Из атрибутов (сыфат) Всевышнего Аллаха то, что Он делает все, что пожелает, ничто не происходит без Его желания и все идет по Его воле. Ничто в мире не противоречит Его предопределению или устроению. Не минует человека то, что предопределено для него Аллахом, и никто не выходит за рамки того, что записано в Хранимой скрижали. То, что делают люди, происходит по воле Аллаха. Если бы Он сохранил их непорочными, то они не ослушались бы Его, и если бы Он пожелал, чтобы все люди повиновались Ему, то они повиновались бы Ему. Он сотворил все творения и их дела, и предопределил их удел и жизненный срок, Он ведет, кого пожелает, к прямому пути по Своему милосердию, и сбивает с прямого пути по Своей мудрости, кого пожелает, но сбивает Он с пути тем самым только распутных. Всевышний Аллах сказал: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (Сура «аль-Анбийа», аят 23). А также: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (Сура «аль-Камар», аят 49). А также: «Он сотворил всякую вещь и предопределил ее» (Сура «аль-Фуркан», аят 2). А также: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его» (Сура «аль-Хадид», аят 22). А также: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь» (Сура «аль-Ан’ам», аят 125). Ибн ’Умар, да будет доволен им Аллах, передал, что ангел Джибриль, мир ему, сказал Пророку ﷺ: «Что значит иман (вера)?» Пророк ﷺ ответил: «Это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников, в День воскресения и в предопределение всего добра и зла». Джибрúль, мир ему, сказал: «Это верно». Этот хадис передал Муслим. Пророк ﷺ сказал: «Я уверовал в предопределение с его добром и злом, с его сладостью и горечью». Пророк ﷺ научил аль-Хасана ибн ‘Али следующей мольбе, с которой он обращается к Аллаху во время молитвы аль-Уитр: «…и избавь меня от зла того, что Ты предопределил».
Первое о чем, стоит упомянуть — это русское слово «предопределение». Мы знаем, что слово «къадар» — это арабское слово. Многие русскоязычные люди понимают его так, как оно пришло в русском языке. Понимают, будто бы, «предопределить» — это «заставить». Однако, весами понимания у нас являются Коран и Сунна в понимании наших праведных предшественников. Слово «предопределение» значит «расcчитал». Приведем примеры:
Всевышний Аллах всё знает, так как Он сказал:
﴿ إِنَّمَا إِلَهُكُمُ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ وَسِعَ كُلَّ شَيْءٍ عِلْمًا ﴾
«Вашим Богом является Аллах, кроме Которого нет иного божества (достойного поклонения). Он объемлет знанием всякую вещь» Сура «Та Ха», аят 98.
Нет ничего такого, чего бы не знал Аллах, будь это то, что касается созданий, или будь это то, что касается Его Самого, Его Атрибутов, Его Имён. Всевышний Аллах знает о том, что было, знает о том, что есть, знает о том, что будет. Также Всевышний Аллах знает о том, чего нет, и знает если бы то, чего нет, было, каким бы оно было.
Мы видим солнце. Оно у нас одно. И мы знаем, что если есть солнце, то у нас есть температура, определённые времена года и т.д. Всевышний Аллах знает если бы было точно такое же второе солнце, то что было бы. Если бы мы были в Саудовской Аравии, а не в Египте, то мы бы не знали, как это всё было бы, кто бы где был, как бы был одет и т.д. А то, что нам известно, — это то, что мы в Египте, а не в Саудовской Аравии. И поэтому мы говорим то, что Аллах знает обо всём. Если мы поймём эти правила, то нам будет легче понимать контексты Корана и Сунны.
Ученые говорят, что предопределение — это знание, а знание — это предопределение.
Первое правило, о котором говорят ученые: «Предопределение — это то, что открывает, а не то, что заставляет».
Когда мы говорим: «Открывает», то смысл его, что нам через предопределение открывается знание Аллаха. Но, когда мы видим предопределённую вещь, мы — ахлюс-Сунна уаль-джама’а — не говорим, что это принуждение от Всевышнего Аллаха. Мы будем говорить о том, что къадар состоит из четырёх вещей:
1. Знание Всевышнего Аллаха.
Нет ничего такого, чего бы не знал Аллах, будь это то, что касается созданий, или будь это то, что касается Его Самого, Его Атрибутов, Его Имён. Всевышний Аллах знает о том, что было, знает о том, что есть, знает о том, что будет. Также Всевышний Аллах знает о том, чего нет, и знает если бы то, чего нет, было, каким бы оно было. Всевышний Аллах знал и нет этому Знанию начала, точно также нет Всевышнему Аллаху начала.
2. Создание Хранимой скрижали и Пера.
Он создал перо и сказал: «Пиши!». Оно сказало: «Что писать?» Он ответил: «Всё, что будет до Судного Дня». И перо начало писать.
Когда Всевышний Аллах предопределяет, т.е., рассчитывает, это будет так, а это будет так, этот человек в Раю, а этот человек в Аду и т.д. Это что значит? Значит, что Всевышний Аллах знает об этом, и перо записало это в Хранимой Скрижали.
Как сказал Всевышний Аллах:
﴿ أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ ﴾
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил» Сура «аль-Мульк», аят 14.
Он знает, что ты будешь делать. Он знает количество вдохов и выдохов, которые ты сделаешь за всю свою жизнь. Он знает, сколько лет ты будешь жить. Он знает всё, что ты будешь делать, знает о чём, ты будешь думать до того, как Он создал тебя, до того, как Он написал об этом в Хранимой Скрижали (ляухуль-махфуз). Всевышний Аллах знает о каждом рабе. И поэтому Он рассчитал, что этот раб будет в Раю, этот будет в Аду и т.д. И поэтому любые контексты, в которых мы видим, что Пророк ﷺ нам говорит о том, что при его жизни уже было сказано, что этот будет в Раю или этот — в Аду, или каждому из вас уже предопределено место в Раю или в Аду. Мы понимаем, что это значит то, что Аллах рассчитал.
Остальные две степени придут далее.
Из атрибутов (сыфат) Всевышнего Аллаха то, что Он делает все, что пожелает. Его Желания и Его Действия никогда друг от друга не отходят. То, что Аллах захочет, Он делает. Если Он что-то сделал, значит Он этого хотел. В отличии от создания, которое может быть хочет, но не может этого сделать, или же может сделать то, что не хочет. Здесь у нас следующий вопрос, а это слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَمَا تَشَاؤُونَ إِلَّا أَن يَشَاء اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ ﴾
«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» Сура «ат-Такуир», аят 29.
Для многих людей этот аят проблема, но на самом деле нет в нём никакой проблемы. Аллах создал в людях, такое качество как желание, и Аллах обладает таким Атрибутом, как Желание. Как сказал Всевышний Аллах:
﴿ فَعَّالٌ لِّمَا يُرِيدُ ﴾
«Он вершит то, что пожелает» Сура «аль-Бурудж», аят 16.
А также:
﴿ لِمَن شَاء مِنكُمْ أَن يَسْتَقِيمَ ﴾
«Тем из вас, кто желает следовать прямым путем» Сура «ат-Такуир», аят 28.
В первом аяте Аллах описал Себя атрибутом — желание, а во втором аяте Он описал людей этим атрибутом. Однако, Желание Всевышнего Аллаха такое, как подобает Его Величию, а наше желание такое, как подобает нашей слабости. И когда мы говорим о том, что наше желание зависит от Желания Всевышнего Аллаха, что это значит? Не так, как многие люди думают, что Аллах захотел, чтобы ты пожелал куфр, поэтому ты пожелал куфр. Имеется ввиду, что, если ты что-то хочешь сделать, то ты этого не можешь сделать, пока этого не захочет Аллах.
Также если Всевышний Аллах что-то сделал, значит Он этого желал. Как сказал пророк ﷺ: «Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: “Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то”. Скажи лишь: “Это предопределил Аллах, и Он поступил так, как Ему было угодно”, — поскольку “если бы…” предоставляет возможность козням сатаны». Муслим (2664).
А что касается нас, то мы иногда можем хотеть, но у нас не получается сделать то, что мы хотим. Точно также мы иногда делаем что-то такое, на что у нас нет желания. Например, ты сидишь дрожишь, ты не хочешь дрожать, но тело дрожит.
Далее обратите внимание на таблицу:
الارادة
Учёные, внимательно изучив Коран и Сунну, обнаружили то, что Желания Аллаха делятся на 2 вида:
1. Желание, связанное с бытиём.
У нас есть бытие, есть вещи, есть Галактика, есть Земля, есть море, есть семь небес, есть Ангелы, есть джинны, есть люди. Всё это существующее называется бытием. И Всевышний Аллах иногда желает, чтобы в его созданиях что-то творилось. Например, пусть будет, что джинны созданы из огня. Также, например, Всевышний Аллах захотел, чтобы каждый из нас появился. Солнце восходит с востока, садится на западе, есть четыре времени года, есть дождь, есть солнце, есть ветра и т.д. Все эти вещи связаны с бытиём. Всевышний Аллах, когда желает это, то оно обязательно случается, хотим мы этого или нет. И ничего не бывает в бытие, кроме как по Его Желанию. Ничего на этой Земле не выходит, кроме как по Его предопределению.
2. Желание, связанное с шари’атом.
Всевышний Аллах говорит о чем-то: «Я хочу», но этого иногда не бывает. Это Желание, связанное с шари’атом. Оно является тем Атрибутом, через который Всевышний Аллах нас испытывает. Всевышний Аллах желает для нас, чтобы мы были верующие, чтобы мы были единобожниками, чтобы мы молились, давали закят, делали хадж. Но, мы не все это делаем. Всевышний Аллах говорит:
﴿ يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ ﴾
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» Сура «аль-Бакара», аят 185.
مراتب القدر
Учёные также говорят, что степень предопределения делится на 2 вещи:
Например, я поднял фломастер. До того, как я взял и поднял фломастер было 2 степени: 1 — Аллах знал, что я подниму его. 2 — Аллах написал об этом. Во время поднятия фломастера есть другие 2 степени, а это Желание и Создание. То есть, когда я поднимал фломастер, если бы Всевышний Аллах не захотел, я бы его не поднял. Аллах захотел, чтобы я его поднял, поэтому я его поднял. А также Всевышний Аллах создал моё действие. как Он сказал в Коране:
﴿ وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ ﴾
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» Сура «ас-Саффат», аят 96.
И вот эти две вещи — Желание и Создание, они происходят в один момент и соответствуют моему действию. Если ты спросишь: «Как? Каким образом?» Не думай об этом, не сопоставляй, потому что, если ты начнёшь думать, ты начнёшь сравнивать с человеком, а ты не знаешь, как Аллах желает. Как бы ты не представлял Желание Всевышнего Аллаха, всё равно тебе этого не понять.
Мы сказали, что Аллах знает то, чего нет и, если бы оно было, каким бы оно было. Допустим, сейчас 5 часов, 54 минуты, 34 секунды. И допустим, я держу фломастер около минуты. Аллах знает, если я в эту минуту не поднял бы фломастер, что бы было в течении этой минуты. Об этом знает только Всевышний Аллах, и никто из нас не знает. Если бы я не поднял фломастер, где бы была моя правая рука, где бы был фломастер? Это знает только один Всевышний Аллах. И потом, во время поднятия этого фломастера, случилось две вещи, а это Желание Всевышнего Аллаха и Создание этого действия. Ничто не может выйти за рамки предопределённого, потому что Аллах всё что знал, написал об этом в Хранимой Скрижали, значит ничего не выходит за границы. Значит то, что ты сейчас узнал, было написано в Хранимой скрижали.
Действия джиннов и людей исходят по Желанию Всевышнего Аллаха. Это желание, связанное с бытием.
Мы сейчас здесь собрались поминать Всевышнего Аллаха и изучать вероубеждение. Значит, Аллах захотел это бытие. И также Всевышний Аллах любит то, что мы делаем. И поэтому, сейчас, наши действия создал Всевышний Аллах. В этом собрались 2 вида Желания.
Если люди собрались делать то, что не соответствует шари’ату. Например, кто-то из братьев читает данный, а кто-то из братьев сейчас пошёл смотреть кино или что-нибудь подобное. Значит, Аллах захотел, чтобы он туда пошёл. Аллах не любит этого, но захотел это из-за Мудрости, которую знает только Всевышний Аллах. То есть, когда человек пошёл смотреть телевизор, где показывают запретное, значит это — Желание, связанное только с бытиём. Аллах захотел это бытие. Почему Он захотел? Потому что в этом есть какая-то Мудрость.
Надо также сказать, что есть такое течение — къадария. Это течение, которое отошло от истины в вопросах /къадара/. Есть два течения, которые отходят от истины в этих вопросах, а это — къадария и джабрия.
Къадариты говорят: «Аллах — Справедливый». Говорят: «Например, человек пошёл смотреть кино, это не Аллах создал его действие, он сам является создателем своего действия. Потому что, если бы Аллах захотел и создал это действие, то, что он идёт смотреть это кино, а потом Аллах его наказывает за это, это несправедливость. Поэтому мы не можем сказать, что Аллах захотел и сотворил. Мы говорим, что этот раб сам захотел и сотворил». И тогда, люди у них спросили: «Подождите, мы же с вами говорили о том, что Аллах всё знает. А если Он всё знает, это действие, что кто-то пошёл в кино, тогда выходит из знания Всевышнего Аллаха?» Они ответили: «Нет, не выходит». Но видно, что это противоречит их акъиде. И тогда они добавили: «Аллах знает обо всём, что связано с бытием, а то, что касается действий рабов, Аллах об этом не знает до тех пор, пока раб это не сделает, и т.д.»
Поэтому Пророк ﷺ сказал: «Къадариты являются огнепоклонниками этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не совершайте над ними погребальную молитву (джаназа)!» Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’» 4442.
Потому что последователи этого учения говорят, что есть два бога: бог добра и бог зла. А къадариты говорят, что у этого бытия есть 2 Создателя: Аллах и сам человек. Аллах творит всё, что связано с бытием, а человек сам творит свои дела. Говорят: «Если мы скажем, что это Аллах творит его действия, то этим самым мы опишем Аллаха злом». Они избегали, чтобы описать Аллаха злом, а получилось ещё хуже, описали Аллаха невежеством.
Джабриты говорят наоборот: «Если Аллах является Создателем человека и его действия, тогда человеку нет никакого выбора», т.е., человек, который молится — значит, Аллах захотел и принудил его намаз делать, поэтому он молится. Аллах захотел, чтобы этот человек совершил прелюбодеяние, поэтому нет выбора у этого человека. Хочешь, не хочешь, он совершит прелюбодеяние. Потому что предопределение понимают, как принуждение. Потом говорят: «Что бы человек не делал, Аллах принудил его к этому». Совсем не так. Мы не говорим, что «предопределить» — это «принудить». Предопределить — это «рассчитать». Однако, они говорят: «Как тогда понять, что Аллах является Создателем наших действий?»
Мы — ахлюс-Сунна уаль-джама’а — говорим, что раб сам делает свои действия, но в то же время Аллах является Создателем действий раба. Действие является атрибутом раба и раб является созданием Всевышнего Аллаха. Любое действие, которое исходит от человека, строится на двух вещах: желание и мощь. Если одной из этих вещей не будет, Аллах раба спрашивать не будет. Например, лежит фломастер, я хочу его поднять, и я его поднял. Я его поднял, исходя из двух качеств: желание и мощь, т.е., я захотел его поднять, и у меня есть мощь его поднять. У меня есть желание пробить локтем стену. Я её могу пробить? Нет. Потому что нет мощи. У меня есть мощь разбить этот стакан, я разобью его? Нет — я не хочу его разбивать. Значит, нет желания.Если нет одного из этих качеств, то действия не будет.
И поэтому говорим, что Аллах является Создателем меня и Создателем тех качеств, которые во мне — это желание и мощь. Любое действие у меня исходит из этих двух качеств. Значит, желание и мощь являются причиной действия. Ученые говорят, что Создатель причины, Он является Создателем результата. Поэтому, если Всевышний Аллах — Создатель мощи и желания в тебе, отсюда же следует что все действия, исходящие от тебя, являются созданием Всевышнего Аллаха. Однако, свои действия ты делаешь сам. То есть, я сам действую. Я сам поднял фломастер, никто меня не заставлял, сам взял и поднял. Поднял, исходя из этих двух качеств: желание и мощь. Создателем желания и мощи является Аллах, поэтому результат, который вышел (поднятие карандаша) является созданием Всевышнего Аллаха. Любое действие исходит из желания и мощи раба. Всевышний Аллах является Создателем желания раба и его мощи. Эти две вещи (желание и мощь) являются причиной действия. Создатель причины является Создателем результата. И вот поэтому, когда мы приписываем свои действия Всевышнему Аллаху, т.е., говорим, что наши действия являются созданием Всевышнего Аллаха, т.е., наши действия являются результатом создания той причины, которую создал Аллах. И поэтому, если причину создал Аллах, точно также результат является созданием Всевышнего Аллаха. Поэтому, когда мы приписываем Аллаху создание и предопределение, что касается раба, т.е., напрямую, я делаю это действие, я сам карандаш поднял, однако, Создателем является Всевышний Аллах. Если бы я хотел поднять, а Аллах не захотел, я бы не поднял. В этот момент, когда я поднимал, Он захотел и создал. Потому что Желание — Атрибут Всевышнего Аллаха. Ты не можешь этого понять. Всё, что от тебя требуется — это сдаться этому.
И поэтому действие приписывается рабу, т.е., оно от него исходит, он это делает, и приписывается Всевышнему Аллаху созданием и предопределением.
То есть, как собрать то, что наши действия являются творением Аллаха, и в то же время мы сами делаем свои действия? И мы сказали, что Аллах будет нас спрашивать. Людей заведёт в Рай или в Ад, только за те действия, которые исходят из этих двух причин: желание и мощь. Поэтому, если человек что-то желает, но не делает, то Аллах за это действие не спрашивает. Например, некий мусльманинин захотел своровать что-то и пошёл воровать, но у него не получилось. Аллах будет с него за это спрашивать? Нет, за воровство спрашивать не будет. Однако, Он его может наказать за намерение (нийят). А за воровство с него спрашиваться не будет.
Или сейчас кто-то из нас может быть зашёл и прочитал (’аср) всего лишь 3 рака’ата по забывчивости. Когда он пришёл, имам уже один ракаат прочитал и сказал: «Аллаху акбар!», затем человек присоединился, намаз прочитал со всеми, вышел и забыл, что он на 1 ракаат опоздал. Аллах его молитву примет? Примет ин ша Ллах. Потому что было намерение совершить 4 ракаата. Просто по ошибке не совершил, не было же желания совершить 3 рака’ата, поэтому Аллах примет.
Поэтому, Аллах нас спрашивает только за те дела, которые мы сделали, исходя из желания и мощи. Допустим, человек идёт по улице и взял нож, и кого-то ударил. У него были желание и мощь. У него получилось и Аллах будет его за это спрашивать. Или человек купил в магазине нож и несёт его в руке. Бежит какой-то мальчик и на этот нож напоролся. Аллах будет его за это спрашивать или нет? Не будет. Потому что человек не хотел убивать мальчика. Поэтому те дела, которые человек делает без желания или без мощи, мы говорим, что это по желанию, связанному с бытием. Например, идёт человек, подскользнулся, упал, сломал ногу. Здесь нет у него выбора, ничего не может сделать.
Он предопределил их удел и жизненный срок, Он ведет, кого пожелает, к прямому пути по Своему милосердию. Он сбивает с прямого пути по Своей мудрости, кого пожелает, но сбивает Он с пути тем самым только распутных. Многие мусульмане, к сожалению, не понимают этого. Они видят слова: «Аллах ведёт по прямому пути», и думает, что Аллах ведет, а сбивает, значит сбивает. Например, человек намаз не читает, значит Аллах так захотел. Но, ведь, ты сам виноват в оставлении молитвы, ты не должен оправдываться.
Например, стоит старик на этой дороге, хочет перейти и там нет ни моста, ничего, и машины едут быстро. И я подхожу к краю дороги. Он говорит: «Сынок, переведи меня на ту сторону». Я его перевёл. То есть я его повёл через дорогу, чтобы он не пострадал. Он сам шёл, я его не нёс на руках, но я ему помог, просто шёл рядом. На следующий день пришёл другой парень и опять этот старик стоит. Этому деду надо на ту сторону перейти, и он говорит: «Сынок, переведи меня». Тот отвечает: «У меня времени нет», и ушел. А деду надо перейти. Он хотел перейти и машина его сбила. Тот парень виноват, что его машина сбила? Нет, не виноват. Он же его под машину не толкал. Однако, всё, что сделал этот парень, — это оставил его без помощи. И Аллах лучше, чем все эти примеры!
И поэтому мы говорим: Кому помогает Аллах Всевышний, он идёт по прямому пути. Вести по прямому пути значит помогать, а сбивать — оставлять без помощи.
Поэтому вопрос къадара — это одна из самых сильных вещей, которые воспитывают сердце человека, его ’акыду. Если ты сделал какое-то правильное дело, знай, это не от того, что ты хороший. Просто Всевышний Аллах одарил тебя этой милостью, потому что нет в тебе силы и мощи. Если бы Аллах не помог тебе прийти к прямому пути, ты бы никогда не дошёл до этого прямого пути.
И Аллах помогает, когда видит что раб старается:
﴿ وَالَّذِينَ جَاهَدُوا فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا وَإِنَّ اللَّهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ ﴾
«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах — с творящими добро!» Сура «аль-‘Анкабут», аят 69.
И также сказал:
﴿ فَأَمَّا مَن أَعْطَى وَاتَّقَى وَصَدَّقَ بِالْحُسْنَى فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَى وَأَمَّا مَن بَخِلَ وَاسْتَغْنَى وَكَذَّبَ بِالْحُسْنَى فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْعُسْرَى ﴾
«Тому, кто отдавал должное и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему» Сура «аль-Лейль», аяты 5-10.
Поэтому, когда человек берёт причины, Аллах ему помогает. Когда человек не берёт, всё наоборот делает, Аллах оставляет его без помощи. И что следует за этим? Когда человек делает грех, и если Аллах тебе не поможет, то к тебе ещё один грех придёт. Как говорят учёные: «Знайте, что наказанием за грех всегда является ещё один грех». Если ты делаешь один грех, то знай, что Аллах тебя накажет ещё одним грехом. Второй делаешь, Аллах тебя накажет третьим. И что делать? Как спастись? Покаяние — это то, что разрывает эту цепочку. То есть, сделал грех, пока тебя Аллах ещё одним грехом не наказал, сразу же проси прощения у Аллаха.
Что касается предопределениия добра, то любое предопределение делится на две вещи:
Доброе предопределение делится на две вещи: действие Аллаха и то, что предопределено. Что касается действия Аллаха, то в нем всегда добро. Что касается того, что предопределено, то в нем добро. Если же Аллах предопределяет что-то злое, оно в действии Аллаха так же добром и остается, а что касается раба, то в нём может быть зло. И это зло не абсолютное, как то, что мы иногда видим злом, оно может быть злом в отношении нас, а в отношении другого — полным добром.
Например, у кого-то из нас умер родственник, и для нас это зло. Однако, для работника кладбиша, который встал рано утром и просил у Аллаха пропитания, для него это добро, так как у него есть работа. Точно также, когда мы болеем, для нас это зло, однако для врачей это добро, ведь если бы мы не болели, то у врачей не было бы работы. Поэтому, когда мы говорим о зле в отношении людей, оно не абсолютное. И зло от самого человека:
﴿ ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُم بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ ﴾
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» Сура «ар-Рум», аят 41.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Шестой столп из столпов веры — это вера в предопределение (къадар) всего добра и зла. Что касается двух слов, которые часто приходят в книгах « القضاء » (аль-къада) и « القدر » (аль-къадар), есть ли между ними разница? Некоторые учёные сказали, что между ними никакой разницы нет. Другие ученые сказали, что есть разница между «аль-къада» и «аль-къадар». «Аль-къадар» — это то, что происходит до того, как появится какая-то вещь. А если случилось то, что предопределено, то это уже «аль-къада». То, что бывает до того, как появится что-то, что мы увидим (Желания и Писание) — это «аль-къадар». А если же это случится, то оно будет «аль-къада». Эти слова отличаются друг от друга в языковом значении. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وقني شر ما قضيت
«Упаси меня от зла того, что Ты предопределил». Абу Дауд (1425), ат-Тирмизи (464) и другие.
То, что предопределил Аллах, является тем, что случается обязательно. И поэтому человек просит у Аллаха защиты от зла того, что Он создал.
Многие из учёных, в числе них Ибн аль-Къаййим, говорили, что нет разницы между «аль-къада» и «аль-къадар».
Вера в предопределение имеет две ступени:
1 — ما يسبق حصول المقدر — то, что случается перед тем, как случится какая-то вещь.
Эта степень содержит в себе две степени:
И Всевышний Аллах записал то, что будут делать Его рабы в Хранимой Скрижали за 50 тысяч лет до создания небес и земли. Написал о том, что будут делать Его создания, каким путем они пойдут, кто пойдет по прямому пути, а кто заблудится. Написал о куфре неверующего человека, а также о грехах грешников и подчинении праведников. Всевышний Аллах сказал:
﴿ أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاء وَالْأَرْضِ إِنَّ ذَلِكَ فِي كِتَابٍ إِنَّ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرٌ ﴾
«Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко» Сура «аль-Хадж», аят 70.
Всевышний Аллах рассказал об этих двух степенях. Нет ничего такого о чем бы Аллах не знал, а потом узнал. Всевышний Аллах знает каждую вещь до того, как она произойдет. И после этого Он записал все дела творений в Хранимой скрижали (ляухуль-махфуз). И они не перейдут за границы того, что им предписано.
2 — ما يكون حال وقوع المقدر — то, что случается во время, когда случается эта вещь.
﴿ وَمَا تَشَاؤُونَ إِلَّا أَن يَشَاء اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا ﴾
«Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» Сура «аль-Инсан», аят 30.
Желание раба зависит от желания Всевышнего.
﴿ اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ ﴾
«Аллах — Творец всякой вещи. Он — Попечитель и Хранитель всякой вещи» Сура «аз-Зумар», аят 62.
Аллах создал каждую вещь. Будь это подчинение подчиняющегося или неподчинение грешника. Аллах создал действия рабов, создал несчастия и блага. Всё, что творится в творениях, только Он является Создателем этой вещи.
Эти две степени соответствуют появлению предопределённой вещи. Если случается что-то предопределённое, и Аллах захочет, чтобы оно было, и оно соответствует тому, что написано в Хранимой Скрижали, и предшествовало этому Знание Всевышнего Аллаха, и ничего не будет, кроме как с дозволения Аллаха. И если эта предопределённая вещь случится, то Аллах является Творцом этой вещи. Эти четыре степени и есть убеждения ахлюс-Сунна уаль-джама’а. Аль-Къадар — это знание Аллаха о каждой вещи до того, как она случается, и то, что Аллах написал о каждой вещи до того, как создал небеса и землю. Потом Аллах захотел эту вещь и создал ее. Это и есть понимание предопределения у приверженцев Сунны.
Некоторые нововведенцы не последовали за убеждениями ахлюс-Сунна уаль-джама’а. Они сказали: «Аллах не является Создателем каждой вещи. Раб сам создает свое действие». Это слова къадаритов, которые отрицают предопределение. Но Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ ﴾
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» Сура «ас-Саффат», аят 96.
Всевышний Аллах создал рабов и их дела. Действия раба, будь это подчинение или ослушание, являются созданиями Всевышнего Аллаха. И Аллах не доволен ослушанием, но позволил его из-за мудрости, которая известна только Ему». [Конец слов шейха]
Теперь разберем таблицу:
مذاهب في القدر
1 — « قدرية » — къадариты. Они отрицают то, что Всевышний Аллах является Создателем действий рабов. И они делятся на две группы:
2 — « الجبرية » — джабриты. Они также делятся на две группы:
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Аш’ариты говорят о том, что внешне у человека есть выбор, однако на самом деле он является принужденным. Поэтому они придумали термин « الكسب ». Их ученые разделились в понимании этого термина на 12 течений. Нет необходимости перечислять эти группы. Потому что в этом термине нет никакого смысла. Поэтому некоторые ученые сказали:
مما يقال ولا حقيقة تحته
معقولة تدنو لذي الأفهام
الكسب عند الأشعري
والحال عند البهشمــي
وطفرة النظام
«Из тех вещей, которые люди говорят и нет в них истины,
Слова, которые не понимают разумные:
“Аль-касб” у аш’аритов,
“Аль-халь” у бахшами (одна из групп муътазилитов)
“Тафрату” у назами (одна из групп муътазилитов)».
Во всех этих словах нету смысла. Термин « الكسب » не имеет смысла и аш’ариты не могут его объяснить одинаково, так как они сами разделились в его понимании на 12 групп. И поэтому, когда один из их ученых, который делал шарх на аш’аритский матн по вероубежднию, написал: «Мы должны признаться, что мы джабриты. Однако мы скрываем это. Мы не являемся крайними джабритами. Мы говорим, что у человека внешне есть выбор, но однако он принужден на самом деле. Раб подобен ножу. Мы не говорим, что нож режет, однако мы говорим, что мы порезали с помощью ножа. Также и рабы. Они были принуждены к деяниям».
Аш’ариты являются одним из течений джабритов, а муътазилиты — одна из групп къадаритов.
Мы уже понимаем то, что связано с предопределением. Поистине, Аллах предопределил все вещи до того, как они были созданы. Он знал об этом, и написал об этом в Хранимой Скрижали (ляухуль-махфуз). Его предопределение распространяется на всех Его рабов. Ничто не выходит за пределы предопределения. И это ни в коем случае не указывает на принуждение раба. Раб сам совершает деяние и будет рассчитан за него». [Конец слов шейха]
У слова «аль-къада» помимо того смысла, о котором мы говорили выше, есть еще несколько смыслов:
1. Решение шари’ата.
Как сказал Всевышний Аллах:
﴿ فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا ﴾
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» Сура «ан-Ниса», аят 65.
2. Окончание чего-то.
Как сказал Всевышний Аллах:
﴿ فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴾
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» Сура «аль-Джум’а», аят 10.
3. Деяние (или приговор).
Как сказал Всевышний:
﴿ قَالُوا لَن نُّؤْثِرَكَ عَلَى مَا جَاءنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالَّذِي فَطَرَنَا فَاقْضِ مَا أَنتَ قَاضٍ إِنَّمَا تَقْضِي هَذِهِ الْحَيَاةَ الدُّنْيَ ﴾
«Они сказали: «Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными знамениями, которые явились нам, и перед нашим Творцом. Выноси же свой приговор! Воистину, ты выносишь приговор только в мирской жизни» Сура «Та Ха», аят 72.
4. Сообщение.
Как сказал Всевышний:
﴿ وَقَضَيْنَا إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ فِي الْكِتَابِ لَتُفْسِدُنَّ فِي الأَرْضِ مَرَّتَيْنِ وَلَتَعْلُنَّ عُلُوًّا كَبِيرًا ﴾
«Мы сообщили сынам Исраиля в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными»» Сура «аль-Исра», аят 4.
5. Смерть.
Как сказал Всевышний:
﴿ وَنَادَوْا يَا مَالِكُ لِيَقْضِ عَلَيْنَا رَبُّكَ قَالَ إِنَّكُم مَّاكِثُونَ ﴾
«Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь умертвит нас». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно»» Сура «аз-Зухруф», аят 77.
6. Сотворение.
Как сказал Всевышний:
﴿ فَقَضَاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ فِي يَوْمَيْنِ ﴾
«Он сотворил их семью небесами за два дня» Сура «Фуссылят», аят 12.
А также некоторые другие похожие смыслы.
Но мы не должны использовать судьбу и предопределение Аллаха как предлог для невыполнения Его требований и несоблюдения Его запретов. Напротив, мы должны знать и верить, что у Всевышнего есть доказательства против нас, после того, как Аллах ниспослал нам писания и послал к нам посланников. Всевышний Аллах сказал: «Дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (Сура «ан-Ниса», аят 165). Мы также должны знать, что Аллах приказывает и запрещает только тому, кто может делать и не делать, и Он не заставил никого совершить грех и не вынудил никого отказаться от повиновения. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Сура «аль-Бакара», аят 286). А также: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (Сура «ат-Тагъабун», аят 16). А также: «Сегодня каждая душа получит только то, что она приобрела, и не будет сегодня несправедливости. Воистину, Аллах скор в расчете!» (Сура «Гъафир», аят 17). Из всего вышесказанного следует, что у человека есть поступки и деяния, и воздаяние за них; за добрые праведные дела — вознаграждение, а за дурные, нечестивые деяния — наказание, и это происходит по предустановлению Аллаха и Его предопределению.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Когда речь идет о предопределении, мы не говорим о том, что мы принуждены делать наши дела. И мы не можем заявлять о том, что предопределение Аллаха является оправданием для нас. Ученые говорят о том, что нельзя оправдываться предопределением в грехах, однако можно оправдываться в горе и в печали. Если случится несчастие с рабом, то он скажет: «Так захотел Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно».
Тут Ибн Кудама привел термин « الكسب », и за это ученые порицали его. Потому что это слово, которое используют аш’ариты, также пришло в Коране:
﴿ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَت ﴾
«Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» Сура «аль-Бакара», аят 286.
Однако, если мы говорим о вероубеждении, то нельзя использовать слова, которые используют нововведенцы, не разъясняя их смысл. Под словом « الكسب » в Коране подразумевается «дело». Но аш’ариты и им подобные нововведенцы понимают под этим совсем другой смысл.
Тебе становятся ясными убеждения приверженцев Сунны в вопросе предопределения. И это очень важный вопрос. ’Али ибн Аби Талиб сказал: «Предопределение — это секрет Аллаха, потому не обременяйте себя этим». Если раб придет и начнет ковыряться в этом вопросе, то он не достигнет желаемого, если только он не будет следовать Корану и Сунне. Пришло в некоторых хадисах: «Если говорится о предопределении, то молчите». См. Сахих аль-Джами’, 545; Ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», 11/476. Потому что, если раб начнет говорить о предопределении без знаний, то он войдет в заблуждение. Поэтому шейхуль-ислам Ибн Таймийя сказал в своем ответе одному иудею, который сеял сомнения в вопросах предопределения:
وأصلُ ضلالِ الخلْقِ مِنْ كُلِّ فِرقَةٍ
هو الخوضُ في فعْلِ الإلـهِ بعلَّةٍ
فإنَّهمُ لـم يَفْهَمُـوا حِكْـمَةً لَهُ
فصاروا على نَوْعٍ مِنَ الجاهليَّةِ
«И основой заблуждений созданий из всех течений
Является то, что они лезут в дела Аллаха и ищут причины.
Поистине, они не поняли мудрости Его
И тем самым погрязли в невежестве».
Очень красивые слова сказал Ибн Уазир:
تسـلّ عن الـوفاق فـربنـا قد حـكى بين الملائكـة الخصامـا
كذا الخضِر المكرّم والوجـيه الـ ــمكلّم إذ ألم به لمامــــا
تكدر صـفو جمعهــما مـرارا وعجل صاحـب السرّ الصرامـا
ففـارقه الكليـم كليـم قلـب وقـد ثنّى على الخضـر الملامـا
وماسبب الخلاف سوىاختلاف ال ــعلوم هناك بعضـا أو تمامـا
فكان من اللوازم أن يكون الإلـه مـخـالفـا فـيها الأنامـــا
«Забудь о понимании, ведь наш Господь рассказал нам о споре ангелов из-за незнания,
А также почетный Хидр и Муса, когда они собрались.
Помутнела чистота их сбора несколько раз, и Хидр
Оставил Мусу с разбитым сердцем, и много раз Муса порицал Хидра.
И причиной разногласия является различие в знаниях.
Отсюда следует, что Господь полностью противоречит Своим созданиям (примерный смысл)».
И далее он говорит:
وماسبب الخلاف سوىاختلاف ال ــعلوم هناك بعضـا أو تمامـا
فـكان من اللوازم أن يكون الإله مـخـالفـا فـيها الأنامـــا
فـلا تجهـل لها قـدْرا وخـذها شـكورًا للـذي يحـيى الأناما
«И причина разногласий только в различии знаний,
Отсюда следует, что Господь полностью противоречит Своим созданиям.
Оцени это завещание и возьми его, благодаря Того, Кто воскрешает».
Если бы наше знание было подобно знанию Аллаха, лишь тогда мы бы могли понять все секреты, однако наши знания малы. И мы отсюда видим, что верующий раб должен задумываться об истории Мусы. И Муса порицал некоторые действия Хидра, так как не знал мудрости Хидра. Хидр убил мальчика и Муса начал порицать Хидра, так как в этих вопросах Муса знал меньше, чем Хидр. Что же тогда сказать о знании Всевышнего Аллаха по сравнению со знаниями созданий? Поэтому, в вопросах предопределения от нас требуется полная покорность Всевышнему Аллаху. И нам необходимо выполнять приказы Аллаха». [Конец слов шейха]