Речью Всевышнего является и Великий Коран, он ясное Писание Всевышнего, Его крепкая вервь (религия) и Его прямой путь, ниспосланное откровение Господа миров, с которым снизошел верный ангел (Джибриль) к сердцу господина всех посланников, на ясном арабском языке. Он ниспослан Всевышним и никем не создан. Он от Всевышнего и к Всевышнему возвратится. Коран состоит из сур с ясными значениями, из ясных аятов, из букв и слов. Кто прочитал Коран правильно и разборчиво, тому будет вознаграждение за каждую букву, равное вознаграждению за десять добрых праведных дел. У Корана есть начало и конец. Он состоит из частей, а они в свою очередь поделены на более маленькие части. Его читают языками, хранят в сердцах и слушают ушами. Он записан в книгах (масахиф), он содержит ясно изложенные аяты (мухкам), и аяты, нуждающиеся в толковании (муташабих), и отменяющие аяты (насих), и аяты отмененные (мансух), общие (‘ам) и частные (хас), приказы и запреты. Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального. И сказал Всевышний: Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (Сура «аль-Исра», аят 88). Коран — книга, ниспосланная на арабском языке, о которой сказали неверующие: «Мы никогда не уверуем в этот Коран» (Сура Саба, аят 31). Некоторые из них сказали: «Это — не что иное, как слова человека» (Сура «аль-Муддассир», аят 25). Тогда Аллах Всевышний сказал о них: «Я брошу его в Преисподнюю» (Сура «аль-Муддассир», аят 26) Другие же из них сказали: «Коран — это стихи». И Аллах Всевышний сказал им: «Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это. Это — не что иное, как Напоминание и ясный Коран» (Сура «Йа Син», аят 69). Раз Аллах отрицал то, что Коран — это стихи, и утвердил, что это Писание от Аллаха, то не осталось никакого сомнения у разумных людей в том, что Коран — это Писание на арабском языке, которое состоит из слов, букв и аятов, поскольку никто не называет поэзией то, что не состоит из слов и букв. Аллах — Могуществен Он и Велик! — сказал, бросая им вызов: «Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (Сура «аль-Бакара», аят 23). Если бы Коран не состоял из букв, слов и звуков и был бы чем-то, что невозможно понять и осознать, то Аллах не бросил бы им вызов, сказав: «То сочините одну подобную суру». Всевышний сказал: «Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: «Принеси нам другой Коран или замени его!». Скажи: «Не подобает мне заменять его по своему желанию» (Сура «Йунус», аят 15). Аллах, таким образом, утвердил, что Коран — это те аяты, которые им читали. Всевышний сказал: «Напротив, это — ясные аяты в груди тех, кому даровано знание, и только беззаконники отвергают Наши знамения» (Сура «аль-‘Анкабут», аят 49). И сказал Всевышний после того, как поклялся: «Воистину, это — благородный Коран, находящийся в Хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные» (Сура «аль-Уаки‘а», аяты 77-79). Всевышний также сказал: «Каф. Ха. Йа. Айн. Сад» (Сура «Марйам», аят 1). А также: «Ха. Мим. Айн. Син. Каф» (Сура «аш-Шура», аяты 1-2). Всевышний Аллах начал 29 сур Корана отдельными буквами арабского языка. Пророк ﷺ сказал: «Кто прочитал Коран правильно и разборчиво, тому за каждую букву будет вознаграждение, равное вознаграждению за десять добрых праведных дел, а тому, кто читал Коран и ошибся в чтении, будет за каждую букву вознаграждение, равное вознаграждению за одно доброе дело». Хадис сахих. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Читайте Коран до того, как придут люди, которые будут его искусно читать, желая получать за него награду в этой жизни, не думая о вознаграждении в будущей жизни, но их усердие не будет принято». Абу Бакр и ’Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, сказали: «Правильное чтение Корана для нас лучше, чем выучить наизусть несколько его букв». ’Али сказал: «Тот, кто отрицал одну из букв Корана, отрицал весь Коран». Мусульмане сошлись во мнении насчет числа сур Корана, его аятов, слов и букв. Они единодушны в том, что тот, кто отрицает одну из сур, один из его аятов, одно его слово или одну его букву, по поводу достоверности которых исламские ученые единогласно согласились, — он неверующий. В этом великое доказательство того, что Коран состоит из букв.
Ибн Кудама привел, что Пророк ﷺ сказал: «Кто прочитал Коран правильно и разборчиво, тому за каждую букву будет вознаграждение, равное вознаграждению за десять добрых праведных дел, а тому, кто читал Коран и ошибся в чтении, будет за каждую букву вознаграждение, равное вознаграждению за одно доброе дело». И написал, что хадис сахих. Но хадис недостоверный на самом деле.
Его привел Ас-Суюти в книге «аль-Хауи» (1/564), ат-Табарани в книге «аль-Кабúр» (6021), Шейх Альбани привел его в книге слабых хадисов (1344).
В иснаде есть человек — Нахшаль ибн Са’ид, он матрук. А Исхакъ ибн Рахавейх назвал его лжецом. Хадис такого человека не может считаться даже хорошим (хасан).
Но есть похожий хадис. Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздается) десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» это одна буква, нет, «Алиф» — буква, «Лям» — буква и «Мим» — буква». «Сунан» ат-Тирмизи, №2910.
Автор привел: «Абу Бакр и ’Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, сказали: “Правильное чтение Корана для нас лучше, чем выучить наизусть несколько его букв”». Но этот асар недостоверный.
Передал Ибну Анбари в книге «Идахуль-уакфи уаль-ибтида» часть 1, стр.18. И в нем несколько недостатков.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Разговор о том, что Коран является словами Аллаха более конкретнее, чем разговор просто об Атрибуте — Речь. И поэтому мы говорим о том, что Ахлюс-Сунна уаль-джама’а уделили внимание подтверждению Атрибута Речи в отношении Всевышнего Аллаха в своих словах. И они подтвердили то, что Коран является одной из частей Речи Всевышнего Аллаха. И если мы подтвердим то, что слова Всевышнего Аллаха представляют из себя буквы и звуки, и она (Речь) состоит из слов, букв и предложений, тогда им придётся согласиться с тем, что Аллах обладает таким Атрибутом, как Речь. Если мы подтвердим конкретное, то будет доказано то, что намного шире в этом разделе». [Конец слов шейха]
Аш’ариты говорят то, что Коран не является тем, что состоит из букв и предложений, а говорят, что Коран является что-то одно общее, и Всевышний Аллах внушает его Джибрилю, затем Джибриль чувствует его и начинает о нём говорить буквами. Получается буквы и предложения исходят от кого? От Аллаха? Или от Джибриля? По их словам от Джибриля. И если мы спросим: «Коран состоит из букв, слов и предложений»? Они ответят: «Да». Т.е., если он состоит из букв, слов и предложений получается тогда все слова Аллаха состоят из букв, слов и предложений.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
Джибриль снизошел к пророку Мухаммаду ﷺ. Он принес Коран, а Коран — это Речь Аллаха. Коран является частью из речи Всевышнего Аллаха. Из слов Всевышнего Аллаха есть Коран, а есть и то, что не является Кораном. Как сказал Всевышний:
﴿ قُل لَّوْ كَانَ الْبَحْرُ مِدَادًا لِّكَلِمَاتِ رَبِّي لَنَفِدَ الْبَحْرُ قَبْلَ أَن تَنفَدَ كَلِمَاتُ رَبِّي وَلَوْ جِئْنَا بِمِثْلِهِ مَدَدًا ﴾
«Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море»» Сура «аль-Кахф», аят 109.
Коран является Словами Аллаха, которые слышал от Него Джибриль. И Джибриль передал их пророку ﷺ в таком виде, в каком он услышал их. И поэтому слова, буквы, аяты и Суры Корана услышал Джибриль. Как сказал Всевышний Аллах:
﴿ الم ﴾
«Алиф. Лям. Мим» Сура «аль-Бакара», аят 1.
В подобных аятах пришли отдельные буквы. И это указывает на то, что Джибриль слышал Коран именно буквами. И если он слышал их буквами, значит Аллах говорил буквами. И поэтому мы подтверждаем, что Всевышний Аллах говорит словами, которые слышимы и состоят из букв.
У Корана есть несколько степеней:
1 — مرتبة الكتابة — Всевышний Аллах сказал в Коране:
﴿ إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ فِي كِتَابٍ مَّكْنُونٍ ﴾
«Воистину, это — благородный Коран, находящийся в Хранимом Писании» Сура «аль-Уаки‘а», аяты 77-78.
Всевышний Аллах до того, как говорил об этом Коране, создал Хранимую Скрижаль «аль-лаух аль-махфу́з» (араб. اللوح المحفوظ ) и написал в ней этот Коран. Это степень писания до степени речи. И Всевышний Аллах сделал его написанным в Хранимой Скрижали. И это из-за широты Его Знаний. Всевышний Аллах знает то, что Он ниспошлёт Своему рабу Мухаммаду ﷺ, поэтому Он его сохранил в Хранимой Скрижали». [Конец слов шейха]
Если кто-то скажет: «Подожди, в Коране же у нас пришло:
﴿ قَدْ سَمِعَ اللَّهُ قَوْلَ الَّتِي تُجَادِلُكَ فِي زَوْجِهَا وَتَشْتَكِي إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ يَسْمَعُ تَحَاوُرَكُمَا إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ ﴾
«Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах — Слышащий, Видящий» Сура «аль-Муджадиля», аят 1.
Тогда же её ещё не было. Аллах об этом ещё не сказал. Аллах об этом написал, как написал?» А в чём проблема? Всевышний Аллах знал, что появится эта женщина, или не знал? Знал! И из-за того, что Он знал, Он и написал об этом. Ведь, Всевышний Аллах всё знает:
﴿ إِنَّ اللّهَ لاَ يَخْفَىَ عَلَيْهِ شَيْءٌ فِي الأَرْضِ وَلاَ فِي السَّمَاء ﴾
«Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах» Сура «Али Имран», аят 5.
И поэтому это было написано, когда Он создал Хранимую Скрижаль.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз али Шейх говорит:
Вторая степень — После того, как был послан Мухаммад ﷺ, Всевышний Аллах спустил Коран к месту, которое называется Байтуль-’Изза — ( بيت العزة )
Как передал это Ибн ’Аббас: «Аллах ниспослал Коран и поместил его в Байтуль-’Изза на первом небе, потом он был ниспослан частями в течении 23 лет». [Конец слов шейха]
Насчет этого среди ученых есть разногласие, существовала ли эта вторая степень или нет? И шейх Мухаммад ибн Ибрахим, у него есть отдельное послание, в котором отрицается вот эта вторая степень.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
3 — مرتبة الكلام والتكلم به — Степень речи — это и есть то, чем описывается Коран. Всевышний Аллах говорил этим Кораном и это слышал Джибриль. Потом Джибриль донес это до пророка ﷺ. И Всевышний Аллах говорил этим Кораном только после пророчества Мухаммада ﷺ. Всевышний Аллах сказал:
﴿ قَدْ سَمِعَ اللَّهُ قَوْلَ الَّتِي تُجَادِلُكَ فِي زَوْجِهَا وَتَشْتَكِي إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ يَسْمَعُ تَحَاوُرَكُمَا إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ ﴾
«Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах — Слышащий, Видящий» Сура «аль-Муджадиля», аят 1.
И Всевышний Аллах сказал эти слова, когда появилась эта женщина, которая вступила в пререкания относительно своего мужа.
И сказал Всевышний:
﴿ مَا يَأْتِيهِم مِّن ذِكْرٍ مَّن رَّبِّهِم مُّحْدَثٍ إِلَّا اسْتَمَعُوهُ وَهُمْ يَلْعَبُونَ ﴾
«Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь» Сура «аль-Анбийа», аят 2.
Всевышний Аллах заговорил Кораном по Своему желанию в соответствии с мудростью. Этим самым мы отрицаем высказывания аш’аритов, которые говорят, что Аллах не говорил буквами и звуками. Отрицаем то, что Коран является созданным, как об этом сказали муътазилиты. И была великая смута относительно этого вопроса во времена имама Ахмада.
Также кто-то заявил о том, что Джибриль прочитал Коран из Хранимой Скрижали, как об этом сказал имам Суюты и также группа людей до него. Этим самым они отрицают то, что Аллах говорил этим Кораном.
И поэтому доказательства, которые привел Ибн Кудама — явные и четкие. Аллах говорил буквами и словами. Всевышний Аллах сказал:
﴿ قُلْ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أُبَدِّلَهُ مِن تِلْقَاء نَفْسِي إِنْ أَتَّبِعُ إِلاَّ مَا يُوحَى إِلَيَّ إِنِّي أَخَافُ إِنْ عَصَيْتُ رَبِّي عَذَابَ يَوْمٍ عَظِيمٍ ﴾
«Скажи: «Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут мучения в Великий день»» Сура «Йунус», аят 15.
И это указывает на то, что пророк ﷺ лишь передал послание. Всевышний Аллах говорит:
﴿ إِنَّهُ لَقَوْلُ رَسُولٍ كَرِيمٍ ﴾
«Это — слова благородного посланца» Сура «ат-Такуир», аят 19.
В этом аяте Всевышний говорит о Джибриле, так как далее следует:
﴿ ذِي قُوَّةٍ عِندَ ذِي الْعَرْشِ مَكِينٍ ﴾
«Обладателя силы при Владыке Трона, почитаемого» Сура «ат-Такуир», аят 20.
А в другом месте Всевышний Аллах говорит:
﴿ إِنَّهُ لَقَوْلُ رَسُولٍ كَرِيمٍ وَمَا هُوَ بِقَوْلِ شَاعِرٍ قَلِيلًا مَا تُؤْمِنُونَ ﴾
«Это — слова благородного посланца. Это — не слова поэта. Мало же вы веруете!» Сура «аль-Хакка», аят 40-41.
Эти слова уже о Мухаммаде ﷺ. То есть Джибриль и Мухаммад всего лишь передали это послание. И стало нам понятным некоторая часть того, что связано с этой темой. И это одна из самых первых тем, относительно которой появились разногласия в этой общине.
’Акыда ахлюс-Сунна уаль-джама’а говорит о том, что Всевышний Аллах говорит. Он разговаривает речью, которая описывается, как «къадúм». Он говорит голосом, который слышится. И Его Речь состоит из букв. Их слышал Муса, мир ему, и Джибриль, и ангелы, и услышат люди в судный День. И Его Речь не подобна речи кого-либо другого. И в Судный День Он будет звать их таким голосом, что Его услышат одинаково как далекий, так и близкий. Его Речь приходит с разных сторон, а не с одной. Это одно из великих описаний, которым описан Всевышний Аллах. И Коран — это Слова Аллаха и он не сотворен». [Конец слов шейха]
Сказал автор: «Он от Всевышнего и к Всевышнему возвратится». Как сказал Абдуллах бин Мас’уд: «Как-то ночью пройдутся по Корану, и не останется аята в книгах и в сердце кого-нибудь не вознесенным. То есть все то, что было на земле из аятов, будет вознесено». Хадис сахих, ад-Дарими (3204).
Автор привел хадис: Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Читайте Коран до того, как придут люди, которые будут его искусно читать, желая получать за него награду в этой жизни, не думая о вознаграждении в будущей жизни, но их усердие не будет принято». Абу Дауд (831), Ахмад (5/338), Ибн Хиббан и др. Хадис является достоверным.
’Али сказал: «Тот, кто отрицал одну из букв Корана, отрицал весь Коран». Передано в Мусаннаф ’Абдур-Раззáка (15945), только со слов Ибн Мас’уда, а не со слов ’Али.
В День воскресения верующие увидят своего Господа своими глазами и посетят Его и будут беседовать с Ним. Аллах Всевышний сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (Сура «аль-Кыйама», аят 22-23). И сказал Всевышний: «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (Сура «аль-Мутаффифин», аят 15). Раз неверующих отдалят от Господа, поскольку они вызвали Его негодование, то это доказательство того, что верующие будут взирать на Него, поскольку Он доволен ими, и иначе не было бы разницы между верующими и неверующими. Пророк ﷺ сказал: «Поистине, вы будете взирать на своего Господа (в День воскресения) так же, как вы смотрите (сейчас) на эту луну и вы не будете обижены, когда вы будете взирать на Него». Согласованный хадис. Сравнение здесь относится к действию (т.е. к слову взирать), а не к видимому, поскольку Аллаху Всевышнему нет равного или подобного.
Тут имам Ибн Кудама привел слова имама аш-Шафи’и. Имам аш-Шафи’и привел в доказательство относительно видения Аллаха верующими аят:
﴿ كَلَّا إِنَّهُمْ عَن رَّبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّمَحْجُوبُونَ ﴾
«Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» Сура «аль-Мутаффифин», аят 15.
И далее продолжил имам аш-Шафи’и: «Раз неверующих отдалят от Господа, поскольку они вызвали Его негодование, то это доказательство того, что верующие будут взирать на Него, поскольку Он доволен ими, и иначе не было бы разницы между верующими и неверующими».
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Это тоже из вероубеждения приверженцев Сунны, в котором они противоречат нововведенцам. Приверженцы Сунны имеют убеждение о том, что мы увидим Аллаха в Судный День, но не можем увидеть Его на этом свете. Как сказал Всевышний Аллах Мусе:
﴿ لَن تَرَانِي وَلَكِنِ انظُرْ إِلَى الْجَبَلِ فَإِنِ اسْتَقَرَّ مَكَانَهُ فَسَوْفَ تَرَانِي ﴾
«Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня» Сура «аль-А’раф», аят 143.
Видение Аллах в этом мире невозможно, но на том свете — возможно. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾
«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» Сура «аль-Кыйама», аят 22-23.
И верующие увидят Господа в Судный День, а также увидят Его в Раю. И не будет для них большей милости, чем видение Аллаха. И поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴿ لِّلَّذِينَ أَحْسَنُواْ الْحُسْنَى وَزِيَادَةٌ ﴾
«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее, и им будет добавлено еще» Сура «Йунус», аят 26.
И посланник Аллаха ﷺ сказал о словах «И им будет добавлено еще»: «Им будет дана возможность увидеть Аллаха». Муслим, и др. Имам Муслим приводит его со слов Сухайба ар-Руми, да будет доволен им Аллах.
Некоторые новвоведенцы сказали, что невозможно увидеть Аллаха ни на этом свете, ни на том свете. И это слова джахмитов и муътазилитов.
И переделали они слова Аллаха:
﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾
«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» Сура аль-Кыйама, аят 22-23.
То есть, сказали, что «Назара» в смысле ждущие, а не смотрящие». [Конец слов шейха]
Слово «Назара» в Коране пришло в нескольких смыслах:
1 — Когда приходит « نظر » без каких-либо частиц, то его смысл «ждать».
Как сказал Всевышний:
﴿ هَلْ يَنظُرُونَ إِلاَّ تَأْوِيلَهُ ﴾
«Неужели они дожидаются чего-либо, кроме исполнения пророчества?» Сура «аль-А’раф», аят 53.
А также:
﴿ يَوْمَ يَقُولُ الْمُنَافِقُونَ وَالْمُنَافِقَاتُ لِلَّذِينَ آمَنُوا انظُرُونَا نَقْتَبِسْ مِن نُّورِكُم ﴾
«В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: «Подождите, мы позаимствуем у вас немного света»» Сура «аль-Хадид», аят 13.
2 — « نظر في » — Его смысл — «Задумываться»
3 — « نظر الى » — Его смысл — «Видеть».
Как сказал Всевышний:
﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾
«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» Сура аль-Кыйама, аят 22-23.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«И они сказали, что смысл аята: Одни лица в тот день будут сиять и ждать (милости) своего Господа.
Это убеждение, также имеет одно из течений хауариджей, а также му’тазилиты. То, что они сказали, этого нет даже в арабском языке. Не говоря уже о том, что на видение рабами их Господа пришло много доказательств. То, что касается рассуждений нововведенцев, то они ошибочны. Потому что Всевышний Аллах сказал:
﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾
«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» Сура «аль-Кыйама», аят 22-23.
Слово « نظر » иногда приходит со смыслом «ждать», но в этом случае после него не приходит частица « الى ».
Как сказал Всевышний Аллах:
﴿ هَلْ يَنظُرُونَ إِلاَّ تَأْوِيلَهُ ﴾
«Неужели они дожидаются чего-либо, кроме исполнения пророчества?» Сура «аль-А’раф», аят 53.
Если же у тебя приходит « نظر الى » , то его смысл «видеть». И не может быть тут никакого другого смысла. И сказал Всевышний Аллах:
﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾
«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» Сура «аль-Кыйама», аят 22-23.
Также в этом вопросе отошли от истины аш’ариты и матуридиты. Они подтвердили видение Аллаха в Судный День и начали спорить об этом с муътазилитами. Но они — аш’ариты и матуридиты — говорят, что взгляд будет не глазами, а чувством. Это невозможно представить и поэтому муътазилиты опровергали аш’аритов. Между ним были споры, однако не будем тратить на это время. И муътазилиты были сильнее в этом вопросе, чем аш’ариты со стороны разума. Однако обе эти группы противоречили тому, на что указывают доказательства. Что касается муътазилитов, то они отрицали этот атрибут, из-за своего разума. Они приводят аят, где Всевышний Аллах сказал:
﴿ لَن تَرَانِي ﴾
«Ты не увидишь Меня» Сура «аль-А’раф», аят 143.
Они говорят, что частица « لَن » указывает на вечное отрицание на этом и на том свете.
Во-первых, они ошиблись по грамматике арабского языка. И поэтому Ибн Малик сказал в одном из своих матнов по грамматике:
ومنْ رَأَى النفيَ بِلَنْ مُؤبَّدا فقولَه أُردُد وسِواهُ فاعْضدا
«И тот, кто считает, что отрицание с частицой “лян” указывает на вечное,
Его слова отвергай, а все другие принимай».
И тот, кто считает, что « لَن » указывает на вечное отрицание, то не принимай его слова. И не пришло ничего подобного от арабов. И доказательством тому, являются слова Аллаха о том, что Марьям сказала:
﴿ فَلَنْ أُكَلِّمَ الْيَوْمَ إِنسِيًّا ﴾
«Я не стану сегодня разговаривать с людьми» Сура «Марйам», аят 26.
Если бы « لَن » указывала на вечное отрицание, то не было бы никакого смысла добавлять туда « الْيَوْمَ ». И поэтому явно видно, что « لَن » не указывает на вечность, как ранее об этом сказал Ибн Малик.
Как бы не было, эти темы надо разбирать более подробно. И тот, кто желает их разобрать более подробно, пусть вернется к другим книгам». [Конец слов шейха]
Также приведем хадис, который привел Ибн Кудама, полностью.
Сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды ночью, когда мы находились вместе с Пророком ﷺ он посмотрел на луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его, то совершайте (их)”. А после этого он прочитал (аят, в котором сказано): “…и прославляй Господа твоего до восхода солнца и перед заходом”». Аль-Бухари (554), Муслим (633).