Сказал Всевышний Аллах:
﴿يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ ٱعۡبُدُواْ رَبَّكُمُ ٱلَّذِي خَلَقَكُمۡ وَٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِكُمۡ لَعَلَّكُمۡ تَتَّقُونَ ❁ ٱلَّذِي جَعَلَ لَكُمُ ٱلۡأَرۡضَ فِرَٰشٗا وَٱلسَّمَآءَ بِنَآءٗ وَأَنزَلَ مِنَ ٱلسَّمَآءِ مَآءٗ فَأَخۡرَجَ بِهِۦ مِنَ ٱلثَّمَرَٰتِ رِزۡقٗا لَّكُمۡۖ فَلَا تَجۡعَلُواْ لِلَّهِ أَندَادٗا وَأَنتُمۡ تَعۡلَمُونَ﴾
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвёл с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» Сура «аль-Бакара», аяты 21–22.
Сказал хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах: «“О люди! Поклоняйтесь вашему Господу”, то есть уединяйте вашего Господа, Который создал вас». См. «Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым», 1/195.
Имам аль-Багави, да помилует его Аллах, передал от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Всё, что упомянуто в Коране из слова “поклонение” (العبادة), подразумевает единобожие». См. «Ма‘алим ат-танзиль», 1/25.
Имам ат-Табари, да помилует его Аллах, сказал: «То, что имел в виду Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, говоря о толковании слов “Поклоняйтесь вашему Господу”: “Уединяйте Его”, то есть уединяйте в подчинении и поклонении вашего Господа, а не иные создания — если того пожелает Аллах». См. «Джами‘ аль-баян», 1/160.
В хадисе Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах передаётся, что Му‘аз, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, отправил меня и сказал: “Поистине, ты придёшь к народу из числа людей Писания, и пусть будет первым, к чему ты их призовёшь — поклонение Аллаху, Велик Он и Могуч. И если они познают Аллаха, то сообщи им о том, что Аллах обязал их пятью молитвами…”» См. Аль-Бухари 7371, Муслим 121.
В другом же риваяте (версии) сказано: «…к тому, чтобы они уединяли Аллаха, и если они познают это, то сообщи им…» См. Аль-Бухари 7372.
Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «И объединяется между этими двумя риваятами тем, что под поклонением Аллаху подразумевается Его единобожие, а под единобожием подразумевается свидетельство о том, что поклонения достоин только Он, и свидетельство о посланничестве Его пророка. И хадис начинается с поклонения и единобожия, поскольку это — основа религии, без которых всё остальное будет неправильным». См. «Фатх аль-Бари», 3/420.
Шейхуль-ислам Мухаммад ибн ‘Абдульваххаб, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, поклонение — это единобожие, поскольку в этом и было препирательство (народов с посланниками)». См. «Китаб ат-таухид», с. 9.