Всевышний Аллах сказал: «Они исполняют свои обеты и боятся дня, зло которого разлетится повсюду» Сура «аль-Инсан», аят 7.
Он сказал также: «И какое бы пожертвование вы ни делали, и какой бы обет ни давали, поистине, Аллах знает о том. И не будет у несправедливых помощников!» Сура «Аль-Бакара», 270.
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис ‘Аиши о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«ан-Назр не Всевышнему Аллаху — это один из видов ширка. Под ширком здесь подразумевается большой ширк. Почему? Сущность «назра» в том, что человек обязывает себя каким-то поклонением перед Всевышним Аллахом. То есть «назр» — это обязывание себя каким-то поклонением. «Назр» может иметь связь с чем-то, а может быть и несвязанным.
Также указанием на то, что назр является поклонением служит то, что Всевышний Аллах похвалил тех, кто выполняет его. Он сказал:
﴿ يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْمًا كَانَ شَرُّهُ مُسْتَطِيرًا ﴾
«Они исполняют обеты /назр/ и боятся дня, зло которого разлетается» Сура «аль-Инсан», аят 7.
В этом указание, что исполнение назра узаконено в шариате. Это может быть обязательным, а может быть желательным. Всевышний Аллах любит это дело. Также Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться» Бухари, 6700.
Также Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَمَا أَنْفَقْتُمْ مِنْ نَفَقَةٍ أَوْ نَذَرْتُمْ مِنْ نَذْرٍ فَإِنَّ اللهَ يَعْلَمُهُ وَمَا للظَّالِمِينَ مِنْ أَنْصَارٍ ﴾
«Что бы вы ни потратили, какой бы обет /назр/ вы ни дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников» Сура «аль-Бакара», аят 270.
Это указывает на то, что Всевышний Аллах любит исполнение назра. И посвящение этого великого поклонения кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха будет ширком.
Тут возникает вопрос! Давать назр является порицаемым делом в религии. Пророк ﷺ сказал о назре: «Нет в нем добра» Муслим, 1639.
Как же Пророк ﷺ порицает то, что является поклонением?
Назр бывает двух видов:
Жадный человек не совершает какое-либо поклонение, пока не получит что-то взамен. Это очень распространено среди простых людей. Они думают, что их нужды могут быть выполнены только через назр. Шейхуль-Ислам ибн Таймийя сказал: «Запрещено быть убежденным в том, что нужды человека могут быть исполнены только посредством назра. Такой человек думает, что Всевышний Аллах дает только взамен на что-то другое. Это плохие мысли об Аллахе, так Он проявляет милость Своим рабам просто так».
Отсюда мы понимаем, что «назр мутлякъ» не входит в порицаемое. Однако выполнение назра, будь он мутлякъ или мукъайяд — это поклонение. А порицание связано не с самим делом, а с убеждениями.
Также у нас есть правило относительно доводов в вопросах, связанных с большим ширком.
Доводы бывают двух видов:
И относительно назра пришли общие доводы. Как, например, слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَقَضَى رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ ﴾
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него» Сура «аль-Исра», аят 23.
А также:
﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» Сура «аз-Зарийат», аят 56.
А также:
﴿ وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ﴾
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» Сура «ан-Ниса», аят 36.
А также:
﴿ قُلْ تَعَالَوْا أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ أَلَّا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ﴾
«Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи» Сура «аль-Ан’ам», аят 151.
Назр является поклонением, а Всевышний Аллах запретил посвящать поклонение кому-либо, кроме Него. Кто сделает подобное, тот многобожник.
Также ты можешь привести конкретные аяты или хадисы относительно назра. И шейх в начале книги привел общие доводы, а затем в каждой главе привел конкретные доводы. Это является глубоким пониманием написания книг и доводов шариата. Потому что доводы человека должны быть различными. Если ты приведешь сначала общие, а затем конкретные доводы, то у твоего оппонента не найдется ответа. А если ты привел всего лишь один довод, то он может его исказить и начать спорить. Если человек начнет учить наизусть доказательства, которые приводят ученые, тогда никто не сможет его одолеть. Всевышний Аллах обещал Своим рабам победу, сказав:
﴿ إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَالَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الْأَشْهَادُ ﴾
«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» Сура «Гъафир», аят 51.
И как сказал шейх в книге «Кашф аш-Шубухат»: «Простой единобожник может победить тысячу ученых многобожников». И это действительно так.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْمًا كَانَ شَرُّهُ مُسْتَطِيرًا ﴾
«Они исполняют обеты /назр/ и боятся дня, зло которого разлетается» Сура «аль-Инсан», аят 7.
Доказательство ясное и понятное. Всевышний Аллах похвалил тех людей, которые исполняют свой назр. Значит Всевышний Аллах любит такой вид поклонения. Если это поклонение, значит посвящение его кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха, будет ширком.
Также Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَمَا أَنْفَقْتُمْ مِنْ نَفَقَةٍ أَوْ نَذَرْتُمْ مِنْ نَذْرٍ فَإِنَّ اللهَ يَعْلَمُهُ وَمَا للظَّالِمِينَ مِنْ أَنْصَارٍ ﴾
«Что бы вы ни потратили, какой бы обет /назр/ вы ни дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников» Сура «аль-Бакара», аят 270.
Всевышний Аллах возвеличил назр, указывая на то, что знает о нем.
Также Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться» Бухари, 6700.
Из этого хадиса следует, что исполнять назр обязательно, а это значит, что исполнение назра является поклонением, которое любит Всевышний Аллах. И объясняется это тем, что обязательные предписания, как и все деяния, необходимые для их совершения, относятся к обрядам поклонения. А для исполнения назра необходимо принести сам назр, ибо если бы не было назра, то не было бы необходимости исполнять его. И исполнять назр нужно потому, что человек, несущий ответственность за свои деяния, обязал себя совершить этот обряд поклонения.
Но если человек дал назр совершить грех, он не должен ослушаться Аллаха, потому что взятое на себя обязательство ослушаться Аллаха противоречит запрету ослушаться Великого и Могучего Аллаха, однако поступивший таким образом обязан совершить искупительные действия, которые совершают при нарушении клятвы. Подробно об этом упоминается в главах о назре, которые входят в книги по фикху.
Назр, принесенный Великому и Могучему Аллаху, является великим обрядом поклонения, и /назр/, принесенный не Аллаху, также является обрядом поклонения. И если человек приносит назр не Аллаху, то он поклоняется творению, если же он приносит /назр/ Аллаху, то он поклоняется Великому и Могучему Аллаху». [Конец слов шейха]
Шейху задали вопрос: «Можно ли давать назр после того, как что-то случилось? Например, я сдал экзамены и затем даю назр поститься три дня».
[Шейх Салих али Шейх ответил]:
«Назр мутлякъ — это такой назр, который не связан ни с чем, что может произойти в будущем. Назр мукъайяд связан с будущим. Человек дает назр совершить то-то и то-то, если случится так или так. Например, говорит: «Если Всевышний Аллах вылечит больного, то я буду поститься три дня».
Назр будет мутлякъ тогда, когда человек дает его просто так или по причине того, что уже случилось. Поэтому то, о чем спрашивали входит в назр мутлякъ. [Конец слов шейха]