Достоинства Единобожия

Полезный сборник о важности единобожия

33. Тавассуль* посредством единобожия — из величайших способов приближения к Всевышнему Аллаху

* Поиск близости к Аллаху в шариате обозначается термином «тавассуль», который является производным от слова «василя» и в в своём языковом значении на арабском языке означает «достижение желаемого», «стремление к цели». Шариатское же значение термина «тавассуль» — это обретение довольства Аллаха и Рая посредством совершения узаконенных поступков и избегания запрещённых деяний. — Прим.ред.

Тавассуль — это одно из самых великих поклонений. Сказал Всевышний Аллах, Велик Он и Могуч:

﴿أُوْلَٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ يَدۡعُونَ يَبۡتَغُونَ إِلَىٰ رَبِّهِمُ ٱلۡوَسِيلَةَ أَيُّهُمۡ أَقۡرَبُ وَيَرۡجُونَ رَحۡمَتَهُۥ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُۥٓۚ إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ كَانَ مَحۡذُورٗا﴾

«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» Сура «аль-­Исра», аят 57.

Василя — это связь и близость, во множественном числе — الوسائل См. «Лисан аль-‘араб» Ибн Манзура, 15/301.

Приближение к Аллаху не осуществляется ничем, кроме того, что Он узаконил — Пречист Он. Всевышний Аллах сказал:

﴿أَمۡ لَهُمۡ شُرَكَٰٓؤُاْ شَرَعُواْ لَهُم مِّنَ ٱلدِّينِ مَا لَمۡ يَأۡذَنۢ بِهِ ٱللَّهُۚ﴾

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» Сура «аш-­Шура», аят 21. 

И поэтому определение слова «поклонение» — «общее название, охватывающее всё, что любит Аллах, и чем Он доволен из слов и дел, как явных, так и скрытых». См. «Маджму‘ аль-фатава», 10/149; «аль-‘Убудия» Ибн Теймиййи, с. 19.

Тавассуль (приближение к Аллаху) посредством Его прекрасных имён и атрибутов величия — из самых великих видов тавассуля. Посредством этого происходит восхваление Аллаха и Его прославление, Пречист Он, как это передаётся со слов Пророка, мир ему и благословление Аллаха, что Аллах сказал: «Если раб (Аллаха) скажет: “Хвала Аллаху, Господу миров”, Аллах Всевышний говорит: “Раб Мой воздал Мне хвалу”. Если (раб Аллаха) скажет: “Милостивому, Милосердному”, Аллах Всевышний говорит: “Раб Мой возблагодарил Меня”. Если (раб Аллаха) скажет: “Царю Дня воздаяния”, Аллах говорит: “Раб Мой восславил Меня”». См. Муслим 395.

Доводы на этот вид поклонения очень многочисленны, и ты не сможешь найти мольбу, передаваемую от Пророка, в которой бы не содержалось прошение у Аллаха, Велик Он и Могуч, посредством Его имён и атрибутов — и это занимает место вступления для мольбы.

Передаётся от благородного Посланника ‎ﷺ, как в мольбе при скорби, он сказал: «О Аллах, поистине, я — Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или обучил кого-либо из сотворённых Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства». См. Ахмад 3712, аль-­Хаким 1369, «ас-­Сахиха» 199.

Доводом из этого хадиса являются слова: «Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или обучил кого-либо из сотворённых Тобой».

Также передаётся в достоверном хадисе полное разъяснение этого вида поклонения, а это то, что посланник Аллаха ‎ﷺ, услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху, не восславив перед этим Аллаха Всевышнего и не обратившись к Нему с мольбами за Пророка ‎ﷺ, и Посланник Аллаха ‎ﷺ, сказал: «Этот человек поспешил!» — после чего подозвал его к себе и сказал ему (или: … кому-то другому): «Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратиться к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу своему Преславному Господу и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на Пророка», — да благословит его Аллах и да приветствует, — «а уже потом просит, чего пожелает». См. Абу Дауд 1481, ат-­Тирмизи 3477. Это указывает на желательность тавассуля посредством имён и атрибутов Аллаха в начале мольбы, просьбы того, что у Аллаха, и что это из причин принятия мольбы с дозволения Аллаха.