Всевышний Аллах сказал:
«Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни» Сура аль-Бакара, аят 102.
А также:
«Они веруют в джибта и тагута» Сура ан-Ниса, аят 51.
Сказал ’Умар ибн аль-Хаттаб: «“Джибт” — это колдовство, а “тагъут” — это шайтан».
Джабир сказал: «“Тагъуты” — это предсказатели, к которым спускался шайтан, и в каждом племени было по одному шайтану».
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ сказал: «Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили: «О посланник Аллаха, а что это за грехи?» Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном».
Джундуб ибн ’Абдуллах сказал: «Колдун наказывается ударом меча».
Приводится сообщение от Баджали ибн Абады: «Умар ибн аль-Хаттаб издал указ убивать каждого колдуна и колдунью», и мы убили троих.
Передают, что Хафса повелела убить свою рабыню, которая заколдовала ее, и та была убита. То же самое рассказывают от имени Джундаба. Ахмад сказал: «Это передается от трех сподвижников Пророка ﷺ».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Эта глава приведена в Книге Единобожия, потому что колдовство /сихр/ является одним из видов многобожия /ширк/. Пророк ﷺ сказал: «Кто занимается колдовством, тот совершил ширк». Передал ан-Насаи, 7/112; ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат», 1469; ибн ’Ади в «аль-Камиль», 4/341. Поэтому колдовство является одним из видов большого многобожия (ширк).
Языковое значение слова «السحر» — /сихр/ — это то, причины чего являются скрытыми. И причина колдовства является скрытой, так как явно его не видно. Поэтому конец ночи называется в арабском языке «سَحَرا». И поэтому прием пищи перед рассветом называется «сухуром», так как человека никто не видит в этот момент.
Поэтому слово «сихр» и его однокоренные слова указывают на скрытость какой-либо вещи. В арабском языке много вещей называют «сихром». Есть некоторые слова, которые называют «сихром». Есть также действия, называемые «сихром», а также есть убеждения, именуемые «сихром». В этой главе и в последующих будет рассказано о некоторых видах сихра и о том, что связано с ним.
Колдовство /сихр/ будет считаться неверием и многобожием, когда в нём используют шайтана, взывают к нему, пытаются приблизиться к шайтану, посвящая ему некоторые виды поклонения.
Ученые по фикху говорят, что «сихр» — это чтение каких-либо заклинаний, завязывание узлов, в которые потом дуют, после чего это заклинание приносит действительный вред. Например, человек начинает болеть или сразу умирает.
В колдовстве используется помощь шайтанов. Колдун не может заниматься колдовством до тех пор, пока он не приблизится к шайтану. Когда колдун приближается к шайтану, шайтан начинает ему служить. После всего этого колдовство этого колдуна начинает действовать. У любого колдовства есть шайтан, который помогает этому колдовству. У каждого колдуна есть помощников из числа шайтанов. Поэтому мы говорим, что колдовство является большим многобожием.
Есть такие вещи, которые внешне похожи на колдовство, но на самом деле они не являются тем колдовством, о котором мы говорили выше. Выше речь шла о том колдовстве, в котором используется помощь дьяволов. Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ ﴾
«От зла колдуний, поплевывающих на узлы» Сура аль-Фалякъ, аят 4.
Речь в аяте идет о колдуньях, которые завязывают узлы, а затем дуют (или поплевывают) в них. В аяте упомянуты именно женщины, потому что во времена джахилийи колдовством почти всегда занимались именно женщины. Эти женщины читали заклинания, а затем поплевывали в узлы, призывая на помощь джиннов. После этих заклинаний этот узел начинает вредить телу заколдованного человека.
Однажды, один из иудеев заколдовал Пророка ﷺ, используя его расческу и волосы. Пророк ﷺ думал, что он исполняет свой супружеский долг, хотя он этого не делал. Колдовство этого колдуна подействовало на тело Пророка ﷺ. Оно не подействовало на его знание, разум или душу.
Колдовство, в котором используются шайтаны, является многобожием. Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَاتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ ﴾
«Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана» Сура аль-Бакара, аят 102.
Дьяволы читали книги по колдовству. Далее Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ ﴾
«Сулейман не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству» Сура аль-Бакара, аят 102.
Всевышний Аллах указал на причину неверия этих дьяволов, сказав:
﴿ يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنْزِلَ عَلَى المَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ ﴾
«Они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту» Сура аль-Бакара, аят 102.
И далее Аллах говорит:
﴿ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولاَ إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلاَ تَكْفُرْ ﴾
«Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: “Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим”» Сура аль-Бакара, аят 102.
Отсюда следует, что изучение колдовства, то есть изучение его теории, и практика являются многобожием. Есть такие, которые изучают теорию колдовства, но не занимаются практикой. Есть такие, кто колдовал всего лишь несколько раз. А есть такие, кто занимается этим постоянно. Все они являются неверующими.
Поэтому мы говорим, что обучение теории колдовства уже является неверием, не говоря уже о практике.
Некоторые ученые, как например имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, сказали, что колдовство бывает двух видов:
Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, разделил колдовство на две группы, исходя из того, что принято называть колдовством среди людей. Но на самом деле второй вид не является тем, что в шариате называется колдовством. Человек, использующий зелья, считается знахарем. В шариате такого человека не называют колдуном.
Что касается привораживания, после которого жена начинает любить мужа, то это относится к первому виду.
Колдовство делает Ислам колдуна недействительным.
Я (т.е. шейх Салих) видел в некоторых книгах по колдовству написано, что колдун не может заниматься колдовством, пока он не поиздевается над Кораном, над Всевышним Аллахом и Его посланником ﷺ. Также об этом рассказывают те, кто с этим сталкивался.
Поэтому колдовство является многобожием. Каждый колдун является многобожником. Поэтому в исламском государстве к колдуну применяется смертная казнь за вероотступничество.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَلَقَدْ عَلِمُوا لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الآخِرَة مِنْ خَلاَقٍ ﴾
«Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни» Сура аль-Бакара, аят 102.
Колдун приобретает колдовство и расплачивается за него единобожием. Единобожие является той ценой, которую он платит за колдовство, и поэтому в Последней жизни у него не будет никакой доли. Воистину, многобожники никогда не преуспеют в Последней жизни.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ يُؤْمِنُونَ بِالْجِبْتِ وَالطَّاغُوتِ ﴾
«Они веруют в джибта и тагута» Сура ан-Ниса, аят 51.
Это — порицание людей Писания за то, что они верят в колдовство. Чаще всего таким образом поступают иудеи. Аллах упрекнул их за это, проклял их и разгневался на них.
Сказал ’Умар ибн аль-Хаттаб: «“Джибт” — это колдовство, а “тагъут” — это шайтан». Передал аль-Бухари, 1673 в форме «му’алякъ». См. также «Тафсир ат-Табари», 5/131. Также передал ибн Аби Хатим в своем тафсире под номером 5443; Сказал аль-Хафиз: «Иснад къауий». См. «аль-Фатх», 8/252.
Все это свидетельствует о том, что колдовство является одним из запрещенных деяний и тяжких грехов. Оно содержит элементы многобожия и представляет собой форму приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Это относится ко всем его видам.
‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что джибт — это колдовство, а тагут — это сатана. Мы уже упомянули о том, что джибт — это понятие, объединяющее много вещей. Одной из самых ярких и очевидных форм джибта является колдовство. Иудеи верили в джибта, т.е. в колдовство. Они также верили в тагута, т.е. сатану, и таким образом поступает каждый, кто повинуется сатане и отдаляется от истины и верного пути.
Джабир сказал: «“Тагъуты” — это предсказатели, к которым спускался шайтан, и в каждом племени было по одному шайтану». Передал аль-Бухари в форме «му’алякъ». См. также «Тафсир ат-Табари», 3/19; «Тафсир ибн Аби Хатим», 5452.
Что касается высказывания Джабира ибн ‘Абдуллаха, то его мы рассмотрим в следующих главах.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ сказал: «Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили: «О посланник Аллаха, а что это за грехи?» Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном». аль-Бухари, 2766; Муслим, 89.
Речь идет о тех грехах, которые губят того, кто их совершает. Такие грехи принесут человеку лишь убыток как в этой жизни, так и в последующей.
В хадисе сказано: «Поклонение другим наряду с Аллахом и колдовство….», — но это не указывает на то, что многобожие /ширк/ и колдовство /сихр/ это две разные вещи. Просто сначала говорится об общем, то есть о многобожии, а затем говорится о частном, то есть о виде многобожия, а именно о колдовстве. Колдовство является одной из форм приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. А само многобожие бывает разных видов и оно не останавливается только лишь на колдовстве.
Известно очень много примеров, где конкретное упоминается после общего. Например, в словах Аллаха:
﴿ مَنْ كَانَ عَدُوًّا لِلَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللَّهَ عَدُوٌّ لِلْكَافِرِينَ ﴾
«Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилем и Микаилем, то ведь Аллах является врагом неверующих» Сура аль-Бакара, аят 98.
Здесь сначала упомянуты ангелы в общем, а затем конкретно говорится о Джибриле и Микаиле.
Джундуб ибн ’Абдуллах сказал: «Колдун наказывается ударом меча». Передали ат-Тирмизи, 1460; ат-Табарани в «аль-Кабир», 1665; Ибн ’Ади в «аль-Камиль», 1/284; ад-Даракутни, 3/114; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/360; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/136; Хадис слабый. См. «Сильсиля ад-Да’ифа», 1446.
В этом сообщении подчеркивается, что между колдунами нет различий, и поэтому любой колдун, каким бы колдовством он ни занимался, должен быть казнен. Согласно достоверному мнению, причина этой казни заключается в вероотступничестве, потому что колдовство непременно содержит элементы приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху, и если человек приобщает сотоварищей к Аллаху, то он отступает от религии, а его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными.
Приводится сообщение от Баджали ибн Абады: «Умар ибн аль-Хаттаб издал указ убивать каждого колдуна и колдунью», и мы убили троих. Передали аш-Шафи’и в своем муснаде, стр. 383; Ахмад, 1/190-191; Абу Дауд, 3043 и другие.
Передают, что Хафса повелела убить свою рабыню, которая заколдовала ее, и та была убита. Передали имам Малик в «Муватта», 2/871; ’Абду-р-Разакъ, 18747; Ибн Аби Шейба, 27912; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 23/187; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/136.
То же самое рассказывают от имени Джундуба. Передали аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир», 2/222; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 1725; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/136; ибн ’Асакир в «Тарих Димашък», 11/311.
Ахмад сказал: «Это передается от трех сподвижников Пророка ﷺ».
Колдун должен быть казнен, и сподвижники, да будет доволен ими Аллах, издавали указы о казни колдунов и велели поступать таким образом. При этом они не делали исключений для некоторых из них, и поэтому нельзя делать различия между колдунами, занимающимися различными видами колдовства. Мусульмане обязаны остерегаться всех видов колдовства, и для того, чтобы избежать ответственности, они должны предостерегать других от этого предосудительного поступка и сообщать о каждом, кто занимается подобной деятельностью, потому что колдуны, как отмечали выдающиеся богословы, заходя в город, непременно распространяют в нем нечестие, несправедливость, вражду и беззаконие». [Конец слов шейха]
Необходимо отметить, что не каждый человек имеет право приводить в действие наказание, а имеет на это право только правитель мусульман в исламской стране, и делается это только с его разрешения. И в том, что наказание /хадд/ может применить только правитель мусульман, нет среди ученых никаких разногласий. Имам аш-Ширази говорил: «Не применяет наказание /хадд/ для свободных людей (не рабов) никто, кроме правителя мусульман, или же того, кому правитель это поручил! Никто не совершал наказания во времена посланника Аллаха ﷺ, кроме как с его дозволения. И никто не делал этого во времена халифов, кроме как с их позволения!» См. «аль-Мухаззаб» 2269.
Имам ан-Науауи сказал: «Ученые говорят: “Наказание за преступления не приводит в исполнение никто, кроме правителя мусульман”». См. «Шарх Сахих Муслим» 3/438.
Также имам ан-Науауи в комментарии к хадису Хатыба, которого ‘Умар попросил разрешение казнить, сказал: «В этом хадисе указание на то, что шпионство не выводит человека из Ислама! А также в нем указание на то, что никто не имеет права совершать наказание (хадд) и убивать того, кого необходимо убить, кроме как с разрешения правителя мусульман!» См. «Шарх Сахих Муслим» 7/539.
Имам Ибн Муфлих сказал: «Запрещено устанавливать наказание (хадд) кому-либо, кроме правителя (имама) или его заместителя (наиб)». См. «аль-Фуру’» 6/53.
Также Ибн Муфлих относительно наказания вероотступника (муртад) говорил: «Никто не имеет право его убить, кроме правителя мусульман (имам) или его заместителя (наиб), и это мнение всех ученых!» См. «аль-Мубди’» 9/175.
Имам аль-Къуртуби сказал: «Нет разногласий в том, что воздаяние равным за преступление (къысас) и установление наказаний совершает только правитель». См. «Тафсир аль-Къуртуби» 2/245-246.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Никто не имеет права исправлять порицаемое с помощью того, в чем будет больше порицаемого! Как, например, кто-то из людей желает отрезать руку вору, побить пьющего вино, или применять наказания (худуд), ибо если он совершит это, то подобное приведет к смуте и нечестию, поскольку каждый потом начнет бить другого и заявлять о том, что тот заслуживал этого! Необходимо, чтобы подобным занимался именно правитель мусульман!» См. «Мухтасар аль-фатауа аль-мисрия» 579.
Более того шейхуль-Ислам Ибн Таймийя говорил: «Тот, кого правитель мусульман поставил управлять где-либо (мухтасиб), не имеет права самостоятельно казнить или отрубать руки».См. «Маджму’уль-фатауа» 28/109.
Если даже человек, уполномоченный законным правителем мусульман, не имеет права выносить решение о наказании, то что можно сказать о самовольном вынесении смертного приговора простыми людьми?! Нет никаких сомнений в том, что подобное является анархией, которую не приемлет шариат Всевышнего!