Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

ابو سليمان الخطابي

Абу Сулейман аль-­Хаттаби, да смилуется над ним Аллах

имам, хафиз, выдающийся хадисовед, законовед и филолог

Абу Сулейман Хамд ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Хаттаб аль-Хаттаби. По некоторым данным его звали Ахмад, но имам Аз-Захаби сказал, что более правильное мнение относительно его имени – это Хамд — выдающийся хадисовед, законовед и филолог. Он потомок Зейда ибн аль-­Хаттаба, брата второго праведного халифа ‘Умара ибн аль-­Хаттаба.

Прозвище Аль-Хаттаби берет свое начало от имени его деда Хаттаба и прочно закреплено за ним, так, что при его упоминании в большинстве случаев подразумевается имам Абу Сулейман. Также после его имени иногда употребляется прилагательное Аль-Бусти. Это название города, из которого он был родом.

Имам Аль-Хаттаби, да помилует его Аллах, родился в городе Буст (территория современного Афганистана), после 310 года по хиджре. Это мнение большинства ученых, которые не указали точной даты рождения Аль-Хаттаби. Есть также мнение, что он родился в 319 году по хиджре.

К сожалению, нет точных исторических данных о детстве и юности имама Аль-Хаттаби. Упоминается лишь то, что он родился и вырос в богобоязненной семье, любящей знания.

Абу Сулейман аль-Хаттаби начал приобретать знания с самого детства. При первой возможности он отправился в путешествие с целью приобретения знаний в Багдад, Басру, Мекку и другие места того времени. Он достиг высокого уровня знания, особенно в области хадисов и арабского языка.

Имам Аль-Хаттаби изучал фикх имама Аш-Шафии у Абу Бакра аль-К’аффаля аш-Шаши и у Абу Али ибн аби Хурейра.

Его учителя:
Обучался у таких видных богословов, как Абу Са‘ид ибн аль-­А‘раби в Мекке, Исма‘иль ибн Мухаммад ас-­Саффар в Багдаде, Абу Бакр ибн Даса в Басре, Абу аль-‘Аббас аль-­Асамм в Нишапуре, Абу Бакра аль-­Каффаля аш-­Шаши, Абу ‘Али ибн Абу Хурайры и других учёных основам и положениям шафиитского мазхаба.

Его ученики:
 имамы Абу ‘Абдуаллах аль-­Хаким, Абу Хамид аль-­Исфарайини, Ахмад ибн Мухаммад аль-­Харави, Абу Зарр аль-­Харави и др.

Его труды:
1. «Ма‘алим ас-сунан» (комментарий к «Сунану» имама Абу Дауда)
2. «Гариб аль-хадис» (разъяснения редких слов и выражений, встречающихся в хадисах)
3. «А‘лям аль-хадис» (комментарий к «Сахиху» имама аль-­Бухари)
4. «Баян и‘джаз аль-­Куран» (о неподражаемости Корана)
5. «Ислях галят аль-мухаддисин» (об ошибках передатчиков хадисов) и др.

Ученые сошлись на том, что великий мухаддис и имам Абу Сулейман Хамд ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Хаттаб аль-Хаттаби умер в городе Буст в месяц рабиуниль-ахир 388 года по хиджре. Пусть Аллах будет доволен им и воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман!

Слова похвалы в адрес Абу Сулеймана аль-­Хаттаби, да смилуется над ним Аллах

Имам аль-Хаким сказал о нём: «Он был факихом и литератором…Он много лет провел у нас в Найсабуре и преподавал там. От его знаний было много пользы».

Имам ас-Сам’ани сказал: «Почтенный имам, обладатель великого достоинства, высокого положения, автор хороших произведений».

Имам ас-Суюты сказал про него в книге «Табакатуль хуффаз»: «Имам, алляма, принесший очень много пользы, совершавший много путешествий (в поисках знаний)».

ас-Сааляби сказал: «Его сравнивали в наше время с Абу Убайдом аль-Касымом в знаниях, этике, аскетизме, богобоязненности, преподавании и составлении книг».

Сказал ас-Субки в книге «Табакату ш-шафи’йа»: «Он был имамом в фикхе, хадисе и арабском языке».

аз-Захаби упомянул его в книге «Аль-‘ибар» словами: «Имам, алляма, аль-хафиз, заток арабского языка».