Влияние веры в божественные имена и качества на сердце мусульманина и его поклонение Господу очень велико. В этой вере раб своим сердцем находит смысл поклонения своему Господу. Благодаря этой вере он начинает уповать на Всевышнего Аллаха, полагаться на Него Одного и оберегать свое тело, душу и даже мысли для того, чтобы размышлять только о том, что угодно Аллаху Всевышнему. Он начинает любить то, что любит Аллах, слушать ради Него и смотреть ради Него. И вместе с тем, он возлагает на своего Господа огромные надежды и думает о Нем только хорошее.
Имена Всевышнего Аллаха помогают рабу всей душой возлюбить Господа, и эта любовь является основой счастья мусульманина в этом мире и в Последней жизни, ключом к его благополучию, она вдохновляет его поклоняться Господу самым прекрасным образом. И в этой связи уместно сказать, что поклонения, которые совершаются телом, становятся легкими или тяжелыми для человека в зависимости от того, насколько он сильно любит Всевышнего Аллаха в сердце.
Совершение поклонения в той совершенной форме, которая угодна Аллаху, зависит от любви к Аллаху в сердце, а любовь эта зависит от познания Аллаха посредством Его прекрасных имен и качеств. И поэтому лучше всех поклонялись Аллаху Его посланники, которые лучше всех знали Его и, следовательно, отличались самой сильной любовью к Всевышнему.
Единобожие в обладании божественными именами и качествами /таухид аль-асма уа ас-сыфат/ — это убежденность сердцем в тех именах и качествах, которыми Всевышний Аллах охарактеризовал Себя Сам и которыми Его охарактеризовал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и отрицание всех имен и качеств, которые Аллах отверг от Себя и которые от Него отверг Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, а также признание их истинного значения и смысла и выявление их следов и последствий среди творений.
ПЕРВОЕ: то, что Аллах обладает прекраснейшими именами, то есть такими именами, прекраснее которых быть ничего не может, ибо Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَىٰ فَادْعُوهُ بِهَا ﴾
«Есть у Аллаха прекраснейшие имена» Сура «Преграды», аят 180.
Кроме того, Аллах обладает высшими и совершенными атрибутами, лишёнными каких бы то ни было недостатков.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَلِلَّهِ الْمَثَلُ الْأَعْلَىٰ ﴾
«Аллах являет Собой наивысший пример» Сура «Пчёлы», аят 60.
Здесь речь идёт о наивысших, совершеннейших и прекраснейших качествах.
ВТОРОЕ: то, что знание об именах и атрибутах Аллаха получено свыше, поскольку источниками наших знаний о них являются Коран и сунна, а это значит, что мы должны ориентироваться только на них, ничего не убавляя и не добавляя к тому, на что они указывают.
ТРЕТЬЕ: при описании Аллаха используется как подтверждение, так и отрицание, причём подтверждение не должно иметь ничего общего с уподоблением, а отрицание — с лишением, как указал на это Аллах Всевышний, который сказал:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾
«Нет ничего, подобного Ему, Он — Слышащий, Видящий» Сура «Совет», аят 11.
ЧЕТВЁРТОЕ: нам известны имена и атрибуты Аллаха, однако что именно подразумевается под этим полностью известно одному лишь Аллаху, который сказал:
﴿ وَلَا يُحِيطُونَ بِهِ عِلْمًا ﴾
«…но они не способны объять Его своим знанием» Сура «Та ха», аят 110.
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Есть у Аллаха девяносто девять имён, что составляет собой сотню без одного, и тот, кто станет перечислять их, войдёт в Рай».
В данном случае перечисление подразумевает собой память об этих именах и поклонение Аллаху сообразно их смыслу.
Однако число имён Аллаха не ограничивается девяносто девятью, ибо у Него есть и такие имена, о которых не упоминается в Коране и Сунне.
Имам Ахмад, Ибн Хаббан и другие мухаддисы приводят хадис, передаваемый со слов ’Абдуллаха бин Мас’уда, да будет доволен им Аллах. В этом хадисе сказано, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «…О Аллах, заклинаю Тебя каждым Твоим именем, которым Ты нарек Себя Сам, или которое Ты ниспослал в Своей Книге, или которое Ты открыл кому-либо из Твоих созданий или которое ведомо только Тебе и т.д…».
Таким образом, Аллах Высокий и Великий обладает многими именами, в число коих входят как имена, так и атрибуты. При этом имена указывают на сущность Всевышнего, а атрибуты — на качества Его совершенства.
Приведём некоторые из имён и атрибутов Аллаха.
В суре «Фатиха» Аллах Всевышний говорит:
﴿ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ {2} الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴾
«Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному…» Сура «аль-Фатиха», аяты 2-3.
Аллах — это Тот, кого считают Богом и кому поклоняются.
Господь — это Творец, Дарующий средства к существованию, Властитель, Полновластно распоряжающийся, Взрастивший Своими милостями всё сотворённое.
Милостивый, Милосердный. Оба этих имени имеют отношение к милости, однако если имя Милостивый указывает на присущий Ему атрибут, то Имя Милосердный указывает на связь Его милости со всем тем, на что она распространяется.
Милость Аллаха разделяется на две части: общую, которую Он проявляет по отношению к каждому, и особую, которую Он проявляет по отношению к верующим.
Относительно всеобщей милости Аллах Всевышний сказал следующее:
﴿ إِنَّ اللَّهَ بِالنَّاسِ لَرَءُوفٌ رَحِيمٌ ﴾
«Поистине, Аллах по отношению к людям Сострадательный, Милосердный» Сура «Хадж», аят 65.
Что же касается особой милости, то об этом Аллах Всевышний сказал так:
﴿ وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا ﴾
«…и Он милосерден к верующим» Сура «Сонмы», аят 43.
В суре «Искренность», равной по своему значению трети Корана, Аллах Всевышний говорит:
﴿ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ {1} اللَّهُ الصَّمَدُ ﴾
«Скажи: “Он — Аллах — Один, Аллах Вечный…» Сура «Искренность», аяты 1-2.
Один, то есть Единственный в том, что касается совершенства, и нет ничего и никого, подобного Ему или разделяющего с Ним качества Его совершенства.
Вечный, то есть совершенный по Своим атрибутам, Тот, к которому все существа устремляются со своими нуждами.
Все эти имена упомянуты Всевышним в аяте трона, который является одним из величайших Его аятов. Посланник Аллаха ﷺ говорил, что каждого, кто прочитает этот аят ночью, до самого утра будет охранять хранитель, направленный к нему Аллахом, и шайтан не приблизится к нему. Аллах Всевышний сказал:
﴿ اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ ۚ لَا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ ۚ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۗ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ ۚ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ ۖ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَاءَ ۚ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ ۖ وَلَا يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا ۚ وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ ﴾
«Аллах — нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» Сура «Корова», аят 255 — Аятуль-Курсий.
Живой. Это значит, что жизнь Его вечна и совершенна во всех отношениях, а Сам Он неподвластен ни дремоте, ни сну, ни смерти.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَتَوَكَّلْ عَلَى الْحَيِّ الَّذِي لَا يَمُوتُ ﴾
«Уповай же на Живого, который не умрёт…» Сура «Различение», аят 58.
Сущий: это значит, что Он существует Сам по Себе, другие же существуют только благодаря Ему, поскольку Он ни в чем не нуждается.
Возвышенный: здесь имеется в виду абсолютная высота, например, высота могущества, высота подчинения и высота сущности. Что касается высоты могущества, то это означает, что Ему присущи атрибуты совершенства и величия. Что касается высоты подчинения, то это значит, что Он подчиняет Себе всё сотворённое и полновластно распоряжается этим. Что касается высоты сущности, то под этим подразумевается, что Он возвышается на Своём троне надо всеми Своими творениями.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى ﴾
«Славь имя Господа твоего Высочайшего…» Сура «Высочайший», аят 1.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ إِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَىٰ إِنِّي مُتَوَفِّيكَ وَرَافِعُكَ إِلَيَّ ﴾
«Вот, сказал Аллах: “О ’Иса! Я упокою тебя, вознеся тебя ко Мне…”» Сура «Семейство Имрана», аят 55.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ أَمْ أَمِنْتُمْ مَنْ فِي السَّمَاءِ أَنْ يُرْسِلَ عَلَيْكُمْ حَاصِبًا ۖ فَسَتَعْلَمُونَ كَيْفَ نَذِيرِ {17} وَلَقَدْ كَذَّبَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ فَكَيْفَ كَانَ نَكِيرِ ﴾
«Неужели вы сомневаетесь в том, что Тот, кто на небе, заставит землю поглотить вас, когда она придёт в сотрясение?! Неужели вы сомневаетесь в том, что Тот, кто на небе, обрушит на вас ураган?! Обязательно узнаете вы, каково Моё увещевание!» Сура «Власть», аяты 16-17.
Под «небом» здесь подразумевается высота, иначе говоря, то, что находится выше сотворённых небес.
Великий: это имя указывает собой на обладание всем тем, что имеет отношение к величию.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ ۖ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴾
«Он — Первый и Последний, Побеждающий и Скрытый, знает Он обо всём сущем» Сура «Железо», аят 3.
Посланник Аллаха ﷺ дал своё толкование этим четырём именам, сказав: «О Аллах, Ты — Первый, и не было до Тебя ничего, Ты — Последний, и не будет после Тебя ничего, Ты — Побеждающий, и нет над Тобой ничего, Ты — Скрытый, и нет под Тобой ничего». Этот хадис приводит Муслим.
Знающий: то есть Тот, знание которого объемлет собой всё.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَعِنْدَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لَا يَعْلَمُهَا إِلَّا هُوَ ۚ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ ۚ وَمَا تَسْقُطُ مِنْ وَرَقَةٍ إِلَّا يَعْلَمُهَا وَلَا حَبَّةٍ فِي ظُلُمَاتِ الْأَرْضِ وَلَا رَطْبٍ وَلَا يَابِسٍ إِلَّا فِي كِتَابٍ مُبِينٍ ﴾
«И у Него ключи к сокрытому! Знает о них только Он. Знает Он о том, что на суше и в море. Без Его ведома не упадёт и лист, и нет ни зёрнышка во мраке земли, ни чего-либо влажного или сухого, о чём бы не было сказано в Книге ясной» Сура «Скот», аят 59.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾
«И Он — Слышащий, Видящий» Сура «Совет», аят 11.
Он — Слышащий, а это значит, что слух является Его атрибутом. Он — Видящий, а это значит, что зрение является Его атрибутом. Таким образом, Он всё видит, всё слышит, и ничто не может укрыться от Него.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَهُوَ الْحَكِيمُ الْخَبِيرُ ﴾
«…И Он — Мудрый, Всеведущий» Сура «Саба», аят 1.
Мудрый: это значит, что Он управляет тем, что было сотворено Им как в мире этом, так и в мире ином, посредством установленных им законов бытия и религиозных законов и Он судит, как пожелает. Никто не может отвратить Его решения, а Он обладает мудростью, в силу чего все Его веления и творения отличаются совершенной точностью и красотой.
Всеведущий: то есть осведомлённый о явном и тайном.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ ﴾
«Вечен лишь лик Господа твоего, Обладателя величия и Почитаемый» Сура «Милостивый», аят 27.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ ﴾
«А Его руки простёрты…» Сура «Трапеза», аят 64.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَاصْبِرْ لِحُكْمِ رَبِّكَ فَإِنَّكَ بِأَعْيُنِنَا ﴾
«Терпи же, пока не придёт решение Господа твоего, поистине, ты пред глазами Нашими» Сура «Гора», аят 48.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَلِتُصْنَعَ عَلَىٰ عَيْنِي ﴾
«…чтобы взрастили тебя пред оком Моим» Сура «Та хa», аят 39.
Здесь подразумеваются два глаза, и поэтому посланник Аллаха ﷺ сказал: «…Поистине, Господь ваш не является одноглазым».
Три вышеупомянутых атрибута имеют отношение к сущности Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ الرَّحْمَٰنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَىٰ ﴾
«Милостивый, который утвердился на троне» Сура «Та ха», аят 5.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ ثُمَّ اسْتَوَىٰ عَلَى الْعَرْشِ ﴾
«Потом Он утвердился на троне» Сура «Преграды», аят 54.
Утверждение, о котором идёт речь, указывает на высоту (высший предел), пребывание выше всего остального, подъём и устойчивость. Подобное утверждение относится к числу атрибутов действия.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ هُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَىٰ عَلَى الْعَرْشِ ۚ يَعْلَمُ مَا يَلِجُ فِي الْأَرْضِ وَمَا يَخْرُجُ مِنْهَا وَمَا يَنْزِلُ مِنَ السَّمَاءِ وَمَا يَعْرُجُ فِيهَا ۖ وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنْتُمْ ۚ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ ﴾
«Он — тот, кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом утвердился на троне. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из неё, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит к нему. Где бы вы ни были, Он с вами повсюду, и видит Аллах всё, что вы творите» Сура «Железо», аят 4.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۖ مَا يَكُونُ مِنْ نَجْوَىٰ ثَلَاثَةٍ إِلَّا هُوَ رَابِعُهُمْ وَلَا خَمْسَةٍ إِلَّا هُوَ سَادِسُهُمْ وَلَا أَدْنَىٰ مِنْ ذَٰلِكَ وَلَا أَكْثَرَ إِلَّا هُوَ مَعَهُمْ أَيْنَ مَا كَانُوا ۖ ثُمَّ يُنَبِّئُهُمْ بِمَا عَمِلُوا يَوْمَ الْقِيَامَةِ ۚ إِنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴾
«Неужели ты не знаешь, что известно Аллаху и то, что на небесах, и то, что на земле?! Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвёртым; между пятью, чтобы Он не был шестым; между большим или меньшим количеством, чем было перечислено, без того, чтобы Он не был с ними, где бы они ни находились. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они творили, ведь Аллах обо всём знает!» Сура «Препирательство», аят 7.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ إِذْ يَقُولُ لِصَاحِبِهِ لَا تَحْزَنْ إِنَّ اللَّهَ مَعَنَا ﴾
«…[Мухаммад] сказал своему спутнику: “Не печалься, ибо Аллах с нами!”» Сура «Покаяние», аят 40.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوْا وَالَّذِينَ هُمْ مُحْسِنُونَ ﴾
«Поистине, Аллах — с богобоязненными и теми, кто творит благие дела» Сура «Пчёлы», аят 128.
Это совместное пребывание бывает двух видов: совместное пребывание со всеми, на что указывают цитированные выше аяты из сур «Железо» и «Препирательство». Это связано со всеобъемлющим знанием Творца обо всех сотворённых Им существах.
Вторым видом является совместное пребывание с частью из сотворённых Им существ, на что указывают цитированные выше аяты из сур «Покаяние» и «Пчёлы».
Здесь речь идёт о тех, кто близок к Нему, ибо, сообразно смыслу этих аятов, Он всегда оказывает им помощь и поддержку и хранит их.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ هَلْ يَنْظُرُونَ إِلَّا أَنْ يَأْتِيَهُمُ اللَّهُ فِي ظُلَلٍ مِنَ الْغَمَامِ وَالْمَلَائِكَةُ وَقُضِيَ الْأَمْرُ ﴾
«Неужели же они надеются на что-либо иное, кроме как на то, что Аллах в сопровождении ангелов прибудет к ним, осенённый облаками» Сура «Корова», аят 210.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَجَاءَ رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفًّا صَفًّا ﴾
«…когда Господь твой придёт вместе с ангелами, выстроившимися в ряды…» Сура «Заря», 22.
Здесь имеется в виду приход Аллаха Всевышнего в День воскресения для вынесения окончательного решения относительно рабов Его. Эти атрибуты являются атрибутами действия.
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Пророк ﷺ сказал: «Еженощно, когда истекают две трети ночи, Господь наш спускается к нижнему небу и говорит: “Я отвечу тому, кто станет взывать ко Мне, Я одарю того, кто попросит Меня о чём-либо, Я прощу того, кто будет просить Меня о прощении”».
Таким образом, данный хадис служит подтверждением того, что Аллах Всевышний, слава Ему, еженощно спускается к нижнему небу, что имеет отношение к атрибутам действия.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَلَمَّا جَاءَ مُوسَىٰ لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ ﴾
«И когда Муса пришёл к назначенному Нами сроку, его Господь заговорил с ним…» Сура «Преграды», аят 143.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَإِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ ﴾
«И вот, сказал Аллах: “О ’Иса, сын Марйам!”» Сура «Трапеза», аят 116.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّىٰ يَسْمَعَ كَلَامَ اللَّهِ ﴾
«И если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему приют, чтобы он мог слышать слова Аллаха» Сура «Покаяние», аят 6.
Речь или же слова Аллаха относится к числу Его атрибутов. Аллах Всевышний говорит, если захочет, Он говорит, когда захочет и как захочет. Голос Его слышен, а слова Аллаха являются, с одной стороны, атрибутом Его сущности, а с другой — атрибутом действия..
Коран заключает в себе ниспосланные и несотворённые слова Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَهَٰذَا كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ فَاتَّبِعُوهُ ﴾
«И это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали, так следуйте же ему…» Сура «Скот», аят 155.
Как уже было сказано, слова Аллаха являются одним из Его атрибутов, а Его атрибуты не сотворены.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴾
«…поистине, Аллах любит творящих благодеяния» Сура «Корова», аят 195.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ ﴾
«Поистине, Аллах любит богобоязненных» Сура «Покаяние», аят 4.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ﴾
«Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Аллахом» Сура «Трапеза», аят 119.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَغَضِبَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ ﴾
«…а Аллах разгневался на них…» Сура «Победа», аят 6.
Мы точно знаем о том, что эти имена и атрибуты принадлежат Аллаху, ибо так назвал Себя Он Сам и так называл Его Его посланник ﷺ. В этом нет никаких отступлений от Корана и Сунны, ведь от явного их смысла недопустимо отклоняться, как недопустимо ни пытаться выяснить, что именно кроется за этим, ни сравнивать Его атрибуты с качествами, присущими людям.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ﴾
«Нет ничего, подобного Ему…» Сура «Совет», аят 11.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ هَلْ تَعْلَمُ لَهُ سَمِيًّا ﴾
«Знаешь ли ты другого, кто был бы подобен Ему?» Сура «Марйам», аят 65.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴾
«…и нет никого, равного Ему» Сура «Искренность», аят 4.
Правильное понимание имен и качеств Всевышнего Аллаха зиждется на твердой вере и абсолютной убежденности во всех именах и качествах, которыми Аллах охарактеризовал Себя Сам и которыми Его охарактеризовал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без их искажения /тахриф/ или отрицания /та’тиль/, а так же без их представления /такйиф/ и без уподобления их качествам творений /тамсиль/.
Искажение /тахриф/ подразумевает изменение истинной сути имен и качеств Аллаха. Оно бывает двух видов:
Отрицание /та’тиль/ подразумевает полное непризнание качеств Аллаха. Так поступают те, которые считают, что у Всевышнего Аллаха вообще отсутствуют какие-либо качества.
Представление /такйиф/ подразумевает представление (описание) характеристик или образа божественных качеств. Так поступают некоторые представители заблудших течений, которые искажают значения качеств Аллаха, придают им определенную форму и описывают, например, какой является Его Рука или каким образом Он вознесся на Трон. Такие описания лживы, так как об этом не знает никто, кроме Самого Аллаха. Творения не знают этого и не способны к постижению этого.
Уподобление /тамсиль/ подразумевает уподобление качеств Аллаха качествам творений. Такой человек, например, говорит: «Аллах обладает слухом, таким же, как наш слух», — или: «У Аллаха есть Лик, такой же, как наши лица». Аллах превыше всего этого!
Правильный подход к именам и качествам Аллаха строится на трех принципах, и каждый, кто поймет и примет их, никогда не впадет в заблуждение в этом вопросе. Эти принципы следующие:
Обладающий здравым разумом человек должен понимать, что его разум имеет границу, за пределы которой он не в состоянии перейти, и это подобно тому, как возможности его слуха и зрения тоже не являются безграничными. Тот же, кто пытается достичь своим разумом то, чего достичь невозможно, и вдается, например, в размышления о сущности качеств Аллаха, тот подобен тому, кто хочет увидеть, что находится за стеной, или надеется услышать
звук, который раздается очень далеко от него.
Коран и Сунна упоминают множество прекрасных имен и совершенных качеств Всевышнего Аллаха, и сосчитать их полностью невозможно. Приведенные нами имена и качества являются лишь некоторыми из них. Каждый мусульманин обязан признавать все божественные имена и качества так, как это подобает величию и совершенству Аллаха. Он должен признавать все то, как Аллах охарактеризовал Себя в Коране, ведь Ему известно о Себе лучше, чем Его творениям. Каждый мусульманин должен признавать и то, чем Аллаха описал в Сунне Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, ведь он был осведомлен о Господе лучше, чем все остальные люди, был самым искренним, самым красноречивым, самым благочестивым и самым богобоязненным среди них. И никто не имеет права отрицать какое-либо из качеств Всевышнего Аллаха или уподоблять их качествам творений, потому что «нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «Совет», аят 11.