Слово «хариджит» /хауаридж/ — является множественным числом от слова «хариджа», и означает группа /таифа/. См. «Фатх аль-Бари» 12/296 Ибн Хаджара.
Хариджиты были прозваны так по причине своего выхода /«хурудж»/ против лучших людей этой общины /сахабы/ и правителей мусульман /джама’ата/, которые были единогласно выбраны ими. См. «Фатх аль-Бари» 12/297.
Также эта секта была известна и под иными названиями и прозвищами.
Къады ‘Ийяд (ум. 544 г.х.) сказал: «Хариджитов называли „аль-марикъа“ (вышедшие), опираясь на высказывание Пророка ﷺ о них: „они выйдут из религии“». Сами же они были довольны любыми названиями, кроме этого. См. «Шарх Сунан ан-Насаи» имама ас-Суюты 7/85.
Их также называли «харуритами», так как свой первый мятеж они подняли в местности под названием Харура, в дальнейшем обосновавшись там. Харура — город располагающийся недалеко от Куфы. См. «Шарх Сахих Муслим» имама ан-Науауи 7/170 и «Шарх акидатуль вастиййа» Халида аль-Муслиха стр. 170.
Также их называли «люди ан-Нахрауана», так как именно в этой местности ‘Али выступил против них и нанес им сокрушительное поражение. См. «Шарх акидатуль вастиййа» стр. 170.
Они также были прозваны «аль-мухаккима». Это свое название они получили после того, как не признали мирное соглашение между ‘Али и Муауийей, да будет доволен ими Аллах, посчитав, что оно противоречит аяту: «Суд принадлежит только Аллаху», настаивая на продолжении сражения. См. «Макаляту ислямиййин» стр. 207, Абуль-Хасана аль-Аш’ари.
Хариджитов прозвали «аль-мухаккима» (производное от слова аль-хукм «суд») по причине их крайних взглядов и неправильного понимания вопроса «Суда не на основании ниспосланного Аллахом».
Они стали первыми, кто начал обвинять мусульман в неверии за совершение грехов, утверждая, что за большие грехи мусульманин пребудет вечно в Аду. Тех же, кто был не согласен с их взглядами, они также объявляли неверными, считая дозволенным для себя покушаться на их жизнь и имущество. См. «Итхафуль-джама’а» 1/274-275 шейха Хамуда ат-Тувейджири.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и хафиз Ибн Касир говорили: «Поистине, первое нововведение /аль-бид’а/ и раскол в Исламской умме произошли из-за смуты хариджитов!» См. «Маджму’уль-фатауа» и «Тафсир Ибн Касир» 12/468.
Их появление было предсказано еще Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха:
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены, будут появляться каждый век и будут разгромлены», и Пророк ﷺ повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут разгромлены. И так будет продолжаться пока из их войска не выйдет Даджаль!» Ахмад 2/174, Ибн Маджах 173. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. также «Сахих аль-джами’» 8171. Подобный хадис также приводит и имам ан-Насаи 4103, а хафиз Ибн Хаджар назвал его достоверным.
Анас ибн Малик рассказывал: “Однажды посланнику Аллаха ﷺ поведали об одном человеке, и он ﷺ сказал: «Я не знаю его». Тогда люди сказали: “О посланник Аллаха, он выглядит так-то и так-то”. Пророк ﷺ сказал: «Я не знаю его». И в этот момент, появился человек, о котором они говорили и люди сказали: “Вот он, о посланник Аллаха!” Пророк ﷺ сказал: «Я не знаю его».Подойдя к нам, этот человек поприветствовал нас, и мы ответили на его приветствие, а затем Пророк ﷺ сказал ему: «Призываю в свидетели Аллаха, разве ты сейчас не сказал самому себе в душе, когда приближался к нам, что нет среди людей никого лучше тебя?!» Он ответил: “Клянусь Аллахом, да”, после чего зашел в мечеть, чтобы совершить молитву. Пророк ﷺ сказал Абу Бакру: «Пойди и убей его!» Абу Бакр зашел в мечеть и застал его совершающим молитву. Он сказал себе: “Поистине, у молитвы есть почет и величие, спрошу веления посланника Аллаха ﷺ, ведь нам было запрещено бить молящихся!” Когда он вернулся, Пророк ﷺ спросил его: «Ты убил его?» Он ответил: “Нет, я застал его молящимся, ведь у молитвы есть почет и величие, но если ты прикажешь, то я убью его”. Пророк ﷺ сказал: «Нет, ты не для этого», после чего Пророк ﷺ сказал: «О ‘Умар, ты убей его!» ‘Умар зашел в мечеть и застал его совершающим земной поклон. Он ждал его долго, а затем сказал себе: “Поистине, у земного поклона есть почет и величие, спрошу веления посланника Аллаха ﷺ, это будет лучше для меня”. Когда он вернулся, Пророк ﷺ спросил его: «Ты убил его?» Он ответил: “Нет, я застал его совершающим земной поклон, ведь у земного поклона есть почет и величие, но если ты прикажешь, то я убью его”. Пророк ﷺ сказал: «Нет, ты не для этого. Иди, о ‘Али, и убей его. Ты сможешь сделать это, если найдешь его!» ‘Али зашел в мечеть и не нашел его, затем он вернулся к Пророку ﷺ и сообщил ему об этом, и посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы он был сегодня убит, то даже два человека из моей общины никогда бы не разногласили!» Абу Я’ля 6/340, ад-Даракъутни 2/54, Ибн Абу ‘Асым 938. Этот хадис имеет несколько путей передач в связи, с чем хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили его достоверность. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/339, “Тахридж аль-Ихъя” 3223, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2495.
В этом хадисе сообщается, что тот хариджит считал себя лучше сподвижников Пророка ﷺ и даже самого Пророка ﷺ! Этот хадис указывает на то, что хариджиты плохо думают о других и хорошего мнения о себе.
Также в этом хадисе содержится указание на то, что Пророк ﷺ строго запрещал убивать и даже просто бить молящегося, ибо молитва этого человека воспрепятствовала Абу Бакру и ‘Умару выполнить веление Пророка ﷺ убить его.
От Анаса сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, появится среди вас народ, который будет настолько усердным в поклонении, что удивит людей и даже самих себя. Но они вылетят из религии так же, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» Абу Я‘ля, 3/107. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/519.
Передают со слов Абу Гъалиба о том, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, (как-то) сказал: «Худшие из убитых под небосводом и лучшие из убитых те, кого они (хариджиты) убили! Собаки (из числа обитателей) Огня! Они были мусульманами, но стали неверными!» Я спросил: «О Абу Умама, это то, что ты говоришь (твоё мнение)?» Он ответил: «Нет, я слышал это от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Этот хадис передали Ахмад 5/256, ат-Тирмизи 3000 и Ибн Маджах 176. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-‘Араби, шейх Ахмад Шакир, шейх Мукъбиль и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. «‘Аридатуль-ахвази» 6/110, «‘Умдату-т-тафсир» 1/400, «аль-Фатава аль-хадисиййа» 1/426, «Тахридж аль-муснад» 22262. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Ибн Маджах» 146.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас’уд сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „В последние времена появятся люди молодые в годах, бестолковые в умах, которые станут произносить лучшие речи людей, которые будут читать Коран, но он не пройдёт дальше их глоток! Они выйдут из Ислама подобно тому, как стрела вылетает из пробитой насквозь дичи, и пусть тот, кто их встретит — убивает их, ибо, поистине, тот, кто их убьёт получит вознаграждение от Аллаха!“» Этот хадис передали Ахмад 1/404, ат-Тирмиизи 2188 и Ибн Маджах 168. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 138, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8052.
Сообщается, что Абу Саляма сказал: «(Однажды) я сказал Абу Са’иду аль-Худри: «Слышал ли ты, как посланник Аллаха ﷺ говорил что-то относительно харуритов?[1]» И он сказал: «Я слышал, как он рассказывал про усердно поклоняющихся людей: „Любой из вас будет считать свою молитву ничтожной, по сравнению с их молитвой, а также свой пост по сравнению с их постом! (Но) они выйдут из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи. Он (метающий стрелу) взял свою стрелу и осмотрел её наконечник, но не увидел ничего[2]. И он посмотрел на её остриё, но не увидел ничего, посмотрел на древко (стрелы), но не нашёл ничего, и посмотрел он на её перья, но стал сомневаться, видит он что-нибудь или нет?!“» Этот хадис передали Ахмад 3/33, аль-Бухари 5058, Муслим 1064, Ибн Маджах 169 и Ибн Хиббан 6737. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 139, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8053, «Тахридж китабу-с-сунна» 923-926, 355.
[1] Так называли хариджитов, так как они появились в местности под названием Харураъ, которое находится поблизости Куфы в Ираке. См. «Сунан Ибн Маджах» с комментариями Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/60.
[2] То есть не увидел на нём прилипшей крови из-за того, что она (стрела) быстро пролетела (сквозь дичь). См. «Сунан Ибн Маджах» с комментариями Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/60.
Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, после меня в моей общине — или вскоре после меня в моей общине появятся — люди, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток. Они будут выходить из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи, а затем они не станут возвращаться в неё. Они — худшие из людей и творений». ‘Абдуллах ибн ас-Самит сказал: «И я рассказал об этом Рафи’у ибн ‘Амру, брату аль-Хакама ибн ‘Амра аль-Гъифари и он сказал: „Я тоже слышал об этом от посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах“». Этот хадис передали Ахмад 5/31, Муслим 1067, Ибн Маджах 170 и Ибн Хиббан 6738. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 140, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2039.
Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал: «(Однажды,) когда посланник Аллаха ﷺ находился в Джи’ране, он делил (между людьми) золото, серебро и трофеи, и он в это время был в комнате Биляля. Тогда один человек сказал: „О Мухаммад, будь справедлив, ибо, поистине, ты проявляешь несправедливость!“ (Пророк ﷺ) сказал: „Горе тебе! Кто же будет проявлять справедливость после меня, если я не буду проявлять справедливость?!“ Тогда ‘Умар (ибн аль-Хаттаб) сказал: „О посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову, это лицемер!“ Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Поистине у него появятся последователи, которые будут читать Коран, но он не будет проходить их ключицы. Они выйдут из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи“». Этот хадис передали Муслим 1063 и Ибн Маджах 172. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 142.
Сообщается, что когда Зуль-Хувайсара, предок всех хариджитов, будучи недовольным разделом трофеев Пророком ﷺ сказал ему: «О Мухаммад! Побойся Аллаха, будь справедлив!» В другой версии сказано, что он сказал: «Это было сделано неискренне!», после того, как он ушёл, посланник Аллаха ﷺ сказал своим сподвижникам за его спиной: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдёт, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой дичи. И если я застану их, то обязательно буду убивать их подобно тому, как был истреблён народ Самуд». аль-Бухари 4351, Муслим 1064.
Сообщается, что Ибн Абу ‘Ауфа сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Хариджиты — собаки Огня!“» Этот хадис передали Ахмад 4/355, Ибн Маджах 173, аль-Хаким 3/571. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 143, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3347.
В версии этого хадиса, которую приводит аль-Хаким сообщается, что Са’ид ибн Джумхан сказал: «(Однажды) я пришёл к ‘Абдулле ибн Абу ‘Ауфу — сподвижнику Пророка ﷺ и поприветствовал его, он же был слепым. Он спросил меня: „Кто ты?“ Я ответил: „Я — Са’ид ибн Джумхан“. Он спросил: „А что делал твой отец?“ Я ответил: „Его убили азракъиты“. (Тогда) он сказал: „Да проклянет Аллах азракъитов! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам, что они собаки Огня!“»
Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „В последние времена появятся люди (или он сказал: „в этой общине“), которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток (или: „горла“). Их приметы — бритые (головы). Если вы увидите их (или: „Если вы встретите их“), то убивайте их!“» Этот хадис передали Ахмад 3/197, Абу Дауд 4766 и Ибн Маджах 175. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 145, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8054, «Тахридж китабу-с-сунна» 940, 945.
‘Абдуллах ибн ‘Аббас рассказывал, что когда группа хариджитов численностью в шесть тысяч человек откололась от ‘Али ибн Абу Талиба, являвшегося халифом, и поселилась в месте, называемом Харура, люди не переставали приходить к ‘Али, и говорить: «О повелитель правоверных, люди выступили против тебя!» На что он отвечал: «Оставьте их, ибо я не буду с ними воевать до тех пор, пока они сами не начнут, и я думаю, что они скоро это сделают». И когда все было в таком положении, Ибн ‘Аббас пришел к ‘Али после полуденной/зухр/ молитвы и сказал: «Разреши мне, о повелитель правоверных, пойти к этим людям и поговорить с ними». ‘Али сказал: «Я опасаюсь, что они причинят тебе зло». Ибн ‘Аббас сказал: «Я буду проявлять мягкость и не буду оскорблять никого из них!» После этого ‘Али разрешил ему и сказал: “Но не спорь с ними посредством Корана, а спорь с ними посредством Сунны”. Ибн ‘Аббас ответил: “Я знаю Книгу Аллаха лучше них!” ‘Али сказал: «Верно, однако Коран можно истолковать по-разному».
Он пришел к ним после полудня и застал их за обедом. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Придя к ним, я увидел людей, усердней которых я никогда не видел в поклонении. Увидев меня, они сказали: “Приветствуем тебя, о Ибн ‘Аббас. Что привело тебя к нам?” Он сказал: “Я пришел к вам от сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди. Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них! Я передам вам то, что говорят они, и сообщу им о том, что говорите вы”. Некоторые из них стали кричать: “Не разговаривайте с ним!”, тогда встал Ибн аль-Кава, который в это время еще был хариджитом, и обратился к людям, предостерегая их от Ибн ‘Аббаса, со словами: “О последователи Корана! Поистине, если кто-либо и не знает этого Ибн ‘Аббаса, то я знаю его. Это о его народе Аллах сказал: «Они являются людьми препирающимися» (аз-Зухруф, 43:58). Верните его к его хозяину (‘Али), верните его к его хозяину и не отходите от Книги Аллаха!” Другие же сказали: “Говори, мы послушаем тебя”. И тогда Ибн ‘Аббас передал им следующие условия ‘Али: “Вы не будете проливать запретную кровь, не будете совершать разбой на дорогах, и не будете притеснять зиммиев. И если вы совершите, что-либо из этого, то мы пойдём на вас войной!”»
Также Ибн ‘Аббас сказал им: «Мне сообщили, что вы в чем-то упрекаете двоюродного брата посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который к тому же является мужем его дочери. Он был первым, кто уверовал в пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а вы недовольны им?! Неужели это так?!» Они сказали: «Мы очень недовольны им из-за трех вещей». «Каких?» — спросил Ибн ‘Аббас. Они ответили: «Во-первых, он назначил людей судьями в религии Аллаха, тогда как Аллах говорит: “Суд принадлежит только Аллаху” (аль-Ан’ам 6:57).
Во-вторых, когда он воевал с Му’авией и ‘Аишей, то не брал трофеев и пленных. Если они были неверными, то это было дозволено, а если же они были верующими, то не дозволено было ни брать пленных, ни сражаться с ними!
В-третьих, он снял с себя титул повелителя правоверных /амируль-муъминин/, хотя мусульмане присягнули ему и назначили его своим правителем, и если он не повелитель правоверных, то тогда он является повелителем неверных!»
‘Абдуллах сказал: «Есть еще какие-либо вопросы?» Они сказали: «Нет, этого достаточно!»
Ибн ‘Аббас сказал: «Если я опровергну ваши взгляды с помощью Книги Аллаха и Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вы откажетесь от своего мнения?!» «Да», — ответили они.
‘Абдуллах сказал: «По поводу того, что он назначил людей судьями в религии Аллаха, то ведь Всевышний Аллах говорит: “О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу во время паломничества. Но, если кто из вас убьёт её намеренно, в искупление за это он должен принести в жертву животное, подобное тому, которое он убил, по установлению двух справедливых людей среди вас” (аль-Маида, 5:95).
Всевышний Аллах также сказал о разногласиях между мужем и женой: “Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им” (ан-Нисаъ, 4:35).
Заклинаю вас Аллахом! Скажите, а разве суд людей относительно того, что касается людской крови, жизни и их примирения не важнее?!» Они сказали: «Конечно же, важнее».
Ибн ‘Аббас спросил: «Ну как, с первым делом покончено?» «Да, клянёмся Аллахом», — ответили они.
‘Абдуллах продолжил: «Вы сказали, что ‘Али сражался, но не брал ни пленных, ни трофеев, как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Неужели же вы хотели взять наложницей вашу мать ‘Аишу и распоряжаться ею, как распоряжаются невольницами?! Если вы скажете: «Да», то станете неверными. Если же вы скажете, что ‘Аиша не ваша мать, то также впадёте в неверие, ибо Всевышний Аллах, хвала Ему, говорит: “Пророк ближе к верующим, чем они сами к себе, а его жёны – их матери” (аль-Ахзаб, 33:6).
Затем ‘Абдуллах сказал: «Ну что, с этим тоже покончено?» «Да, клянёмся Аллахом», — ответили они.
‘Абдуллах продолжил: «Вы также сказали, что ‘Али отказался от титула повелителя правоверных. Хочу напомнить, что в день худайбийского перемирия, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел в мирном договоре с многобожниками написать: “Мухаммад – посланник Аллаха”, язычники возразили: “Если бы мы верили, что ты посланник Аллаха, то не изгоняли бы тебя и не воевали бы с тобой. Напиши: “Мухаммад ибн ‘Абдуллах”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уступил их требованию, сказав: “Сотри это, о ‘Али, и напиши “Мухаммад сын ‘Абдуллаха”, а Аллах знает, что я посланник Аллаха”».
Ибн ‘Аббас спросил: «Ну как, и с этим покончено?» Они сказали: «Клянёмся Аллахом, да».
Итогом этой дискуссии стало то, что по милости Аллаха мудрые слова Ибн ‘Аббаса, предоставленные хариджитам, послужили неопровержимым доводом, в результате чего две тысячи человек покаялись и опять перешли на сторону ‘Али. Ибн ‘Аббас сказал: «Вернулись из них (хариджитов) две тысячи человек, и были убиты оставшиеся на заблуждении. И убили их мухаджиры и ансары». Ахмад 1/621, ‘Абду-р-Раззакъ 10/157-158. аль-Хаким 2/150-152, ат-Табарани 10/312-314, аль-Байхакъи 8/309, Ибн Са’д 3/231. Все версий данного сообщения являются достоверными.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, я боюсь для вас человека, который читает Коран, и его красота (Корана) отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, и бросается на своего соседа с мечом, обвиняя его в многобожии (ширк)». И Хузайфа спросил: «О пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!» Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет!» аль-Бухари «ат-Тарих» 297, Ибн Хиббан, 81. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Хайсами, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3201.
Хафиз Ибн Раджаб писал: «Первое разногласие в этой общине, было разногласием хариджитов со сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда первые посчитали, что грешные мусульмане становятся неверными. Они назвали их неверными и поступали с ними как с неверными, делая дозволенным их жизнь и имущество. Затем после них появилось разногласие му‘тазилитов, которые стали говорить о среднем положении, заявляя, что грешные мусульмане не относятся ни к неверным, ни к мусульманам. Затем появилось разногласие мурджиитов, заявлявших, что нечестивец мусульманин имеет полноценный иман!» См. «аль-Джами’» 1/114.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Ахлю ас-Сунна уаль-джама’а, а именно обладающие знанием, единогласны в том, что ни один мусульманин не выходит из Ислама за совершение грехов, какими бы великими они ни были!» См. «ат-Тамхид» 16/315.
Имам аль-Асбахани говорил: «Приверженцы Сунны и аль-джама’а не обвиняют друг друга в неверии в отличие от приверженцев нововведений, как хариджиты, рафидиты и къадариты, которые обвиняют друг друга в неверии! Если семеро из них соберутся в одном собрании (маджлис), то они обязательно разойдутся по причине обвинения друг друга в неверии. Они подобны иудеям и христианам, о которых сказал Аллах: „Иудеи сказали: „Христиане не следуют прямым путем“, а христиане сказали: „Иудеи не следуют прямым путем““ (аль-Бакъара 2: 113)». См. «аль-Худджа» 2/255.
Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Асам рассказывал: «Однажды два хариджита совершали обход вокруг Каабы, и один из них сказал другому: „Никто из этих созданий не войдет в Рай кроме меня и тебя!“ Тот спросил: „Ширина Рая равна ширине небес и земли и он создан только для меня и тебя?!“ Он ответил: „Да!“ Тогда тот сказал ему: „Он для тебя“, и отказался от его убеждений». аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-и’тикъад» 2317.
Хафиз Ибн Касир рассказывал, что когда хариджиты взяли в плен сподвижника Пророка ﷺ ‘Абдуллаха ибн Хаббаба вместе с его беременной женой, они спросили его: «Кто ты?» Он ответил: «Я сподвижник посланника Аллаха ﷺ ‘Абдуллах ибн Хаббаб, и вы наводите на меня страх». Они сказали ему: «Не переживай. Расскажи нам то, что ты слышал от своего отца». Он сказал: «Я слышал, как мой отец сказал: „Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил: „Наступит время смут, когда сидящий будет лучше стоящего, а стоящий лучше идущего, а идущий лучше бегущего“». Затем они, связав его, повели вместе с собой. По дороге они встретили свинью, которая принадлежала одному зиммийю*. Один из них ударил ее мечом и рассек ей кожу. Другой же сказал: „Почему ты сделал это?! Она же принадлежит зиммийю!“ Затем он отправился к хозяину свиньи и стал мягко с ним говорить, пока не оставил его довольным. Также, когда один из них взял финик, который упал с дерева, чтобы его съесть, другой сказал ему: „Ты взял это, не спросив разрешения и не заплатив за него!“ Тогда он тотчас же вынул его изо рта. Однако, несмотря на все это, они зарезали ‘Абдуллаха ибн Хаббаба, а его жене, несмотря на ее слова: „Я беременная женщина, неужели вы не устрашитесь Всемогущего Аллаха?“, они отрубили голову и, вспоров живот, выбросили ребенка». См. «аль-Бидая уа-ннихая» 10/583.
* Зиммий – неверный, который проживает на мусульманских территориях и платит джизью (налог). Джизья не взимается с детей, женщин, стариков, нищих, умалишенных и больных. См. “Ахкаму ахли-зимма” 1/43-51, Ибн аль-Къайима.
Имам ас-Саффарини, перечисляя качества хариджитов, сказал: «Из числа этого то, что они не придают значимости крови. Они, да проклянет их Аллах, посчитали дозволенной кровь повелителя правоверных ‘Али ибн Аби Талиба, которого убил ‘Абдур-Рахман ибн Мульджам. Он и другие из их числа заключили договор о том, что нужно убить ‘Али, Му’ауию и ‘Амр ибн аль-‘Аса. Они вынесли решение об их неверии и неверии каждого, кто не был согласен с их страстями. И шариатские тексты передаются многими путями о необходимости сражения с хариджитами». См. «Шарх сулясият Муснад аль-имам Ахмад» 2/390.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Хариджиты — это первые люди, которые стали обвинять в неверии мусульман. Они обвиняли в неверии тех, кто совершал грехи, а также тех, кто не соглашался с их нововведениями, считая жизнь и имущество этих мусульман дозволенными для себя. Таково положение приверженцев нововведений, которые называют неверными всех, кто не соглашается с ними. Что же касается ахлю-Сунна уаль-джама’а, то они следуют только Корану и Сунне, повинуются Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), следуют истине и проявляют милосердие к творениям Аллаха». См. «Маджму’уль-фатауа» 3/279.
Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Хариджиты хуже для мусульман, чем иудеи и христиане. Они проявляют усердие в убийствах мусульман, которые не согласны с ними. Они дозволяют пролитие крови мусульман, захват их имущества, убийства их детей и обвинение их в неверии!» См. «Минхаджу-Ссунна» 5/248.
Пророк ﷺ говорил: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» Муслим 1847.
‘Ади ибн Хатим рассказывал: «Однажды мы спросили: «О посланник Аллаха, мы не спрашиваем тебя о повиновении правителю, который будет богобоязненным, но что нам делать, если он будет делать то-то и то-то?», и они упомянули о несправедливости. Пророк ﷺ сказал: «Бойтесь Аллаха, слушайтесь и повинуйтесь (правителю)». Ибн Абу ‘Асым 2/508. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: «Обладающие знанием единогласны в том, что человек обязан оберегать свои жизнь и имущество, если на это покушаются не по праву. Но вместе с этим все знатоки хадисов считают, что правитель является исключением из этого, на что указывают предания о необходимости терпения несправедливости с его стороны и недопустимости выхода против него!» См. «Фатхуль-Бари» 5/148.
Имам ан-Науауи сказал: «Выход против правителей мусульман и сражение с ними запрещено (харам) по единогласному утверждению мусульман (иджма’), даже если они будут нечестивыми и несправедливыми!» См. «Шарх Сахих Муслим» 12/469.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Из основ вероубеждений ахлю-Сунна уаль-джама’а — недозволенность выхода против правителя и недозволенность сражения во время смуты. А что касается муътазилитов, то они сделали сражение с правителями мусульман основой их религии!» См. «Маджму’уль-фатауа» 28/128.
‘Абдус бин Малик сказал: «Я слышал, как Ахмад говорил: «Тот, кто выступил против кого-либо из правителей мусульман, вокруг которого собрались мусульмане и признали его правление, независимо от того захватил он власть силой или согласием, тот внес раскол в единство мусульман и поступил вопреки словам посланника Аллаха ﷺ. И если этот раскольник умрет на этом, то умрет смертью времен невежества (джахилии). Недозволенно сражаться и выходить против правителя никому из людей, а тот, кто делает это, тот приверженец нововведений (мубтади’), не следующий Сунне и прямому пути!» См. «аль-Масаиль уа ар-расаиль филь-‘акъида ли-имам Ахмад» 2/5.
Имам аль-Барбахари сказал: «Тот, кто выступил против кого-либо из правителей мусульман, тот хариджит, который нарушил единство мусульман и вошел в противоречие хадисам. И смерть его подобна смерти во времена невежества (джахилии!)». См. «Шарху-Ссунна» 76.
‘Укба ибн Уасадж рассказывал: «Мне рассказывали о хариджитах и о том, как они порочат правителей. И однажды, когда я встретил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, я сказал ему: «Ты из числа оставшихся сподвижников посланника Аллаха ﷺ, и Аллах даровал тебе знание. Тут люди в Ираке порочат своих правителей и заявляют во всеуслышание об их заблуждениях, что ты скажешь об этом?» Он ответил: «Это те, на которых проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» Ибн Абу ‘Асым в «ас-Сунна» 933. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Анас рассказывал, что сподвижники посланника Аллаха ﷺ запрещали поносить правителей мусульман, и он (Анас) говорил: «Не поносите ваших правителей, не обманывайте их, и не проявляете к ним ненависти. Бойтесь Аллаха и терпите!» аль-Байхакъи в «аш-Шу’аб» 6/96. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
Абу ад-Дарда говорил: «Поистине, первое проявление лицемерия человека — это ругань в адрес правителя мусульман!» ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 21/287.
Ибн Кусайб аль-‘Адауи рассказывал: «Однажды, когда я был вместе с Абу Бакрой возле минбара Ибн ‘Амира, который читал проповедь в тонкой одежде, Абу Биляль сказал: «Посмотрите на нашего амира, который носит одежду нечестивцев!» И (тогда) Абу Бакра сказал ему: «Замолчи, ибо я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: „Тот, кто будет унижать правителя, того унизит Аллах“». Ахмад 5/42, ат-Тирмизи 2224. Хадис хороший.
Также Му’ауия рассказывал: «Однажды, когда Абу Зарр выехал в местность, под названием «Рабза», его встретила группа людей из Ирака, которые сказали ему: «О Абу Зарр, до нас дошла весть о том, как поступил с тобой правитель. Если хочешь, подними знамя и к тебе примкнет столько людей, сколько ты пожелаешь». На это Абу Зарр сказал: «Успокойтесь, успокойтесь, о мусульмане! Поистине, я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Будут после меня правители, возвеличивайте их. А тот, кто захочет их унизить, проделает дыру в Исламе, и не примется от него покаяние до тех пор, пока он не вернет все на свои места». Ибн Абу ‘Асым в «ас-Сунна» 499. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам аль-Барбахари сказал: «Если ты увидишь человека, который поносит правителя мусульман, то знай что он приверженец своих страстей. А если ты увидишь человека, который просит у Аллаха блага для правителя, то знай что он приверженец Сунны инша-Аллах». См. «Шарху-Ссунна» 113.
Начало этому обычаю положил прародитель хариджитов Зуль-Хууайсара. Однажды, после очередного сражения, когда посланник Аллаха ﷺ делил трофеи между участниками битвы, Зу Хууайсара, будучи недовольным этим разделом, сказал Пророку ﷺ: «Это было сделано неискренне!» Когда этот человек произнес эти слова, Халид ибн Уалид сказал: «О посланник Аллаха, не отрубить ли ему голову?» Пророк ﷺ сказал: «Нет, ибо возможно, что он относится к числу совершающих молитвы». Халид воскликнул: «А сколь много молящихся, на языке у которых совсем не то, что в сердце!» Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, мне не было велено смотреть в сердца людей и рассекать их утробы!» аль-Бухари 4351, Муслим 164.
Усама ибн Зайд рассказывал: «В свое время посланник Аллаха ﷺ отправил нас в поход против рода аль-хурака племени джухайна, и мы напали на них утром возле их колодцев. Я и еще один ансар стали преследовать одного из них, а когда мы приблизились к нему вплотную, он сказал: «Ля иляха илля-Ллах!» Услышав это, тот ансар перестал преследовать его, я же нанес ему удар своим копьем и убил его. Когда мы вернулись обратно в Медину, об этом стало известно Пророку ﷺ, и он спросил меня: «О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал „Ля иляха илля-Ллах“?!» Я сказал: «О посланник Аллаха, но ведь он сказал это для того, чтобы спастись!», — на это Пророк ﷺ сказал: «Разве ты раскрыл его сердце, чтобы узнать, от сердца он говорил это или нет?!» аль-Бухари 4269, 6872, Муслим 273.
Имам аль-Хаттаби сказал: «Слова Пророка ﷺ: „Разве ты раскрыл его сердце“ являются доказательством того, что людей следует оценивать только по внешним делам, а что касается скрытых дел сердца, то это остается только Аллаху». См. «Ма’алим ас-Сунан» 2/234.
Анас ибн Малик рассказывал: «Однажды посланнику Аллаха ﷺ поведали об одном человеке, и он ﷺ сказал: «Я не знаю его». Тогда люди сказали: «О посланник Аллаха, он выглядит так-то и так-то». Пророк ﷺ сказал: «Я не знаю его». И в этот момент, появился человек, о котором они говорили и люди сказали: «Вот он, о посланник Аллаха!» Пророк ﷺ сказал: «Я не знаю его». Подойдя к нам, этот человек поприветствовал нас, и мы ответили на его приветствие, а затем Пророк ﷺ сказал ему: «Призываю в свидетели Аллаха, разве ты сейчас не сказал самому себе в душе, когда приближался к нам, что нет среди людей никого лучше тебя?!» Он ответил: «Клянусь Аллахом, да», после чего зашел в мечеть, чтобы совершить молитву. Пророк ﷺ сказал Абу Бакру: «Пойди и убей его!» Абу Бакр зашел в мечеть и застал его совершающим молитву. Он сказал себе: «Поистине, у молитвы есть почет и величие, спрошу веления посланника Аллаха ﷺ, ведь нам было запрещено бить молящихся!» Когда он вернулся, Пророк ﷺ спросил его: «Ты убил его?» Он ответил: «Нет, я застал его молящимся, ведь у молитвы есть почет и величие, но если ты прикажешь, то я убью его». Пророк ﷺ сказал: «Нет, ты не для этого», после чего Пророк ﷺ сказал: «О ‘Умар, ты убей его!» ‘Умар зашел в мечеть и застал его совершающим земной поклон. Он ждал его долго, а затем сказал себе: «Поистине, у земного поклона есть почет и величие, спрошу веления посланника Аллаха ﷺ, это будет лучше для меня». Когда он вернулся, Пророк ﷺ спросил его: «Ты убил его?» Он ответил: «Нет, я застал его совершающим земной поклон, ведь у земного поклона есть почет и величие, но если ты прикажешь, то я убью его». Пророк ﷺ сказал: «Нет, ты не для этого. Иди, о ‘Али, и убей его. Ты сможешь сделать это, если найдешь его!» ‘Али зашел в мечеть и не нашел его, затем он вернулся к Пророку ﷺ и сообщил ему об этом, и посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы он был сегодня убит, то даже два человека из моей общины никогда бы не разногласили!» Абу Я’ля 6/340, ад-Даракъутни 2/54, Ибн Абу ‘Асым 938. Этот хадис имеет несколько путей передач в связи, с чем хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили его достоверность. См. «Тафсир Ибн Касир» 4/339, «Тахридж аль-Ихъя» 3223, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2495.
Имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари перечисляя признаки одной из хариджитских сект «Байхасия», сказал: «Они говорили: „Если правитель (имам) стал неверным, то неверным становится и весь народ“. Также они говорили: „Эта земля многобожия, а все ее жители многобожники!“ Они не совершали молитву, кроме как позади тех, кого знали лично; убивали мусульман, забирали их имущество, и даже дозволяли убийство детей!» См. «Макъалят аль-ислямиин» 1/194.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Хариджитам присущи два известных качества, которыми они отличаются от общины мусульман и их правителя: первое — это то, что они отошли от Сунны и стали считать плохим то, что на самом деле не является плохим, и хорошим то, что на самом деле не является хорошим. И именно это их качество проявилось в отношении пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда при разделе добычи Зу Хууайсара ат-Тамими сказал ему: „Будь справедлив, ибо поистине, ты несправедлив!“
Второе качество хариджитов и приверженцев нововведений — это то, что они обвиняют в неверии за совершение грехов и на основании этого считают для себя дозволенным посягать на жизнь и имущество мусульман. Также они считают, что земля мусульман — это земля неверных!» См. «Маджму’уль-фатауа» 19/72.
Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты (мухкам), составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными (муташабих). Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: „Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа“. Но поминают назидание только обладающие разумом» Сура «Али ‘Имран», аят 7.
Слова Аллаха: «желая посеять смуту» означают, что они желают тем самым ввести в заблуждение.
Абу Гъалиб рассказывал, что когда Абу Умаму спросили: «Кто те, о ком упоминается в этом аяте?» Он ответил: «Это хариджиты!» Ибн Наср в «ас-Сунна» 55. Иснад хороший.
‘Аиша рассказывала, что однажды посланник Аллаха ﷺ прочитал этот аят и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, о которых поведал Аллах, поэтому остерегайся их!» аль-Бухари 4547.
Абу Рафи’ рассказывал, что когда хариджиты выступили против ‘Али они все время повторяли аят: «Суд принадлежит только Аллаху», «Суд принадлежит только Аллаху»! И ‘Али сказал: «Говорят слова истины, подразумевая ложь!» Муслим 1774.
Абуль-‘Алия говорил: «Я читал мухкам после смерти Пророка ﷺ в течение десяти лет, и Аллах оказал мне две милости. И я не знаю, какая из них лучше: то, что Он повел меня по пути Ислама, или то, что Он не сделал меня хариджитом!» См. «ат-Табакъат аль-кубра» 7/113.
Нафи’ рассказывал: «Ибн ‘Умар считал хариджитов худшими творениями Аллаха, и он говорил: „Хариджиты берут аяты, ниспосланные относительно неверных и применяют их к верующим“». Ибн Уахб. См. «аль-Изтискар» 8/90. Это сообщение также приводит имам аль-Бухари в одной из глав своего «Сахиха», и хафиз Ибн Хаджар назвал иснад данного сообщения достоверным. См. «Фатх аль-Бари» 12/286.
Имам аль-Аджурри, как приводилось это выше, сказал о хариджитах: «Это люди, которые толкуют Коран в соответствии со своими страстями!» См. «аш-Шари’а» 1/21.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: «Впали в заблуждение приверженцы нововведений вроде хариджитов и му’тазилитов, когда стали опираться на внешний смысл слов Корана, как например аят: „А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными“». См. «ат-Тамхид» 16/17.
Имам аль-Джассас сказал: «Хариджиты исказили смысл этих аятов (о суде не на основании ниспосланного Аллахом) и стали обвинять в неверии каждого, кто оставлял суд Аллаха даже без отрицаний!» См. «Ахкамуль-Къуран» 2/534.
Шейхуль-Ислам Абу аль-Музаффар ас-Сам’ани сказал: «Знай, что хариджиты берут в доказательство эти аяты и говорят: „Кто судит не на основании ниспосланного Аллахом, тот неверный“, а ахлю-Сунна не делает такфир за оставление суда Аллаха!» См. «Тафсир ас-Сам’ани» 2/42.
Имам аль-Къуртуби сказал: «Те, кто обвиняет в неверии за грехи, опираются на внешний смысл аята: „А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными“, и так поступают хариджиты, однако нет для них в этом доказательства!» См. «аль-Муфхим» 5/117.
От Анаса сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, появится среди вас народ, который будет настолько усердным в поклонении, что удивит людей и даже самих себя. Но они вылетят из религии так же, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» Абу Я‘ля, 3/107. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 4/519.
Суфьян ас-Саури сказал: «Плачь бывает десяти видов. Девять из них не ради Аллаха и лишь один — ради Него. И если человек плачет ради Аллаха хотя бы один раз в году, то и этого много!» Абу Ну’айм 7/11.
‘Иса ибн Зазан говорил: «Наступят для людей такие времена, когда шайтан будет жить в глазах людей, и будет заставлять плакать того, кого пожелает». Ахмад в «аз-Зухд» 273.
Имам аш-Шатыби сказал: «Всякий приверженец нововведений увеличивает усердие в поклонении. Разве ты не видел монахов, которые отказываются от любого вида наслаждений и усердствуют в поклонении?! Но вместе с тем, эти монахи навечно пребудут в Огне!» См. «аль-И’тисам» 1/165.
Хасан аль-Басри сказал: «У приверженца нововведений не принимается ни пост, ни намаз, ни хадж, ни ‘умра, ни садака, ни джихад». Ибн Батта в «аль-Ибана» 1/125.
‘Али ибн Абу Талиб рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «В последние времена появятся люди молодые в годах и бестолковые в умах, которые станут произносить слова лучшего из созданий (пророка), однако они выйдут из Ислама подобно стреле выпущенной из лука. Вера этих людей не пройдет ниже их глоток, а поэтому, где бы вы их ни встретили, убивайте их, ибо поистине, убивший их в День воскрешения получит за это награду». аль-Бухари 3611; Муслим 1066.
Веление Пророка ﷺ убивать хариджитов относится не к каждому, а к правителям мусульман. Имам аль-Бухари назвал в своем «Сахихе» главу следующим образом: «Об убийстве хариджитов после предоставления им довода», и привел следующий аят: «Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться» Сура «ат-Тауба», аят 115. См. также «‘Умдатуль-къари» 19/369.
Имам ан-Науауи об этом хадисе сказал: «Из этого хадиса извлекаем то, что стойкость и сила знания достигаются с преклонным возрастом». См. «Фатхуль-Бари» 12/300.
Также посланник Аллаха ﷺ сказал о хариджитах: «Они будут читать Коран, полагая, что он за них, тогда как он будет против них!» Муслим 1066.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Первое нововведение, а именно нововведение хариджитов, появилось по причине их неправильного понимания Корана». См. «Маджму’уль-фатауа» 13/30.
Также шейхуль-Ислам о хариджитах сказал: «Они невежды, своим невежеством вошедшие в противоречие Корану и Сунне!» См. «Минхаджу-Ссунна» 3/464.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Наступят в моей общине разногласие и раскол, а затем появятся люди, которые будут произносить красивые слова, но совершать плохие дела». Ахмад 3/224, Абу Дауд 4765. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам аль-Аджурри, как это приводилось выше, говорил: «И даже их открытое побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого не поможет им, поскольку это народ, который толкуют Коран в соответствии со своими страстями!» См. «аш-Шари’а» 1/21.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Коран и Сунна переполнены повелениями совершать джихад и достоинствами этого. Однако необходимо знать, что существует различие между джихадом, узаконенным шариатом, который повелели Аллах и Его посланник ﷺ и между джихадом-бид’а, который ведут приверженцы заблуждений! Они ведут джихад в подчинении шайтану, полагая, что сражаются в подчинении Милостивого. Такой джихад подобен джихаду приверженцев своих страстей и нововведений, вроде хариджитов и им подобных, которые воюют со сторонниками Ислама!» См. «Раду ‘аляль-Ахънаи» 326.
Сообщается от ‘Амра ибн Салямы, что однажды Ибн Мас’уд выразил свое порицанием тем, кто собирался в мечети и, перебирая камешки, совместно по сто раз произносили слова поминания Аллаха. В ответ эти люди сказали ему: «Клянемся Аллахом, о Абу ‘Абдур-Рахман, мы не желали ничего, кроме блага!» Тогда он воскликнул: «Но сколько таких, кто желает блага, но не обретает его!» И ‘Амр ибн Саляма рассказывал: «И мы видели большинство из этих людей сражавшимися на стороне хариджитов в день битвы при Нахрауане». ад-Дарими 1/68, ат-Табарани 8628. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Сказал имам аль-Барбахари: «Остерегайтесь малых нововведений в делах, ибо поистине, малое нововведение растет, пока не станет большим! Ведь каждое нововведение, внесенное в эту общину, в начале своем было маленьким и похожим на истину, и был обольщен тот, кто вошел в это нововведение, после чего не смог выйти из него. И это нововведение стало большим, и превратилось в религию, которую стали исповедовать». См. «Шарху-Ссунна» 61.
Когда Ибн ‘Аббас пришел для проведения переговоров с хариджитами, отколовшимися от войска ‘Али, некоторые из них стали выкрикивать: «Не разговаривайте с ним!», и тогда встал Ибн аль-Каууа, который на тот момент еще был хариджитом, и обратился к людям, предостерегая их от Ибн ‘Аббаса, со словами: «О последователи Корана! Поистине, если кто-либо из вас и не знает этого Ибн ‘Аббаса, то я знаю его, это о его народе Аллах сказал: „Они являются людьми препирающимися“ (аз-Зухруф 43: 58). Пусть возвращается к своему хозяину (‘Али), пусть возвращается к своему хозяину, вы же не отходите от Книги Аллаха!» Ахмад 1/621, аль-Хаким 2/150-152, аль-Байхакъи 8/309. Иснад достоверный.
Ахмад ибн Синан говорил: «Нет в этом мире приверженца нововведений, которому не были бы ненавистны знатоки хадисов». См. «Китабуль-имара» 1472.
Имам ас-Саффарини сказал: «Поистине, заслуги ученых известны и их достоинства велики, тот же, кто пытается умалить их достоинства, является самым низким и подлым из людей, а тот, кто ненавидит их, тот из партии Иблиса». См. «Ляухуль-ануар» 2/355.
От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не относится к моей общине тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, а также не отдает должное тем, кто обладает знанием». Ахмад, аль-Хаким, ат-Табарани. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Сахихуль-джами’» 5443.
Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустури говорил: «Люди не перестанут находиться в благополучии, пока будут возвышать правителей мусульман и ученых, и если они будут чтить их, то Аллах приведет в порядок их мирскую жизнь и жизнь будущую, а если они пренебрегут ими, то погубят свою мирскую жизнь и жизнь будущую». См. «Тафсируль-кубра» 5/260.
Когда Ибн ‘Аббас по повелению ‘Али, прибыл для переговоров с хариджитами, первыми словами, которые он сказал им были: «Я пришел к вам от сподвижников Пророка ﷺ — мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!» Ахмад 1/621, аль-Хаким 2/150-152, аль-Байхакъи 8/309. Иснад достоверный.
В этих словах Ибн ‘Аббаса указание на важность понимания религии именно таким образом, каким понимали ее сподвижники Пророка ﷺ.
Хафиз Ибн Раджаб писал: «Что касается приверженцев нововведений и заблуждений, то они пытаются уподобиться ученым, но они не из их числа. Раскрывать их невежество и выявлять их заблуждения — дозволено, дабы тем самым предостеречь от следования им». См. «Фарк байна ан-насыха уа ат-та’йир» 33.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Наступят в моей общине разногласие и раскол, а затем появятся люди, которые будут произносить красивые слова, но совершать плохие дела. Они будут читать Коран, однако он не пройдет ниже их глоток. Они вылетят из религии подобно стреле вылетающей из пробитой мишени и не вернутся. Они наихудшие из творений, и Туба (Рай) тому, кто будет их убивать, или кого убьют они. Они будут призывать к Книге Аллаха, тогда как сами не будут иметь к ней отношения. И тот, кто будет их убивать, будет ближе к Аллаху, чем они!» Его спросили: «О посланник Аллаха, а каков их признак?» Он сказал: «Бритье головы». Ахмад 3/224, Абу Дауд 4765. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам ан-Науауи сказал: «Под словом „ат-тахаллюкъ“ подразумевается бритые головы. По этой причине некоторые ученые считали нежелательным бритье головы, однако в этом хадисе нет указания на это. Это является всего лишь их признаком, а признаки могут быть как дозволенными, так и запретными». См. «Шарх Сахих Муслим» 7/167.
Но все же не следует без причины брить голову, чтобы не уподобляться хариджитам, тем более, что сам Пророк ﷺ выделил их этим качеством. Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них». Абу Дауд 4031, Ахмад 2/50 и др. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, Ибн Таймия, Ибн Хаджар, аль-‘Иракъи, аль-Альбани.
Имам ас-Сан’ани сказал: «Этот хадис указывает на то, уподобляющийся нечестивцам, или же неверным, или же приверженцам нововведений, будь это уподобление им в одеянии, в обуви, внешности, является из них». См. «Субулю-Ссалям» 4/192.
Имам Ибн Муфлих сказал: «Порицаемо для мужчин брить свою голову без нужды, на что есть указание. И когда аль-Марузи спросили: „Ты порицаешь бритье головы?“ Он сказал: „Сильным порицанием!“ Затем сказал: „Му’аммар это порицал и я порицаю!“» См. «аль-Адаб аш-шар’ия» 3/332.
Имам Исхакъ ибн Рахауейх говорил: «Пусть никто не бреет на лысо голову за пределами Мекки, кроме как по причине, поскольку это является уподоблением хариджитам!» аль-Маруази в «аль-Масаиль» 1501.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя говорил: «Приверженцы нововведений не могут устоять на одном мнении, поскольку ими овладевают сомнения. Таково неизбежное установление Аллаха относительно тех, кто отвернулся от Корана и Сунны!» См. «Маджму’уль-фатауа» 4/157.
Ибрахим ан-Наха’и сказал: «Саляфы говорили, что изменение мнений в религии происходит по причине сомнений сердца». Ибн Батта в «аль-Ибана» 575.
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто убьет неверного, находящегося в договоре, тот не ощутит благоухания Рая, хотя аромат его будет ощущаться на расстоянии сорока лет». аль-Бухари 2995.
Хафиз Ибн Хаджар писал: «В хадисе речь идет о неверном, который заключил мирный договор с мусульманами, будь это выплата джизьи, перемирие с правителем или же гарантия безопасности от мусульманина». См. «Фатхуль-Бари» 12/259.
Пророк ﷺ сказал: «Кровь всех мусульман одинаково ценна, а гарантия безопасности, которую предоставил самый невлиятельный из них, должна соблюдаться всеми». Абу Дауд 2751, Ибн Маджах 2685, Ибн аль-Мунзир 11/151. Хадис достоверный, о чем сказал шейх аль-Альбани.
Имам аш-Шахристани сказал: «Хариджиты дозволяли кровь и имущество неверных, которые состояли в мирном договоре или платили джизию. А также считали обязательным отречение от тех, кто этого не дозволял!» См. «аль-Милялю уа-ннихаль» 1/118.
Имам Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: «Кровь необходимо беречь, и основой в отношении ее является то, что она неприкосновенна, кроме как в тех случаях, когда шариат делает ее дозволенной!» См. «аль-Муфхим» 5/27.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Поистине, мусульманам первое время до хиджры было запрещено воевать, и убийство неверного в то время было запретным, и это было убийство души не по праву… В своей основе кровь сына Адама является запретной и недозволенной, кроме как по праву. И кровь неверных в начале Ислама была запретной, как оно и есть в своей основе, подобно крови того копта, которого убил Муса (мир ему), и крови неверного, до которого не дошел призыв в наши дни. И послужило Мусе его убийство грехом и в мире этом и в мире ином, несмотря на то, что он убил этого человека отчасти неумышленно!» См. «ас-Саримуль-маслюль» 2/210.
Шейх Ибн ‘Усаймин после взрыва, совершенного в Саудовской Аравии, сказал: «Нет сомнения в том, что таким делом не может быть доволен любой, кто обладает разумом, тем более верующий, поскольку это противоречит Корану и Сунне. В этом вред для Ислама как изнутри, так и снаружи. Это великое преступление, однако, не преуспеют несправедливые. Скоро инша-Аллах получат они свое воздаяние сполна. Для студентов, требующих знание, является обязательным разъяснять людям, что этот путь — скверный путь, путь хариджитов, которые сделали дозволенным пролитие крови мусульман». См. «Фатауа аш-шар‘ия фи кадая аль-‘асрия» 47.
Шейх Салих ас-Сухайми сказал: «Группа, которая называет себя «аль-джихад», однако не имеющая к джихаду никакого отношения — это хариджиты нашего столетия! Хариджиты появились во времена, когда были ими убиты ‘Усман и ‘Али, и будут вплоть до появления Дадджаля, как сообщил об этом Пророк ﷺ. Они оставляют поклоняющихся идолам и убивают мусульман. Они читают Коран, но ниже их глоток он не опускается. Пророк ﷺ назвал их «собаками Огня». Они убивают мусульман в исламских странах, считая эти страны землей неверных! Своими действиями они спровоцировали агрессию неверных в отношении Ислама и мусульман и позволили завладеть им некоторыми мусульманскими городами. Аллах знает, кто стоит за всем этим, сионисты, масоны или кто-либо другой, руководят ли они всем этим напрямую или нет. Для каждого мусульманина по мере своих возможностей является обязательным раскрывать и выявлять их заблуждения, чтобы их нечестие не распространялось. И не дозволено покрывать кого-либо из них, ибо это помощь в грехе и вражде, о чем сказал Всевышний Аллах: «И помогайте друг другу в делах благочестия и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде!» Что же касается того, кто скрывает их, или защищает, или совершает их поступки, тот является пособником и соучастником в их деле, в деле убийства невинных душ из числа мусульман и неверных, состоящими в мирном договоре. И такой человек попадает под проклятие Аллаха, как сказал об этом Пророк ﷺ: «Проклял Аллах того, кто сам совершит ересь или укроет еретика» аль-Бухари 4/73, Муслим 1371. См. «аль-Ирхаб асбабуху уа ‘иляджуху» 7.
Спросили шейха Ибн База: «Что вы можете сказать относительно группировки „Джама’ат аль-джихад“ и сотрудничестве с ними?» Шейх ответил: «Мы не должны сотрудничать с ними, и их даже не следует приветствовать. Они должны быть игнорированы, и людей следует предостерегать от их зла, поскольку они — смута и вред для мусульман, и они братья шайтана!» См. «Кайфа ну’алиджу уаки’ана» 108-109.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «В эти дни появились люди, которые выносят фатауа об обязательности джихада, и они говорят, что у джихада нет таких условий как правитель и знамя. Что вы скажите об этом?» Шейх ответил: «Это мнение хариджитов! Что же касается приверженцев Сунны, то они говорят: „Необходимы знамя и правитель!“ Это есть манхадж мусульман со времен Пророка ﷺ. А призывы к тому, что не нужны ни знамя, ни правитель, и каждый делает, что пожелает и следует своим страстям, это мнение хариджитов!» См. «аль-Джихад уа дауабитух аш-шар’ия» 45.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Есть ли в наше время люди, которые имеют убеждения хариджитов?» Шейх ответил: «Свят Аллах, конечно есть! А разве обвинение в неверии мусульман, а еще хуже этого — их убийства и притеснение, не являются мазхабом хариджитов?! Их мазхаб вращается около трех вещей: обвинение в неверии мусульман; выход из подчинения правителя мусульман; дозволение пролития крови мусульман. Это мазхаб хариджитов. Если человек имеет указанные убеждения, то он становится хариджитом, даже если не будет говорить вслух об этом, и не будет делать ничего из этого». См. «Сыфат аль-хауаридж» 11.
Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Эта группа (совершающая теракты), которая вышла против мусульман, является последствием отдаления от ученых и от правителей мусульман, и это кафиры и лицемеры внесли им в голову подобные идеи, после чего они стали отклонением в сообществе мусульман! Это без сомнения хариджиты, и их поступки — это поступки хариджитов! Более того, их поступки хуже, чем поступки хариджитов, и это больше похоже на поступки карамитов (секта батынитов), поскольку именно деяния карамитов основаны на тайных операциях, и поступки эти людей так же тайные. Однако деяния хариджитов не были тайными, так как они все делали открыто, поэтому такие люди (совершающие теракты) — хуже хариджитов!» Сл. «Маукыф аль-муслим мин аль-фитан».
Шейх Салих аль-Фаузан говорил: «…и Бин Ладен, также оказавшийся неблагодарным, отошел от пути людей Сунны и встал на дорогу хариджизма, и начал сеять смуту и беспорядки на земле, но ваш Господь поджидает его и ему подобных». См. аль-Аджвибатуль-Муфида шейха Салиха аль-Фаузана стр.50, № 73.
«Терроризм подвергает интересы исламской общины величайшим опасностям, и кто заявляет, что это — джихад, тот — заблудший невежда. Эта (деятельность) не имеет отношения к джихаду на пути Аллаха, и ислам непричастен к этой заблудшей, отклонившейся идеологии, которая навлекла на некоторые страны пролитие крови, подрывы жилых домов, средств передвижения, объектов инфраструктуры и личной собственности. Это — распространение порчи и преступная деятельность в чистом виде, что отвергает шариат и человеческое естество (фитра), как об этом свидетельствует общий смысл слов Всевышнего: «Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия. Когда ему говорят: „Побойся Аллаха!“ — гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!» Сура «аль-Бакара», аяты 204-206.
И что касается террористических актов, которые совершают определенные группировки вроде ИГИШ, Аль-Каиды, «Отрядов ахль аль-хакк», «Хизб-Аллах», хусийитов; или тех террористических преступлений, которые осуществляет оккупационный израильский режим; или преступлений, совершаемых некоторыми группировками и сектами, относящими себя к Исламу, — то все они запретны и являются преступлением, исходя из того, что они являются запретным нарушением неприкосновенности, о которой невозможно не знать: нарушением неприкосновенности невиновных людей, нарушением неприкосновенности чужого имущества, нарушением безопасности, стабильности и разрушением жизни мирных граждан, не имевших до этого тревог относительно продовольствия и своих жилищ. Сюда же относится посягательство на общественные блага, без которых люди не могут обойтись в своей жизни. Как же велико и отвратительно преступление того, кто покушается на запреты Аллаха, притесняет Его рабов, запугивает мусульман и их постояльцев. Горе же ему от наказания Аллаха и Его кары, и от мольбы (против него), охватившей его со всех сторон. Мы просим Аллаха, чтобы Он раскрыл то, за чем он скрывается, и разоблачил его.
В свете вышеизложенного Комитет больших ученых постановил:
Во-первых: описанный выше терроризм — это порочное преступление, несправедливость и агрессия, которую отвергает шариат и человеческое естество во всех его видах и формах. Причастный к нему заслуживает удерживающего и препятствующего наказания, в соответствии с ясными текстами Исламского шариата и необходимостью сохранения их действительной силы, а так же в соответствии с запретом выхода против правителя. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Кто вышел из подчинения (правителю), откололся от единого (вокруг правителя) общества и умер, тот умер смертью доисламского невежества (джахилии). Кто сражался под неясным знаменем, злясь (на других) из-за своего слепой фанатичной приверженности, призывая к слепому фанатизму, или помогая слепому фанатизму, и был убит, то его смерть — смерть доисламского невежества. Кто вышел против моей общины, нанося удары праведному из нее и нечестивому, не воздерживаясь от верующего и не соблюдая договор с тем, с кем он был заключен, тот не имеет отношения ко мне, и я не имею отношения к нему». Это передал Муслим.
Относительно представителей исламской молодежи: им надлежит проявлять рассудительность и благоразумие в поступках и не поддаваться на негодные призывы и лозунги, которые поднимаются для разделения исламской общины и вовлечения ее в пороки и разложение. Они, в действительности, не имеют отношения к религии, а являются подтасовкой невежд, которые преследуют в этом свои интересы. В шариатских текстах содержатся указания о наказаниях для тех, кто занимается подобными делами, так же содержатся указания об обязательности препятствования и удерживания от совершения подобных поступков. И что касается частных постановлений об этом, то они выносятся судом.
Во-вторых: на основании упомянутого ранее Комитет поддерживает то, что осуществляет Государство (КСА) — да возвеличит ее Аллах посредством ислама — по выслеживанию и разоблачению тех, кто относится к террористическим и преступным группировкам, вроде ИГИШ, Аль-Каида, хусейитов, и той, что называется «Хизб-Аллах», а так же тех, кто находится под внешним политическим покровительством, — осуществляют это для охраны страны и рабов (Аллаха) от их зла, устранения смуты и защиты их чести. И на всех лежит обязанность взаимного сотрудничества в расправе над этим опасным явлением, потому что это относится к взаимопомощи в благочестии и богобоязненности, которого повелел нам придерживаться Всевышний Аллах в Его словах: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» Сура «аль-Маида», аят 2.
И Комитет предостерегает от сокрытия или предоставления укрытия таким людям, ведь это — один из великих грехов и относится к общему смыслу слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Аллах проклял того, кто предоставил убежище преступнику». Привели этот хадис Аль-Бухари и Муслим.
«Преступник» в этом хадисе — это тот, кто распространяет нечестие и порчу на земле. И если такая суровая угроза обращена к тому, кто предоставил им укрытие, то каково же тогда положение того, кто оказывал им помощь или поддержал их действия».
Далее в постановлении Комитета говорится:
«В-четвертых: … А кто выпустил фатвы или высказал мнения, дозволяющие терроризм, каким бы способом это бы ни было сделано, то правителю надлежит отдать такого под суд, чтобы было применено к нему то, что требуется шариатом, воплощая посредством этого искреннее отношение к исламской общине, соблюдая вверенную ответственность и защищая религию.
А на том, кому Аллах даровал знания, лежит обязанность предостережения от несостоятельных утверждений, разъяснения их негодности и разоблачения их ложности. И не является скрытым то, что это дело — одна из самых важных обязанностей, и она есть проявление искреннего отношения к Аллаху, Его писанию, Его посланнику, имамам мусульман и исламскому обществу».
Так же в постановлении сказано:
«В-шестых: … На основании этого Комитет больших ученых подтверждает запретность отправления в области противостояния, борьбы и смут, и подтверждает, что это является оставлением обязанности по соблюдению присяги правителю мусульман. Комитет предостерегает совершившего это от последствий его поступка и от того, что он может попасть в такое положение, конец которого не будет похвальным.
Государству (КСА) надлежит наказывать побуждающих к отправлению к области противостояния, борьбы и смут, они являются призывающими к заблуждению и разделению, побуждающими к ослушанию правителей мусульман и выходу против них, а это — один из великих грехов. Говорит пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Будет то-то и то-то, и кто пожелает внести раскол в дело этой общины, когда она едина, того ударьте мечом, кем бы он ни был». Хадис привел Муслим.
В этом хадисе содержится предостережение для призывающих к заблуждению, разделению и смуте, и для тех, кто последовал за ними. Предостережение от упрямства в заблуждении, за которое полагается наказание как в этой жизни, так и в последней.
Комитет больших ученых, выпуская данное разъяснение, делает всем наставление крепко держаться за эту истинную религию, следуя по прямому пути, который выстроен на Коране и Сунне, согласно пониманию праведных предшественников и тех, кто последовал за ними наилучшим образом. И напоминает об обязанности воспитания подрастающего поколения и молодежи на этом истинном манхадже (методологии) и прямом пути, чтобы они с помощью Аллаха оказались в безопасности от распространяющих порчу течений и от влияния призывающих к заблуждениям, смутам и разделению. Чтобы даровал Аллах посредством них пользу исламской общине, и чтобы они стали обладателями знания, наследниками пророков и добродетельными, праведными приверженцами верного руководства. Комитет подтверждает обязательность сплочения вокруг руководителей этой страны (КСА) и ее ученых, тем более в подобные этим времена — времена смут. Так же Комитет предостерегает всех — и правителей и подчиненных — от грехов, ослушания Аллаха и попустительства по отношению к велениям Аллаха».
Глава Комитета больших ученых: ’Абдуль-’Азиз ибн ’Абдуллах ибн Мухаммад Али Аш-Шейх. Члены: Салих ибн Мухаммад Аль-Люхейдан, д. Салих ибн Фаузан Аль-Фаузан и другие.