Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Кто же может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть попробуют создать хотя бы букашку или хотя бы пшеничное или ячменное зерно». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Аль-Бухари 10/324, Муслим 2111.
Они же приводят хадис ’Аиши, которая рассказывала, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «В день Воскресения самая жестокая кара ждёт тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении». Аль-Бухари 10/325, Муслим 2106, 92.
Они же приводят хадис Ибн ’Аббаса: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: «Каждый, кто создаёт изображения, будет в Огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду». Аль-Бухари 4/345, Муслим 2110, Ахмад 1/308.
Они же приводят другой хадис Ибн ’Аббаса от Пророка ﷺ который сказал: «Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это». Аль-Бухари 10/330, Муслим 2110, 100 от Ибн ’Аббаса.
Муслим приводит хадис Абу-ль-Хаййаджа: «Али сказал мне: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха: Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй её с землёй». Муслим 969, Абу Дауд 3218, ат-Тирмизи 1049, ан-Насаи 4/88, 89.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Человек будет единобожником, если не будет придавать Аллаху сотоварищей в том, чего достоин только Он. А создание изображений является придаванием Аллаху сотоварищей, так как человек пытается повторить то, что сделал Аллах. Поэтому тот, кто довольствуется созданием изображений, попадает в слова Аллаха:
﴿ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾
«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» Сура «аль-Бакара», аят 22.
Человек убежден в том, что кто-то создает изображение, хотя на самом деле создает его Всевышний Аллах. К совершенному единобожию относится то, что человек недоволен изображениями, и сам не создает их. Создание изображений противоречит полноте единобожия.
Также создание изображений является причиной, которая приводит человека к многобожию, а мы должны закрывать все пути, которые ведут к нему. Если мы не закроем эти пути, то люди попадут в многобожие. Многие из многобожников приобщали в сотоварищи к Аллаху именно изображения, и поэтому верующий, подлинно убежденный в единобожии, не должен считать создание изображений дозволенным. Одним словом, изображения являются одним из средств приобщения сотоварищей к Аллаху.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний сказал: “А кто более несправедлив, чем тот, кто пытался создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они хотя бы зёрнышко, пусть создадут они маленького муравья!”». аль-Бухари, 7559; Муслим, 2111.
Создавая скульптуры и изображения, люди полагают, что они создают творения, подобные творениям Аллаха, хотя в действительности никто не способен создать нечто подобное Божьим творениям. Вот почему человек, который пытается уподобляться Великому и Могучему Аллаху, является самым несправедливым из творений.
Муджахид (ибн Джабр) и другие праведные предшественники, опираясь на слова «пусть создадут они зёрнышко», сказали, что запрещено создавать даже изображения того, в чем нету души. То есть, исходя из хадиса, они запретили изображения деревьев, зернышек и так далее.
Однако большинство ученых несогласны с этим, так как зернышко упомянуто в хадисе, только для того чтобы указать на бессилие человека, а не для указания причины. Поэтому в другом хадисе сказано: «Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это». Поэтому становится понятно, что запрещено создавать только изображения тех, в ком есть душа.
Они же приводят хадис ’Айшы, которая рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день Воскресения самая жестокая кара ждёт тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении». аль-Бухари, 5954; Муслим, 2106.
В хадисе указывается причина запрета, а это — уподобление Аллаху в творении. Это является одной из причин, из-за которых запрещены изображения. Создание изображений запрещено /харам/, а тот, кто их создает, будет подвергнут самому жестокому наказанию. Во-первых, создающий изображения пытается создавать подобно Аллаху, а во-вторых, изображения приводят к многобожию.
Многие ученые сказали о том, что самому жестокому наказанию будет подвергнут тот, кто впал в неверие по причине создания изображений. Создание изображений ради подражания Аллаху является проявлением великого неверия в двух случаях.
Они же приводят хадис Ибн ’Аббаса: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: “Каждый создающий изображения в Огне! И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду”». аль-Бухари, 2225; Муслим, 2110.
Из упоминания о душе следует, что речь идет об изображении творений, обладающих душой, т.е. животных и людей. Именно эти изображения запрещены шариатом.
«Каждый создающий изображения в Огне» — из этих слов нам понятно, что это относится к очень тяжким грехам.
Они же приводят другой хадис Ибн ’Аббаса от Пророка ﷺ который сказал: «Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это». аль-Бухари, 5963; Муслим, 2110.
Им будет приказано вдохнуть душу в созданные ими запрещенные изображения, однако они не смогут сделать этого, потому что души находятся только во власти Великого и Могучего Аллаха.
Муслим приводит хадис Абу-ль-Хаййаджа, который сказал: «Али сказал мне: “Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха ﷺ? Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сравняй её с землёй”». Муслим, 969.
В этом хадисе содержится указание на вторую причину, по которой Ислам запрещает создавать изображения. Эта причина заключается в том, что изображения могут привести к появлению многобожия. Смысл этого хадиса становится ясен из того, что Пророк Мухаммад ﷺ одновременно повелел уничтожать изображения и сравнивать с землей возвышающиеся над ней могилы, а поскольку существование высоких могил может привести к появлению многобожия, существование изображений и скульптур также можно считать одной из причин возникновения многобожия». [Конец слов шейха]