Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
زيد بن حارثة
Абу Усама Зейд ибн Хариса ибн Шарахиль аль-Ка‘би — был одним из самых любимых сподвижников пророка Мухаммада ﷺ, был советником Пророка ﷺ, в личных делах и был его вольноотпущенником. Первым из рабов (вольноотпущенников) принял Ислам. Зейд является единственным из сподвижников, чье имя упомянуто в Коране напрямую (сура «Аль-Ахзаб», аят 37).
Попав в раннем детстве в плен Зейд ибн Хариса был выкуплен Хакимом ибн Хазамом и подарен Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, а выйдя замуж за Пророка Мухаммада ﷺ, Хадиджа подарила Зейда Пророку ﷺ. Зейд был вторым человеком принявших ислам, а после него это сделала его жена Умм Айман.
Когда Посланник Аллаха ﷺ, предоставил выбор Зейду, вернуться к его семье или оставайся с ним. Он предпочел остаться с Пророком ﷺ.
А когда Пророк Мухаммад ﷺ, увидел это, то взял Зайда за руки и повел его к Каабе и, остановившись у Хиджра, перед толпой Къурайша воскликнул: «О Къурайшиты, свидетельствуйте, что это мой сын, который может унаследовать мое богатство, а я — его!». С тех пор Зейд ибн Харис стал называться Зейд ибн Мухаммад, и он продолжал так называться, пока Мухаммад ﷺ, не стал пророком и пока Аллах не отменил подобное сказав (смысл): «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими. Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах — Прощающий, Милосердный».
Передаётся, что Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «Мы не называли Зейда ибн Хариса не иначе, как Зейдом ибн (сын) Мухаммада, пока не было ниспослано в Коране: ﴾ ٱدْعُوهُمْ لأَِبَآئِهِمْ هُوَ أَقْسَطُ عِندَ ٱللَّهِ ﴿ «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом». Этот хадис передал аль-Бухари 4782; Муслим 2425.
Когда Аллах отменил подобное усыновление, Он дозволил жениться на бывших жёнах приёмных детей. Посланник Аллаха ﷺ, женился на Зайнаб бинт Джахш — бывшей жене своего приёмного сына Зейда ибн Хариса, да будет доволен им Аллах. Всевышний Аллах сказал: «…чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание» (Сура 33, аят 37)
Женитьба Зейда ибн Хариса на Зайнаб бинт Джахш
Посланник Аллаха ﷺ, хотел женить на Зайнаб бинт Джахш своего вольноотпущенника Зейда ибн Хариса, упразднив этим обычаи периода невежества (джахилии), согласно которым свободная женщина не могла выйти замуж за бывшего раба.
Слова Всевышнего (смысл): «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение». (Сура «аль-Ахзаб» 36)
Ибн Касир: Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, ходил к Зейду ибн Харису чтобы посватать для него Зайнаб бинт Джахш, но она сказала: «Я не выйду за него». Посланник Аллаха ﷺ, настоял:» بَلْ فَاْنْكِحِيهِ « «Нет, ты должна выйти за него!» Она возмутилась: «Мне повелевают как распорядиться собой?!» и пока они разговаривали, был ниспослан аят: ﴾ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ ﴿ «Не бывает (выбора) ни для верующего, ни для верующей…». О том, что этот аят был ниспослан относительно Зейнаб бинт Джахш, сказали также Муджахид, Катада и Мукатил.
Этим самым был упразднен обычай времен джахилии, что свободная женщина не могла выйти замуж за бывшего раба.
Женитьба Посланника Аллаха ﷺ на Зайнаб бинт Джахш
Слова Всевышнего (смысл): «Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!». (Сура «аль-Ахзаб» 37)
Ибн Касир: «Посланник Аллаха ﷺ, выдал за него (Зайда ибн Хариса) дочь своей тети по линии отца — Зейнаб бинт Джахш из племени Асад, да будет доволен ею Аллах. В качестве приданного он дал ей десять динаров, шестьдесят дерхамов, осла, покрывала и кольчугу. Она прожила с ним около года или чуть более того. Потом у них случилась размолвка. Зейд пришел жаловаться на нее Посланнику Аллаха ﷺ, на что Посланник Аллаха ﷺ, сказал ему: ﴾أَمْسِكْ عَلَيْكَ زَوْجَكَ وَٱتَّقِ ٱللَّهَ﴿ «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха» ﴾وَتُخْفِي فِي نِفْسِكَ مَا ٱللَّهُ مُبْدِيهِ وَتَخْشَى ٱلنَّاسَ وَٱللَّهُ أَحَقُّ أَن تَخْشَاهُ﴿ «Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его».
Ибн Джарир передал, что ‘Аиша сказала: «Если бы Мухаммад ﷺ, скрывал что-либо из того, что ниспосылал ему Аллах, то скрыл бы аят: «И скрываешь ты в своей душе то, что знает Аллах, и боишься людей, а ведь только Аллах достоин, чтобы боятся Его«.
Слова Аллаха: ﴾ فَلَمَّا قَضَىٰ زَيْدٌ مِّنْهَا وَطَراً زَوَّجْنَاكَهَا ﴿ «Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание» — слово: ( وَطَر ) означает — желание, нужду. Т.е. когда браку Зейда и Зейнаб пришел конец и они растались, Аллах женил на ней Посланника Аллаха ﷺ. Её попечителем в этом браке был Аллах, т.е. Посланнику Аллаха было внушено войти к ней без опекуна, без брачного договора, без приданного и без свидетелей.
▫️▫️▫️
Зайд ибн Хариса был хорошим стрелком и участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре, Муте и других битвах.
В 8 г.х. Пророк ﷺ, назначил Зайда ибн Хариса предводителем трёхтысячного войска которому предстояло встретиться с византийцами в битве при Муте. Зайд погиб во время этой битвы, неся знамя мусульман.
Битва при Муте
Аль-Мубаракфури, да помилует его Аллах, в своей книге писал:
«Ранее мы уже упоминали о том, что Посланник Аллаха ﷺ, отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн ‘Амр аль-Гъассани убил аль-Хариса ибн ‘Умайра, да будет доволен им Аллах, которому было поручено доставить послание Пророка ﷺ, правителю Бусры. Это было равносильно объявлению войны, а Посланник Аллаха ﷺ, который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харрисе, и, сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа’фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа’фар, пусть командует ‘Абдуллах ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.
Пророк ﷺ, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн ‘Умайр, да будет доволен им Аллах, призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!» После этого армия двинулась в путь. Пророк же ﷺ, проводил воинов до Санийат аль-Вад’а, попрощался с ними и вернулся в Медину.
Когда мусульмане подошли к Ма’ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий во главе стотысячного войска находится в Ма’ане, а, кроме того, к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к Посланнику Аллаха ﷺ, с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами. ‘Абдуллах ибн Раваха, да будет доволен им Аллах, стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!» Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, Ибн Раваха говорит правду!», после чего они двинулись вперед, дошли до Мут’ы и стали готовиться к бою.
Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.
Зайд ибн Хариса, да будет доволен им Аллах, взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа’фар ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил ‘Абдуллах ибн Раваха, да будет доволен им Аллах, который через некоторое время также пал на поле брани.
После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркъам, да будет доволен им Аллах, обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе командира!», и они выбрали командиром Халида ибн аль-Валида, да будет доволен им Аллах. Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль-Валид, да будет доволен им Аллах, ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль-Валид, которого он назвал «мечом Аллаха».
Сообщается, что Пророк ﷺ, сказал:
«Зайд (ибн Хариса) взял знамя и был сражён, потом взял его Джа’фар (ибн Абу Талиб) и был сражён, а потом взял его ‘Абдуллах ибн Раваха и (тоже) был сражён, а затем взял его Халид ибн аль-Валид, не являвшийся командиром, и Аллах даровал ему победу. И меня не обрадовало бы, если бы (вместо этого) они были бы с нами». Или он сказал: «Их не обрадовало бы, если бы (вместо этого) они были бы с нами». Этот хадис передали Ахмад (3/113), аль-Бухари (2798) и ан-Насаи со слов Анаса.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (223)
К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид, да будет доволен им Аллах, перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Халид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Мут’е и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось, в конце концов, склонить чашу весов на свою сторону.». (Конец цитаты от аль-Мубаракфури).
Пророк ﷺ, сказал Зайду ибн Хариса: «Ты − наш брат и наш вольноотпущенник». Этот хадис передали аль-Бухари 2699, Муслим 1783, со слов аль-Бары ибн ‘Азиба.
Зайд ибн Хариса рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда ангел Джибриль (мир ему) обучил меня омовению, он велел мне взять воду и побрызгать ею на половой орган». Ахмад 5/203, ад-Даракъутни 41.
В иснаде этого хадиса передатчик по имени Ибн Ляхи’а, относительно которого были большие разногласия. Одни ученые считали все хадисы, которые он передает — достоверными. Другие считали все его хадисы слабыми. А третьи разделяли, и считали, что хадисы, которые он передает до того, как сгорели его книги — достоверные, а которые он передает после этого — слабые, поскольку после того, как его книги сгорели, он стал путаться и допускать ошибки в хадисах.
Однако упомянутый хадис усиливается множеством других версий, а также другими хадисами, в которых говорится о брызгании на половой орган водой после омовения. О том, что Пророк ﷺ, брызгал водой на половой орган после совершения омовения передают многие сподвижники, среди которых: Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, Джабир, аль-Хакам ибн Суфьян и др.