Мухаммад ﷺ — посланник Аллаха, последний из пророков и господин посланников. Вера раба Аллаха не будет истинной, пока он не уверует в то, что он Посланник, и не засвидетельствует, что он истинный Пророк. В Судный день не свершится суд над людьми без его заступничества. И никакая община не попадет в рай раньше его общины. В тот день он будет обладателем знамени благодарности Аллаху, обладателем благословенного места и водоема, к которому будут приходить правоверные. Он имам всех пророков, их проповедник и их заступник. Его община — лучшая из всех общин, а его сподвижники — самые праведные среди сподвижников всех пророков, да будет мир им. Самым достойным в общине Мухаммада является Абу Бакр Ас-Сыддик, за ним ’Умар Аль-Фáрýк, за ним ’Усмáн Зун-Нурайн, за ним ’Али Аль-Муртазá, да будет Аллах доволен ими всеми. Об этом свидетельствует сообщение, переданное со слов ’Абдуллаха бин ’Умара, да будет Аллах ими доволен, который сказал: «При жизни Пророка ﷺ мы говорили: самый достойный — это Абу Бакр, за ним — ’Умар, за ним — ’Усмáн, когда это дошло до Пророка, он этого не отрицал». Считается достоверным также сообщение, переданное со слов ’Али, в котором он говорит: «Самым лучшим в этой общине после ее Пророка является Абу Бакр, за ним ’Умар, а если бы я хотел, я назвал бы третьего». Абу ад-Дардá передал со слов Пророка ﷺ что он сказал: «Никогда солнце не восходило и никогда оно не заходило над кем-либо праведнее, после пророков и посланников, чем Абу Бакр». Он был самым достойным среди всех созданий стать халифом после Пророка ﷺ. И это благодаря его благочестию и благодаря тому, что он был первым среди мужчин, кто принял Ислам, а также потому, что Пророк ﷺ еще при своей жизни выбрал его из всех сподвижников и поручил ему руководить коллективной молитвой. Об этом также свидетельствует то, что сподвижники единогласно выбрали его имамом мусульман и присягнули ему как правителю мусульман. А иначе Всевышний не объединил бы их в единогласном принятии неверного решения. После Абу Бакра следует ’Умар, да будет Аллах доволен им, благодаря его достоинствам и благодаря тому, что Абу Бакр рекомендовал его в качестве преемника. После ’Умара следует ’Усмáн, да будет Аллах доволен им, благодаря его достоинствам и потому, что его выбрали «ахлю-ш-Шýра» (ученые-сподвижники). После ’Усмáна, следует ’Али, да будет доволен им Аллах, благодаря его достоинствам и благодаря тому, что люди его времени сошлись на его праведности. Они являются праведными халифами и имамами, которых Аллах вел прямым путем, о которых Пророк ﷺ сказал: «Следуйте моей Сунне, и сунне праведных халифов, ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «После меня халифат продлится тридцать лет». Последним халифом, завершившим эти годы, был ’Али, да будет Аллах доволен им. Мы свидетельствуем, что десять названных Пророком ﷺ сподвижников попадут в рай, так же, как об этом засвидетельствовал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав о них: «Абý Бакр попадет в рай, ’Умар попадет в рай, ’Усмáн попадет в рай, ’Али попадет в рай, Тальха попадет в рай, Аз-Зубайр попадет в рай, Са’ад попадет в рай, Са’ид попадет в рай, ’Абдур-Рахмáн Ибну ’Ауф попадет в рай и Абу ’Убайда бин Аль-Джаррáх попадет в рай». Мы свидетельствуем, что в рай попадет каждый, о ком свидетельствовал это Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «Аль-Хасан и Аль-Хусайн будут господами молодых людей в раю», также он сказал о Сáбите бин Кайсе: «Воистину, он будет одним из обитателей рая». Мы не можем утверждать, что кто нибудь из мусульман войдет в рай или в ад, кроме тех, которых назвал Посланник (мир ему и благословение Аллаха), но мы надеемся, что праведный войдет в рай, и опасаемся, что грешник попадет в ад.
Прозвище Усмана — Зун-Нурайн, то есть обладатель двух нуров, так как он был женат на двух дочерях пророка ﷺ.
Также поговорим об условиях шахады: «Мухаммад — посланник Аллаха». В наше время все говорят, что Мухаммад — посланник Аллаха. Однако, шахада требует от тебя выполнения определенных условий, а иначе ты являешься лгуном.
1. Вера во все, что сообщил посланник ﷺ без сомнений.
Если Пророк ﷺ сказал, что что-то было так, а что-то будет так, то ты обязан верить в это, а иначе ты лгун. Поэтому если посланник Аллаха ﷺ рассказал нам что-то о прошлых общинах, мы обязаны в это верить. Если же ты не веришь, тогда твоя шахада недействительна.
2. Подчинение тому, что повелел посланник ﷺ.
Если ты свидетельствуешь, что Мухаммад — посланник Аллаха, и он ﷺ тебе что-то приказал, то обязательно для тебя выполнить это, а иначе ты лгун.
3. Отстранение от того, что запретил посланник ﷺ.
Если пророк ﷺ нам что-то запретил, мы должны сторониться этого.
4. Не внедрять в религию того, что не узаконил посланник ﷺ будь это в вопросах убеждения, словах или делах.
И поэтому тот человек, который свидетельствует о том, что пророк ﷺ, а затем вводит нововведение, этот человек лгун. Если только он не оправдан невежеством.
5. Необходимо считать, что посланник Аллаха ﷺ донес до нас все необходимое.
То есть человек делает то, что не приказал Пророк ﷺ, этим самым косвенно говорит, будто бы Пророк ﷺ забыл что-то донести.
6. Вера в то, что Пророк ﷺ является печатью всех пророков.
И поэтому тот, кто утверждает, что после Мухаммада ﷺ есть другой пророк, этот человек неверный и его шахада недействительна. И в наше время появилось течение — кадъяниты. Они верят в Коран и Сунну, но в то же время не верят в нее! Как это? Они верят в аят, где Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَلَكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ ﴾
«Он Посланник Аллаха и печать пророков» Сура «аль-Ахзаб», аят 40.
Они говорят, что слова: « َخَاتَمَ النَّبِيِّينَ » — это не печать пророков, а украшение для пророков. И поэтому они говорят, что Мухаммад ﷺ не является последним пророком. Эти люди являются неверующими.
7. Любовь к Пророку ﷺ, которая больше любви к родителям, к детям и ко всем людям вместе.
Шейх Салих ибн ‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх говорит:
«Ибн Кудама рассказал в этих предложениях об убеждениях приверженцев Сунны в отношении сподвижников посланника Аллаха ﷺ. Мы убеждены в том, что самыми лучшими в этой общине после пророков, являются сподвижники. Как это пришло в хадисах, что пророк ﷺ сказал: «Лучшие из людей — это мои сподвижники». Аль-Бухари (3650), Муслим (2533). И этот хадис общий для всех сподвижников. Сподвижники лучше, чем те, которые жили после них. Однако сподвижники не равны между собой. Самый лучший из сподвижников — это Абу Бакр Ас-Сыддик, затем ’Умар ибн аль-Хаттаб, затем ’Усмáн ибн Аффан, затем ’Али. Они четверо — праведные халифы. И вначале было разногласие: кто лучше ’Усман или ’Али, несмотря на то, что было единогласное мнение о том, что ’Усман более достоин быть халифом, чем ’Али. Некоторые жители Куфы сказали, что ’Али лучше, чем ’Усман, однако большинство людей сказало, что ’Усман лучше. Это и есть убеждение приверженцев Сунны, так как ’Али засвидетельствовал о том, что ’Усман лучше.
И поэтому тот, кто считал, что ’Али лучше, чем ’Усман назывался шиитом (это не те шииты, которые в наше время). Это не те рафидиты, которые живут в наше время и поносят и проклинают Абу Бакра и ’Умара. Они говорят, что непричастны к ’Усману и ругают Му’ауию. Они считают верующими только шестерых сподвижников. Большинство из них отошли от Ислама.
Что касается сподвижников, то мухаджиры лучше, чем ансары. Затем те, кто дал присягу Довольства, затем те, кто принял ислам до открытия Мекки, затем все остальные. Всевышний Аллах сказал:
﴿ لَا يَسْتَوِي مِنكُم مَّنْ أَنفَقَ مِن قَبْلِ الْفَتْحِ وَقَاتَلَ أُوْلَئِكَ أَعْظَمُ دَرَجَةً مِّنَ الَّذِينَ أَنفَقُوا مِن بَعْدُ وَقَاتَلُوا وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ ﴾
«Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы над Меккой. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» Сура «аль-Хадид», аят 10.
Под «открытием Мекки» подразумевается Худайбийский мир. И не сравнятся те, кто дал присягу Довольства и те, кто принял ислам после этого. Это и есть степени сподвижников в общем. И сподвижники лучше, чем те, кто был после них.
Самые лучшие из мухаджиров — это десять обрадованных Раем. Это Абу Бакр, Умар, ’Усмáн, ’Али, Тальха ибн УбайдуЛлах, аз-Зубайр ибн уль-‘Аууам, Саид ибн Зейд, Саад ибн Аби Ваккас, Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах, ’Абдур-Рахмáн Ибну ’Ауф. Они лучшие из всех сподвижников.
Какое же положение у того, кто поносит сподвижников пророка ﷺ? Они делятся на два вида:
1. Тот, кто поносит всех или большинство сподвижников, он неверующий. Потому что этот человек отрицает аят, в котором Всевышний Аллах сказал:
﴿ لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ ﴾
«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом [в Худейбии]» Сура «аль-Фатх», аят 18.
И пришло в хадисе, что этих людей было 1400-1500 человек.
2. Тот, кто поносит некоторых сподвижников. Тут необходимо уточнять. Например, как хауариджи ругали сподвижников, они совершали очень большой грех, но он дошел до степени куфра. Однако, если кто-то ненавидит сподвижника, презирает его, это выводит человека из ислама. Всевышний Аллах сказал о сподвижниках:
﴿ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ ﴾
«Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих» Сура «аль-Фатх», аят 29.
То есть ярость неверных вызвали рассказы о сподвижниках. И поэтому тот, кто ненавидит сподвижников, он попал под описание Аллаха, Который сказал про таких людей, что они являются кафирами.
Что касается матерей правоверных, то поношение их, подобно поношению сподвижников.
А тот, кто обвиняет их в прелюбодеянии, он является неверующим. Ведь, Всевышний Аллах сказал о таких обвинениях:
﴿ يَعِظُكُمُ اللَّهُ أَن تَعُودُوا لِمِثْلِهِ أَبَدًا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ ﴾
«Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими» Сура «ан-Нур», аят 17.
Аллах обусловил это дело иманом. Поэтому после снисхождения этого аята, тот, кто обвиняет жен пророка ﷺ в этом, он неверующий.
Мы не можем утверждать, что кто нибудь из мусульман войдет в Рай или в Ад, кроме тех, которых назвал Посланник ﷺ, но мы надеемся, что праведный войдет в рай, и опасаемся, что грешник попадет в ад. Пророк ﷺ засвидетельствовал Раем, помимо десятерых, еще некоторым сподвижникам. Например, Хасан и Хусейн, У’каша и некоторые другие. Мы свидетельствуем, что в Рай попадет каждый, о ком свидетельствовал это Пророк ﷺ. Однако, некоторые ученые, среди которых шейхуль-Ислам ибн Таймийя, сказали: «Если вся умма сказала о ком-то, что он в Раю, то он в Раю». И они привели далиль: Анас рассказывал: “Однажды, когда мимо Пророка ﷺ проходила похоронная процессия, люди стали восхвалять покойного, и Пророк ﷺ сказал: «Стало обязательным». Затем прошла еще одна, и люди стали отзываться о покойном плохо, он сказал: «Стало обязательным». Тогда ‘Умар спросил: “Что стало обязательным?”Пророк ﷺ ответил: «За одного вы отозвались благом, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в Огне. Вы – свидетели Аллаха на земле!»” аль-Бухари 1367». [Конец слов шейха]
Хадисы, которые привел автор.
Сообщение, переданное со слов ’Али, в котором он говорит: «Самым лучшим в этой общине после ее Пророка является Абу Бакр, за ним ’Умар, а если бы я хотел, я назвал бы третьего». Ибн Аби ’Áсым (1235), Ахмад (1/106).
Абу ад-Дардá передал со слов Пророка ﷺ что он сказал: «Никогда солнце не восходило и никогда оно не заходило над кем-либо праведнее, после пророков и посланников, чем Абу Бакр». Хадис слабый. его привел Абу Ну’аúм в книге Аль-Хилья (10/301).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Следуйте моей Сунне, и сунне праведных халифов, ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками». Абу Дауд (4607), Ат-Тирмизи (2678).
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «После меня халифат продлится тридцать лет». Хадис сахих, Ахмад (5/221), Абу Давуд (4646), Ат-Тирмизи (2226).
А на счет следующего хадиса, то он передается со слов ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауфа и Са’ида ибн Зайда, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Абу Бакр в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Усман в Раю, ‘Али в Раю, Тальха ибн ‘Убайдуллах в Раю, аз-Зубайр ибн аль-‘Ауам в Раю, ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф в Раю, Са’д ибн Абу Уаккъас в Раю, Са’ид ибн Зайд в Раю и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах в Раю». Этот хадис приводят Ахмад 1/188, ат-Тирмизи 3747, Ибн Маджах 132 и др. Его достоверность подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль. См. «аль-Имта’» 1/104, «Сахих аль-джами’» 50, “Сахих Даляиль ан-нубууа” 203.
Пророк ﷺ сказал: «Аль-Хасан и Аль-Хусайн будут господами молодых людей в Раю». Хадис сахих. Ат-Тирмизи (3768), Ибну Мáджах (118), Ахмад (3/3).
Также он сказал о Сáбите бин Кайсе: «Воистину, он будет одним из обитателей Рая». Аль-Бухари (3613), Муслим (119).
Ибн Манзур сказал: “«Ас-Саляф», «ас-салиф», «ас-сальфа» – предшествовавшая община”. См. “Лисануль-‘араб” 6/330.
Примером этому являются слова Всевышнего Аллаха, который сказал о фараоне и его войске:
﴿ فَلَمَّا آسَفُونَا انْتَقَمْنَا مِنْهُمْ فَأَغْرَقْنَاهُمْ أَجْمَعِينَ {55} فَجَعَلْنَاهُمْ سَلَفًا وَمَثَلًا لِلْآخِرِينَ ﴾
«Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех. Мы сделали их предшественниками (саляфан) и назидательным примером для остальных» (Сура «аз-Зухруф», аяты 55-56).
Имам ас-Саффарини говорил: “Под мазхабом саляфов подразумевается то, на чем были благородные сподвижники пророка ﷺ и их последователи (таби’ун), известные своим благочестием, а также имамы нашей религии, о которых засвидетельствовали, что они действительно являлись великими имамами уммы”. См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/20.
Посланник Аллаха ﷺ, его сподвижники и их благочестивые последователи (таби’ун), да будет доволен ими Аллах, являются праведными предками (ас-саляфу-ссалих) нашей общины, да будет доволен ими Аллах. И каждый, кто призывает к тому, к чему призывал посланник Аллаха ﷺ, его сподвижники и их благочестивые последователи, находится на манхадже саляфов.
Имам ас-Сам’ани сказал: “Слово «саляфит» означает причисление себя к саляфам и следование их мазхабу, о котором тебе стало известно”. См. “аль-Ансаб” 3/274.
Хафиз аз-Захаби писал: “Саляфит (саляфий) – это тот, кто следует по мазхабу саляфов”. См. “ас-Сияр” 6/21.
Имам ас-Саффарини сказал: “Аль-Асарий” (асарит) – это причисление к вероубеждению асарии и к группе саляфии. По этому признаку узнается мазхаб саляфов, а это мазхаб предшествующей общины и всех признанных имамов!” См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/73.
Это и есть призыв саляфии – понимание Корана и Сунны в соответствии с пониманием праведных предшественников этой общины. Многие мусульмане заявляют о том, что они следуют Корану и Сунне, однако они забывают об этом важном условии, что необходимо понимать Коран и Сунну именно так, как понимали это праведные предшественники, а не так, как может или хочет понимать каждый. Этого требует Аллах и Его посланник ﷺ. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَمَنْ يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَىٰ وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ ۖ وَسَاءَتْ مَصِيرًا ﴾
«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» Сура «ан-Ниса», аят 115.
Имам Ибн Абу Джамра говорил: “Ученые сказали, что в этом аяте речь идет о сподвижниках и первых поколениях мусульман!” См. “Бахджату-ннуфус” 15.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ فَإِنْ آمَنُوا بِمِثْلِ مَا آمَنْتُمْ بِهِ فَقَدِ اهْتَدَوْا ۖ وَإِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّمَا هُمْ فِي شِقَاقٍ ۖ فَسَيَكْفِيكَهُمُ اللَّهُ ﴾
«Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем; если же они отвратятся, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них» Сура «аль-Бакара», аят 137.
Ибн ’Аббас сказал: “Речь идет о сподвижниках!” аль-Харауи в “Заммуль-калям” 759.
В этом аяте Аллах повелел не просто уверовать, а уверовать именно так, как уверовали сподвижники!
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ ﴾
«И следуй по пути тех, кто обратился ко Мне» Сура «Лукман», аят 15.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Каждый сподвижник пророка ﷺ был обратившимся к Аллаху, и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/120.
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42. Достоверность хадиса под-твердили имам ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, шейх аль-Альбани.
Также пророк ﷺ сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники». Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Также в истории о дискуссии Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, с хариджитами, сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал им: “Я пришел к вам от сподвижников Пророка ﷺ – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!” Ахмад 1/621, аль-Хаким 2/150. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Все это указывает на важность следования Корану и Сунне в понимании праведных предшественников. Каждый мусульманин обязан понимать Ислам так, как понимали его праведные предшественники, и не основываться на своем мнении, так как понимание Ислама «на свой лад» и привело к возникновению многочисленных сект!
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас». Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!» Ибн Наср в “ас-Сунна” 33, ат-Табарани в “аль-Кабир” 289. Шейх аль-Альбани называл хадис достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 494.
Мы не считаем неверным кого-либо из ахлюль-Кибла (последователи Каабы) из-за какого-либо совершенного им греха, и не утверждаем, что он не мусульманин из-за какого-то поступка совершенного им. Мы уверены, что Хáдж и Джихáд продолжаются при каждом имаме, вне зависимости от того, благочестив он или нечестив. Мы также убеждены в том, что пятничная молитва, которой они руководят, разрешена (действительна). Анас передал, что Пророк ﷺ сказал: «Три свойства считаются (одними) из основ веры: (1) воздержаться причинить зло тому, кто сказал: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», — и мы не считаем его неверным из-за какого-либо греха, который он совершил, и не утверждаем, что он не мусульманин из-за какого-то поступка, (2) борьба на пути Аллаха за веру продолжается с того времени, как Аллах — Велик Он Могуществен! — выбрал меня Посланником, и до того времени, когда последний человек из моей общины не будет сражаться с ад-Даджжáлом. Джихáд не будет отменен произволом несправедливого правителя и справедливостью справедливого, (3) вера в предопределение». Этот хадис передал Абу Дауд.
Только хауариджи обвиняли в неверии за большие грехи. И в наше время появилось очень много хауариджей, которые приписывают себя к ахлюс-Сунна уаль-джама’а. Однако, Пророк ﷺ сказал о хавариджах: «Хариджиты — собаки из числа обитателей Огня!» Ахмад 4/355; Ибн Маджах 173. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Грехи делятся на два вида:
И вера человека недействительна, если нет хотя бы одного из этих трех. И также неверие (куфр) может быть в одном из этих трех. Либо неверие в делах, либо неверие в словах, либо неверие в убеждениях. Например, человек может ругать Всевышнего Аллаха, и это будет неверием в словах. Например, земной поклон кому-либо, кроме Аллаха — это неверие в делах. Например, человек верит, что у Аллаха есть сын — это будет неверием в убеждениях.
Хадис, который привел автор недостоверный, но его смысл правильный.
В наше время люди говорят, что джихад длится до судного дня непрерывно. Они опираются на хадис, где Саляма ибн Нуфайль рассказывал: «Однажды я сидел с посланником Аллаха ﷺ, и какой-то мужчина сказал: “О посланник Аллаха, люди отпустили своих лошадей, сложили оружие и сказали, что нет джихада и война закончилась”. Посланник Аллаха ﷺ повернулся лицом и сказал: “Они солгали! Сейчас, сейчас пришло время сражений. И не перестанет группа из числа моей уммы сражаться за истину, и отвернет Аллах от них сердца некоторых людей, и пропитание их будет за счет этих, и так будет до Судного Дня, пока не придет обещание Аллаха. И в конях есть добро до Судного Дня. И Аллах внушил мне, что я скоро покину этот мир, а вы последуете за мной группами, бьющими друг друга по шее. И центром мусульман будет Шам!”» Ахмад 4/104, ан-Насаи 3561, Ибн Хиббан 1617. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1935.
Но мы должны посмотреть на то, как сподвижники понимали этот хадис. Если мы обратимся к жизнеописанию (сира) посланника Аллаха ﷺ, то увидим, что пророк ﷺ и его сподвижники не сражались непрерывно, и сам Пророк ﷺ заключал перемирие во время Худайбийского перемирия с многобожниками сроком на 10 лет. И это знали исламские ученые. Поэтому шейхуль-Ислам ибн Таймийя сказал: «Те из верующих, которые находятся на территории или в то время, когда они слабы, то они живут по аятам терпения и оставления того, кто оскорбляет Аллаха и Его посланника ﷺ из числа обладателей Писаний и мушриков. А что касается тех, кто обладает силой, то они живут по аятам сражения с предводителями куфра (неверия), которые ругают религию, и по аятам сражения с обладателями Писания, пока они не станут давать джизья, будучи покорными». См. «ас-Саримуль-маслюль» 2/412-414.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Из того, чем отличаются приверженцы Сунны, это то, что они не обвиняют в неверии за большие грехи, пока человек не считает их дозволенными. Но тот, кто видит человека совершающего грех, и ничего ему не говорит, это не выводит из ислама, так как он в сердце не дозволяет этого. Человек становится неверным, если он убежден, что то, что запретил Аллах, считается дозволенным. Он становится неверным, так как он не принял решение Всевышнего Аллаха». [Конец слов шейха]