Ученые современности

Ученые современности — раздел о выдающихся мусульманских ученых последних столетий, возродивших призыв Пророка Мухаммада ﷺ к чистому поклонению Одному Всевышнему, очищавших религию от примесей нововведений и искажений, а также призывавших к следованию по пути сподвижников и первых поколений праведных предшественников.

بكر بن عبدالله أبو زيد

Шейх Бакр ибн ‘Абдуллах Абу Зейд, да смилуется над ним Аллах

мусульманский ученый, факих, член постоянного комитета ученых

Его имя: Бакр ибн ‘Абдуллах Абу Зайд ибн Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Бакр ибн ‘Усман ибн Яхъя ибн Гъайхаб ибн Мухаммад. Он он родился в 1365 г.х. / 1946 г. Он принадлежал к известному племени бану Зейд из племён Куда’а, живущих в центре Неджда.

Образование шейха

Шейх Бакр учился до второго года начальной школы, а затем в 1375 г.х. переехал в Эр-Рияд где он продолжил свою начальную учебу, поступил в Научный Институт, и в 1387-88 г.х. закончил факультет шариата в качестве вольнослушателя.

В 1384 г.х. он переехал в Медину где работал библиотекарем в Главной Библиотеке Исламского Университета.

В дополнение к обычной учебе, он участвовал в кругах знания многих шейхов в Эр-Рияде, Мекке и Медине.

В Эр-Рияде он изучал науку «микъат» с шейхом Салих аль-Мутлякъ, и изучал 25 пунктов из Макъамат аль-Харири, которую его шейх полностью выучил наизусть. В «фикъхе» (исламском праве) он изучал книгу аль-Бую’ (продажа) из «Зад аль-Мустакъни’» аль-Хаджауи.

В Мекке он изучал книгу хаджа из «аль-Мунтакъа» аль-Маджд ибн Таймии, с шейхом ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абдуллах ибн Базом, да помилует его Аллах, в сезоне хаджа в Запретной Мечети в 1385 г.х. Он искал разрешение преподавателя в Запертной Мечети, шейха Сулейман ибн Абдур-Рахман ибн Хамдан, который лично написал ему разрешение на преподавание всех книг Сунны.

В Медине он изучал «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара и «Булюгъ аль-Марам» с шейхом Ибн Базом, да помилует его Аллах, включая некоторые диссертации в фикъхе, таухиде и хадисе, в его доме. Вкратце, он посещал его в течении двух лет, после чего шейх Ибн Баз дал ему разрешение преподавать эти книги.

После переезда в Медину он начал посещать шейха Мухаммад аль-Амин аш-Шанкъиты, да помилует его Аллах, в течении около 10 лет, до тех пор пока шейх не умер в сезоне хаджа 1393 г.х. В тафсире он изучал «Адуа-уль-баян» шейха, и диссертацию шейха «Адаб аль-бахс уаль-муназара». Он также изучал «аль-Къасд уаль-умам» Ибн ‘Абдуль-Барра и кое-что из «аль-Инаба». В общем он получил примерно 20 разрешений (преподавать различные книги) от ученых в том числе Мекки, Медины, Эр-Рияда, Марокко, Сирии, Индии и Африки.

В 1399 г.х./1978 он учился в Высшем Юридическом Институте в качестве вольнослушателя, где он получил степень магистра и в 1403 г.х./1982 получил докторскую степень.

Активная жизнь шейха Бакра Абу Зейда

После того как он отучился в факультете шариата в 1387 г.х./1966, он был назначан королевским указом судьей в Медине. На этой должности он остался до 1400 г.х.

Он также преподавал в Мечети Пророка ﷺ со времени его назначения в 1390 г.х. до 1400 г.х.

В 1391 г.х. был издан королевский указ о его назначении в качества имама и проповедника в Мечети Пророка, и он продолжил на этой должности до начала 1396 г.х.

В 1400 г.х. по указу, изданному Советом Министров, он был избран главным министром Министерства Юстиции и пребывал на этом посте вплоть до конца 1412 г.х., когда был издан королевский указ о его определении в качестве члена высшего разряда, членом Постоянного Комитета научных исследований и фетв, а также Комитета Больших Ученых.

В 1405 г.х. был издан королевский указ о его назначении в качестве представителя Королевства в международном исламском академии фикха, которое было создано решением Организации Исламской Конференции, а в дальнейшем его назначали президентом Академии.

В 1406 г.х. он был назначен членом Фикх Совета всемирной мусульманской лиги. В то время он участвовал в различных комитетах и конференциях в Королевстве и за его пределами, и преподавал в Высшем Юридическом Институте, а также на высшем образовании в факультете шариата г. Эр-Рияд.

Труды шейха

Он написал много книг по теме хадисов, фикъха, языкознания и общего знания, из которых напечатаны следующие:

Первые пятнадцать собраны в трех томах связанные с новыми вопросами по фикху:

  1. ат-Такънин уаль-ильизам
  2. аль-Мууада’а филь-истилях
  3. Аджхизат аль-ин’аш уа ‘алямат аль-уафат
  4. Тыфль аль-анабиб
  5. Хитаб ад-даман аль-банки
  6. аль-Хисаб аль-фаляки
  7. аль-Буслях
  8. ат-Таъмин
  9. ат-Ташри’ уа зира’ат аль-а’да
  10. Тагъриб аль-алькъаб аль-‘ильмийя
  11. Битакъат аль-интиман
  12. Битакъат ат-тахфид
  13. аль-Юбиль
  14. аль-Мусамана филь-‘акъар
  15. ат-Тамсиль
  16. ат-Такъриб ли ‘улюм Ибн аль-Къаййим, 1 том
  17. аль-Худуд уат-та’зизат, 1 том
  18. аль-Джиная ‘аля ан-нафс уама дунаха, 1 том
  19. Ихтиярат Ибн Таймийя, аль-Бурхана Ибн аль-Къаййима
  20. Хукм аль-интима иляль-фиракъ уаль-ахзаб уаль-джама’ат аль-ислямийя, 1 том
  21. Му’джам аль-манахи аль-ляфзыйя, 1 том
  22. Ля джадид фи ахкам ас-саля
  23. Тасниф ан-нас байна аз-занн уаль-якъин
  24. ат-Та’алюм
  25. Хильят талиб аль-‘ильм
  26. Адаб талиб аль-хадис мин аль-джами’, аль-Хатыб
  27. ар-Рикъаба ‘аля ат-турас
  28. Тасмийят аль-маулюд
  29. Адаб аль-хатиф
  30. аль-Фаркъ байна хад ас-сауб уаль-азра
  31. Азкар тарафай ан-нахар
  32. аль-Мадхаль аль-муфассаль иля мазхаб аль-имам Ахмад ибн Ханбаль, 2 тома
  33. аль-Бульгъа фи фикъх имам Ахмад ибн Ханбаль, 2 тома
  34. Фатуа ас-син ‘ан мухиммат аль-масаиль
  35. ат-Таъсыль ли усуль ат-тахридж уа къауа’ид аль-джарх уат-та’диль, 3 тома, 1-й том напечатан
  36. Ма’рифат ан-насх уа ас-сухуф аль-хадиса
  37. ат-Тахдис бима ля ясых фихи хадис
  38. аль-Джад аль-хасис фи ма’рифати ма лейса бихадис, аль-Гъази
  39. Маруийят ду’а хатм аль-къуран аль-карим
  40. Нусус аль-хиуаля
  41. Зиярат ан-ниса лиль-къубур
  42. Масх аль-уаджх биль-ядайн ба’да раф’ихима би-дду’а
  43. Да’ф хадис аль-‘аджн
  44. аль-‘Узза мин аль-‘уляма уа гъайрихим
  45. ат-Тахаууль аль-мазхаби
  46. ат-Тараджим аз-затийя
  47. Лятаиф аль-калим филь-‘ильм
  48. Табакъат ан-нассабин, 1 том
  49. Ибн аль-Къаййим хаятуху асаруху мауаридуху, 1 том
  50. ар-Радд ‘аля аль-мухалиф
  51. Тахриф ан-Нусус
  52. Бараат ахль ас-сунна мин аль-уакъи’а фи ‘уляма аль-умма
  53. ‘Акъида Ибн Аби Зайд аль-Къайрауани уа ‘абас ба’д аль-му’асырин биха
  54. ат-Тахзир мин мухтасарат ас-Сабуни фи ат-тафсир
  55. Бида’ аль-къурра
  56. Хасаис джазират аль-‘араб
  57. ас-Сухуб аль-уабиля ‘аля дараих аль-ханабиля, 3 тома, шейха Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Хумайд (муфтий ханбалитов в Мекке в 1296 г.х.)
  58. Тасхиль ас-сабиля иля ма’рифат ‘уляма аль-ханабиля, шейх Салих ибн ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Усаймин аль-Макки, исследование в 2 томах
  59. ‘Уляма аль-ханабиля мин аль-имам Ахмад иля уафийят аль-къарн аль-хамис ‘ашр, 1 том на основе расположения аль-А’лям имама аз-Заркали
  60. Ду’а аль-къунут
  61. Фатхуллах аль-Хамид аль-Маджид фи шарх китаб ат-таухид, шейх Хамид ибн Мухаммад аш-Шарикъи, 1 том, исследование
  62. Назарийят аль-хальт байна аль-Ислам уа гъайраху мин аль-адъян
  63. Такъриб адаб аль-бахс уаль-муназара
  64. Джабаль Иляль би ‘Арафат, исторические и шариатские исследования
  65. Мадинат ан-Набий ﷺ раъю аль-‘айн
  66. Къубат ас-сахра, тахкъикъат фи тарих ‘имаратиха уа тармимиха

 Кончина шейха

Шейх Бакр Абу Зейд, да помилует его Аллах, скончался во вторник 28 числа месяца мухаррама 1429 года от хиджры, что соответствует 5 февраля 2008 года по христианскому летоисчислению.