Ниже приведена краткая информация о Коране из книги шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина «Усулю фи-т-Тафсир», а также переводы аятов, хадисов и слов праведных предшественников о достоинствах Корана от редакции сайта «Исламский форум».
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Шариатское значение слова « القرآن » — /Куръан/ — это слова Всевышнего Аллаха, которые были ниспосланы Его посланнику, последнему из пророков — Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Коран начинается с суры «аль-Фатиха» и заканчивается сурой «ан-Нас». Всевышний Аллах сказал:
﴿ إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْقُرْآنَ تَنْزِيلًا ﴾
«Воистину, Мы ниспослали тебе Коран частями» Сура «аль-Инсан», аят 23. А также:
﴿ إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ قُرْآنًا عَرَبِيًّا لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ ﴾
«Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его» Сура «Йусуф», аят 2.
﴿ إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ﴾
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» Сура «аль-Хиджр», аят 9. Прошло множество веков, и кто бы из врагов Аллаха не попытался изменить что-либо в этой Книге, что-либо добавить или убавить, Аллах непременно опозорил их и выявил их дело.
﴿ وَلَقَدْ آتَيْنَاكَ سَبْعًا مِنَ الْمَثَانِي وَالْقُرْآنَ الْعَظِيمَ ﴾
«Мы даровали тебе семь часто повторяемых [сур или аятов] и великий Коран» Сура «аль-Хиджр», аят 87. А также:
﴿ وَالْقُرْآنِ الْمَجِيدِ ﴾
«Клянусь славным Кораном!» Сура «Каф», аят 1.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ ﴾
«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» Сура «Сод», аят 29. А также:
﴿ وَهَٰذَا كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ فَاتَّبِعُوهُ وَاتَّقُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ ﴾
«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, — и тогда вы будете помилованы» Сура «аль-Ан‘ам», аят 155. А также:
﴿ إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ ﴾
«Воистину, это — благородный Коран» Сура «аль-Уаки‘а», аят 77. А также:
﴿ إِنَّ هَٰذَا الْقُرْآنَ يَهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ ﴾
«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь» Сура «аль-Исра», 9.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ لَوْ أَنْزَلْنَا هَٰذَا الْقُرْآنَ عَلَىٰ جَبَلٍ لَرَأَيْتَهُ خَاشِعًا مُتَصَدِّعًا مِنْ خَشْيَةِ اللَّهِ ۚ وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ ﴾
«Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» Сура «аль-Хашр», аят 21. А также:
﴿ وَإِذَا مَا أُنْزِلَتْ سُورَةٌ فَمِنْهُمْ مَنْ يَقُولُ أَيُّكُمْ زَادَتْهُ هَٰذِهِ إِيمَانًا ۚ فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا فَزَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَهُمْ يَسْتَبْشِرُونَ * وَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ فَزَادَتْهُمْ رِجْسًا إِلَىٰ رِجْسِهِمْ وَمَاتُوا وَهُمْ كَافِرُونَ ﴾
«Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: “Чья вера от этого стала сильнее?” Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими» Сура «ат-Тауба», аяты 124-125. А также:
﴿ وَأُوحِيَ إِلَيَّ هَٰذَا الْقُرْآنُ لِأُنْذِرَكُمْ بِهِ وَمَنْ بَلَغَ ﴾
«[Скажи:] “Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет”» Сура «аль-Ан‘ам», аят 19. А также:
﴿ فَلَا تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَجَاهِدْهُمْ بِهِ جِهَادًا كَبِيرًا ﴾
«Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него [Корана] великий джихад [то есть джихад посредством довода и доказательства]» Сура «аль-Фуркан», аят 52.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِكُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً وَبُشْرَىٰ لِلْمُسْلِمِينَ ﴾
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» Сура «ан-Нахль», аят 89.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ مُصَدِّقًا لِمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنَ الْكِتَابِ وَمُهَيْمِنًا عَلَيْهِ ۖ فَاحْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ ﴾
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах» Сура «аль-Маида», аят 48.
﴿ تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَىٰ عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيرًا ﴾
«Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение [Коран], чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» Сура «аль-Фуркан», аят 1. А также:
﴿ الر ۚ كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ إِلَيْكَ لِتُخْرِجَ النَّاسَ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ بِإِذْنِ رَبِّهِمْ إِلَىٰ صِرَاطِ الْعَزِيزِ الْحَمِيدِ * اللَّهِ الَّذِي لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۗ وَوَيْلٌ لِلْكَافِرِينَ مِنْ عَذَابٍ شَدِيدٍ ﴾
«Алиф. Лям. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету — на путь Могущественного, Достохвального Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Горе от тяжких страданий неверующим» Сура «Ибрахим», аяты 1-2.
﴿ مَنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ ۖ وَمَنْ تَوَلَّىٰ فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا ﴾
«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» Сура «ан-Ниса», аят 80. А также:
﴿ وَمَنْ يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُبِينًا ﴾
«А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» Сура «аль-Ахзаб», аят 36. А также:
﴿ وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا ﴾
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» Сура «аль-Хашр», аят 7. А также:
﴿ قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ ۗ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ ﴾
«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный”» Сура «Али ’Имран», аят 31.
Воистину, Коран – это Слово Всевышнего Аллаха, которое Он ниспослал на ясном арабском языке через ангела Джибриля, мир ему, Своему последнему посланнику – Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, дабы вывести людей из мрака заблуждения к свету истины. Коран – это чудо, которое будет оставаться таковым вплоть до Судного дня, и которое оберегать взял на Себя сам Аллах, сказавший:
﴿ إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ﴾
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» Сура «аль-Хиджр», аят 9.
Также Всевышний Аллах сделал поклонением не только следование учениям Корана, но и само его чтение. Ведь за чтение, изучение и заучивание Корана Аллах уготовил величайшие из видов наград, о чем сообщил в многочисленных хадисах посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ مُصَدِّقًا لِمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنَ الْكِتَابِ وَمُهَيْمِنًا عَلَيْهِ ﴾
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них» Сура «аль-Маида», аят 48.
Славный сподвижник и знаток Корана – ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил: “Кто желает истинного знания, пусть побеспокоит Коран, ибо поистине, в нем знание первых и последних!” ат-Табарани в “аль-Кабир” 8666. Иснад достоверный.
Коран – величайшее из знамений, дарованных кому-либо из посланников, благодаря которому последователей общины Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, будет больше других. Всевышний Аллах сказал:
﴿ سَنُرِيهِمْ آيَاتِنَا فِي الْآفَاقِ وَفِي أَنْفُسِهِمْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ الْحَقُّ ﴾
«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это (Коран) есть истина» Сура «Фуссылят», аят 53.
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждому пророку даровалось из знамений то, благодаря чему люди начинали верить в него. Что же касается меня, то мне были дарованы откровения, ниспосылавшиеся мне Аллахом, и я надеюсь, что в День воскрешения у меня окажется больше последователей, чем у любого из них». аль-Бухари 4981, Муслим 152.
Со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучал Коран и обучал ему других». аль-Бухари 5027.
Со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, у Аллаха есть приближенные из числа Его творений!» Его спросили: “Кто они, о посланник Аллаха?” Он ответил: «Ахлю-ль-Къуран! Они и есть приближенные Аллаха и Его избранники!» Ахмад 10/409, Ибн Маджах 215, ат-Таялиси 2124, аль-Хаким 1/556. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, хафиз ад-Дымьяты, хафиз аль-‘Иракъи, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. “ат-Таргъиб уа-тархиб” 1/291, “аль-Матджуру-ррабих” 1/215, “аз-Зауаид” 1/29, “Тахридж аль-Ихья” 1/280, «Сахих аль-джами’» 2165.
Имам Ибн аль-Асир сказал: “Ахлю-ль-Къуран – это те, кто изучает Коран и поступает в соответствии с ним, они и есть приближенные Аллаха”. См. “ан-Нихая” 1/53.
Со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто освоил первые семь сур Корана, тот ученый». Ахмад 6/73, Ибн Наср в “Кыям аль-лейль” 69, ат-Тахауи в “Мушкиль аль-асар” 2/153. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2305.
Шейх аль-Альбани сказал: “Речь идет о семи длинных первых сурах Корана, с самыми многочисленными аятами: «аль-Бакъара» (286 аятов), «Али ‘Имран» (200), «ан-Ниса» (176), «аль-Маида» (120), «аль-Ан’ам» (165), «аль-А’раф» (206), «ат-Тауба» (129)”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 5/385.
Изучение смыслов Священного Корана является обязательным /уаджиб/. Всевышний Аллах сказал:
﴿ كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ ﴾
«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» Сура «Сод», аят 29. А также:
﴿ أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَا ﴾
«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» Сура «Мухаммад», аят 24.
Что касается первого аята, то Всевышний Аллах разъяснил, что мудрость ниспослания благословенного Корана в том, чтобы люди размышляли над его аятами и брали пользу. Речь идет о внимательном размышлении над каждым словом, дабы понять смысл. Если же человек перестанет размышлять, то мудрость ниспослания Корана исчезнет. Тогда Коран превратится в обычные слова, которые не оставляют следов на сердце человека.
Что касается второго аята, то Всевышний Аллах порицает тех, кто не задумывается над Кораном. Также Он указал на то, что люди не задумываются над Кораном, так как на их сердцах замки. Это значит, что добро не попадёт в такое сердце.
Праведные предшественники в этой общине были на этом обязательном пути. Они изучали Коран: его слова и смыслы. Ведь, только посредством этого они смогли бы жить в соответствии с Кораном так, как этого пожелал Всевышний Аллах. Поистине, невозможно жить в соответствии с тем, смысл чего тебе неизвестен.
Абу ‘Абду-р-Рахман ас-Сулями сказал: «Нам рассказали те, которые обучали нас Корану, а именно ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд и другие, что они обучались у Пророка ﷺ десяти аятам из Корана и не переходили к следующим до тех пор, пока не воплощали в жизнь то, что знают. Они говорили: “Мы изучали Коран и объединили знание и дела”». Привел ат-Табарани в своем «Тафсире», 1/60.
Шейхуль-Ислям ибн Таймийя сказал: «Обычай /‘адат/ показывает, что невозможно, чтобы какая-либо группа людей читала книгу по какой-либо науке, например, по медицине или математике, не пытаясь понять её смысла. Что же тогда сказать о словах Всевышнего Аллаха?! Ведь, они являются защитой людей от всякого заблуждения, посредством них люди обретут спасение и счастье, на них строится религия и быт людей. Поэтому обладатели знания должны обязательно разъяснять смыслы Корана людям: либо письменно, либо устно. Всевышний Аллах сказал: — Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: “Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его” Сура «Али ‘Имран», аят 187. А разъяснение Писания включает в себя как разъяснение слов, так и разъяснение смыслов. Всевышний Аллах взял договор с обладателей знания, что они будут разъяснять Коран людям». См. «Маджму’ аль-фатауа» 13/332.
Во время толкования Корана возвращаются к следующим вещам:
Например, Всевышний Аллах сказал:
﴿ أَلا إِنَّ أَوْلِيَاء اللَّهِ لاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ ﴾
«Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены» Сура «Йунус», аят 62.
Всевышний Аллах разъяснил, кто такие «угодники Аллаха», сказав:
﴿ الَّذِينَ آمَنُواْ وَكَانُواْ يَتَّقُونَ ﴾
«Это — те, которые уверовали и были богобоязненны» Сура «Йунус», аят 63.
Или, например, Аллах говорит:
﴿ وَمَا أَدْرَاكَ مَا الطَّارِقُ ﴾
«Откуда ты мог знать, что такое ночной путник?» Сура «ат-Тарикъ», аят 2.
И Сам же Всевышний Аллах разъяснил это, сказав:
﴿ النَّجْمُ الثَّاقِبُ ﴾
«Это — звезда пронизывающая небеса своим светом» Сура «ат-Тарикъ», аят 3.
Или, например, Аллах говорит:
﴿ وَالأَرْضَ بَعْدَ ذَلِكَ دَحَاهَا ﴾
«После этого Он распростёр землю» Сура ан-Нази‘ат, аят 30.
Всевышний Аллах разъяснил, что значит «распростёр» в следующих аятах:
﴿ أَخْرَجَ مِنْهَا مَاءَهَا وَمَرْعَاهَا (31) وَالْجِبَالَ أَرْسَاهَا ﴾
«Он вывёл из неё воду и пастбища и утвердил на ней горы» Сура «ан-Нази‘ат», аят 31-32.
Например, Всевышний Аллах сказал:
﴿ لِّلَّذِينَ أَحْسَنُواْ الْحُسْنَى وَزِيَادَةٌ ﴾
«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка» Сура «Йунус», аят 26.
Пророк ﷺ разъяснил нам, что «добавка» — это возможность взглянуть на Лик Аллаха. Этот хадис приходит со слов Абу Мусы. См. «Тафсир» ибн Аби Хатима, 6/1945; аль-Лялякаи «Шарх Усуль аль-И‘тикъад», № 785. Также этот хадис приходит со слов Убеййа ибн Ка‘ба. См. «Тафсир ат-Табари», 15/69. А также хадис передается со слов Ка‘ба ибн ‘Уджры. См. «Тафсир ат-Табари», 15/68.
Также сообщается со слов Сухейба ибн Синана, что Пророк ﷺ сказал: «Всевышний Аллах откроет завесу. И не будет ничего любимее для верующих, чем возможность взглянуть на своего Господа». А затем Пророк ﷺ прочитал этот аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка» Сура Йунус, аят 26. Этот хадис передал Муслим, 181.
Например, Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِّنكُم مِّن الْغَائِطِ أَوْ لامَسْتُمُ النِّسَاء ﴾
«Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы дотронетесь до женщин…» Сура ан-Ниса, аят 43.
Достоверно установлено, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Под словом “дотронетесь” имеется в виду половой акт». Передали ‘Абду-р-Разакъ в «Мусаннаф», 1/134; ибн Аби Шейба, 1/192.
Шейхуль-Ислям ибн Таймийя сказал: «Если они (таби‘ины) единогласны в чём-то, то не нужно сомневаться в том, что это является доводом. Если же они в чём-то разногласят, то слова одних из них не являются доводом против других. Также эти слова не будут являться доводом для тех, кто после них. Поэтому, если они разногласят, нужно вернуться к Корану, Сунне, арабскому языку и пониманию сподвижников». См. «Маджму’ аль-фатауа» 13/370.
Также он сказал: «Если кто-то отойдёт от пути (мазхаба) сподвижников и таби‘инов в толковании Корана к чему-либо другому, то он ошибся. Более того, он является нововведенцем». См. «Маджму’ аль-фатауа» 13/361.
Если же шари‘атское значение противоречит языковому, то предпочтение отдается шари‘атскому значению, так как Коран был ниспослан, для того чтобы разъяснить шари‘ат. Исключением являются те случаи, когда пришёл довод, из-за которого мы можем отдать предпочтение языковому значению.
Что касается того случая, когда предпочтение отдается шари‘атскому значению, то в пример можно привести слова Всевышнего относительно лицемеров:
﴿ وَلاَ تُصَلِّ عَلَى أَحَدٍ مِّنْهُم مَّاتَ أَبَدًا ﴾
«Никогда не совершай /солят/ по кому-либо из них» Сура «ат-Тауба», аят 84.
Слово « الصلاة » — /солят/ — в арабском языке имеет смысл «мольба» — /ду‘а/. Но в шари‘ате под словом « الصلاة » имеется в виду молитва (намаз). В данном случае предпочтение отдается шари‘атскому значению. Но из других доводов также берется то, что нельзя также делать мольбу /ду‘а/ за лицемеров.
Что касается того случая, когда предпочтение отдается языковому значению, то в пример можно привести слова Всевышнего:
﴿ خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِم ﴾
«Бери из их имущества закят, чтобы этим очистить и возвысить их. Делай /солят/ за них…» Сура «ат-Тауба», аят 103.
Здесь под словом « الصلاة » — /солят/ — уже имеется в виду «мольба» — /ду‘а/. Это потому что передается со слов ‘Абдуллаха ибн Аби Ауфы, что если к Пророку ﷺ приносили закят от какого-либо народа, он делал /солят/ за них. А затем ‘Абдуллах ибн Аби Ауфа сказал: «И пришел с закятом мой отец, а Пророк ﷺ сказал: “О Аллах! Благослови семейство Абу Ауфы”». аль-Бухари, 4166; Муслим, 1078.
Со слов Зайда ибн Аркъама, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, я оставил среди вас Книгу Аллаха, которая является вервью Аллаха. И кто будет следовать ей, тот будет на прямом пути, а кто оставит ее, тот впадет в заблуждение!» Муслим 15/257.
Джубайр ибн Мут’им, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Когда мы находились вместе с посланником Аллаха ﷺ в селении аль-Джухфа, он вышел к нам и сказал: «Разве вы не свидетельствуете, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, и что Коран ниспослан Аллахом?» Мы сказали: “Да!” Тогда он сказал: «Радуйтесь! Поистине, этот Коран – один край которого в Руке Аллаха, а другой его край в ваших руках. Так держитесь же его, поистине, в таком случае вы не будете погублены и впадете в заблуждение после этого никогда!»” ат-Табарани в “аль-Кабир” 1539. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 34.
Однако необходимо знать, что следование Корану включает в себя и следование Сунне! Ведь Всевышний Аллах велел Своему Пророку ﷺ разъяснять Коран, сказав:
﴿ وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ ﴾
«Мы ниспослали тебе Напоминание [Коран] для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» Сура «ан-Нахль», аят 44.
Всевышний Аллах также сказал о Сунне Своего Пророка ﷺ:
﴿ وَمَا يَنْطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ * إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَىٰ ﴾
«Поистине, он не говорит по прихоти, это только откровение, которое ниспосылается!» Сура «ан-Наджм», аят 3-4.
Аль-Микъдам ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему [Сунна]! Я опасаюсь удовлетворенного человека, лежащего на своем диване и говорящего: “Следуйте этому Корану! Что найдете в нем дозволенным, считайте это дозволенным, а что найдете запретным – запретным!”» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2870.
Хассан ибн ‘Атыя сказал: “Ангел Джибриль ниспосылался к Пророку ﷺ с Сунной и обучал его ей так же, как и Корану”. Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 23, ад-Дарими 588. Иснад достоверный. См. “Фатхуль-Бари” 13/291.
Исма’иль ибн ‘Убайдуллах говорил: “Нам необходимо оберегать и принимать то, что пришло от посланника Аллаха ﷺ, ведь Всевышний Аллах сказал: «Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам!» Сура «аль-Хашр», аят 7. И это [Сунна и хадисы] для нас по положению подобно Корану!” Ибн Наср аль-Маруази в “ас-Сунна” 88.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Известно, что все слова Пророка ﷺ о религии являются откровением от Аллаха, а все откровения являются Напоминанием (Зикр), ниспосланное Аллахом. Всевышний Аллах сказал: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость» Сура «ан-Ниса», аят 113. Писание – это Коран, а мудрость – это Сунна! А Пророк ﷺ сказал: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему!» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. И он сообщил о том, что Сунна была дарована ему так же, как и Коран. А Аллах Всевышний сообщил, что Он взял на Себя полномочие охранять то, что Он ниспослал Своему Пророку ﷺ, чтобы это было доводом против рабов до Судного дня”. См. “Мухтасар ас-Сауа’икъ” 2/371.
От Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые вы не собьетесь с прямого пути: Книгу Аллаха и Сунну Его посланника!» аль-Хаким 1/93, аль-Байхакъи 10/114, Ибн Наср 21. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2937, “Хидаяту-ррууа” 1/140-141.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ ﴾
«Аллах доволен опередившими и первыми из числа мухаджиров и ансаров, а также искренне последовавшими за ними, и они довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние!» Сура «ат-Тауба», аят 100.
Ибн Аби Ляйля сказал: “Люди были трех положений: первые мухаджиры, последовавшие за ними искренне, а также те, «которые пришли после них и говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!”» Сура «аль-Хашр», аят 10. И лучше всего, чтобы был человек из этой группы”. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 7/500.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ فَإِنْ آمَنُوا بِمِثْلِ مَا آمَنْتُمْ بِهِ فَقَدِ اهْتَدَوْا ﴾
«Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем» Сура «аль-Бакара», аят 137.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Речь идет о сподвижниках”. аль-Харауи в “Замм аль-калям” 4/39.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ وَمَنْ يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَىٰ وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ ۖ وَسَاءَتْ مَصِيرًا ﴾
«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» Сура «ан-Ниса», аят 115.
Имам Ибн Аби Джамра сказал: “Ученые говорили, что в этом аяте речь идет о сподвижниках и первых поколениях мусульман”. См. “Бахджату-ннуфус” 15.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ ﴾
«И следуй по пути тех, кто обратился ко Мне» Сура «Лукман», аят 15.
Шейх Ибн аль-Къаййим говорил: “Каждый сподвижник Пророка ﷺ был обратившимся к Аллаху, и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/120.
Аль-‘Ирбад ибн Сария, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42, Ибн Наср 21. Достоверность хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Также Пророк ﷺ сказал: «Разделится моя община на семьдесят три группы. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!» Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Посланник Аллаха ﷺ также говорил: «Лучшие люди – это мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них». аль-Бухари 3651, Муслим 2533.
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил: “Поистине, Всевышний Аллах посмотрел на сердца рабов, и нашел сердце Мухаммада ﷺ наилучшим из сердец, после чего избрал его для Себя и послал со Своим посланием! Затем Аллах посмотрел на сердца рабов, после сердца Мухаммада ﷺ и нашел сердца его сподвижников наилучшими сердцами из сердец Его рабов, и сделал их помощниками Своего Пророка ﷺ!” Ахмад 1/379, аль-Аджурри 1204. Достоверность подтвердили хафиз ас-Сахуаи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Что же касается того, как праведные предшественники помогают правильно понять Корану и Сунну, то примеров этому великое множество. ‘Уруа ибн аз-Зубайр рассказывал: “Однажды я спросил у ‘Аишы на счет следующего аята: «Воистину, ас-Сафа и аль-Маруа – из обрядовых знамений Аллаха. И тот, кто совершает Хадж к Каабе или малое паломничество, то нет греха на том, кто совершит обход между ними» Сура «аль-Бакара», аят 158. Что ты скажешь по этому поводу? Я не вижу проблем в том, чтобы не делать обход между этими холмами (ас-Саффа и аль-Маруа)”. ‘Аиша ответила: “Нет! Если бы это было так, то было бы сказано: «Не совершит греха тот, кто не пройдет между ними». Этот аят был ниспослан по поводу ансаров, которые до Ислама начинали Хадж у идола Манат, а когда пришел Ислам они стали опасаться совершать обход между Сафа и Маруа. Они не знали, что делать и спросили об этом у Пророка ﷺ, и Аллах ниспослал этот аят”». аль-Бухари 4495, Муслим 1277.
Несмотря на то, что ‘Уруа являлся одним из лучших последователей /таби’ун/ и одним из семи самых известных факихов Медины, он неправильно понимал этот аят, пока не разъяснила это ему ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах!
Язид аль-Факъир рассказывал: “Как-то мне понравилось одно из суждений хариджитов. Когда мы двинулись в путь в составе многочисленной группы, желая совершить Хадж, а потом выступить против людей, наша дорога пролегала через Медину, где я неожиданно увидел Джабира ибн ‘Абдуллаха, который сидел у колонны и передавал людям сообщения о посланнике Аллаха ﷺ. Среди всего он упомянул о джаханнамийюн (мусульманах, которые отгорев в Аду за грехи, выйдут из него). Я сказал ему: «О сподвижник посланника Аллаха, о чем это ты говоришь?! Аллах ведь сказал: «Господь наш, поистине, Ты опозоришь того, кого ввергнешь в Ад, и не будет у несправедливых помощников!» Сура «Али ‘Имран», аят 192. И Он также сказал: «…и каждый раз, как захотят они выйти из Огня (и отдохнуть) от жара, их станут возвращать туда» Сура «Хадж», аят 22. Так что же вы говорите?!» Он спросил: «Читаешь ли ты Коран?» Я сказал: «Да». Он спросил: «А слышал ли ты о месте Мухаммада ﷺ, то есть о том месте, к которому приведет его Аллах?» Я сказал: «Да». Тогда он сказал: «Но это и есть «достохвальное место» /макъамун махмуд/ Мухаммада ﷺ, которое он займет, посредством чего Аллах выведет из Огня тех, кого Он выведет!» А потом он стал говорить о том, как будет воздвигнут Сырат /мост/ и как люди будут проходить по нему. Боюсь, что другие запомнили его слова лучше, чем я, однако он сказал, что некоторые люди выйдут из Огня после того, как окажутся там. Это значит, что они выйдут подобно тому, как появляются на свет стебли кунжута, и войдут в одну из рек Рая, а потом они омоются в ней, а когда выйдут из нее, будут подобны (белым) листам. Мы вернулись и сказали: «Горе вам! Неужели вы думаете, что этот старец (Джабир) возводит ложь на посланника Аллаха ﷺ?!» И после нашего возвращения никто из нас не выступил открыто (на стороне хариджитов), за исключением одного человека”. Муслим 191.
Также в истории о дискуссии Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, с хариджитами, сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал им: “Я пришел к вам от сподвижников Пророка ﷺ – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!” Ахмад 1/621, аль-Хаким 2/150. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
В этом сообщении указание на то, что простого понимания Корана не достаточно, так как хариджиты тоже опирались на аяты Корана. Однако Ибн ‘Аббас указал им на то, что Коран был ниспослал во времена сподвижников, и что они лучше, чем хариджиты знают его значение, среди которых не было ни одного сподвижника!
Все упомянутое указывает на важность следования Корану и Сунне в понимании праведных предшественников, во главе которых стоят сподвижники Пророка ﷺ. Каждый мусульманин обязан понимать Коран и Сунну именно так, как понимали их они, и не основываться на своем мнении, поскольку понимание Корана и Сунны «по-своему» привело к возникновению многочисленных сект и смут в Исламе.
Перевод бывает двух видов:
﴿ إِنَّا جَعَلْنَاهُ قُرْآنًا عَرَبِيًّا لَّعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ ﴾
Дословный перевод: «Воистину Мы, сделали Мы его Кораном арабским, быть может вы поразмыслите».
Смысловой перевод: «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь» Сура «аз-Зухруф», аят 3.[1]
Что касается дословного перевода, то относительно Корана он невозможен (и запрещен), по мнению многих учёных.
Что же касается смыслового перевода, то он дозволен в основе, так как в нём нет ничего порицаемого. А иногда смысловой перевод Корана обязателен, если речь идёт о донесении Корана и Ислама до людей, которые не говорят на арабском языке, так как донесение до людей Ислама — обязательно. А если обязательное невозможно осуществить без чего-либо, то и это становится также обязательным. Но у смыслового перевода есть определенные условия:
[1] В данном примере, при переводе на русский язык, дословный перевод практически не отличается от смыслового (за исключением повторения местоимения «Мы»), но в других случаях он может и отличаться.
После краткого разъяснения некоторых основ, касающихся толкования Корана и его правильного понимания, ниже приводятся готовые максимально информативные страницы, посвященные каждая отдельной суре этой Великой Книги, ниспосланной от Всевышнего Творца всего сущего.
Так как разработка страниц занимает определенное время, то данный раздел пока не полный и будет постоянно обновляться, с дозволения Всевышнего Аллаха, поэтому следите за новостями на нашем канале в Телеграм: t.me/daura