Первый курс по изучению Единобожия

«Основы веры (имана)». Часть 1-я

Вступление

Религия – это свод правил поклонения Аллаху

Всевышний Аллах — Творец, Создатель, Знающий, Мудрый — благодаря Своему всеобъемлющему знанию, Своей мудрости и Своему всемогуществу сотворил эту великую Вселенную и установил в ней порядок для того, чтобы претворить в жизнь свой божественный замысел, а не понапрасну и не для забавы и развлечения. Всевышний сказал:

﴿ وَمَا خَلَقْنَا السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا لَاعِبِينَ {38} مَا خَلَقْنَاهُمَا إِلَّا بِالْحَقِّ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ ﴾

«Не ради забавы Мы создали небеса, землю и то, что между ними. Мы создали их только ради истины, но большинство их не ведают об этом» Сура «Дым», аяты 38-39.

Он сотворил джиннов и людей и сообщил о великой мудрости и благородной цели их сотворения и сказал:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ {56} مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ {57} إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ ﴾

«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Мне не надобно от них никакого удела и не надобно, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах сам дарует пропитание. Он — Могущественный, Сильный» Сура «Рассеивающие», аяты 56-58.

﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ {21} الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ فِرَاشًا وَالسَّمَاءَ بِنَاءً وَأَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَكُمْ ۖ فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَنْدَادًا وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас, — может быть, вы станете богобоязненны. Который сделал землю ложем вашим, а небо — кровом вашим, который низвел с неба воду и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не придавайте Аллаху равных, заведомо зная, (что никто не сравнится с Ним)» Сура «Корова», аяты 21-22.

Господь оказал величайшую милость тем, что облегчил и помог человеку понять истину мироздания. Истину того, что существует Аллах — единственный Творец всего сущего, а человек является Его творением. Истину того, что цель создания человека — это поклонение человеком только одному Аллаху. Это то, чем Всевышний Аллах обязал каждого человека, и поэтому каждый человек независимо от желания является рабом Аллаха. И это облегчение и помощь Аллаха состоит в следующем:

1. Аллах создал человека с врожденным качеством, благодаря которому он чувствует, что существует только один Бог, которому человек должен поклоняться — подчиниться, выполняя Его приказы. Если бы он не находился под влиянием людей, то непременно последовал бы заложенному в нем инстинкту. Однако какой-нибудь из человеческих изъянов или же подражание тем или иным людям уклоняют его от этого.

Всевышний сказал:

﴿ فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفًا ۚ فِطْرَتَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا ۚ لَا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ ۚ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ ﴾

«Искренне обрати свой лик к религии. Это качество, которое Аллах привил людям. То, что сотворил Аллах, не подлежит изменению. Такова истинная вера, но большинство людей не ведают [этого]» Сура «Римляне», аят 30.

Абу Хурайра рассказывал, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Каждый человек рождается с привитой ему врожденной приверженностью [к поклонению одному Аллаху], а его родители делают его иудеем, христианином или огнепоклонником. Ведь и животные рождают детенышей целыми и невредимыми. Вы видели, чтобы кто-нибудь из них родился с отрезанным носом?» Затем Абу Хурайра прочел слова Всевышнего: «Это качество, которое Аллах привил людям». аль-Бухари 1359, 1385, Муслим 2658.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Великий и могучий Аллах повелел мне научить вас тому, чему Он научил меня сегодня и чего вы не знаете: «Всякое богатство, которым Я наделил Моих рабов, дозволено для них. Я сотворил всех Моих рабов покорными Мне. Но дьяволы пришли к ним, уклонили их от их религии, запретили им то, что Я дозволил им, и велели им поклоняться наряду со Мной ложным божествам, не имея никаких оснований для этого…». Муслим 4/2197.

2. Аллах наделил человека разумом, посредством которого человек понимает, что существует создатель всего сущего. Посредством разума человек способен созерцать и размышлять над окружающими знамениями. Любой обладатель разума, который поразмышляет над частями света и над небом, над землей, которая устроена во вселенной, над звездами, планетами, солнцем и луной, над горами, деревьями, морями и реками на земле, над ночью и днем, которые окутывают их, и над абсолютным и всеобъемлющим порядком, который установлен во вселенной и которому подчинено все сущее, недвусмысленно поймет, что у вселенной есть Всемогущий и Всесильный Творец, Который создал ее и управляет ею.

Всевышний Господь сказал:

﴿ سَنُرِيهِمْ آيَاتِنَا فِي الْآفَاقِ وَفِي أَنْفُسِهِمْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ الْحَقُّ ۗ أَوَلَمْ يَكْفِ بِرَبِّكَ أَنَّهُ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ ﴾

«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?» Сура «Разъяснены», аят 53.

3. Аллах отправил к людям посланников, которые рассказали людям о том, что их создал Аллах, только Он один имеет право на то, чтобы Ему поклонялись люди и сторонились всего того, чему поклоняются помимо Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ﴾

«Мы отправили к каждому народу посланника, [чтобы они сказали им]: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте ложных богов» Сура «Пчелы», аят 36.

Аллах также сказал:

﴿ وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ ﴾

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, не внушив ему: «Нет божества достойного поклонения, кроме Меня. Так поклоняйтесь же мне» Сура «Пророки», аят 25.

Таким образом, благодаря такой помощи Аллаха, человек чувствует сердцем, что должен поклоняться одному божеству, понимает это посредством дарованного ему разума. И именно через Своих посланников Всевышний Аллах сообщил людям каким образом Его творения должны поклоняться Ему.

Поклонение Аллаху — это подчинение Ему в совершении тех действий, которые Он приказал, и отказ от совершения действий запрещенных Им. Любое действие человека проявляется либо в словах, либо в делах. Дела в свою очередь могут быть явными, то есть внешне заметными для окружающих. А могут быть скрытыми, находящимися в сердце человека.

Также можно дать такое определение понятию поклонение. Поклонение — это понятие, объединяющее все слова и дела, как скрытые, так и явные, которые любит Аллах и которыми Он доволен.

И сообщил нам Аллах о том, что Он любит из слов и дел в форме ниспослания приказов и запретов в Коране и Сунне.

Религия — это и есть свод правил поклонения одному Аллаху, содержащих приказы и запреты Всевышнего Аллаха.

И назвал Аллах Свою религию Исламом:

﴿ إِنَّ الدِّينَ عِنْدَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ ﴾

«Воистину, религией у Аллаха является Ислам» Сура «Семейство Имрана», аят 19.

﴿ وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ ﴾

«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» Сура «Семейство Имрана», аят 85.

Смысл слова «ислам» — это покорность Всевышнему Аллаху, высшее повиновение, подчинение, смирение в выполнении приказов и запретов, ниспосланных Всевышним Господом.

Дела сердца — основа поклонения

И мы уже упоминали о том, что поклонение Аллаху выражается в словах и делах, как скрытых, так явных, на которые нам указал Всевышний Аллах.

Из явных дел: намаз, хадж, садака, почтительное отношение к родителям, правителю, помощь верующим, жертвоприношение и многие другие дела.

А скрытые дела — это и есть дела сердца, которые не известны никому из творений. И только лишь Всевышний и Великий Господь знает и объемлет то, что в сердцах людей:

﴿ أُولَئِكَ الَّذِينَ يَعْلَمُ اللَّهُ مَا فِي قُلُوبِهِمْ ﴾

«Аллах знает, что у них в сердцах» Сура «Женщины», аят 63.

  1. Вера в Аллаха
  2. Вера в Его ангелов
  3. Вера в Его писания
  4. Вера в Его посланников
  5. Вера в Судный день
  6. Вера в предопределение с его добром и злом

Ученые назвали их шесть столпов веры (имана).

Всевышний Аллах приказал нам уверовать в Него:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنزَلَ مِن قَبْلُ ﴾

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде» Сура «Женщины», аят 136.

﴿ لَيْسَ الْبِرَّ أَنْ تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَٰكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ ﴾

«Не в том благочестие, чтобы вы обращали лица свои к востоку и западу, но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в последний день, в ангелов, в Писание и пророков…» Сура «Корова», аят 177.

﴿ آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْهِ مِنْ رَبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ ۚ كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ ﴾

«Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его ангелов, Его Писания и Eго посланников…» Сура «Корова», аят 285.

﴿ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا ﴾

«Тот, кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и в Последний День, впал в глубокое заблуждение» Сура «Женщины», 136.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного».

В арабском языке слово «иман» — «вера» образовано от глагола «амана» — верить, быть верным, надежным.

Ученые арабского языка сказали, что смысл слова «иман» — это признание, утверждение. Вера человека в эти шесть столпов — это признание их сердцем, убежденность сердца. Поэтому вера в эти шесть столпов относится к делам сердца.

Вера в эти шесть столпов — это и есть основа религии, на которой строится все поклонение человека. Когда человек совершает тот или иной вид поклонения, вера в эти столпы всегда присутствует в сердце. Именно эта вера движет человеком, когда он стремится совершать как явные, так и скрытые дела. Далее мы увидим, что любое дело сердца основывается на вере в Аллаха, неразрывно связано с ней.

Виды дел сердца

1. Любовь к Аллаху

Любовь является важнейшим из дел сердец, так как одного лишь Аллаха Всевышнего следует любить уже только по той причине, что Он существует. Любовь верующих к их Господу только усилится после того, как они вступят в обитель блаженства, тогда как страх их исчезнет с исчезновением вызывающих его причин, ибо те, кто окажется в раю, не будут знать ни страха, ни печали.

О любви верующих к Аллаху говорил, как Аллах Всевышний, так и Его посланник. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«Среди людей есть такие, которые приравнивают других к Аллаху и любят их также, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал» Сура «Корова», 165.

Аллах Всевышний также сказал:

«… Он любит их и они любят Его…» Сура «Трапеза», аят 54.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лишь тот ощутит сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное, любит того или иного человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию, от которого спас его Аллах, также, как не желает он, чтобы его ввергли в огонь».

Кроме того, Аллах Всевышний поведал, что и Он любит тех рабов Своих, которые покоряются Ему. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«И Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным» Сура «Женщины», аят 125.

Аллах Всевышний также сказал:

«Творите добро, ибо, поистине, Аллах любит творящих добро» Сура «Корова», аят 195.

Аллах Всевышний также сказал:

«…ведь, поистине, Аллах любит богобоязненных» Сура «Семейство Имрана», 76.

Можно привести также и много других примеров такого рода.

Аллах Всевышний указал на то, что существует мерило правдивости для заявляющих о своей любви к Аллаху. Аллах Всевышний сказал:

Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас…» Сура «Семейство Имрана», аят 31.

Иначе говоря, Аллах Всевышний разъяснил, что любовь к Нему обязательно подразумевает собой следование посланнику Аллаха, а следование посланнику обязательно приводит к тому, что Аллах начинает любить раба Своего.
Истинная суть любви состоит в стремлении угодить возлюбленному, а это находит своё выражение в проявлениях любви к тому, что любит он, и проявлениях ненависти к тому, что он ненавидит.

2. Страх перед наказанием Аллаха

Аллах Всевышний вменил страх в обязанность каждому, ибо Он сказал:

«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!» Сура «Семейство Имрана», аят 175.

Аллах Всевышний также сказал:

«И только Меня страшитесь!» Сура «Корова», аят 40.

Аллах Всевышний также сказал:

«Не бойтесь людей, а бойтесь Меня!» Сура «Трапеза», аят 44.

Аллах Всевышний воздал хвалу тем, кто испытывает страх перед Ним, сказав:

«Поистине, те, которые страшатся Господа своего, пребывая в страхе, которые уверовали в знамения Господа своего, которые не признают наряду с Господом своим других богов, которые подают то, что положено, а сердца их страшатся того, что суждено им вернуться к своему Господу, — все они спешат творить добрые дела и стараются превзойти в этом других» Сура «Верующие», 57–61.

Ат-Тирмизи и имам Ахмад приводят хадис, в котором сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды я спросила: „О посланник Аллаха, указывают ли слова Аллаха: “…которые подают то, что положено, а сердца их страшатся…„, — на тех, кто прелюбодействует, пьёт вино и ворует?“ Он ответил: „Нет, о дочь ас-Сиддика, здесь речь идёт о таких, кто постится, молится и подаёт неимущим, испытывая страх перед тем, что это не будет принято от него“».

3. Надежда на Аллаха

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, те, которые уверовали, переселились и проявили рвение, надеются на милость Аллаха, а Аллах — Прошающий, Милосердный» Сура «Корова», аят 218.

Аллах Всевышний также сказал:

«Если кто-либо надеется предстать перед Аллахом, то ведь предопределённый Аллахом срок непременно наступит. Он — Слышащий, Знающий» Сура «Паук», аят 5.

Аллах Всевышний также сказал:

«Тот, кто надеется предстать перед своим Господом, пусть творит дела праведные и не поклоняется наряду с Господом своим никому больше!» Сура «Пещера», аят 110.

В «Сахихе» Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как за три дня до своей смерти посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Пусть каждый из вас встретит свою смерть, не иначе как ожидая хорошего от Господа своего!“»

В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах Всемогущий и Великий говорит: „Я буду таким, какого мнения обо Мне станет придерживаться раб Мой, пусть же думает обо Мне, что хочет!“»

Аллах Всевышний воздал хвалу тем, кто испытывает страх и вместе с тем питает надежду, сказав:

«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, желая узнать, кто из них ближе. Они надеются на Его милость, страшатся Его кары, ибо надо стараться избежать кары Господа твоего!» Сура «Ночное путешествие», аят 57.

Аллах Всевышний также сказал:

«Неужели тот, кто всю ночь посвящает поклонению, склоняясь до земли и стоя, страшится будущей жизни и надеется на милость своего Господа…» Сура «Толпы», аят 9.

Аллах Всевышний также сказал:

«…оставляющие ложе, чтобы воззвать к Господу своему в страхе и надежде…» Сура «Земной поклон», аят 16.

Из всего сказанного следует, что мусульманин должен обладать и тем, и другим, иначе говоря, и испытывать страх, и питать надежду. Один из посвятивших себя служению Аллаху сказал: «Страх и надежда подобны двум крылам птицы: если они будут равны друг другу, то птица сможет держаться ровно, и полёт её будет совершенным; если одно крыло окажется короче другого, она не сможет летать как положено, а если она лишится обоих крыльев, то окажется на грани гибели».

Страх обязательно приводит к появлению надежды, а если бы это было не так, то человек обязательно впал бы в отчаяние. Надежда также обязательно приводит к возникновению страха, ибо в противном случае человек ощутил бы себя в полной безопасности, однако и отчаяние, и ощущение полной безопасности в равной степени достойны порицания.

Аллах Всевышний сказал:

«…и не теряйте надежды на милосердие Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» Сура «Иосиф», аят 87.

Аллах Всевышний также сказал:

«Разве кто-нибудь, кроме заблудших, отчаивается в милости своего Господа?!» Сура «Хиджр», аят 56.

Аллах Всевышний также сказал:

«Только люди заблудшие не остерегаются замыслов Аллаха!» Сура «Преграды», аят 99.

Достойным похвалы является такой страх, который удерживает человека от совершения того, что запрещено Аллахом. Что же касается надежды, то достойны похвалы два её вида:

  1. Надежда того, кто исполнял свои религиозные обязанности, руководствуясь светом Аллаха, и стал надеяться на награду Аллаха.
  2. Надежда того, кто совершал грехи, но потом раскаялся в них перед Аллахом и стал надеяться на то, что Он простит его и окажет ему Своё благодеяние.

Такая надежда свидетельствует о том, что раб знает о щедрости и милости Аллаха и ожидает от Него проявления этого, а также о том, что он взирает на широту милосердия Аллаха.

4. Обращение к Аллаху с мольбами

Аллах Всемогущий и Великий сказал:

«Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, и я отвечу на вашу мольбу. Поистине, те, которые не поклоняются Мне из гордыни, войдут в Ад униженными» Сура «Прощающий», аят 60.

Аллах Всевышний также сказал:

«Обращайтесь к Господу своему смиренно и покорно. Поистине, Он не любит преступающих!» Сура «Преграды», аят 55.

Аллах Всевышний также сказал:

«Если спросят тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я близок, отвечу Я на мольбы взывающего ко Мне. Так пусть же и они отвечают Мне и верят в Меня, и встанут они на истинный путь» Сура «Корова», аят 186.

В «Сунан» ат-Тирмизи приводится хадис, передаваемый со слов ан-Ну’мана бин Башира, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обращение к Аллаху с мольбой есть поклонение», после чего прочитал аят, в котором сказано: «Ваш Господь повелел: „Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу. Поистине, те, которые не поклоняются Мне из гордыни, войдут в ад униженными“» Сура «Прощающий», аят 60.

5. Обращение к Аллаху за помощью

Аллах Всемогущий и Великий сказал:

«Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи…» Сура «Открывающая Коран», аят 5.

Что же касается Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то известно, что однажды он сказал Ибн ’Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими: «Если будешь просить, то проси у Аллаха, если будешь обращаться за помощью, то обращайся за ней к Аллаху».

6. Поиски прибежища у Аллаха /исти’аза/

Аллах Всевышний сказал:

«Когда ты читаешь Коран, то ищи прибежища у Аллаха от проклятого шайтана» Сура «Пчёлы», аят 98.

Аллах Всевышний также сказал:

Скажи: «Ищу убежища у Господа рассвета от зла того, что Он сотворил…» Сура «Рассвет», аяты 1–2.

Аллах Всевышний также сказал:

Скажи: «Ищу убежища у Господа людей, Царя людей, Бога людей от зла искусителя исчезающего…» Сура «Люди», аяты 1–4.

7. Обращение к Аллаху с просьбой о спасении в случае беды (истигаса)

Аллах Всевышний сказал:

«…обратились вы с мольбой о спасении к своему Господу, и Он ответил на ваш зов… Сура «Добыча», аят 9.

Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обращался к Аллаху с такими словами: «О Живой, о Сущий, о Обладатель величия и Почитаемый, о Создатель небес и земли, к милосердию Твоему обращаюсь за спасением!»

8. Упование на Аллаха /таваккуль/

Или иначе говоря, доверие сердца к Аллаху, выражающееся в уверенности в том, что Он защитит человека.

Аллах Всемогущий и Великий сказал:

«Положитесь на Аллаха, если вы верующие» Сура «Трапеза», аят 23.

Аллах Всевышний также сказал:

«Пусть на Аллаха уповают верующие!» Сура «Авраам», аят 11.

Аллах Всевышний также сказал:

«Пусть на Аллаха уповают уповающие!» Сура «Авраам», аят 12.