Достоинства Единобожия

Полезный сборник о важности единобожия

Познание пользы какой-либо из отраслей знания, её плодов и важности — необходимое средство для того, чтобы пробудить интерес к её изучению, плодом чего является стремление и старание в её постижении. Это часто было путём нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха — иногда он делал это, упоминая какие-либо достоинства, иногда задавая вопросы, иногда же он упоминал плоды этого.

Разумный не станет сомневаться в том, что из величайших польз изучения единобожия — это предостережение от того, чтобы раб впал в то, что делает его недействительным или умаляет его. Тексты Корана и Сунны разъясняют, дополняя друг друга, этот великий вопрос и побуждают к этому, запрещают то, что противоречит единобожию различными способами — и часть из них будут упомянуты далее в книге.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся мусульманским вероучением. Книгу составил шейх ‘Абдуррахман аль-‘Умейсан, да хранит его Аллах.

Вступление автора

Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведёт по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами» Сура «Али ‘Имран», аят 102.

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» Сура «ан-­Ниса», аят 1.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» Сура «аль-­Ахзаб», аяты 70–71.

Поистине, самые лучшие слова — это Книга Аллаха, а лучшее руководство — это руководство Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Худшие же деяния — это нововведения, а каждое нововведение — это ересь, а каждая ересь — это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.

А затем:

Люди придерживались единобожия (таухид) в течение короткого времени, не зная и не исповедуя ничего, кроме него. Так было до тех пор, пока не пришли искушение (фитна) и зло со всех сторон и сбили их с этого пути, кроме тех, кого помиловал Аллах.

Сказал Всевышний Аллах, Пречист Он: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями» Сура «аль-­Бакара», аят 213.

Также Всевышний сказал: «Люди были единой общиной верующих, но впали в разногласия. И если бы прежде не было Слова твоего Господа, то их разногласия были бы разрешены» Сура «Юнус», аят 19.

Катада сказал: «Они вместе придерживались прямого пути, однако затем стали разногласить, и первым посланным к ним был пророк Нух». Аль-­Бухари привёл в «ас-­Сахихе» хадис о заступничестве, в котором Адам сказал: «Пойдите к Нуху, ведь, поистине, он — посланник, которого послал Аллах на Землю…» (Книга тафсира, глава о суре «аль-­Бакара», номер 4476). См.«Джами‘ аль-­баян», 2/334–335.

Аллах послал пророков с единобожием, которые обновляли людям их религию, которую Он избрал для них и был ею доволен. Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”» Сура «ан-­Нахль», аят 36. Также единобожие — это цель, ради которой были созданы джинны и люди, Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» Сура «аз-­Заррият», аят 56.

Пророки и посланники со времён Адама и до нашего пророка Мухаммада ‎ﷺ, не переставали защищать границы единобожия (таухид), и люди входили в религию Аллаха толпами, направляясь с каждой стороны, освещаемые светом истины, изучая пречистый шариат, очищая сердца от скверны многобожия и грехов до тех пор, пока наш пророк Мухаммад ‎ﷺ, не встретился с наивысшим собранием (то есть умер) после того, как донёс послание, выполнил доверенное, оставив свою общину «на ясном пути, ночь которого подобна дню, с которого не собьётся никто, кроме погибшего». В достоверном хадисе от ‘Ирбада ибн Сария, да будет доволен им Аллаха, передано: «Посланник Аллаха ‎ﷺ, сказал: “Я оставил вас на ясном пути, ночь которого подобна дню, с которого не собьётся никто, кроме погибшего”». Хадис привели Ибн Аби ‘Асым под номером 48. Шейх аль-­Албани сказал, что хадис достоверный.

А затем учёные-воспитатели (раббани) пошли по пророческому пути, шаг за шагом, придерживаясь этого наилучшим образом, совершая истинный джихад на пути Аллаха, пока их не настигла смерть, когда они были на этом. И первыми такими учёными были избранные сподвижники, да будет доволен Аллах мухаджирами из их числа и ансарами.

Передаётся от Правдивого (ас-­Сыддик) этой общины — Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я не оставляю ничего из того, что совершал Посланник Аллаха ‎ﷺ, поскольку я боюсь, что если оставлю ­что-то из его приказов, то заблужусь». Хадис привели аль-­Бухари в Книге об обязательности одной пятой части (трофеев) под номером 3093, а также имам Муслим в Книге джихада в главе о словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: « لا نورث ما تركناه فهو صدقة », под номером 4582.

Также передаётся от ‘Умара ибн аль-­Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что когда он подошёл к Чёрному камню для того, чтобы поцеловать его, то громко произнёс следующие слова, желая разъяснить смысл своего поступка: «Поистине, мне известно, что ты — (только) камень, (сам по себе) не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как целует тебя Посланник Аллаха ‎ﷺ, то и я не стал бы целовать тебя!» Аль-­Бухари 1597, Муслим 1670.

Имам ат-­Табари, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, ‘Умар сказал это по причине того, что люди ещё недавно поклонялись идолам, и он побоялся, что невежды могут подумать, что целование камня относится к обрядам возвеличивания некоторых камней, как делали это арабы во времена невежества. ‘Умар хотел обучить людей тому, что обряд целования камня совершается по причине следования за действиями Посланника Аллаха ‎ﷺ, а не потому, что камень приносит пользу или вред сам по себе, подобно тем убеждениям, которые они имели в отношении идолов». См. «Шарх Сахих аль-­Бухари» Ибн Батталя, 4/278. Также его привёл хафиз Ибн Хаджар в «аль-­Фатх» 3/541, но я не нашёл этого хадиса в книге ат-­Табари.

Также передаётся в хадисе Абуль-­Хайяджа аль-­Асади, что он сказал: «Мне сказал ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах: “Не отправить ли тебя с тем, с чем меня отправил Посланник Аллаха ‎ﷺ? Не оставляй ни одного изображения, не стерев его, и не оставляй ни одной возвышающейся над землёй могилы, не сравняв её с землёй”» Муслим 969.

Они наилучшим образом соблюдали единобожие, и как же иначе, ведь единобожие — это их жизнь, как указал на это имам-мухаддис Яхья ибн ‘Аммар ас-­Сиджистани*, да помилует его Аллах: «Знания бывают пяти видов: знание, являющееся жизнью религии, а это знание о единобожии; знание, являющееся питанием религии, а это увещевания и поминания; знание, являющееся лекарством религии, а это фикх; знание, являющееся болезнью религии, а это то, что происходило между праведными предшественниками (саляфами); и знание, являющееся погибелью религии, а это философия». См. «Сияр а‘лям ан-­нубаля», 17/482.

* Он  имам-мухаддис Абу Закария, Яхья ибн ‘Аммар ибн аль-‘Ансаб, умерший в (هراة) в месяц зуль-­ка‘да 482 году по хиджре, и его похоронная процессия (джаназа) была многочисленной («Сияр а‘лям ан-­нубаля», 17/481).

То, что делает единобожие недействительным — величайшее из нечестий. Шейхуль-­ислам Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Многобожие (ширк) — величайшее из нечестий так же, как и единобожие (таухид) — величайшее из благ. Поэтому Всевышний сказал: “Фараон возгордился на земле и разделил её жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие” (Сура «аль-­Касас», аят 4), а затем Он завершил эту суру, сказав: “Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных” (Сура «аль-­Касас», аят 83)». См. «Маджму‘ аль-фатава» (18/162) и то, что после.

Также учёный Ибн аль-­Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто задумается о положении мира, обнаружит, что причиной всякого блага на Земле является единобожие Аллаха и поклонение Ему Одному, и подчинение Его Посланнику ‎ﷺ; а причиной всякого зла в мире, смуты, беды, засухи, победы врага и тому подобного является противоречие Посланнику Аллаха ‎ﷺ, а также призыв не к Аллаху и не к Его Посланнику ‎ﷺ». См. «Бадаи‘ аль-фаваид» Ибн аль-­Каййим, 3/857.

Подобно этому то, что утвердил имам хафиз Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, разъясняя единственный путь исправления сердец, сказав: «Сердца не исправятся до тех пор, пока не укрепится в них познание Аллаха, Его возвеличивание, любовь и страх перед Ним, почтение и упование на Него, и пока сердца не переполнятся этим. Это и есть истинная сущность единобожия, и это смысл свидетельства “Ля иляха илля-Ллах” (Перевод: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха»). Сердца не исправятся до тех пор, пока их объектом поклонения (илях), которому они поклоняются, познают его, любят его и страшатся его, не станет Аллах Единственный, у Которого нет сотоварища». См. «Джами‘ аль-‘улюм уа аль-хикам», 95.

Также шейх ас-­Си‘ди, да помилует его Аллах, сказал: «И нет ничего подобного единобожию в своём прекрасном влиянии и различных достоинствах. Так как благо этого мира и следующего мира — из плодов единобожия и его достоинств». См. «Аль-кауль ас-садид фи макасыди ат-таухид», 23.

Но, к сожалению, некоторые из людей предпочли быть рабами ­кого-то, кроме Аллаха, и проявили беспечность в отношении шариатских текстов, указывающих на то, что поклонения достоин только Аллах, у Которого нет сотоварищей. Как сказал Ибн аль-Каййим в поэме «Нуния»:

Они убежали от рабства, ради которого были созданы,
И попали в рабство нафса и шайтана.
На самом же деле, как было сказано,
Быть может глаза не воспринимают свет Солнца из-за болезни глаз,
И рот не чувствует вкус воды из-за болезни рта.

Поэтому шейхуль-ислам Мухаммад ибн ‘Абдульваххаб, да помилует его Аллах, разъяснил: «Поистине, слова невежд “мы поняли единобожие” — из проявлений самого большого невежества и хитростей шайтана».

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али-ш-­Шейх, да помилует его Аллах, сказал, подтвердив это: «От единобожия (таухид) не воздерживаются, ведь, поистине, по причине воздержания от единобожия, (люди) впадают в противоположное ему. И погибли те, кто заявлял об исламе, только по причине того, что они не исполнили право единобожия должным образом и не изучили его должным образом. Они посчитали, что им достаточно лишь назваться (мусульманами и произнести) два свидетельства, но они не посмотрели на то, что делает единобожие недействительным, что противоречит полноте единобожия — есть ли в них это или нет? Всё это по причине отсутствия осторожности и познания слов единобожия слово в слово. Кто же тот, кто познал единобожие полностью? Основа единобожия, хвала Аллаху, известна, однако у него есть деления и ответвления, и у противоположного единобожию — а это многобожие (ширк) — есть ответвления». См. «Шарх кашф аш-шубухат», 108–109.

После этого небольшого вступления о важности единобожия, я хочу поучаствовать в этом благе, чтобы это было напоминанием для меня и для моих братьев и опровержением для того, кто умаляет значимость и положение единобожия. Я назвал эту книгу «Полезный сборник о разъяснении важности единобожия». Обращаю ваше внимание на то, что я не рассказал обо всех пользах, однако я попытался сделать это. И нет сомнений, что упущения и слабость от меня самого. Также я привёл в этой книге только достоверные хадисы и не приводил недостоверные. Ибн аль-­Каййим сказал прекрасные слова в этом разделе: «И если бы мы приводили в довод ложное, то дозволили бы себе распространять вымышленные хадисы. Мы упомянули некоторых из тех, кто похвалил ‘Абдуссаляма, однако, прибегаем к Аллаху от этого пути так же, как мы прибегаем к Нему от того, чтобы называть достоверные хадисы слабыми или считать, что в них есть болезнь, если они противоречат словам ­какого-либо имама» («Тахзиб ас-сунна», 12/451). Да простит мне Аллах ошибки и направит меня к исправлению упущений.

Также я не забыл поблагодарить — после благодарности Всевышнему Аллаху — нашего достопочтенного шейха, отца, учёного ‘Абдуллаха ибн ‘Абдуль‘азиза аль-‘Акыля, да сохранит его Аллах, который оказал мне почтение своей рецензией к этой книге. И я прошу Аллаха, чтобы Он сделал это благодеянием на чаше его весов.

Также я не забыл моего шейха и наставника, который помог мне, после Всевышнего Аллаха, в требовании знаний — наш достопочтенный шейх, мухаддис ‘Абдульмухсин ибн Хамд аль-‘Аббад аль-­Бадр, да сохранит его Аллах, и его сын, наставник, доктор ‘Абдурраззак ибн ‘Абдульмухсин аль-­Бадр, да сохранит его Аллах, а также других моих достопочтенных шейхов, да сохранит их всех Аллах.

Также я не забыл своих благородных родителей, молясь за них постоянно о наставлении на прямой путь и об исправлении в словах и делах: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком». И чтобы Аллах воздал наилучшим воздаянием всем, кто помогал мне. Также я прошу Его, Пречистого, Велик Он и Могуч, чтобы Он наставил нас всех на воплощение единобожия, чтобы Он отдалил нас, наши семьи, родителей и потомков, а также всех мусульман от того, чтобы мы совершали многобожие, зная, и мы просим прощения за то, чего мы не знаем, поистине, Он — Прощающий, Милостивый: «Я хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь» Сура «Худ», аят 11.

Написал ‘Абдуррахман ибн Мухаммад ибн ‘Абдуллах аль-‘Умейсан, да простит Аллах его, его родителей, членов его семьи, его шейхов и всех мусульман.

Написание этой книги было окончено в ночь понедельника, что соответствует двадцать девятому джумада аль-­уля 1429 года по хиджре.

Введение к книге

Польза познания важности единобожия

Познание пользы какой-либо из отраслей знания, её плодов и важности — необходимое средство для того, чтобы пробудить интерес к её изучению, плодом чего является стремление и старание в её постижении. Это часто было путём нашего Пророка ‎ﷺ — иногда он делал это, упоминая какие-либо достоинства, как, например, он сказал: «Два слова, которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы — “Пречист Аллах и хвала Ему, Пречист Великий Аллах”». Иногда же он делал это задавая вопросы, как, например, слова Пророка ‎ﷺ: «О Му‘аз! Знаешь ли ты право Аллаха на Его рабов?…». Иногда же он упоминал плоды этого, как, например, его слова: «Три качества, обладатель которых почувствует сладость веры…». Также Пророк ‎ﷺ пользовался другими способами полезного воспитания. По причине этого имам Мухаммад ибн ‘Абдульваххаб, да помилует его Аллах, начал свой труд «Китаб ат-таухид» с главы под названием «Глава о достоинстве единобожия и о том, что оно искупает грехи», следуя примеру Пророка ‎ﷺ. Среди учёных известно, что «почёт науки соответствует почёту изучаемого, а Создатель — самый почётный из изучаемых». См. «Ахкям аль-­Куръан» Ибн аль-‘Араби, 2/993.

Сказал Ибн аль-Каййим: «Искренность и единобожие — это древо в сердце, ветвями которого являются деяния, а плодами — благая жизнь в этом мире, и вечная услада в Последней жизни, подобно тому, как плоды Рая, которые не кончаются и доступны, также и плоды единобожия и искренности в этом мире не кончаются и доступны». См. «Аль-Фаваид» Ибн аль-­Каййим, 240.

Об этом сказано в книге «ад-Дурар ас-сания»: «Ля иляха илля-Ллах — это древо счастья, и если оно будет посажено на почве веры и станет поливаться водой искренности, и будут заботиться о нём посредством праведных деяний, то укрепятся его корни и ствол, озеленится его листва, созреют и увеличатся его плоды: “Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа” Сура «Ибрахим», аят 25.

Если же оно будет посажено на почве лжи и сомнений, будет орошаться водой показухи и лицемерия, будет связано с дурными деяниями, скверными словами; и если это дерево будет заполнено скверной водой, будет обжигаться полуденным зноем, то осыпятся его плоды и листва, превратится в труху его ствол, сломаются его ветви, поднимется против него буря грязи, и оно полностью разрушится: “Мы займёмся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах” Сура «аль-­Фуркан», аят 23». См. «Ад-­Дурар ас-сания», 2/115.

Сказал Всевышний Аллах: «Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу» Сура «Ибрахим», аят 24.

Разумный не станет сомневаться в том, что из величайших польз изучения единобожия — это предостережение от того, чтобы раб впал в то, что делает его недействительным или умаляет его. Тексты Корана и Сунны разъясняют, дополняя друг друга, этот великий вопрос и побуждают к этому, запрещают то, что противоречит единобожию различными способами — и часть из них будут упомянуты мною далее, если на то будет желание Единственного Аллаха, Пречистого, у Которого мы просим помощи.

Определение слова «единобожие» в арабском языке и шариате

Единобожие (таухид) в арабском языке

Сказал Ибн аль-Фарис, да помилует его Аллах: «Слово “وحد” (уахада) указывает на единственность, и подобно этому слово “الوحدة” (аль-уахдату)». См. «Му‘джам макайис аль-люга», 6/90.

Аль-Лейс, да помилует его Аллах, сказал: «الواحد (аль-уахид) — это единственный». Затем он передал от аль-Фарра его слова: «التوحيد (ат-таухид) — это вера в Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварищей. Аллах — Он Один, Единственный, который обладает Единством». См. «Тахзиб ал-люга» аз-­Зухри, 5/192.

Также аль-Азхари, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается имени Восхваляемого Аллаха «أحد» (Ахад), то никто, кроме Него, не описывается единственностью. Не говорится: «Человек — один (رجل أحد раджуль ахад)» или же «Дирхам — один (درهم أحد дирхам ахад)», однако говорится: «Один человек» — رجل واحد (раджуль вахид), поскольку Единственность — один из Атрибутов Аллаха, которым описывается только Он, и никто другой не является Ему в этом сотоварищем.

Слово «واحد» (вахид) в описании Аллаха указывает на то, что нет у Него второго.

Дозволено сказать о чём-то واحد (вахид), однако словом «أحد» (ахад) не описывается никто, кроме Всевышнего Аллаха, и этим именем описан только Он, Восхваляемый «Тахзиб аль-люга» аз-­Зухри, 5/197–198.

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Имя Всевышнего Аллаха “الواحد” (аль-Вахид) имеет значение “Единственный, Который не переставал быть Один, и не было вместе с Ним другого”». См. «Ан-Нихая фи гариб аль-хадис», 5/159.

Из всего этого понимается, что слово «таухид» в языке — это считание Всевышнего Аллаха единственным, у Которого нет сотоварища, и кроме Которого нет господа, и нет иного объекта поклонения.

Единобожие (таухид) в шариате

Нет сомнения в том, что шариатское значение слова зачастую схоже с языковым. Учёные же дали следующее определение слову «таухид»: «Это твёрдое убеждение в том, что только Единственный Аллах — достойный поклонения, у Которого нет сотоварища. И никакой вид поклонения или же часть его — как страх, надежда, мольба, жертвоприношение, обет или упование — не посвящается кому-либо, кроме Него». См. «Минхадж ас-сунна» 3/289, «Иджтима‘ аль-джуюши аль-­ислямия» 93, «Шарх ат-тахавия» (1/24).

Поклонение (العبادة — ‘ибада) — это название, указывающее на всё то, что любит Аллах и чем Он доволен из слов и дел, как внутренних, так и внешних: молитва, закят, пост, хадж, правдивость в речах, исполнение доверенного, благочестие к родителям, поддержание родственных связей, исполнение договоров, приказ одобряемого, запрет порицаемого, джихад с неверными и лицемерами, благочестие к соседям, сиротам, беднякам, путникам, рабам, скоту, мольба, поминания, чтение Корана — всё это является поклонением. Также к этому относится любовь к Аллаху и Его посланнику ‎ﷺ, страх перед Аллахом, возвращение к Нему, очищение религии перед Ним, терпение по отношению к Его установлениям, благодарность за милости, довольство предопределением, упование на Него, надежда на Его милость, страх перед Его наказанием и тому подобное — всё это является поклонением Аллаху». См. «Маджму‘ аль-фатава» 10/1490, «аль-‘Убудия» Ибн Теймийя 19.

Виды единобожия

Единобожие (таухид), упомянутое в Коране, Сунне и в словах праведных предшественников, бывает трёх видов*, как это понимается при внимательном изучении текстов Корана и Сунны.

* Примечание. Права Аллаха не делятся, однако то, что делится это то, с какой стороны их необходимо исполнять.

Также примером этому является Благородный Коран, первой сурой которого является «аль-Фатиха». Всевышний сказал в ней:

﴿ٱلۡحَمۡدُ لِلَّهِ رَبِّ ٱلۡعَٰلَمِينَ﴾

«Хвала Аллаху, Господу миров» Сура «аль-Фатиха», аят 2.

Слова «Хвала Аллаху» — это единобожие Аллаха в желаниях раба и его стремлениях. Слово «الحمد» (аль-хамду) — это указание на таухид аль-улюхия (единобожие в поклонении). В упоминании имени Всевышнего «الله» (Аллах) — уединение Его в именах и атрибутах (таухид аль-асмаъи уа ас-сыфат), которое также указывает на Его имя «الله» — Аллах. Слово «رب» (Рабб) — Господь — указывает на убеждённость в единственности Аллаха в господстве, а это таухид ар-рубубия (единобожие в господстве Аллаха), поскольку Аллах — Господь всякой вещи, и Он владеет ими. Также это из таухида аль-асмаъи уа ас-сыфат, который указывает на имя Аллаха Всевышнего, Пречист Он — «رب» (Рабб) — Господь. Также и аят «الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ — Милостивому, Милующему» — это два имени Всевышнего Аллаха, указывающие на такой Его атрибут как милость, и так далее все аяты Благородного Корана.

Все три вида единобожия были упомянуты вместе в словах Всевышнего:

﴿رَّبُّ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِ وَمَا بَيۡنَهُمَا فَٱعۡبُدۡهُ وَٱصۡطَبِرۡ لِعِبَٰدَتِهِۦۚ هَلۡ تَعۡلَمُ لَهُۥ سَمِيّٗا﴾

«Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» Сура «Марьям», аят 65.

Что же касается пророческой Сунны, то передаётся, что когда ‘Абдуллах (ибн Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, спросил Пророка ‎ﷺ: «Что является величайшим грехом пред Аллахом?», он ответил: «Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя» Аль-­Бухари 4477, Муслим 141. Благородный Пророк ‎ﷺ, разъяснил, что из единобожия в господстве Аллаха (таухида ар-рубубия) следует единобожие в поклонении (таухид аль-улюхия).

Также на это указывает то, что передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Поистине, у Аллаха — девяносто девять имён, сто без одного. Тот, кто сосчитает их, войдёт в Рай». Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаётся в другом риваяте, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Поистине, Он — Нечётен, и любит нечётное» Муслим 6809. В отношении Аллаха установлены прекрасные имена, и они содержат в себе возвышенные атрибуты, указывающие на Его господство и право на поклонение только Ему. См. «Бадаи‘ аль-фаваид» 1/30, «Мадаридж ас-саликин» 1/719.

Также от праведных предшественников передаётся то, из чего следует такое разделение единобожия. От имама Абу Ханифы ан-Ну‘мана, да помилует его Аллах, передаётся, что он сказал: «Всевышний Аллах взывает сверху, а не снизу, поскольку низость никак не может являться описанием господства и божественности». См. «Аль-фикх аль-акбар» имама Абу Ханифы, стр. 51. Он, да помилует его Аллах, разъяснил таухид ар-рубубия и таухид аль-улюхия.

Имам Ибн Хиббан же, да помилует его Аллах, сказал (ум. в 354 г. х.): «Хвала Аллаху, единственному в таухиде аль-улюхия, возвеличиваемому в Его господстве, Который управляет исходом душ этого мира, Знающему о том, как они меняются, и об их положении, Одаряющему непрерывными и полными милостями, Который создал творения без помощника и советника, и сотворил людей, как захотел, без подобия и образца». См. «Ра‘дат аль-‘укаля», с.14.

Имам Ибн Батта, да помилует его Аллах, сказал, разъясняя убеждения приверженцев Сунны и единства (Ахлю ас-сунна уа аль-джама‘а) в общем (ум. в 387 г. х.): «Пророк ‎ﷺ, призвал людей к единобожию Аллаха, Велик Он и Могуч, подтверждению Его господства и следованию Его приказу, и терпел неприятности с их стороны, пока Аллах не сделал явным довод против Его созданий, пока они не очистили единобожие, и пока не возвысилась религия Аллаха над всеми другими религиями» и до его слов: «Коран — из знания Всевышнего Аллаха, в нём Его возвышенные атрибуты и прекрасные имена». См. «Аль-ибана аль-кубра», часть об опровержении джахмитам, 1/210–213, «аль-Ибана ас-сугра» Ибн Батта, с. 117.

Затем имам Ибн Батта разъяснил в подробностях все три вида единобожия, сказав, да помилует его Аллах: «Это потому, что основа веры (иман), которая является обязательной для созданий — их убеждённость и вера в три вещи:

  1. Первая из них: убеждённость раба в господстве Аллаха, чтобы отличаться от атеистов, которые отрицают Творца.
  2. Вторая: убеждённость в единственности Аллаха, чтобы отличаться от приверженцев многобожия, которые признают Творца, но приобщают Ему в сотоварищи кого-то в поклонении.
  3. Третья: убеждённость в том, что Аллах описан атрибутами, которыми непременно должен быть описан только Он, такие как знание, мощь, мудрость и другое из того, чем Он описал Себя в Своём Писании. И мы узнали, что большинство из тех, кто верует в Него и уединяет Его общими словами, искажают Его атрибуты, и это искажение атрибутов Аллаха является поношением Аллаха в Его единобожии». См. «Аль-ибана аль-кубра», часть об опровержении джахмитам, 2/172–173.

Имам Ибн Мандах, да помилует его Аллах (ум. в 395 г. х.), назвал одну из глав своей книги, которая называется «Книга единобожия»: «Глава об упоминании того, чем Аллах, Велик Он и Могуч, описал Себя, и что указывает на Его единственность, Велик Он и Могуч, и что Он –Один, Самодостаточный (صمد), не родил и не был рождён, и нет ничего подобного Ему». См. «Китаб ат-таухид» Ибн Мандах 1/61. См.: примечание нашего шейха доктора ‘Али ибн Насыр Факихи, да сохранит его Аллах.

Имам аль-Лялякаи, да помилует его Аллах, сказал (ум. в 418 г. х.): «И мы свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, Который оживляет и умерщвляет, создаёт и наделяет пропитанием, Который начинает творение и повторяет его, свидетельством, подтверждающим Его господство, повинующимся Его божественности… А затем, поистине, самой главной обязанностью человека является познание религиозного вероубеждения и того, чем Аллах обязал Своих рабов из понимания единобожия, Его атрибутов, веры в Его посланников с доказательствами и убеждённостью». См. «Шарх усуль и‘тикод ахль ас-сунна», 1/6–7.

Также пришло в словах имама Абу ‘Амра ‘Усмана ад-Дани, да помилует его Аллах (ум. в 444 г. х.): «Вера во Всевышнего Аллаха включает в себя считание Его единственным, Пречист Он, и описание Аллаха Его атрибутами. Единобожие Аллаха — это подтверждение того, что Он существует, и что Он — Единственный, достойный поклонения, на что указывают слова Всевышнего: “Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милующего” Сура «аль-­Бакара», аят 163». См. «Рисалят аль-уафия ибн ‘Амра ад-­Дани», с. 120 с сокр.

Всё вышеприведённое из слов имамов ислама указывает на то, что праведные предшественники, да будет доволен ими Аллах, ещё до шейхуль-ислама Ибн Теймиййи и его ученика Ибн аль-Каййима, да помилует их Аллах, делили единобожие на эти три вида либо прямо текстом, либо это понималось из их слов.

Смысл слов единобожия «Ля иляха илля-Ллах»

Их смысл — «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Сказал Всевышний Аллах:

﴿ذَٰلِكَ بِأَنَّ ٱللَّهَ هُوَ ٱلۡحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدۡعُونَ مِن دُونِهِۦ هُوَ ٱلۡبَٰطِلُ وَأَنَّ ٱللَّهَ هُوَ ٱلۡعَلِيُّ ٱلۡكَبِيرُ﴾

«Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Большой» Сура «аль-­Хадж», аят 62, сура «Лукман», аят 30.

Также Всевышний Сказал:

﴿فَٱعۡلَمۡ أَنَّهُۥ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّهُ وَٱسۡتَغۡفِرۡ لِذَنۢبِكَ﴾

«Знай же, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех» Сура «Мухаммад», аят 19.

Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал о тафсире (толковании) этих аятов: «Знай же, о Мухаммад, что нет объекта поклонения, достойного обожествления (поклонения), которого следует обожествлять, или который подходит для обожествления, и было бы разрешено тебе и другим творениям поклоняться ему, кроме Аллаха — Он Создатель созданий, Царь каждой вещи, и повинуются только Ему в господстве». См. «Джами‘ аль-баян», 26/53.

Также имам Ибн Джарир ат-Табари сказал о словах Всевышнего:

﴿فَإِلَّمۡ يَسۡتَجِيبُواْ لَكُمۡ فَٱعۡلَمُوٓاْ أَنَّمَآ أُنزِلَ بِعِلۡمِ ٱللَّهِ وَأَن لَّآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَۖ فَهَلۡ أَنتُم مُّسۡلِمُونَ﴾

«Если они не ответят вам, то знайте, что он ниспослан с ведома Аллаха, и что нет божества, достойного поклонения, кроме Него. Неужели вы не станете мусульманами?» Сура «Худ», аят 14.

— И что нет достойного поклонения, кроме Него, и также будьте убеждены, что нет объекта поклонения, достойного того, чтобы создания обожествляли его, кроме Аллаха, Которому принадлежит создание и веление. Оставьте же иные объекты поклонения и тех, кого приобщают Ему в сотоварищи, и поклоняйтесь лишь Ему. См. «Джами‘ аль-баян», 10/11 сокр.

Сказал великий учёный хафиз аль-Хакими, да помилует его Аллах, в разъяснении смысла свидетельства: «Эти слова содержат в себе отрицание и утверждение: слова “Ля иляха” — это отрицание всего, чему поклоняются помимо Аллаха, и нет никого, достойного поклонения; «илля-Ллах» — кроме Аллаха, и это подтверждение того, что поклонения достоин только Аллах. Аллах — истинный объект поклонения, достойный этого. И в текстах Корана и Сунны пришло указание на скрытое сказуемое (хабар) частицы لا (ля)». См. «Ма‘аридж аль-кабуль», аль-­Хакими 2/516, и это указывает на 62-й аят суры «аль-­Хадж» и 30-й аят суры «Лукман».

Слово «إله (илях)» в языке арабов означает объект поклонения. И на толкование слова «إله (илях)» как объекта поклонения указывают слова Всевышнего:

﴿وَ هُوَ الَّذِي فِي السَّمَاءِ إِلَـٰهٌ وَفِي الْأَرْضِ إِلَـٰهٌ ۚ وَهُوَ الْحَكِيمُ الْعَلِيمُ﴾

«Он — Тот, Кто является Богом (объектом поклонения) на небесах и на земле. Он — Мудрый, Знающий» Сура «аз-Зухруф», аят 84.

То есть Ему поклоняются на небесах и на земле. См. «Джами‘ аль-баян» 25/104, «Тафсир аль-­Куръан аль-‘Азым» 4/116, «Фатх аль-кадир» аш-­Шаукани 4/740, и не является смыслом этого аята то, что Аллах — Создатель, или наделяющий пропитанием, или Судья, или Умерщвляющий — и если бы это было так, то неверные из числа курайшитов не противоречили бы Пророку ‎ﷺ, когда они сказали:

﴿أَجَعَلَ ٱلۡأٓلِهَةَ إِلَٰهٗا وَٰحِدًاۖ إِنَّ هَٰذَا لَشَيۡءٌ عُجَابٌ﴾

«Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!» Сура «Сад», аят 5.

Так как неверующие подтверждали, что создатель и судья — это Аллах, однако они из аята поняли, что слово «إله (илях)» означает объект поклонения, и потому сказали:

﴿مَا نَعۡبُدُهُمۡ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَآ إِلَى ٱللَّهِ زُلۡفَىٰٓ﴾

«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» Сура «аз-­Зумар», аят 3.

Условия свидетельства «Ля иляха илля-Ллах»

Учёные единогласны в том, что «Ля иляха илля-Ллах» (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) имеет условия, которые были разъяснены в Коране и Сунне, и что произносящий свидетельство не получит пользы от него, пока не воплотит эти условия в жизнь. Всего их восемь, и они собраны в этих двух строфах:

Знание, убеждённость, искренность и правдивость вместе
С любовью, подчинением и принятием.
И восьмое — твоё неверие в то,
Что обожествляют, кроме истинного Божества.

Великий учёный хафиз аль-Хакими, да помилует его Аллах, сказал:

Семь условий, установленных,
Истинно приведены в текстах откровения.
И ни одно не принесёт пользы произносящему
Только словами, пока он не дополнит их
Знанием, убеждённостью, принятием,
Подчинением, и знай то, что я говорю:
и правдивостью, искренностью и любовью,
Пусть Аллах наставит тебя к тому, что Он любит*.

* Толкование этих строк приведено в книге «Ма‘аридж аль-кабуль» великого учёного хафиза аль-­Хакими, 2/518.

Первое: знание о смысле свидетельства, содержащего отрицание и подтверждение

Сказал Всевышний:

﴿إِلَّا مَن شَهِدَ بِٱلۡحَقِّ وَهُمۡ يَعۡلَمُونَ﴾

«…заступаться будут только за тех или только те, которые засвидетельствовали истину, зная о ней» Сура «аз-­Зухруф», аят 86.

Имам ат-Табари, да помилует его Аллах, передаёт толкование этих слов от некоторых учёных: «И уверовал в единственность Аллаха, Велик Он и Могуч, и подчинился Ему на основании знания от Него и достоверно переданных знаний, с чем пришли Его посланники».

Также имам ат-Табари передал о выражении «засвидетельствовали истину» слова Муджахида: «То есть слова искренности, и они знали, что Аллах, Он — Истина». См. «Джами‘ аль-баян», 25/105.

Также передаётся от ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ‎ﷺ, сказал: «Тот, кто умрёт, зная, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, войдёт в Рай». См. Муслим 136. Это условие касается того, кто произносит это свидетельство, то есть произносящий знает его смысл и суть.

Второе: убеждённость, противоречащая сомнению

А это твёрдая и решительная убеждённость в том, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и произносящий не должен сомневаться в этом. Сказал Всевышний Аллах:

﴿إِنَّمَا ٱلۡمُؤۡمِنُونَ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ ثُمَّ لَمۡ يَرۡتَابُواْ وَجَٰهَدُواْ بِأَمۡوَٰلِهِمۡ وَأَنفُسِهِمۡ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِۚ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلصَّٰدِقُونَ﴾

«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми». Сура «аль-­Худжурат», аят 15.

О словах Всевышнего «а потом не испытывали сомнений» хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «То есть не сомневались и не колебались, однако оставались непоколебимы в одном состоянии». См. «Тафсир аль-­Куръан аль-‘Азым», 4/186.

Также в хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Обрадуй Раем того, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, будучи убеждённым в этом сердцем своим». См. Муслим 31.

Также от него, да будет да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, и кто бы из рабов ни встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в них, непременно войдёт в Рай». См. Муслим 138.

Аллах порицает тех, в чьих сердцах есть сомнения в Его религии. Сказал Всевышний:

﴿إِنَّمَا يَسۡتَـٔۡذِنُكَ ٱلَّذِينَ لَا يُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ وَٱرۡتَابَتۡ قُلُوبُهُمۡ فَهُمۡ فِي رَيۡبِهِمۡ يَتَرَدَّدُونَ﴾

«У тебя просят дозволения остаться дома только те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, сердца которых испытывают сомнение. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве» Сура «ат-­Тауба», аят 45.

Третье: искренность, несовместимая с многобожием и показухой

Это заключается в том, чтобы раб был искренен перед Аллахом, Велик Он и Могуч, в своих деяниях и словах. Искренность (ихляс) — это «не примешивать к своим деяниям примеси желания души». См. Это определение Ибн аль-­Каййима, да помилует его Аллах, в его книге «И‘лям аль-муаккы‘ин», 2/171, 2/315. Аллах приказал искренность во многих аятах, сказав:

﴿قُلۡ أَمَرَ رَبِّي بِٱلۡقِسۡطِۖ وَأَقِيمُواْ وُجُوهَكُمۡ عِندَ كُلِّ مَسۡجِدٖ وَٱدۡعُوهُ مُخۡلِصِينَ لَهُ ٱلدِّينَۚ كَمَا بَدَأَكُمۡ تَعُودُونَ﴾

Скажи: «Мой Господь велел поступать справедливо». Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. Он сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены» Сура «аль-­А‘раф», аят 29.

Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал в толковании этого аята: «То есть приказал вам быть стойкими (прямыми) в поклонении Ему — а это следование посланникам, которым оказана поддержка с помощью чудес, в том, что они сообщили от Аллаха, и с чем они пришли из шариата и искренности к Аллаху в поклонении Ему. Ведь Он, Всевышний, не принимает деяния, кроме как если соберутся эти два условия — чтобы деяние было правильным, соответствующим шариату, и чтобы оно было чистым от многобожия (ширка)». См. «Тафсир аль-­Куръан аль-‘Азым», 2/185.

И сказал Он, Пречистый:

﴿إِنَّآ أَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ بِٱلۡحَقِّ فَٱعۡبُدِ ٱللَّهَ مُخۡلِصٗا لَّهُ ٱلدِّينَ﴾

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру» Сура «аз-­Зумар», аят 2.

То есть поклоняйтесь одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей, и призывайте людей к этому. Обучайте их тому, что поклонение не будет действительным, кроме как Ему Одному, и что нет у Него сотоварищей, равных или подобных. И поэтому Аллах сказал:

﴿أَلَا لِلَّهِ ٱلدِّينُ ٱلۡخَالِصُۚ﴾

«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» Сура «аз-­Зумар», аят 3.

То есть Аллах не принимает деяния, кроме как если совершающий их будет искренен перед Аллахом, Единственным, у Которого нет сотоварищей. См. «Тафсир аль-­Куръан аль-‘Азым», 7/84.

Также пришло в хадисе ‘Итбана ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Поистине, Аллах запретил для Огня того, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, желая этим Лика Аллаха». См. Аль-­Бухари 425, Муслим 33.

Четвёртое: правдивость, противоречащая лживости

Это означает то, чтобы раб был правдив со своим Господом, произнося слова единобожия, и не был лжив в своих убеждениях и словах, поскольку это из качеств лицемеров. Сказал Всевышний Аллах:

﴿الٓمٓ ❁ أَحَسِبَ ٱلنَّاسُ أَن يُتۡرَكُوٓاْ أَن يَقُولُوٓاْ ءَامَنَّا وَهُمۡ لَا يُفۡتَنُونَ ❁ وَلَقَدۡ فَتَنَّا ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡۖ فَلَيَعۡلَمَنَّ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ صَدَقُواْ وَلَيَعۡلَمَنَّ ٱلۡكَٰذِبِينَ﴾

«Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» Сура «аль-‘Анкабут», аяты 1–3.

Также передаётся от Му‘аза, да будет доволен им Аллах, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Какой бы раб (Аллаха) ни засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник, искренне (веруя в это) сердцем своим, Аллах обязательно сделает его запретным для Огня». См. Аль-­Бухари 128, Муслим 148.

От Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Радуйтесь и обрадуйте людей: кто скажет “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” правдиво, тот войдёт в Рай». См. Ахмад 32/465 под номером 19689, ас-­Сахиха 1314.

Пятое: следование, исключающее оставление

Если кто-то скажет «Ля иляха илля-Ллах», то это свидетельство обязывает его следовать тому, что оно содержит в себе из смыслов — как предание своего лика Аллаху, подчинение Его приказам, оставление Его запретов, оставление противоречия Аллаху, Велик Он и Могуч, и Его посланнику, мир ему и благословление Аллаха, в его приказах. Сказал Всевышний:

﴿بَلَىٰۚ مَنۡ أَسۡلَمَ وَجۡهَهُۥ لِلَّهِ وَهُوَ مُحۡسِنٌ فَلَهُۥٓ أَجۡرُهُۥ عِندَ رَبِّهِۦ وَلَا خَوۡفٌ عَلَيۡهِمۡ وَلَا هُمۡ يَحۡزَنُونَ﴾

«О нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» Сура «аль-­Бакара», аят 112.

Также Всевышний сказал:

﴿وَمَنۡ أَحۡسَنُ دِينٗا مِّمَّنۡ أَسۡلَمَ وَجۡهَهُۥ لِلَّهِ وَهُوَ مُحۡسِنٌ وَٱتَّبَعَ مِلَّةَ إِبۡرَٰهِيمَ حَنِيفٗاۗ وَٱتَّخَذَ ٱللَّهُ إِبۡرَٰهِيمَ خَلِيلٗا﴾

«Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, творя добро, и последовал за верой Ибрахима (Авраама), ханифа? Ведь Аллах сделал Ибрахима (Авраама) Своим возлюбленным» Сура «ан-­Ниса», аят 125.

Также Всевышний сказал:

﴿قُلۡ أَغَيۡرَ ٱللَّهِ أَتَّخِذُ وَلِيّٗا فَاطِرِ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِ وَهُوَ يُطۡعِمُ وَلَا يُطۡعَمُۗ قُلۡ إِنِّيٓ أُمِرۡتُ أَنۡ أَكُونَ أَوَّلَ مَنۡ أَسۡلَمَۖ وَلَا تَكُونَنَّ مِنَ ٱلۡمُشۡرِكِينَ﴾

«Скажи: «Неужели я возьму своим покровителем кого-либо, кроме Аллаха, Творца небес и земли? Он кормит, а Его не кормят». Скажи: «Мне велено быть первым из тех, кто покорился». Не будь же в числе многобожников» Сура «аль-­Ан‘ам», аят 14.

Также Всевышний сказал:

﴿وَمَن يُسۡلِمۡ وَجۡهَهُۥٓ إِلَى ٱللَّهِ وَهُوَ مُحۡسِنٌ فَقَدِ ٱسۡتَمۡسَكَ بِٱلۡعُرۡوَةِ ٱلۡوُثۡقَىٰۗ وَإِلَى ٱللَّهِ عَٰقِبَةُ ٱلۡأُمُورِ﴾

«Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надёжную рукоять, а решение всех дел — за Аллахом» Сура «Лукман», аят 22.

Ислам — это предание себя Аллаху, Велик Он и Могуч, через подчинение Ему. Сказал Ибн Касир, да помилует его Аллах, о смысле слов «подчинил свой лик Аллаху»: «То есть очистил (сделал искренними) деяния ради Него, подчинился Его приказам и следовал Его шариату». См. «Тафсир аль-­Куръан аль-‘Азым», 3/395.

Шестое: любовь, противоречащая ненависти и неприязни

То есть произносящий свидетельство должен любить Аллаха, Его посланника, верующих, религию ислам и не должен ставить выше любви к Аллаху и Его Посланнику никого, будь то родителей или детей. Сказал Всевышний Аллах, порицая многобожников, которые любили своих божеств так же, как они любили Аллаха:

﴿وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ ٱللَّهِ أَندَادٗا يُحِبُّونَهُمۡ كَحُبِّ ٱللَّهِۖ وَٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَشَدُّ حُبّٗا لِّلَّهِۗ﴾

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» Сура «аль-­Бакара», аят 165.

Также сказал Всевышний:

﴿قُلۡ إِن كَانَ ءَابَآؤُكُمۡ وَأَبۡنَآؤُكُمۡ وَإِخۡوَٰنُكُمۡ وَأَزۡوَٰجُكُمۡ وَعَشِيرَتُكُمۡ وَأَمۡوَٰلٌ ٱقۡتَرَفۡتُمُوهَا وَتِجَٰرَةٌ تَخۡشَوۡنَ كَسَادَهَا وَمَسَٰكِنُ تَرۡضَوۡنَهَآ أَحَبَّ إِلَيۡكُم مِّنَ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَجِهَادٖ فِي سَبِيلِهِۦ فَتَرَبَّصُواْ حَتَّىٰ يَأۡتِيَ ٱللَّهُ بِأَمۡرِهِۦۗ وَٱللَّهُ لَا يَهۡدِي ٱلۡقَوۡمَ ٱلۡفَٰسِقِينَ﴾

«Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретённое вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придёт со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей» Сура «ат-­Тауба», аят 24.

Также передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Ни один из вас не уверует, пока я не буду любимее для него, чем его родители, его дети и все люди». См. Аль-­Бухари 15, Муслим 168.

Также передаётся в хадисе аль-Бара ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Высшее проявление веры — это дружба ради Аллаха, вражда ради Аллаха, любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха». См. Ахмад 30/487 под номером 18524, «ас-­Сахиха» 1728.

Седьмое: принятие, противоречащее отвержению

Тот, кто свидетельствует, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, принимает всё то, что приходит от Аллаха так, как Он хочет этого; а также то, что приходит от Посланника Аллаха, мир ему и благословление Аллаха, так, как он хотел этого. Необходимо принимать это должным образом сердцем и языком. Пришла угроза в отношении того, кто противоречит Аллаху и не принимает то, что Он решил. Сказал Всевышний:

﴿وَمَن يُشَاقِقِ ٱلرَّسُولَ مِنۢ بَعۡدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ ٱلۡهُدَىٰ وَيَتَّبِعۡ غَيۡرَ سَبِيلِ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ نُوَلِّهِۦ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصۡلِهِۦ جَهَنَّمَۖ وَسَآءَتۡ مَصِيرًا﴾

«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путём верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» Сура «ан-­Ниса», аят 115.

Также Всевышний сказал:

﴿وَمَا كَانَ لِمُؤۡمِنٖ وَلَا مُؤۡمِنَةٍ إِذَا قَضَى ٱللَّهُ وَرَسُولُهُۥٓ أَمۡرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ ٱلۡخِيَرَةُ مِنۡ أَمۡرِهِمۡۗ وَمَن يَعۡصِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ فَقَدۡ ضَلَّ ضَلَٰلٗا مُّبِينٗا﴾

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» Сура «аль-­Ахзаб», аят 36.

Также Всевышний сказал:

﴿إِنَّمَا كَانَ قَوۡلَ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ إِذَا دُعُوٓاْ إِلَى ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ لِيَحۡكُمَ بَيۡنَهُمۡ أَن يَقُولُواْ سَمِعۡنَا وَأَطَعۡنَاۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ﴾

«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими» Сура «ан-­Нур», аят 51.

Также от Абу Мусы аль-Аш‘ари да будет доволен им Аллах, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям». См. Аль-­Бухари 79, Муслим 2282.

Восьмое: неверие в то, чему поклоняются помимо Всевышнего Аллаха

Как сказал Всевышний Аллах:

﴿فَمَن يَكۡفُرۡ بِٱلطَّٰغُوتِ وَيُؤۡمِنۢ بِٱللَّهِ فَقَدِ ٱسۡتَمۡسَكَ بِٱلۡعُرۡوَةِ ٱلۡوُثۡقَىٰ لَا ٱنفِصَامَ لَهَاۗ﴾

«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять, которая никогда не сломается» Сура «аль-­Бакара», аят 256.

Также передаётся от Абу Малика аль-Ашджа‘и со слов своего отца Тарика ибн Ушима, да будет доволен им Аллах, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Становится запретным имущество и кровь того, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” и проявляет неверие во всё, чему поклоняются помимо Аллаха, и тогда (лишь) Аллах (сможет потребовать) от него отчёта». См. Муслим 130.

Поэтому Уахб ибн Мунаббих, да помилует его Аллах, когда спросили его: «Разве “Ля иляха илля-Ллах” не являются ключом от Рая?», — ответил: «Да, но у всякого ключа есть зубцы, и если ты придёшь с ключом, у которого есть зубцы, то тебе будет открыто, а иначе тебе не будет открыто». См. Аль-­Бухари в форме «му‘алляк» в Книге о похоронной процессии. См. «Тахкык калимат аль-ихлас» Ибн Раджаб, 3/47.

Хафиз Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, после того, как привёл хадисы, указывающие на достоинство «Ля иляха илля-Ллах», сказал: «Эти хадисы указывают на то, что “Ля иляха илля-Ллах” — это причина вхождения в Рай и спасения от Огня. Однако это произойдёт только в том случае, если соберутся все условия, и не будет того, что противоречит свидетельству. И иногда этого не происходит, если не соблюдены какие-либо условия, или если есть то, что противоречит свидетельству. Это — мнение аль-Хасана, Уахба ибн Мунаббих, и это мнение наиболее явное». См. «Тахкык калимат аль-ихлас», 3/47.

И после этого краткого вступления в вопросе разъяснения сущности «благого слова», разъяснения его смысла и условий, я начну, прося помощи у Аллаха, разъяснять то, что пришло в этом лёгком послании о том, что указывает на важность единобожия и его достоинства, да наделит нас Аллах его воплощением и совершением деяний в соответствии с ним во все времена и во всех местах, поистине, Аллах способен на это.