Азан (призыв на молитву), несмотря на его краткость, содержит в себе вопросы вероубеждения. Так, такбир (такбир — произнесение слов «Аллаху акбар» (Аллах Велик)) указывает на существование Аллаха и утверждение Его атрибутов величия. Два свидетельства утверждают чистое (искреннее) единобожие и посланничество Мухаммада ﷺ, а также отрицают ширк. Призыв к спасению указывает на День суда и расчёта. Также учёные упомянули, что у азана есть великие мудрости, из них — проявление обрядов ислама и проявление слов единобожия. См. «Тайсир аль-‘аллям шарх ‘умдат аль-ахкам» шейха ‘Абдуллаха аль-Бассама, сокращённо (1/137).
Сказал Всевышний Аллах:
﴿وَمَنۡ أَحۡسَنُ قَوۡلٗا مِّمَّن دَعَآ إِلَى ٱللَّهِ وَعَمِلَ صَٰلِحٗا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ ٱلۡمُسۡلِمِينَ﴾
«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из мусульман»?» Сура «Фуссылят», аят 33.
Было сказано о толковании слов «того, кто призывает к Аллаху»: «Это муадзин». См. Привёл это Кайс ибн Аби Хазим у Ибн Джарира 24/118, и у Ибн Касира от ‘Айши, да будет доволен ею Аллах, и Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, и ‘Икримы 7/180.
Сказал хафиз Ибн Раджаб, да помилует его Аллах: «Под полноценным призывом имеется в виду призыв азана, поскольку это призыв к самому почётному из поклонений, стоянию в положении близости к Аллаху и тайного взывания. Поэтому это полноценный призыв, то есть слова, в которых нет недостатка, в отличие от того, что является призывом невежд». См. «Фатх аль-Бари» Ибн Раджаба, 3/465.
Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Под полноценным призывом имеется в виду призыв к единобожию, подобно словам Всевышнего: “К Нему обращён призыв истины” Сура «ар-Ра‘д», аят 14. Также призыв к единобожию назван полноценным призывом, поскольку многобожие является недостатком. Ибн ат-Тин сказал: “Азан описан полнотой, поскольку в нём самые полноценные слова, а это — Ля иляха илля Ллах” (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха)». См. «Фатх аль-Бари» Ибн Раджаба, 2/112–113 с сокращением.
Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Обычно Посланник Аллаха ﷺ, нападал (на людей из того или иного племени) на заре. (Перед нападением) он прислушивался, (надеясь услышать) азан, и, если слышал азан, воздерживался (от нападения), в противном же случае нападал. (Как-то раз), услышав, как один человек повторяет слова “Аллаху акбар, Аллаху акбар”, Посланник Аллаха ﷺ, сказал: “(Он говорит то, что) соответствует естеству /фитра/”. Потом (этот человек) сказал: “Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, и Посланник Аллаха ﷺ, сказал (ему): “Ты избавился от Огня”. (Люди) посмотрели на него, и оказалось, что (этим человеком) был пастух, который пас коз». См. Муслим 382.
Также передаётся от Пророка ﷺ, что он сказал: «Тому, кто, услышав призыв муадзина (к молитве), скажет: “И я свидетельствую о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник! Доволен я Аллахом как Господом, Мухаммадом как посланником и исламом как религией”, простятся его грехи*». См. Абу Дауд 525, ат-Тирмизи 210.
* Учёные разногласили о том, когда эти слова произносятся. Два известных мнения: «Самое близкое (к истине) то, что они произносятся после двух свидетельств». Передаётся от повелителя правоверных Му‘авии, да будет доволен им Аллах, о том, что передал аль-Бухари в «Сахихе», 914.
Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «В День воскрешения право на моё заступничество получит тот, кто, дослушав слова азана, будет говорить: “О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершаемой молитвы, приведи Мухаммада к Василе и высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему!”» См. Аль-Бухари 614.