Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
زينب بنت جحش
Зайнаб бинт Джахш ибн Риаб аль-Асадия — была одной из первых женщин принявших Ислам. Она родилась приблизительно за 20 лет до начала пророчества Пророка Мухаммада ﷺ. При рождении её звали Баррой, но пророк Мухаммад ﷺ, дал ей новое имя — Зайнаб.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что первоначально Зайнаб [бинт Джахш] звали Барра [благочестивая], и (люди) стали говорить: «Она (как бы) сама себя восхваляет», после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал её Зайнаб. Этот хадис приводят аль-Бухари 6192 и Муслим 2141.
‘Аиша сказала (о Зайнаб бинт Джахш): «…(Что касается меня, то) я никогда не видела ни более религиозной, богобоязненной и правдивой женщины, чем Зайнаб, (ни такой, которая) поддерживала бы более хорошие отношения с родственниками, или раздавала больше милостыни, или отдавалась делу, приближавшему её к Аллаху Всевышнему (в большей мере, нежели она). (Можно сказать, что она была совершенной), если не считать (излишней) вспыльчивости, (да и то вспышки гнева у неё) быстро проходили». аль-Бухари 2442.
Женитьба Зейда ибн Хариса на Зайнаб бинт Джахш
Посланник Аллаха ﷺ, хотел женить на Зайнаб бинт Джахш своего вольноотпущенника Зейда ибн Хариса, упразднив этим обычаи периода невежества (джахилии), согласно которым свободная женщина не могла выйти замуж за бывшего раба.
Слова Всевышнего (смысл): «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение». (Сура «аль-Ахзаб» 36)
Ибн Касир: Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, ходил к Зейду ибн Харису чтобы посватать для него Зайнаб бинт Джахш, но она сказала: «Я не выйду за него». Посланник Аллаха ﷺ, настоял:» بَلْ فَاْنْكِحِيهِ « «Нет, ты должна выйти за него!» Она возмутилась: «Мне повелевают как распорядиться собой?!» и пока они разговаривали, был ниспослан аят: ﴾ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ ﴿ «Не бывает (выбора) ни для верующего, ни для верующей…». О том, что этот аят был ниспослан относительно Зейнаб бинт Джахш, сказали также Муджахид, Катада и Мукатил.
Этим самым был упразднен обычай времен джахилии, что свободная женщина не могла выйти замуж за бывшего раба.
Женитьба Посланника Аллаха ﷺ на Зайнаб бинт Джахш
Слова Всевышнего (смысл): «Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!». (Сура «аль-Ахзаб» 37)
Ибн Касир: «Посланник Аллаха ﷺ, выдал за него дочь своей тети по линии отца — Зейнаб бинт Джахш из племени Асад, да будет доволен ею Аллах. В качестве приданного он дал ей десять динаров, шестьдесят дерхамов, осла, покрывала и кольчугу. Она прожила с ним около года или чуть более того. Потом у них случилась размолвка. Зейд пришел жаловаться на нее Посланнику Аллаха ﷺ, на что Посланник Аллаха ﷺ, сказал ему: ﴾أَمْسِكْ عَلَيْكَ زَوْجَكَ وَٱتَّقِ ٱللَّهَ﴿ «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха» ﴾وَتُخْفِي فِي نِفْسِكَ مَا ٱللَّهُ مُبْدِيهِ وَتَخْشَى ٱلنَّاسَ وَٱللَّهُ أَحَقُّ أَن تَخْشَاهُ﴿ «Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его».
Ибн Джарир передал, что ‘Аиша сказала: «Если бы Мухаммад ﷺ, скрывал что-либо из того, что ниспосылал ему Аллах, то скрыл бы аят: «И скрываешь ты в своей душе то, что знает Аллах, и боишься людей, а ведь только Аллах достоин, чтобы боятся Его«.
Слова Аллаха: ﴾ فَلَمَّا قَضَىٰ زَيْدٌ مِّنْهَا وَطَراً زَوَّجْنَاكَهَا ﴿ «Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание» — слово: ( وَطَر ) означает — желание, нужду. Т.е. когда браку Зейда и Зейнаб пришел конец и они растались, Аллах женил на ней Посланника Аллаха ﷺ. Её попечителем в этом браке был Аллах, т.е. Посланнику Аллаха было внушено войти к ней без опекуна, без брачного договора, без приданного и без свидетелей.
Имам Ахмад (3/195) передаёт от Анаса, что когда период идда у Зайнаб подошел к концу, посланник Аллаха ﷺ, сказал Зайду ибн Харису: » اذْهَبْ فَاذكُْرْهَا عَلَي » «Пойди и сообщи ей обо мне (что я хочу жениться на ней)». И он пошел к ней и нашел ее замешивающей тесто. Зейд говорил: «Увидев её, я почувствовал сильное уважение к ней и даже не мог смотреть на неё и сообщить ей о предложении Посланника Аллаха. Я отвернулся, немного отошел и сказал: ‘‘О Зайнаб, благая весть. Посланник Аллаха ﷺ, хочет жениться на тебе’’». Она ответила: «Я не предприниму ничего, пока не посоветуюсь с Господом», и затем пошла к своему молитвенному месту. Потом пришел Посланник Аллаха ﷺ, и зашел к ней (так как она уже была его женой, которую выдал ее за него сам Аллах) [Брак пророка Мухаммада ﷺ, и Зайнаб ибн Джахш был заключен в 5 году хиджры. Ей тогда было около 35 лет]». конец слов Ибн Касира.
Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда Посланник Аллаха ﷺ, женился на Зайнаб бинт Джахш, он устроил свадебный пир». (Анас) сказал: «И нас накормили хлебом и мясом». Этот хадис передал Ахмад 3/98. Шу’айб аль-Арнаут сказал:»Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима». 3/98
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Аят о покрывале был ниспослан по поводу Зейнаб бинт Джахш. Во время свадебного пира, Пророк ﷺ накормил (собравшихся) хлебом и мясом. И Зейнаб гордилась этим перед остальными жёнами Пророка ﷺ говоря: «Поистине, Аллах выдал меня замуж с высоты небес». аль-Бухари 7421.
Он же сказал: «И Зейнаб гордилась этим перед остальными жёнами Пророка ﷺ говоря: “Вас выдали замуж ваши родственники, а меня выдал замуж Всевышний Аллах с высоты семи небес”». аль-Бухари 7420.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я лучше всех (остальных) людей знаю о завесе, и об этом меня спрашивал Убайй бин Ка‘б. (В своё время) Посланник Аллаха ﷺ женился на Зайнаб бинт Джахш в Медине, а когда наступил день, он пригласил людей на угощение. (Через некоторое время) Посланник Аллаха ﷺ вместе с некоторыми из них остался сидеть, а часть людей ушла. Потом встал и вышел Посланник Аллаха, а я пошёл вместе с ним. Он дошёл до дверей комнаты ‘Аиши и, подумав, что люди ушли, вернулся, и я вернулся вместе с ним, однако они всё ещё сидели на своих местах. Тогда он снова вернулся и я вернулся вместе с ним; дойдя же до дверей ‘Аиши, он вернулся обратно и я вернулся вместе с ним, и оказалось, что они уже ушли. А затем (Пророк ﷺ) опустил передо мной занавеску, после чего и был ниспослан (аят о) завесе». аль-Бухари 5466. Глава: Слова Всевышнего «…а когда поедите, то расходитесь…».
▫️▫️▫️
Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Раньше всех присоединится ко мне (т.е. умрёт после меня первой) та из вас, у которой самые длинные руки (т.е. та которая раздавала больше милостыни, чем другие)». Этот хадис передали аль-Бухари 1420, Муслим 2452, ан-Насаи 5/66.
Зайнаб бинт Джахш умерла в возрасте 53 лет, в Медине. Она была первой женой Пророка Мухаммада ﷺ, умершей после его смерти.
Передают со слов Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, что однажды к ней зашёл охваченный страхом Пророк ﷺ, который воскликнул:
«Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня в стене Йаъджуджа и Маъджуджа было проделано вот такое отверстие!» − и соединил большой и указательный пальцы в виде круга. Зайнаб бинт Джахш сказала: «Я спросила: «О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, несмотря на то, что среди нас будут праведники?» Он сказал: «Да, если пороки умножатся!»».
Этот хадис передали аль-Бухари 3346, Муслим 2880, Ибн Хиббан 327. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7176.
Сообщается, что Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ, говорил: «Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы) зубочисткой перед каждой молитвой также, как они совершают омовение»».
Этот хадис передал Ахмад (6/429) с хорошим иснадом. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 207.