3.9.1. О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Умар ибн аль-Хаттаб пришёл во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О Посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк ﷺ сказал: “Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил её!” Затем Пророк ﷺ и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и закатную (магъриб)» (аль-Бухари 598, Муслим 209).
Мнению о том, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство учёных .
Если же человек, не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-ислам Ибн Теймийя («аль-Инсаф» 1/445).
3.9.2. Как поступить пропустившему молитву, когда уже необходимо совершать следующую?
Допустим, если выходит время закатной (магъриб) молитвы, а человек по приемлемой шариатом причине не совершил послеобеденную (‘аср) молитву, то ему следует сначала совершить закатную молитву («Сахих фикх ас-Сунна», 1/262).
Также если человек проспал утреннюю молитву, однако, проснувшись, услышал призыв на пятничную молитву (джуму‘а), то ему следует совершить сначала пятничную молитву, так как её восполнить невозможно («аль-Мумти‘», 2/141).
3.9.3. Если пропущена по шариатской причине одна из молитв и стали призывать к следующей, то на какую молитву следует взять намерение?
Если человек, к примеру, не совершивший полуденную молитву (зухр), слышит призыв на послеобеденную общую молитву (‘аср), то на какую молитву ему следует брать намерение, на полуденную, которую он пропустил, или же на послеполуденную, которую будет совершать джамаат? Группа учёных считала, что в подобной ситуации человек, совершающий групповую молитву, должен взять намерение на пропущенную им полуденную молитву, поскольку дозволено, чтобы намерения, как у имама, так и у позади стоящих различались, на что указывают достоверные хадисы («ас-Сейль аль-джаррар», 1/254). И в таком случае он не упустит групповую молитву и возместит молитвы, соблюдая их последовательность.
Однако другие учёные, среди которых и шейхуль-ислам Ибн Теймийя, считали, что следует совершать именно ту групповую молитву, к которой призывают, а не брать намерение на пропущенную, поскольку то, что Пророк ﷺ восполнил пропущенные молитвы в их последовательности, не указывает на обязательность этого. Их доводом был следующий хадис: «Когда призовут к молитве, то нет молитвы, кроме обязательной!» (Муслим 710).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Слова «Когда призовут к молитве» означают «когда будут произносить икама на обязательную молитву». В словах «нет молитвы, кроме обязательной» указание на запрет совершения добровольной молитвы после призыва к обязательной, будь это добровольная молитва из числа сунан-рауатиб или нет. В другой версии этого хадиса со слов ‘Амр ибн Динара есть добавка, где Пророка ﷺ спросили: «И даже не совершается два рак‘ата утренней сунны (после призыва на обязательную)?!» Он ответил: «И даже два рак‘ата утренней сунны». Этот хадис приводит Ибн ‘Ади, и иснад его является хорошим. Что касается слова «обязательной», то речь может идти как о пропущенной обязательной молитве, так и той, к которой призывают, но правильнее то, что речь идёт именно о той молитве, к которой призывают. Это подтверждается хадисом, передаваемым Ахмадом и ат-Тахави: «Когда призовут к молитве, то нет молитвы кроме той, к которой призвали!»» («Фатх аль-Бари», 2/173).
3.9.4. Обязана ли женщина, очистившаяся от месячных во время одной молитвы, восполнять предыдущую молитву?
По поводу того, какую молитву должна совершить женщина после очищения, среди учёных есть несколько мнений. Большинство учёных считает, что если женщина, к примеру, очистилась до захода солнца, то она должна совершить полуденную (зухр) и послеполуденную (‘аср) молитвы. А если она очистилась до утренней молитвы, то она должна совершить закатную (магъриб) и вечернюю (‘иша) молитвы. Это мнение основывается на словах некоторых сподвижников, а это ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, Ибн ‘Аббас и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах). Однако эти сообщения являются слабыми .
Но даже если и принять во внимание то, что эти сообщения являются достоверными, среди сподвижников не было единогласного мнения в этом вопросе. Так, например, Анас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если женщина очистится во время какой-то молитвы, то она совершает только эту молитву и не совершает иную» .
Мнение сподвижников является доводом только в том случае, когда оно не противоречит Корану и Сунне, или же неизвестно, чтобы другие сподвижники высказались иначе! Что же касается этого вопроса, то мы видим, что в нём есть разногласие среди сподвижников. По этой причине и из-за отсутствия прямого указания в Коране и Сунне на необходимость возмещения женщиной молитвы, предшествующей тому времени, в которое она очистилась, следует считать, что женщина должна совершить только ту молитву, во время которой она очистилась. И этому мнению отдали предпочтение Хасан аль-Басри, Катада, Суфьян ас-Саури и Абу Ханифа .
3.9.5. Если после наступления времени молитвы женщина затянет её совершение, а впоследствии у неё начнутся месячные, должна ли она восполнить эту молитву после того, как очистится?
Относительно этого вопроса существует два известных мнения. Большинство учёных считает, что если при наступлении времени молитвы у женщины не было месячных, но когда она оттянула время молитвы, у неё начались месячные, то она обязана восполнить такую молитву после того, как очистится.
Другие же учёные говорят, что она не должна ничего возмещать. При этом они опираются на то, что во времена Пророка ﷺ у женщин начинались месячные в различные периоды времени, и неизвестно случая, чтобы Пророк ﷺ повелевал возмещать молитву женщине, которая не успела совершить её до начала месячных. Шейхуль-ислам Ибн Теймийя говорил: «Правильным в этом вопросе является мнение Абу Ханифы и Малика, что женщине ничего не надо возмещать, поскольку возмещение (аль-када) нуждается в велении, а такого веления нет! И женщина в подобной ситуации затянула время молитвы по дозволенности, а не по причине халатности» («Маджму‘ аль-фатава», 23/234).
3.9.6. Возмещается ли молитва, если человек, совершивший её, не знал, что не были соблюдены условия её действительности?
Шейхуль-ислам Ибн Теймийя говорил: «Если человек не совершит омовение, не зная, что оно у него нарушено, например, поел верблюжьего мяса и не совершил омовение, а затем узнал о том, что это нарушает омовение, или же совершил молитву в загоне для верблюдов, не зная о запрете этого, то следует ли ему заново совершить молитву? Относительно этого есть два известных мнения, и оба они являлись мнением Ахмада. Также, к примеру, человек прикоснулся к своему половому органу и совершил молитву, а затем ему стало известно, что это нарушает омовение. Правильным во всех этих случаях является то, что необязательно восполнять молитвы, совершённые в таких ситуациях! Ведь Всевышний Аллах простил ошибки и забывчивость, и Он говорит: “И Мы не наказываем, пока не посылаем посланников!” (сура «аль-Исра», аят 15). И на том, до кого не дошло какое-либо конкретное веление Пророка ﷺ, нет никакого обязательства. По этой причине Пророк ﷺ не велел ‘Умару и ‘Аммару восполнить молитву, которую один из них не совершил из-за отсутствия полного омовения, а другой совершил его в состоянии полового осквернения. И также он не велел восполнять молитвы Абу Зарру, когда тот, будучи без полного омовения, не совершал молитву несколько дней. Также он не велел повторить пост тому, кто ел, пока не стало ему ясным отличие чёрной нити от белой. Как и не велел переделать молитву тем, кто по неведению молился по направлению в сторону аль-Аксы после того, как было велено молиться, повернувшись в сторону Каабы. К обсуждаемому нами вопросу также относится и пример женщины, у которой были болезненные кровотечения (истихада), а она полагала, что в таком состоянии молитва не совершается. В отношении такой женщины есть два мнения, одно из которых заключается в том, что она не восполняет пропущенные молитвы, и это мнение Малика. Доказательством этому является хадис, в котором сообщается, что женщина, у которой были болезненные кровотечения, не молилась и не постилась. А когда она рассказала это Пророку ﷺ, он велел ей в будущем не обращать на это внимание и не велел ей что-либо возмещать!» («Маджму‘ аль-фатава», 21/101).
Во всех этих примерах речь идёт о таком случае, когда человек не знал шариатского постановления в каком-либо вопросе. И это не относится к тому, кто знал о шариатском положении, однако забыл о нём. К примеру, тот, кто по забывчивости совершил молитву без омовения, обязан совершить её вновь.
3.9.7. Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатской причины?
Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведённое для молитвы, без шариатской на то причины. Среди учёных были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Ибрахим ан-Наха‘и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахавейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит её без причины в установленное время, откажется её возмещать и скажет: “Я не буду совершать молитву!”, — является неверным, чьё имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать молитву, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него!» («аль-Истизкар», 2/149).
Также Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Пророк ﷺ говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними совершайте добровольную молитву!» (Муслим 2/127). Учёные говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведённые для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то Пророк ﷺ не повелел бы совершать за ними молитву!» («ат-Тамхид», 4/234).
Однако вопрос в следующем: обязан ли человек, пропустивший без причины молитву, восполнить её?
Большинство учёных и имамы четырёх мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан её восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны , а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.
Среди имамов были такие, кто заявлял, что все учёные были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.
Во-первых, это заявление опроверг хафиз Ибн Раджаб в «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/148, сказав, что в этом вопросе нет единогласного мнения.
Во-вторых, многие учёные, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает её, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са‘д ибн Аби Ваккас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас‘уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: «И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе» («аль-Мухалля», 2/235).
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Касим ибн Мухаммад, Мухаммад Ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз и Мутарриф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абдуссалям, Ибн Теймийя, Ибн аль-Каййим, аш-Шаукани, аль-Албани, Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин и другие .
Имам Ибн Батта говорил: «Известно, что у молитв есть своё время, и того, кто совершит молитву до наступления её времени, она не будет принята, так же как и у того, кто совершит её после окончания её времени!» («Фатх аль-Бари» 5/147, Ибн Раджаб).
Имам аль-Барбахари сказал: «Аллах не примет обязательные молитвы, совершённые не в своё время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!» («Фатх аль-Бари», 5/148).
Шейхуль-ислам Ибн Теймийя сказал: «Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил её без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!» («аль-Ихтиярат», 34).
Шейх аль-Албани говорил: «Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне её времени подобно совершению молитвы до наступления её времени. Нет в этом никакой разницы!»
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма‘), не соответствует истине, как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.
Мнение учёных, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам.
Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы своё время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определённое время» (сура «ан-Ниса», аят 103).
Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его Пророка ﷺ, указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, её совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины её восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил её без причины, то какой смысл Пророку ﷺ связывать её возмещение с такими причинами, как забывчивость или сон?!
В-четвёртых, вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк ﷺ. Ведь нет текста, указывающего на такой вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (сура «Марьям», аят 64).
В-пятых, вопрос возмещаемой молитвы не в её время связан не только с искуплением, а ещё и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его Пророк ﷺ?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но её нужно возместить на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество учёных несогласно. А Пророк ﷺ сказал: «Кто внесёт в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» (Муслим 1718).
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли не все пять молитв, пропущенных в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более («Сахих фикх ас-Сунна», 1/260).
Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему ислам, возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал лёгкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (сура «аль-Хадж», аят 78). Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но ещё и может оттолкнуть покаявшегося человека от ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы Посланник Аллаха ﷺ возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие ислама стирает все грехи, которые были до него» .
Имам Ибн Наср аль-Марвази говорил: «Мусульмане не разногласили в том, что Пророк ﷺ не обязывал никого из неверных, принявших ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний!» («Та‘зым кадр ас-саляти», 1/186).