Кадариты, кадаризм (араб. قدرية — течение отстаивающее свободу воли человека) — секта, основателем которой был Ма’бад аль-Джухани. К заблуждениям этой секты относятся их утверждения о том, что предопределения не существует, люди сами создают свои деяния, и Аллах узнает о них, только после их свершения. Среди них были и такие, кто утверждал, что хоть Аллах и знает наперед о всех деяниях Своих творений, происходят они без Его воли и влияния. См. «аль-Миляль уа ан-нихаль» 1/41, «аль-Фаркъ байналь-фиракъ» 24.
«Они получили такое название, потому что приписывают рабам способность /кудра/ творить собственные поступки самостоятельно, независимо от Всевышнего Аллаха, и отрицают то, что все происходит согласно Его решению и предопределению. Несмотря на свое заблуждение, они называют кадаритами своих оппонентов, следующих прямым путем. Они говорят: “Вы сами кадариты, потому что считаете, что все происходит согласно предопределению Аллаха, и вы больше заслуживаете называться так”» См. Джами‘ аль-усул 10/128.
Ан-Навави в комментариях к «Сахиху» имама Муслима писал: «Некоторые кадариты заявили: „Не нас, а вас надо называть кадаритами, потому что вы признаете предопределение“. Ибн Кутайба и имам (имеется в виду имам аль-Джувейни) сказали: „Это обман и бесстыдная ложь, потому что приверженцы истины связывают все происходящее с Пречистым и Всевышним Аллахом, верят в предопределение и считают поступки сотворенными Им, тогда как эти невежды считают, что они сами создают свои поступки. Те, которые приписывают себе какое-либо качество и претендуют на него, больше заслуживают быть названными по его имени, чем те, кто приписывает данное качество другим и не признает его за собой“» См. Шарх Сахих Муслим 1/154.
Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Две категории людей из моей общины не будут подпущены к моему водоему: къадариты и мурджииты». Этот хадис передали аль-‘Укъайли в «Ду’афаъ» (стр. 156), ат-Табари в «ат-Тахзиб» (2/180/1472), Ибн Абу ‘Асым в «ас-Сунна» (949), аль-Лялякаи в «Шарх-ус-Сунна» (4/142/1157) со слов Абу Лейля аль-Ансари.
Ат-Табарани в «аль-Аусат» (4/281) передал со слов Анаса о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Две категории людей из моей общины не будут подпущены к моему водоему и не войдут в рай: къадариты и мурджииты».
В другой версии сказано: «Къадариты и мурджииты – огнепоклонники (маджусы)[1] этой общины! Если они заболеют – не навещайте их, а если они умрут – не присутствуйте на их (похоронах)».
Аль-Хайсами (7/207) сказал: «Его передал ат-Табарани в “аль-Аусат” и его передатчики те, от которых приводятся хадисы в “Сахихе”, кроме Харуна ибн Мусы аль-Фарви, а он заслуживающий доверия». Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2748.
Этот хадис передается от Анаса и от Абу Лейли аль-Ансари через разные иснады. Хадис от Анаса шейх аль-Альбани назвал слабым в «Да’иф аль-джами’» № 3497. А хадис от Абу Лейли он назвал слабым в «Зыляль аль-джанна» № 949. Но затем в «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 2748 он назвал этот хадис хорошим, усилив его подтверждающими свидетельствами. Он в «ас-Сахиха» (6/565) сказал: «И после того как, иснад этого хадиса от Анаса был проверен и стало ясным, что его иснад является сильным, его необходимо поместить в эту серию «ас-Сахиха», и перенести его из «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир», который там отнесён к числу слабых хадисов под №3785. Уа Ллаху а’лям.
[1] Причина наречения этого течения зороастрийцами нашей общины кроется в «сходстве их учения с зороастризмом, в котором признается два начала: свет и тьма. Зороастрийцы полагают, что добро сотворено светом, а зло — тьмой. Фактически, они являются дуалистами. Точно так же кадариты приписывают добро Аллаху, а зло — кому-то другому, хотя Пречистый и Всевышний Аллах сотворил и добро, и зло. И то, и другое происходит по Его воле. Он творит и создает добро и зло, а Его рабы совершают и приобретают это» Эти слова принадлежат аль-Хаттаби. См.: Шарх Сахих Муслим 1/154; Джами‘ аль-усул
10/128.
«Однажды один человек пришел к Абу Ханифе, чтобы затеять с ним спор о предопределении. Тогда Абу Ханифа сказал ему: «Разве ты не знаешь, что тот, кто пытается постичь предопределение, подобен смотрящему на солнечные пятна. И чем больше он смотрит, тем больше приходит в смятение» См.«Калаид Укуд аль-Акйан» (каф –77–ба).
Абу Ханифа сказал: «Всевышний Аллах обладал извечным знанием о вещах еще до того, как они появились» См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302-303.
Абу Ханифа сказал: «Всевышний Аллах знает о несуществующем, которое в небытии и не существовало, и Он знает о том, каким бы оно было, если бы оно существовало. Всевышний Аллах также знает о существующем, которое в бытии существует, и Он знает о том, каков будет конец существующего». См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302-303.
Абу Ханифа сказал: «Его предопределение в Хранимой Скрижали (аль-Ляух аль-Махфуз)». См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.
Абу Ханифа сказал: «Мы утверждаем, что Всевышний Аллах приказал перу писать. Перо спросило: «Что мне писать, о, Господь?» Всевышний Аллах сказал: «Пиши все, что будет до Дня Воскресения!», – о чем говорится в следующих словах Всевышнего: “Все, что они совершили, есть в книгах деяний. Все малое и великое уже начертано” Сура «аль-Камар», аяты 52-53» См. «Китаб аль-Васыййа» с комментариями, стр.21.
Абу Ханифа сказал: «Ничто не происходит ни в этом мире (дунья), ни в будущей жизни (ахират), иначе как по Его воле» См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.
Абу Ханифа сказал: «Аллах создал все сущее из ничего». См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.
Абу Ханифа сказал: «Аллах являлся Создателем (Халик) и до того, как стал создавать». См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.304.
Абу Ханифа сказал: «Мы утверждаем, что раб со своими действиями, утверждениями и знанием сотворен. А поскольку совершающий действия является сотворенным, то его действия тем более сотворены». См. «Китаб аль-Васыййа» с комментариями, стр.14.
Абу Ханифа сказал: «Все действия рабов, будь то движение либо покой, совершаются ими самими, а Всевышний Аллах является их Создателем. Все эти действия происходят по воле Аллаха, Его знанию, Его предустановлению (када) и Его творению (кадар)». См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.303.
Абу Ханифа сказал: «Все действия рабов, будь то движение либо покой, совершаются ими в действительности, а Всевышний Аллах создал их. Все эти действия происходят по воле Аллаха, Его знанию, Его предустановлению (када) и Его творению (кадар). Все действия, заключающие в себе повиновение (Аллаху), обязательны из-за веления Всевышнего Аллаха (их совершать), Его любви (к таким действиям), Его довольства (ими), Его Знания (о них), Его воли, Его предустановления и Его творения. А все грехи (происходят) по Его Знанию, Его предустановлению, Его творению и Его воле, однако не из-за Его любви (к грехам), Его довольства (ими) и Его веления (совершать их)». См. Там же, стр.302.
Абу Ханифа сказал: «Всевышний Аллах создал творения, которые были свободны от неверия (куфр) и веры (иман)[1]. Затем, обратившись к ним, Он установил для них веления и запреты. Неверующим стал тот, кто впал в неверие посредством своих действий, своего непризнания и упорного отрицания истины, лишившись помощи Всевышнего Аллаха. Уверовал же тот, кто стал верующим посредством своих действий, своего утверждения (языком символа веры – шахады) и своего убеждения (сердцем) благодаря содействию Всевышнего Аллаха и Его помощи». См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302-303.
Абу Ханифа сказал: «Аллах извлек потомство Адама из его чресел в виде пылинок. Он сделал их разумными, после чего обратился к ним, велев им уверовать, и запретив им впадать в неверие, и они признали Его Господство. С их стороны, это явилось верой (иман), и люди рождаются в этом врожденном состоянии единобожия (фитра). Тот, кто стал неверующим, впал в неверие после этого (договора с Аллахом), сменив и изменив свою фитру. Тот же, кто уверовал и подтвердил (свою веру), стоит на твердой основе и продолжает пребывать (в состоянии фитры). См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.
Абу Ханифа сказал: «Он – Тот, Кто сначала предопределил, а затем сотворил все сущее. Ни в этом мире, ни в будущем нет ничего, что выходило бы за пределы Его воли, Его Знания, Его предустановления, Его творения и Его записи в Хранимой Скрижали». См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.
Абу Ханифа сказал: «Он не принудил ни одно из Своих творений ни к неверию (куфр), ни к вере (иман). Наоборот, Он создал их действующими лицами, и вера вместе с неверием являются деяниями самих рабов. Всевышний знает, что тот, кто впадает в неверие, будучи в состоянии неверия, является неверующим. Но если такой человек после этого уверовал, и Аллах Своим Знанием признает его верующим, то Он возлюбит его, что никоим образом не изменит Знание Аллаха». См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.303.
Абу Ну’айм передал, что Ибн Вахб сказал: «Я слышал, как Малик спросил одного человека: «Это ты мне вчера задал вопрос о предопределении?» Тот ответил: «Да». Тогда Малик сказал: «Поистине, Всевышний Аллах говорит: “Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми – всеми вместе!»” Сура «ас-Саджда», аят 13. И, несомненно, что все произойдет так, как сказал Всевышний Аллах». См. «аль-Хилья» (6/326).
Кади ’Ийад сказал: «Когда у Малика спросили, кто такие кадариты, он ответил: «Это те, кто говорит, что грехи не были сотворены». В другой раз, когда у него спросили о кадаритах, он ответил: «Это те, кто говорят, что способность (совершать действия) принадлежит только им: если они пожелают, то повинуются (Аллаху), а если пожелают, то совершают грехи». См. «Тартиб аль-Мадарик» (2/48). См. также «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (2/701).
Ибн Аби ’Асым передал, что Са’ид бин ’Абдуль-Джаббар сказал: «Я слышал, как Малик бин Анас говорил: «Мое мнение о кадаритах таково: их следует привести к покаянию. Если же они не раскаются, то их следует убить». См. «ас-Сунна» (1/87-88) Ибн Аби ’Асыма. Это предание также приведено в «аль-Хилья» (6/326).
Ибн ’Абдуль-Барр передал: «Малик сказал: «Я не видел более глупых, безрассудных и легкомысленных людей, чем кадариты». См. «аль-Интика», стр. 34.
Ибн Аби ’Асым передал, что Марван бин Мухаммад ат-Татари сказал: «Я слышал, как Малика бин Анаса спросили о том, можно ли выдавать замуж за кадарита? (В ответ) он прочитал: “Верующий невольник лучше язычника” (Сура «аль-Бакара», аят 221)…» См. «ас-Сунна» (1/88) Ибн Аби ’Асыма; «аль-Хилья» (6/326).
Кади ’Ийад сказал: «Малик сказал: “Нельзя принимать свидетельство кадарита, который призывает [призывает к своей ереси — бид’а], а также хариджита и рафидита”». См. «Тартиб аль-Мадарик» (2/47).
Кади ’Ийад сказал: «Однажды имама Малика спросили: «Следует ли отвергать слова кадаритов?» Он ответил: «Да, если такой человек известен своими кадаритскими воззрениями». В другой версии этого предания сообщается, что имам Малик сказал: «Не следует совершать намаз за ними и не следует принимать от них хадисы. А если вы застанете их на пограничных землях, то изгоните их оттуда». См. «Тартиб аль-Мадарик» (2/47).
Аль-Байхаки передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Когда аш-Шафи’и спросили о предопределении, он ответил:
Свершилось то, что Ты пожелал, хотя я того не желал,
И не свершилось то, что Ты не желал, хотя я того и желал.
Ты создал рабов, зная о них,
И молодых, и пожилых.
Одного Ты милостью осенил, другого поддержки лишил;
Одному Ты помог, другого оставил.
Одни из них — несчастны, другие — счастливы,
Одни из них — безобразны, другие — красивы»
См. «Манакиб аш-Шафи’и» (1/412- 413); «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (2/702).
В «Манакиб аш-Шафи’и» аль-Байхаки привел следующие слова аш-Шафи’и: «Поистине, желание (машиа) рабов зависит от Всевышнего Аллаха, и они не пожелают, если не пожелает Аллах, Господь миров. Поистине, люди не создали свои действия, ибо действия являются одним из творений Всевышнего Аллаха, которыми Он наделил рабов. Поистине, предопределение, как хорошее, так и нехорошее, исходит от Великого и Всемогущего Аллаха. Воистину, мучения в могиле (’азаб аль-кабр) – истина, вопросы (муса’аля), задаваемые человеку в могиле, – истина, воскресение из могил (ба’с) – истина, расчет (хисаб) – истина, Рай и Ад – истина, равно как и все иное, что пришло из Сунны (– истина )» См. «Манакиб аш-Шафи’и» (1/415).
Аль-Лалакаи передал от аль-Музани, что аш-Шафи’и сказал: «Знаешь ли ты, кто такой кадарит? Это тот, кто говорит, что Аллах не создал деяние, пока оно не свершится». См. «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джама’а» (2/701).
Аль-Байхаки привел следующие слова аш-Шафи’и: «К кадаритам, о которых посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал, что “они – огнепоклонники (маджус) этой общины”, относятся те, кто говорит, что Аллах не знает о грехах, пока они не произойдут». См. «Манакиб аш-Шафи’и» (1/413).
Аль-Байхакы передал от ар-Раби’ бин Сулеймана, что «имам аш-Шафи’и считал нежелательным совершение намаза за (имамом, который является) кадаритом». См. «Манакиб аш-Шафи’и» (1/413).
Ибн аль-Джаузи привел в «аль-Манакиб» письмо Ахмада бин Ханбала, адресованное Мусаддаду, в котором, в частности, было написано: «И верить, что предопределение: как хорошее, так и нехорошее, как сладкое, так и горькое, – (исходит) от Аллаха». См. «Манакиб аль-Имам Ахмад», стр. 169, 172.
Аль-Халлал передал, что Абу Бакр аль-Марвази сказал: «Абу Абдуллаху задали вопрос (о предопределении), и тогда он спросил: «Хорошее и нехорошее было предопределено для рабов?». Ему сказали: «Хорошее и нехорошее сотворил Аллах». Он ответил: «Вот именно, Аллах это предопределил»». См. «ас-Сунна» аль-Халлала (каф 85).
В книге «ас-Сунна» имама Ахмада приведены следующие его слова: «Предопределение: как хорошее, так и нехорошее, как малое, так и многое, как явное, так и скрытое, как сладкое, так и горькое, как любимое, так и нелюбимое, как доброе, так и злое, как первое, так и последнее, – (исходит) от Аллаха. Он предустановил Свое предустановление для Своих рабов и предопределил Свое предопределение. И никто из них не может ни выйти за пределы желания Великого и Всемогущего Аллаха, ни избежать Его предустановления». См. «ас-Сунна», стр. 68.
Аль-Халлал передал от Мухаммада бин Аби Харуна, который сообщил, что Абу аль-Харис сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах говорил: “Великий и Всемогущий Аллах предопределил повиновение и ослушание, а также хорошее и нехорошее. Тот, кому предначертано быть счастливым, является счастливым, а тот, кому предначертано быть несчастным, является несчастным”». См. «ас-Сунна» аль-Халлала (каф 85).
’Абдуллах бин Ахмад сказал: «Я слышал, что ответил мой отец, когда ’Али бин Джахм спросил у него, является ли неверующим тот, кто высказывается о предопределении. Он (т.е. имам Ахмад) сказал: “Если такой человек отрицает Знание (Аллаха), говоря: «Аллах не являлся Знающим до тех пор, пока Он не сотворил знание, после чего Он стал знать», – отрицая Знание Аллаха, то он является неверующим”». См. «ас-Сунна» ’Абдуллаха бин Ахмада, стр. 119.
’Абдуллах бин Ахмад сказал: «Однажды я спросил у своего отца о совершении намаза за (имамом, который является) кадаритом. Он ответил: “Если он ведет об этом споры и призывает к этому (т.е. к кадаризму), то не совершай намаз за ним!”» См. «ас-Сунна» (1/384).
Имам ат-Табари в «Сарих ас-Сунна» писал: «Правильным мнением в разногласии о словах рабов Аллаха, их благих и дурных деяниях у нас является то, что все они исходят от Всевышнего Аллаха. Аллах предопределяет их и управляет ими. Не случается и не происходит ничего, кроме как с Его на то позволения и желания. Он творит и Он управляет! Поведал мне Зияд ибн ‘Абдуллах по иснаду от Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует раб Аллаха до тех пор, пока не уверует в предопределенность добра и зла, и пока не будет знать, что все постигшее его, не могло обойти его, а все обошедшее его не могло случиться с ним».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «Тадаммурийя» (стр.208) описывая кадаритов дал им емкое и содержательное определение, сказав: «Заблудшие, пустившиеся в рассуждения о вопросе предопределения, делятся на три группы: огнепоклонническая /маджусийя/, многобожническая /мушрикийя/ и иблисная /иблисийя/.
Огнепоклонническая — это те, кто сочли предопределение Аллаха ложью, хоть и уверовали, что Он возложил на рабов Свои веления и запреты. Наиболее крайние из них отвергли предзнание Аллаха, а также то, что Он записал это знание в Хранимой Скрижали. Умеренные, из их числа, отвергли всеохватывающую волю Аллаха, сотворение Им деяний Своих рабов и Его могущество. Это муътазилиты и все, кто согласился с ними в этом.
Многобожническая — это те, кто признали судьбу и предопределение, однако отвергли то, что Аллах возложил на рабов Свои веления и запреты. Как сказал Всевышний: «Многобожники скажут: „Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего“» Сура «аль-Ан’ам», аят 148. Таким образом, любой, кто приводит факт предопределения в качестве довода на низложение велений и запретов Аллаха, относится к тем, о ком сказано в этом аяте. И немало таких людей среди тех, кто претендует на так называемое „истинное знание“ /хакыкат/ из числа суфиев.
И иблисная — это те, кто признал и предопределение Аллаха и Его веления и запреты, однако сочли их взаимным противоречием, в которое впал Господь, Пречист Он и Возвышен, поставив, тем самым, под сомнение мудрость и справедливость Аллаха. Подобное упоминается от Иблиса (главаря и основателя этой группы), а также приверженцев различных отклоненных толков и людей Писания».