Всевышний сказал также: «А те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» Сура «Фатыр», аяты 13—14.
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Анаса: «Когда в битве при Ухуде Пророку ﷺ рассекли лоб и сломали зуб, он воскликнул: «Как может преуспеть народ, который поранил своего Пророка? И тут ему было ниспослано: «Ты не принимаешь никакого решения…»» Сура «Али Имран», аят 128.
Аль-Бухари также приводит хадис Ибн ‘Умара о том, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ подняв голову после совершения поясного поклона в последнем рака’ате утреннего намаза, сказал: «Аллах внял тому, кто Его восхвалил. Господь наш, хвала Тебе!», — произнес: «О Аллах! Прокляни такого-то и такого-то!» И Аллах ниспослал откровение: «Ты не принимаешь никакого решения…» Сура «Али Имран», аят 128.
В другом риуайате говорится: «Он испрашивал у Аллаха проклятия на Сафуана ибн Умеййу, Сухейла ибн Амра и аль-Хариса ибн Хишама. И было ниспослано: «Ты не принимаешь никакого решения…»
Абу Хурайра рассказывал: «Когда посланнику Аллаха было ниспослано откровение: «И увещевай ближайших родственников своих…», он встал перед нами и произнес: «О курайшиты! Выкупайте свои души, ибо я ничем не могу вам помочь перед Аллахом! О сыны ‘Абдуль-Мутталиба, я ничем не могу вам помочь перед Аллахом! О ‘Аббас сын ‘Абдуль-Мутталиба, я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом! О Сафийя, тетя посланника Аллаха! Я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом! О Фатима, дочь посланника Аллаха! Проси у меня что хочешь, но я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом!».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Приведение этой главы именно в этом месте указывает на сильное знание и понимание автора. Каждый человек рождается с таухидом рубубийя. С вопросами рубубийя соглашаются многобожники и вообще все люди. Поэтому достоин поклонения только Тот, Кто является Единственным в Господстве. И на это указывает фитра человека, то, что нас окружает и человеческий разум.
Общеизвестно, что логические доводы у приверженцев Сунны берутся из Книги и Сунны, потому что в Книге и Сунне столько логических доводов, что нет нужды искать другие доводы, однако это знает только тот, кто внимательно изучает Коран и Сунну.
В этой главе указание на то, что создает только Всевышний Аллах, дает средства существования ризък только Всевышний Аллах, владеет всем только Всевышний Аллах, и никто, кроме Него не владеет никаким созданием, никто не дает средства существования ризък, никто кроме Него не оживляет и не умерщвляет. Никто кроме Него не имеет истинной власти. И даже самому лучшему из людей — Мухаммаду ﷺ Всевышний Аллах сказал:
﴿ لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ ﴾
«Ты не принимаешь никакого решения» Сура «Али Имран», аят 128.
А кто тогда всем владеет? Это — Всевышний Аллах. Если Пророк ﷺ ничем не владеет, тогда тот, кто меньше него по положению тем более ничем не владеет. Те, кто обращаются к мертвым, приближенным и пророкам, думают, что те, к кому они обращаются, ничем не владеют? Нет, они думают, что эти люди владеют средствами к существованию, являются посредниками, владеют заступничеством, без дозволения Всевышнего Аллаха.
В этой главе указание на то, что только Всевышний Аллах достоин поклонения. И в Коране очень много доводов на то, что только Всевышний Аллах достоин поклонения. Также в Коране рассказывается о том, что многобожники подтверждали таухид рубубийя. И если они признают рубубийя, значит должны признать и улюхийя.
Всевышний Аллах дал победу Своим посланникам и приближенным, и каждая группа многобожников была в итоге унижена. Воины Всевышнего Аллаха одержали победу. Правителями групп единобожников всегда были пророки и посланники, и такая группа никогда не проигрывала. И даже если какому-то пророку не отвечал его народ, то это только при его жизни, а после смерти люди следовали за ним. И этому очень много доказательств в Коране. В этом указание на то, что таухид — это истина, а ширк — это ложь.
Также в Коране есть другой вид доказательств, а это то, что создания являются слабыми. И любой раб, который слышит этот Коран, знает, что он слаб. Человек появился на этот свет без выбора. И таким его создал Всевышний Аллах. Только Он оживляет и умерщвляет. И с этим соглашается любой человек, исходя из своего природного начала фитра.
Также Всевышний Аллах обладает прекрасными именами и величественными атрибутами.
Он — Обладатель совершенства и величия. Он обладает абсолютным совершенством в каждом Своем имени и атрибуте. У Него абсолютное совершенство и нет у Него недостатков.
И в этой главе шейх рассказал про рубубийя. Всевышний Аллах — Единственный в господстве рубубийя. Это глава о словах Всевышнего Аллаха:
﴿ أَيُشْرِكُونَ مَا لاَ يَخْلُقُ شَيْئاً وَهُمْ يُخْلَقُونَ وَلاَ يَسْتَطِيعُونَ لَهُمْ نَصْرًا وَلاَ أَنفُسَهُمْ يَنصُرُونَ ﴾
«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда, как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?» Сура «аль-А’раф», аяты 191-192.
И шейх привел аят, где Аллах говорит:
﴿َ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِهِ مَا يَمْلِكُونَ مِن قِطْمِيرٍ إِن تَدْعُوهُمْ لاَ يَسْمَعُوا دُعَاءكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ ﴾
«А те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» Сура «Фатыр», аяты 13-14.
Этот раздел является доказательством единобожия. Только Всевышний Аллах достоин поклонения, а поклонение кому-либо, кроме Него, недействительно. Всевышний Аллах — Единственный в Своем господстве рубубийя. Доводами этому является фитра, разум и тексты Корана и Сунны. И никто не отрицает, что Всевышний Аллах является настоящим Властелином. Он управляет всеми делами так, как пожелает. Только маленькая группа людей отрицает это, и мы даже не обращаем на них внимания.
Природное начало фитра людей подтверждает существование Господа и подтверждает то, что люди являются творениями. Поэтому обязателен для человека таухид улюхийя, так как Всевышнмй Аллах создал его подтверждающим рубубийя. Многобожники также не отрицали, что только Всевышний Аллах создает, и только Он дает средства к существованию. Они также были убеждены в том, что только Он оживляет и умерщвляет. Они были убеждены в том, что только Он дает защиту, и никто не защитит от Него. Только Он владеет небесами и землей. Только Он взращивает растения и низводит воду.
Только Всевышний Аллах достоин поклонения, так как только Он является Властелином. Только Он управляет всеми творениями. Только Он создает рабов, и они затем возвращаются к нему. А те пророки, праведники и ангелы, которым поклоняются люди, все они являются созданными, и сами ничего не создают. Они не могут помочь тем, кто просит у них помощи. Этим владеет только Всевышний Аллах. Поистине, достоин поклонения только Тот, Кто Единственный в господстве рубубийя.
И таких примеров в Коране очень много. Поистине, ты найдешь в Коране, что самые великие доводы против многобожников в том, что они подтверждали таухид рубубийя. Подтверждение таухида рубубийя обязывает подтвердить таухид улюхийя. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴿ قُلْ مَنْ يَرْزُقُكُمْ مِن السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَمَّنْ يَمْلِكُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَمَنْ يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنْ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنْ الْحَيِّ وَمَنْ يُدَبِّرُ الْأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ فَقُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ ﴾
«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»» Сура «Йунус», аят 31.
То есть они соглашаются с рубубийя, но не боятся совершать ширк. А затем Он говорит:
﴿ فَذَلِكُمُ اللّهُ رَبُّكُمُ الْحَقُّ فَمَاذَا بَعْدَ الْحَقِّ إِلاَّ الضَّلاَلُ فَأَنَّى تُصْرَفُونَ ﴾
«Таков Аллах, ваш Истинный Господь! Что может быть за истиной, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены от истины!» Сура «Йунус», аят 32.
Также великие аяты, где Всевышний Аллах говорит:
﴿ قُلْ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَسَلَامٌ عَلَى عِبَادِهِ الَّذِينَ اصْطَفَى ءَآللَّهُ خَيْرٌ أَمَّا يُشْرِكُونَ * أَمَّنْ خَلَقَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ وَأَنْزَلَ لَكُمْ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَنْبَتْنَا بِهِ حَدَائِقَ ذَاتَ بَهْجَةٍ مَا كَانَ لَكُمْ أَنْ تُنْبِتُوا شَجَرَهَا أَإِلَهٌ مَعَ اللَّهِ بَلْ هُمْ قَوْمٌ يَعْدِلُونَ ﴾
«Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?» Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них. Так есть ли божество достойное поклонения, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов)» Сура «ан-Намль», аяты 59-60.
«Так есть ли божество достойное поклонения, кроме Аллаха?» — в этом порицание им, так как они подтверждали, что Он «создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду». Если он подтверждают это, то как они смеют брать других божеств? В этом содержится порицание. Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду, и посредством нее взрастил прекрасные сады? Это Аллах. Почему же тогда вы поклоняетесь другим, помимо Него?
А за ним следует аят:
﴿ أَمَّنْ جَعَلَ الأَرْضَ قَرَارًا وَجَعَلَ خِلاَلَهَا أَنْهَارًا وَجَعَلَ لَهَا رَوَاسِيَ وَجَعَلَ بَيْنَ البَحْرَيْنِ حَاجِزًا ﴾
«Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями?» Сура «ан-Намль», аят 61.
Многобожники ответили бы: «Аллах». А затем сказал Всевышний:
﴿ أَإِلَهٌ مَعَ اللَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لاَ يَعْلَمُونَ ﴾
«Есть ли божество достойное поклонения, кроме Аллаха? Нет, но большинство из них не знает этого» Сура «ан-Намль», аят 61.
Затем говорит Всевышний Аллах:
﴿ أَمَّن يُجِيبُ المُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاءَ الأَرْضِ أَءِلَهٌ مَّعَ اللهِ قَلِيلاً مَا تَذَكَّرُونَ ﴾
«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли божество достойное поклонения, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» Сура «ан-Намль», аят 62.
А затем сказал Всевышний Аллах:
﴿ أَمَّن يَّهْدِيكُمْ فِي ظُلُمَاتِ البَرِّ وَالبَحْرِ وَمَن يُّرْسِلُ الرِّيَاحَ بُشْرًا بَيْنَ يَدَيْ رَحْمَتِهِ أَءِلَـهٌ مَّعَ الله تَعَالَى اللهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ * أَمَّن يَبْدَؤُا الخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَمَن يَّرْزُقُكُمْ مِنَ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ أَءِلَـهٌ مَّعَ الله قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ ﴾
«Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости? Есть ли божество достойное поклонения, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи! Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли? Есть ли божество достойное поклонения, кроме Аллаха? Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду»» Сура «ан-Намль», аяты 63-64.
И нет у них никаких доказательств. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَمَنْ يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لَا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ فَإِنَّمَا حِسَابُهُ عِنْدَ رَبِّهِ ﴾
«У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа» Сура «аль-Муъминун», аят 117.
Многобожники наших дней еще больше делают ширка, чем прежние многобожники. Потому что мнобожники наших дней приписали своим идолам атрибуты рубубийя.
Сначала шейх привел в довод слова Всевышнего Аллаха:
﴿ أَيُشْرِكُونَ مَا لَا يَخْلُقُ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَ ﴾
«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены» Сура «аль-А’раф», аят 191.
В этом порицание! Как они поклоняются тем, которые ничего не творят, тогда как сами были созданы? Кто создал их? Аллах! Он создал тех, кому поклоняются эти люди. И поэтому поклонения достоин только один Всевышний Аллах, обладатель величия и щедрости.
Затем шейх привел слова Всевышнего Аллаха:
﴿َ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِهِ مَا يَمْلِكُونَ مِن قِطْمِيرٍ إِن تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ ﴾
«А те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» Сура «Фатыр», аяты 13-14.
«Не владеют даже плевой на финиковой косточке» — в этих словах доказательство. Эти объекты поклонения не владеют даже такой мелкой вещью. Что же сказать о том, что больше этого?
«Альлязина» — это «исму маусуля», то есть охватывает все объекты поклонения, к которым взывают, помимо Всевышнего Аллаха. Будь то ангелы, пророки, посланники, мертвые праведники и грешники, джинны, идолы, деревья и камни.
После этого шейх привел несколько хадисов. И все эти хадисы указывают на слова Всевышнего Аллаха:
﴿ لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ ﴾
«Ты не принимаешь никакого решения» Сура «Али Имран», аят 128.
В этом аяте указание, что даже Пророк ﷺ ничем не владеет, несмотря на то, что он господин рода человеческого. Возвеличивание и любовь к Пророку ﷺ является ветвью любви к Аллаху и возвеличивания Его. Поэтому тот, кто ниже него по положению, тем более ничем не владеет. Если бы он чем-то владел, то он бы помог себе и своим сподвижникам в день Ухуда. Однако в этот день случилось то, что случилось.
И Всевышний Аллах ниспослал слова:
﴿ لَيْسَ لَكَ مِنْ الْأَمْرِ شَيْءٌ أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ أَوْ يُعَذِّبَهُمْ فَإِنَّهُمْ ظَالِمُونَ ﴾
«Ты не принимаешь никакого решения. Аллах же либо примет их покаяния, либо накажет их, ведь они являются беззаконниками» Сура «Али Имран», аят 128.
Аль-Бухари также приводит хадис Ибн ‘Умара о том, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ подняв голову после совершения поясного поклона в последнем рака’ате утреннего намаза сказал: «Аллах внял тому, кто Его восхвалил. Господь наш, хвала Тебе!», — затем произнес: «О Аллах! Прокляни такого-то и такого-то!» И Аллах ниспослал откровение:
﴿ لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ ﴾
«Ты не принимаешь никакого решения» Сура «Али Имран», аят 128. См. «Сахих аль-Бухари», 4069.
Абу Хурайра рассказывал: «Когда посланнику Аллаха ﷺ было ниспослано откровение:
﴿ وأنذِرْ عَشيرتَكَ الأقرَبين ﴾
«Предостереги своих ближайших родственников!» Сура «аш-Шу‘ара», аят 214.
Он встал перед нами и произнес: «О курайшиты! Выкупайте свои души, ибо я ничем не могу вам помочь перед Аллахом! О сыны ‘Абдуль-Мутталиба, я ничем не могу вам помочь перед Аллахом! О ‘Аббас сын ‘Абдуль-Мутталиба, я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом! О Сафиййа, тетя посланника Аллаха! Я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом! О Фатима, дочь посланника Аллаха! Проси у меня что хочешь, но я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом!» Бухари, 2602; Муслим, 206.
В этом хадисе указание на то, что Пророк ﷺ не может помочь даже самых близким родственникам. Он может только донести до них доводы. Он не может отвратить наказание и тому подобное». [Конец слов шейха]