2.1. Для кого является обязательным совершение молитвы?
Молитва обязательна для разумного мусульманина, достигшего половозрелости, в соответствии с хадисом ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, о том, что Пророк ﷺ сказал: «Подняты перья от троих (не записывается грех за их действия): от спящего, пока он не проснётся, от умалишённого, пока разум его не прояснится, и от ребёнка, пока он не повзрослеет (не станет совершеннолетним)»5.
2.2. Молитва ребёнка
Предыдущий хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Подняты перья от троих…» включает и ребёнка, пока он не повзрослеет или не достигнет половозрелости. Однако эта необязательность не освобождает опекуна ребёнка от необходимости побуждать его к совершению молитвы и повелевать ему это, когда он достигнет семи лет, и наказывать его за оставление её, когда он достигнет десяти лет. Как это пришло в хадисе: «Велите своим детям молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за несовершение молитвы, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать раздельно»6.
2.3. Количество обязательных молитв
Количество обязательных молитв в течение дня и ночи — пять, как это сообщается в хадисе Тальхи ибн ‘Убейдуллаха, что (однажды) к Посланнику Аллаха ﷺ явился какой-то человек с растрёпанными волосами и сказал: «О Посланник Аллаха, расскажи мне, что из молитвы предписал мне Аллах?» И (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «Пять молитв, если только сам ты не пожелаешь (совершить) что-то дополнительно». Тот попросил: «Расскажи мне, что Аллах предписал мне из поста?» (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «(Ты должен соблюдать) пост (в месяце) рамадан, если только сам ты не пожелаешь что-то (соблюдать из поста) дополнительно». Тот (снова) спросил: «Расскажи мне, что Аллах предписал для меня из закята?»
(Тальха) сказал: «А затем Посланник Аллаха ﷺ рассказал ему о законоположениях ислама. (Тогда этот человек) сказал: “Клянусь Тем, Кто почтил тебя, я ничего не буду делать дополнительно (к этому) и ничего не стану убавлять из того, что предписал мне Аллах!” И тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Он преуспеет, если говорит искренне! (или он сказал: Он войдёт в Рай, если говорит искренне!”» (аль-Бухари 1891, Муслим 11).