Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 57-я: О выражении «Если бы…»

Всевышний Аллах сказал: «Они говорят: “Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь”…» Сура «Али Имран», 154.

Всевышний сказал также: «Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: “Если бы они послушались нас, то не были бы убиты”…» Сура «Али Имран», 168.

В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся [перед трудностями. — Ред.]. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно», — поскольку «если бы…» открывает возможность для козней Шайтана». Муслим 2664.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Сердце единобожника не сможет воплотить в себе единобожие до тех пор, пока не узнает, что каждая вещь происходит по предопределению Всевышнего Аллаха, а деяния раба являются всего лишь причиной. Если Всевышний Аллах что-то предопределил, оно обязательно случится. Что бы ни делал раб, он не сможет перейти границы того, что предопределил Аллах. Если раб поймет это, то его сердце всегда будет возвеличивать Всевышнего Аллаха. Никогда в его сердце не возникнет желания, чтобы то, что с ним случилось, случилось бы по-другому. Он не пожелает, чтобы прошлое изменилось. Ведь, он знает, что обязательно будет так, как предопределил Аллах. Раб не может вернуться в прошлое и изменить положение. И поэтому, когда человек говорит: «Если бы…», или использует какие-то другие слова, указывающие на сожаление о прошлом, это ослабляет его сердце. Такой человек связывает сердце с причинами. Полнота единобожия заключается в том, что человек не задумывается о том, что случилось в прошлом. Например, в прошлом с рабом случилось какое-то несчастье, ему запрещено говорить: «Если бы я тогда сделал так-то, то было бы так». Напротив, он должен переносить эти тяготы, проявляя терпение, и быть довольным действиями Аллаха.

А если же речь идёт о прошлых грехах, человек должен торопиться принести покаяние, а не говорить: «Если бы я сделал так, то было бы так». Как сказал Аллах:

﴿ وَإِنِّي لَغَفَّارٌ لِّمَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا ثُمَّ اهْتَدَى ﴾

«Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» Сура «Та Ха», аят 82.

Шайтан входит в сердце и заставляет раба плохо думать о Господе и Его предопределении. Если человек начинает плохо думать об Аллахе, становится слабым его единобожие. Автор написал эту главу, потому что многие люди выражают недовольство предопределением, связывая его с собственными деяниями. Они полагают, что если бы они поступили иначе, то случившееся могло бы не произойти, хотя Великий и Могучий Аллах изначально предопределил все деяния и их результаты, и все на свете происходит в соответствии с Его божественной мудростью.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ يَقُولُونَ لَوْ كَانَ لَنَا مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ مَّا قُتِلْنَا هَاهُنَا ﴾

«Они говорят: “Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы убиты здесь”» Сура «Али Имран», аят 154.

А также:

﴾ الَّذِينَ قَالُواْ لإِخْوَانِهِمْ وَقَعَدُواْ لَوْ أَطَاعُونَا مَا قُتِلُوا ﴿

«Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: “Если бы они послушались нас, то не были бы убиты”» Сура «Али Имран», аят 168.

Мы уже упомянули о запретности выражения «если бы», а эти два аята являются доводами. Причина этого запрета заключается в том, что использование этого выражения является чертой, присущей лицемерам. Эти аяты повествуют нам о битве при Ухуде, как это известно. Если это слово является признаком лицемеров, следовательно, оно запрещено.

В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся перед трудностями. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах и Он сделал так, как Ему было угодно», поскольку «если бы» открывает возможность для козней Шайтана». Муслим, 2664.

Если с человеком приключилась беда, то ему категорически запрещается говорить: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то», — потому что это выражение открывает двери для сатаны и ослабляет убежденность раба. Раб начинает думать, что мог бы что-то изменить в предопределении, хотя на самом деле это невозможно. Если Всевышний Аллах что-то предопределил, то оно обязательно случится. Поэтому Пророк ﷺ научил нас словам:

فدر الله و ما شاء فعل

«Это предопределил Аллах и Он сделал так, как Ему было угодно».

Это относится ко всем словам, которые выражают сожаление о случившемся в прошлом.

Что же касается высказываний о событиях в будущем, то использовать такие выражения в основе разрешается, если они связаны с добрыми делами и означают надежду на помощь Аллаха в совершении этих дел. Однако запрещается использовать это выражение, если человек говорит о событиях в будущем с гордостью и высокомерием, потому что в его словах появляются элементы надменного отношения к божественному предопределению». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Смысл аятов 154 и 168 из суры «Али Имран».
  1. Явный запрет на произношение выражения «если бы…» в случае какой-либо неприятности.
  1. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней Шайтана.
  1. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.
  1. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.
  1. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия.

Контрольные вопросы