Ученые современности

Ученые современности — раздел о выдающихся мусульманских ученых последних столетий, возродивших призыв Пророка Мухаммада ﷺ к чистому поклонению Одному Всевышнему, очищавших религию от примесей нововведений и искажений, а также призывавших к следованию по пути сподвижников и первых поколений праведных предшественников.

محمد الطاهر بن عاشور

Шейх Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур, да смилуется над ним Аллах

имам, выдающийся тунисский учёный прошлого века, шейх уль-Ислам аль-Малики, языковед, муфтий

Шейх Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур — выдающийся тунисский учёный прошлого века, шейх уль-Ислам аль-Малики, языковед, усулий, муфтий, автор уникального тафсира «ат-Тахрир уа ат-танвир», возродитель науки «Макасыд аш-шариа». Родился в 1296 г.х /1879 г./

Его семья происходит из Андалусии и имеет благородные корни. Учился в университете «Аз-Зейтуна».

С 1329 г.х. (1911) поднялся до уровня судьи — знатока фикха маликитского толка, а в 1350 г.х. (1932) достиг степени муфтия. Стал главным преподавателем университета «Аз-Зейтуна», однако был снят с должности по политическим причинам, вернулся на неё в 1364 году (1945) и оставался в университете и после объявления независимости Туниса в 1375 г.х. (1956).

Написал труды в области религиозных наук и арабского языка и литературы. К наиболее известным сочинениям Ибн ‘Ашура относится его толкование Корана «Ат-Тахрир уа ат-танвир», над которым он трудился более пятидесяти лет. В тафсире много внимания уделяется толкованию Корана с точки зрения тонкостей и особенностей арабского языка. При написании тафсира автор не опирался целиком на исламское наследие, то есть труды своих предшественников-муфассиров, считая должным внести свой личный вклад в исламское наследие и обогатить его.

Умер в 1393 г.х /1973 г./, в возрасте 93-94 лет.

См. «Мухаммад ат-Тахир ибн ‘Ашур» Мустафа ‘Ашур с сокращением.

Асары переданы от Мухаммада ат-Тахира ибн Ашура, да смилуется над ним Аллах

В одной из своих книг он писал:

«Многие из тех, у кого простаковый подход к исламским знаниям, ошибочно полагают, что сунна — это одно, а мазхабы имамов-муджтахидов — совершенно другое. Так что представляется им, или тем, кто выслушивает их речи, что имамы иджтихада приступили к изложению своего фикха прежде, чем узнали сунну. И воображают они, что из сунны, из содержания книг которой усвоили они сколько уж усвоили, они узнали то, чего не знали обладатели степени иджтихада до них».
См. «Аляйса ас-субх би-кариб?» С. 174. /أليس الصبح بقريب؟, ص. 174/