Сказал Всевышний:
﴿أَلَمۡ تَرَ كَيۡفَ ضَرَبَ ٱللَّهُ مَثَلٗا كَلِمَةٗ طَيِّبَةٗ كَشَجَرَةٖ طَيِّبَةٍ أَصۡلُهَا ثَابِتٌ وَفَرۡعُهَا فِي ٱلسَّمَآءِ ❁ تُؤۡتِيٓ أُكُلَهَا كُلَّ حِينِۭ بِإِذۡنِ رَبِّهَاۗ وَيَضۡرِبُ ٱللَّهُ ٱلۡأَمۡثَالَ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمۡ يَتَذَكَّرُونَ ❁ وَمَثَلُ كَلِمَةٍ خَبِيثَةٖ كَشَجَرَةٍ خَبِيثَةٍ ٱجۡتُثَّتۡ مِن فَوۡقِ ٱلۡأَرۡضِ مَا لَهَا مِن قَرَارٖ ❁ يُثَبِّتُ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ بِٱلۡقَوۡلِ ٱلثَّابِتِ فِي ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا وَفِي ٱلۡأٓخِرَةِۖ وَيُضِلُّ ٱللَّهُ ٱلظَّٰلِمِينَۚ وَيَفۡعَلُ ٱللَّهُ مَا يَشَآءُ﴾
«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, — быть может, они помянут назидание. А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности. Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает» Сура «Ибрахим», аят 24–27.
Прекрасное слово — это, как сказал Ибн ‘Аббас, да помилует его Аллах, свидетельство «Ля иляха илля-Ллах», и также он сказал, что «скверное слово» — это многобожие. См. «Зад аль-масир» 4/358, «Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым» 4/491.
Сказал Всевышний Аллах:
﴿مَنۡ عَمِلَ صَٰلِحٗا مِّن ذَكَرٍ أَوۡ أُنثَىٰ وَهُوَ مُؤۡمِنٌ فَلَنُحۡيِيَنَّهُۥ حَيَوٰةٗ طَيِّبَةٗۖ وَلَنَجۡزِيَنَّهُمۡ أَجۡرَهُم بِأَحۡسَنِ مَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ﴾
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» Сура «ан-Нахль», аят 97.
Сказал Фудайль ибн ‘Ияд, да помилует его Аллах, о смысле слов из аята «которые поступали праведно»: «Самые искренние и правильные. Если деяния будут искренними, но не правильными, то они не будут приняты. Если деяния будут правильными, но не искренними, то они не будут приняты, пока не будут искренними. Искренние деяния — это совершаемые ради Аллаха, правильные — соответствующие Сунне». См. Привёл Абу Ну‘айм в «аль-Хилья», 8/95.
Сказал шейхуль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Вся религия состоит в том, чтобы не поклоняться никому, кроме Аллаха, и не поклоняться Аллаху кроме как тем, что Он узаконил для нас, и не поклоняться посредством нововведений». См. «Маджму‘ аль-фатава» 11/585, также см. 27/148.
Сказал Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Искренность (ихляс) заключается в том, чтобы не делить желаемое, а правдивость (сыдкъ) заключается в том, чтобы не делить желание. И сущность искренности — это уединение желаемого, а сущность правдивости — это уединение желания. И они дают плоды не иначе как при полной покорности в следовании. И если будет отсутствовать искренность и следование за Пророком, то человек непременно отступит назад. А если он не будет прилагать усилий и уединять своё желание, то его движение будет ограниченным. А если в нём соберутся три вещи — искренность, правдивость и следование, то он станет тем, с кем невозможно соревноваться на его поприще, и это милость Аллаха, которую Он дарует кому пожелает, Аллах Дарующий милость, Великий». См. «Мадаридж ас-саликин», 2/324.