Передаётся от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ, сказал: «Если кто-нибудь (захочет) поклясться и (по забывчивости) скажет: “Клянусь аль-Лят и аль-‘Уззой”, — пусть (тотчас же) скажет: “Ля иляха илля-Ллах”, — а тот, кто скажет своему товарищу: “Давай-ка я сыграю с тобой”, — пусть подаст милостыню». См. Аль-Бухари 4860, Муслим 4260.
Передал хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах в «Фатх аль-Бари» от аль-Хаттаби, да помилует его Аллах, что он сказал: «Клятва приносится объектом поклонения, которого возвеличивают. Если кто-то поклянётся аль-Лятом или чем-то подобным, тот уподобился неверным, и ему приказано исправить это словами единобожия». См. «Фатх аль-Бари», 8/479.
И похожий хадис от Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Поступать согласно суевериям означает придавать Аллаху сотоварищей. Нет среди нас такого (кому не приходит в голову нечто подобное), однако Аллах избавляет от этого благодаря упованию на Него». См. «Аль-адаб аль-муфрад», 909; Абу Дауд 3910; ат-Тирмизи 1614.
Передаётся в хадисе ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Тот, кого дурная примета отвратит от его нужды, придал Аллаху сотоварищей». Его спросили: «О Посланник Аллаха! А что является искуплением этого?» Он ответил: «Чтобы один из вас сказал: “О Аллах, нет блага, кроме Твоего блага, и нет птиц, кроме Твоих птиц, и нет никого, достойного поклонения, кроме Тебя”». См. Ахмад 7045; «ас-Сахиха», 1065.
Шейхуль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал об этом хадисе: «Искуплением ширка (многобожия) является единобожие, а благие деяния удаляют дурные». См. «Аль-мустадрак ‘аля маджму‘ аль-фатава», 1/133.
Великий учёный аль-Мула ‘Али аль-Кари, да помилует его Аллах, сказал о словах в хадисе «Поступать согласно суевериям — это придавание Аллаху сотоварищей. Нет среди нас такого (кому не приходит в голову нечто подобное), однако Аллах избавляет от этого благодаря упованию на Него»: «То есть суеверия — это то, что люди находят в своих сердцах. Это воображение появляется в их душах, однако оно никак не влияет на то, чтобы получить пользу или отстранить вред. Это всего лишь то, посредством чего шайтан наущает и приукрашает, чтобы люди поступали в соответствии с этими суевериями, чтобы привести их к убеждению, что есть влияющие вещи, помимо Аллаха. Это — явное неверие по единогласному мнению учёных. И не должны суеверия отвращать людей и препятствовать их целям, поскольку они не вредят и не приносят пользы». И сказал ат-Тыби, да помилует его Аллах: “То есть воображения, возникающие в сердцах людей, не должны препятствовать их целям и путям, по которым они направились. И запрет пришёл относительно того, что люди представляют себе внешне. По сути им запрещено исполнять возникающие иллюзии, которые отвращают от намеченного». См. «Аль-миркат аль-мафатих шарх мишкат аль-масабих», 4/71.
Сказал великий учёный Сулейман ибн ‘Абдуллах Али аш-Шейх, да помилует его Аллах: «Кто ухватится за твёрдую рукоять единобожия, станет держаться за Его крепкую вервь и уповать на Аллаха, тот избавится от мыслей, связанных с суевериями до того, как они укрепятся, и он опередит эти мысли прежде, чем они заполнят его». См. «Тайсир аль-‘Азиз аль-Хамид», 2/758.
Итог всего упомянутого: тот, кого суеверия отвратят от какого-то дела, придал Аллаху сотоварищей, поскольку он убеждён в том, что есть то, что приносит пользу или вред помимо Всевышнего Аллаха. Если же в душе появляется что-то из этого, и это не отвращает человека от намеченного дела, то это не является ширком (придаванием Аллаху сотоварищей), однако за него есть опасение, и ему следует произнести эту полезную мольбу для того, чтобы избавиться от того, что в его душе, посредством бараката (благодати) единобожия Всевышнего Аллаха.