) из одного и того же сосуда, и (Пророк ﷺ) нередко целовал её, когда он соблюдал пост». аль-Бухари 1929.
В другой версии этого хадиса (аль-Бухари 298) сказано: «Хамиса». Здесь же сказано: «Хамиля». Говорят, что хамиля — это бархат. Также говорят, что это ковёр. Аль-Халиль сказал: «“Хамиля” — это одежда с ворсом», то есть с каймой. И в соответствии с этим нет противоречий между «хамиса» и «хамиля», и похоже, что это была одежда чёрного цвета с каймой. См. «Фатхуль-Бари» (1/476).
Сообщается, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала «(Однажды) Умм Сулейм пришла к Посланнику Аллаха ﷺ, и сказала: “О посланник Аллаха, поистине, Аллах не стыдится (говорить) истину, ( так скажи мне,) следует ли женщине совершить полное омовение/гусль/, если во сне она увидит, что совокупилась с мужчиной, и у неё случится поллюция?” Пророк ﷺ, ответил: “Да, если (после пробуждения) она увидит (свои) выделения”. (Услышав это,) Умм Саляма прикрыла своё лицо и спросила: “О посланник Аллаха, а разве у женщин бывают поллюции?” (В ответ ей Пророк ﷺ) сказал: “Что за вопрос, конечно! А почему же ещё сын становится похожим на мать?”» Этот хадис передали Ахмад 6/292, аль-Бухари 130, Муслим 314, Абу Дауд 237, ат-Тирмизи 122, ан-Насаи 1/113.
- Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Что же касается слов “В религии нет стеснения”, то вместо них лучше говорить: “Поистине, Аллах не стыдится (говорить) истину”, как это сказала Умм Сулейм, да будет доволен ею Аллах: “О посланник Аллаха, поистине, Аллах не стыдится (говорить) истину, так скажи мне, следует ли женщине совершить полное омовение/гъусль/, если у неё случится поллюция?”. А слова: “В религии нет стеснения” могут быть поняты неправильно, в то время как Пророк ﷺ, говорит: “Стеснение — часть веры”. В религии есть стеснение и она от веры, однако словами “В религии нет стеснения” говорящий подразумевает, что нет стеснения в религиозном вопросе. То есть: спросить о том, что стесняешься сказать. Если под этими словами подразумевается именно это, то лучше будет говорить: “Поистине, ААллах не стыдится (говорить) истину”» Сл. «аль-Лика аш-Шахри» № 37b (00:11:33).
- Шейх Машхур бин Хасан Али Сальман, да хранит его Аллах, сказал: «Из распространенных среди людей ошибок то, когда человек хочет задать вопрос, он [сначала] говорит: “В религии нет стеснения” — это ошибка, ибо стеснение полностью из религии… Поэтому если человек вынужден говорить о чем-то, что вызывает стыдливость, то пусть не предваряет свою речь словами “В религии нет стеснения”, а говорит “Аллах не стыдится (говорить) истину”. В Сунан аль-Байхаки со слов Хузаймы бин Сабита достоверно сообщается, что Пророк ﷺ, сказал: “Поистине, Аллах не стесняется истины! Не совокупляйтесь с женщинами через задний проход”… Поэтому если человек вынужден говорить о чем-то, что вызывает стыдливость, то, что он говорит? Он говорит: “Поистине, Аллах не стесняется истины!”» Сл. «Сахих Муслим» № 52. (00:32:03)
- Передается, что однажды посланник Аллаха ﷺ, проходил мимо человека, который упрекал своего брата за стеснительность. Когда он услышал эти упрёки, то сказал ему: «Оставь его, воистину, стыдливость от веры». аль-Бухари № 6118.
- Пророк ﷺ, также сказал: «Поистине стеснительность и вера связаны вместе, и если одно из них исчезает, то исчезает и другое» Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» № 986.
- А также: «Поистине каждая религия имеет свой нрав, а нрав Ислама — стеснительность» Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 940.